ГЛАВА 5. В. С. СОЛОВЬЕВ
Огромное влияние на формирование русской правовой мысли оказали идеи глубокого и разностороннего мыслителяВладимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Его идеи явились одним из основных источников «русского духовного ренессанса» (термин Н. А. Бердяева) начала XX в. и«возрожденного естественного права» в России. Не случайно один из учеников Соловьева, П. И. Новгородцев, называл его «блестящим и выдающимся представителем философии права», а другой его последователь, А. С. Ященко, посвятил правовым воззрениям Соловьева целое исследование, в котором доказывал синтетический (интегральный) характер его учения о праве.39 Другой незаурядный философ и социолог права, Б. А. Кис-тяковский, подчеркивал неоценимый вклад Соловьева в защиту самой идеи права и государства, которую приходилось отстаивать как от правового нигилизма Л. Н. Толстого, отрицавшего право во имя абсолютных нравственных начал, так и от взглядов Б. Н. Чичерина, утверждавшего, напротив, абсолютное значение правового начала в отрыве от нравственности. По мнению Кистяковского, Соловьев 38 Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 162. 39 Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерали ма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999. В. С СОЛОВЬЕВ привел неопровержимые доказательства в пользу того, что подлинное существо права обладает нравственным характером. Не менее высоко оценивали философию права Соловьева и другие русские философы и правоведы: Б. П. Вышеславцев, Н. Н. Алексеев, И. В. Михайловский, Г. Д. Гурвич и др. Вряд ли можно полностью согласиться с мнением М. Лазерсона о том, что среди русских философов права было только два оригинальных мыслителя: идеалист Соловьев и позитивист Петражицкий,40 но то, что именно эти мыслители оказались в самом эпицентре российского дореволюционного правового дискурса, сомнений не вызывает. Наиболее полно правовые идеи Соловьева выражены в следующих его работах:«Критика отвлеченных начал» (1877-1880), «Оправдание добра» (1897),«Право и нравственность» (1897). Концепция всеединства В молодости Соловьев испытал влияние со стороны славянофильской мысли. Этим было обусловлено его внимание к немецкой философии, в частности, к философии Шеллинга. Помимо этого на мировоззрение Соловьева оказали влияние Шопенгауэр, Кант, Гартман, Платон, Плотин, гностики и отцы православной Церкви. В целом философскую концепцию мыслителя следует охарактеризовать как метафизику христианства, как «конкретный» идеализм на религиозной основе. Соловьев резко выступал противабстрактного рационализмаклассической философии, страдающей неизлечимойодносторонностью.Эта односторонность выражалась в сведении всего либо к понятию, либо к явлению. В противоположность этой односторонней позиции Соловьев развивает учение осущем всеединстве. «Истина есть истинное бытие, все и единое», другими словами, истина есть Абсолют и, как таковая, она не может быть дана ни в опыте, ни в рассудке, ни в ощу-Щении и не может быть сведена к логическому мышлению.41 40 Laserson М. Die Russische Rechtsphilosophie // Archiv furRechts- und"irtschaftsphilosophie. 1932/33. В. XXVI. S. 303. 4' Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал //Собр. соч. Т. 2. СПб.: Изд.Товарищества «Общественная польза», б. г. С. 286. Разде-ч IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ X(v Только через интуитивное познание Абсолюта, или Всеединого как безусловно реального и безусловно универсального, восприми^ маемые в нашем опыте явления могут обрести истинную действительность, а понятия мышления — истинную всеобщность. Такое интуитивное познание возможно только через акт религиозной веры которая составляет предпосылку подлинного познания. Соловьев убежден, что «если разум и опыт без знания мистического лишены истины, то без знания и опыта сама истина лишена полноты и действительности».42 Таким образом, в цельном,синтетическом знании односторонность мистицизма, рационализма и реализма снимаются исоединяются воедино. Такую же методологию мыслитель применяет в отношении практического знания. Этика у Соловьева также зиждется на религиозной вере. На ней основывается безусловность нравственного принципа, предполагающего действительность бытия Бога и духовную сущность человека. Несовершенство человека и совершенство Бога выдвигает задачу бесконечного совершенствования как постепенного перехода от «зверочеловечества» к «Богочеловече-ству». При этом Соловьев стремился совместитьрелигиозное переживание, дающее начало безусловности, с принципомнравственной автономии, установленным Кантом в форме категорического императива. Для социально-этической философии Соловьева также чрезвычайно характерно стремление к всеобъемлющему синтезу. Так, для него нравственное выражение общественной жизни возможно только при условииединства личного и сверхличного,общественного.Это не предполагало, конечно, растворения личности в обществе. Ход мысли философа иной. Соловьев совершено справедливо полагал, что конкретная индивидуальность каждого может проявиться только в рамках общества. Поэтому «истинный индивидуализм требует внутренней общинности и неразлучен с нею».43 Без общества, полагал Соловьев, личность немыслима в принципе. Мыслитель всегда выступал против так называемого «социального атомизма», в рамках которого общество понималось как механическое объединение противостоящих ему независимых и самодостаточных субъектов. Он был убежден в том, что «разделяющее противостояние» общества и личности есть не более чем «болезненная иллюзия самосознания». 42 Там же. С. 313. 43 Там же. С. 121.
Понятие права Правовые взгляды Соловьева, которые основывались на его оригинальной философии, также отражали его стремление к всеобъемлющему синтезу. Именно эта особенность его правовой философии вдохновляла российских сторонников интегральной юриспруденции: А. С. Ященко, С. Л. Франка, Н. Н. Алексеева, Г. Д. Гурвича и др. Своими оппонентами мыслитель считал как представителей позитивизма всех направлений, так и сторонников естественно-правового индивидуализма. Обосновывая собственную синтетическую (интегральную) концепцию права, Соловьев утверждал неразрывную связь права с духовной природой личности каждого человека и одновременно — с обществом. В соответствии со своей концепцией «всеединства» Соловьев видел в праве необходимое условие общественного бытия, самостоятельную идею, не сводимую к утилитарным целям. Интересно, что в своей правовой теории Соловьев сформулировал целых три определения права, которые можно обозначить как онтологическое, аксиологическое и интегральное. Онтологическая трактовка права близка у Соловьева к феноменологической. Мыслитель пытается «выразуметь» общий смысл права, его ratio, логос или, другими словами, логический prius. Всякое положительное право, утверждал Соловьев, «поскольку оно есть все-таки право, а не что-нибудь другое, необходимо подлежит общим логическим условиям, определяющим само понятие права». Этот общий смысл права Соловьев традиционно называл естественным правом. «Естественное право, — пишет мыслитель, — есть та общая алгебраическая формула, под которую история подставляет различные действительные величины положительного права. При этом, само собой разумеется, что эта формула (как и всякая другая) в своей отдельности есть лишь отвлечение ума, в действительности же существует лишь как общее идеальное условие всех положительных правовых отношений, в них и через них».44 Как и у других представителей либерального консерватизма, "сходный пункт правовой теории Соловьева заключался в понятии личности. Идея права, по мысли философа, неразрывно связана со 44 Соловьев В. С. Предварительныезамечания о правевообще //Власть иправо. Л., 1990. С. 98-99. Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ в свободой, которая представляет собой характерный признак личности. Самоограничение собственной свободы и порождает право, ибо означает признание права на свободу другого лица; отрицая свободу другого, нельзя иметь нравственных оснований для утверждения собственной свободы. Следовательно, толькоравенство в пользовании свободой может быть гарантией самой свободы. Отсюда следует определение Соловьевым права как«свободы, обусловленной равенством», или«синтеза свободы и равенства». Данное определение права, генетически связанное с немецкой классической философией, может быть интерпретировано в коммуникативном духе, учитывая направленность всего мировоззрения мыслителя на объединительный синтез. Право здесь трактуется как отношение между людьми, причем как такое отношение, которое требует взаимных ограничений. Такое разграничение и устанавливается нормой, правилом поведения, признаваемым субъектами отношения и позволяющим им сохранять свою свободу, признавая взаимные ее ограничения. Понятно, что само возникновение права в этом случае требует одинаковой интерпретации этого правила субъектами взаимодействия, так же как требует от них и соответствующего поведения. Признание нормы и подчинение ей означает равное отношение между субъектами, а взаимное признание ими границ своей свободы выступает как справедливость. Таким образом, мы имеем в построении Соловьева простейший вариант понятия правовой коммуникации, в котором, однако, не хватает некоторых важных элементов. Дело в том, что данное определение права было сформулировано Соловьевым в его ранней работе «Критика отвлеченных начал» и под явным влиянием кантовского учения. Поэтому, хотя даже в этом определении право оказывается связанным с нравственностью («самоограничение своей свободы как нравственное основание права»), эта нравственность не имеет еще никакой связи ни с обществом, ни с общими духовными началами, ни с какими-либо формами «социа-бельности», если использовать терминологию Г. Д. Гурвича.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |