Динамика розничного товарооборота области
(включая общественное питание)
Данные таблицы подтверждают, что розничный товарооборот за 2000 – 200х гг. непрерывно возрастал. Пример 7. Имеются следующие данные о числе предприятий розничной торговли государственных организаций и ЧП по типам предприятий по состоянию на конец 2004 г. (тыс.):
Исчислите относительные показатели структуры типов розничных торговых предприятий государственной и кооперативной торговли на конец 2004 г. Решение. Для расчета относительных показателей структуры сопоставим численности торговых предприятий по типам (fi) с общим итогом (åf), т. е. определим удельный вес в процентах ( ). Магазины: в государственной торговле в торговле ЧП ; .
Палатки: в государственной торговле в торговле ЧП ; .
Исчисленные относительные показатели структуры следует представить в таблице. Таблица 9 Структура розничных торговых предприятий государственной торговли и торговли ЧП по состоянию на 1 января 2005 г. (%)
Данные таблицы показывают, что в кооперативной торговле удельный вес магазинов выше, чем в государственной торговле, и значительно ниже удельный вес палаток.
Пример 8. На начало мая 2005 г. численность граждан, состоящих на учете в службе занятости, составляла 3064 человека, а число заявленных предприятиями вакансий – 309.
= .
Этот показатель свидетельствует о том, что на каждых 100 незанятых приходилось 10 свободных мест. Пример 9. Имеются данные о среднегодовой численности рабочих и служащих района за 2005 г. (тыс. чел.):
Всего рабочих и служащих 10,9 в том числе: рабочих, включая младший обслуживающий персонал и работников охраны 7,6 служащих 3,3
Исчислите, сколько служащих приходится на 100 рабочих.
Решение. Относительная величина координации будет определена так: Следовательно, на каждые 100 рабочих (включая младший обслуживающий персонал и работников охраны) по району 2005 г. приходилось 43 служащих.
Тема 3. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ЗАДАЧИ № 1. Пять бригад рабочих обрабатывают один и тот же вид деталей. Дневная выработка деталей на день обследования отдельными рабочими характеризуется следующими данными:
Определите среднее дневное число деталей, обработанных одним рабочим: 1) для каждой бригады, дайте сравнительную характеристику этих средних; 2) для всех бригад в целом, используя: а) непосредственно данные условия задачи, б) вычисленные показатели средней дневной выработки по пяти бригадам. Ответьте на вопрос, как изменится среднедневная выработка рабочего по каждой бригаде, если все индивидуальные значения выработки: а) увеличить на 5 единиц; б) уменьшить на 5 единиц; в) увеличить в два раза; г) уменьшить в два раза. № 2. Имеются следующие данные о тарифном разряде трех групп рабочих:
Определите средний тарифный разряд рабочих каждой бригады: а) методом простой (невзвешенной) средней; б) методом взвешенной средней. № 3. Месячная выработка продавцов по трем отделам магазина бытовой техники характеризуется следующими данными:
Определите среднюю выработку продавцов по каждому отделу и по магазину в целом. Укажите, какие виды средней нужно применять. № 4. Распределение студентов по успеваемости (результат экзамена) характеризуется следующими данными:
Определите средний балл экзаменационной оценки 1) для каждой академической группы студентов, дайте сравнительную характеристику; 2) для всех академических групп в целом, используя: а) непосредственно данные условия задачи, б) вычисленные показатели среднего экзаменационного балла по пяти академическим группам.
№ 5. Распределение предприятий по размеру прибыли характеризуется следующими данными:
Определите средний размер прибыли, приходящейся на одно предприятие: а) по каждому региону; б) по трем регионам вместе, используя полученные показатели среднего размера прибыли по регионам. № 6. Имеются следующие данные о сроке службы станков по пяти основным цехам промышленного объединения:
Определите средний срок службы станков по каждому цеху, используя в качестве весов: а) абсолютные показатели (количество станков); б) относительные показатели структуры распределения станков (проценты, коэффициенты).
№ 7. Имеются следующие данные о производстве и себестоимости продукции «А» по двум предприятиям:
Определите среднюю себестоимость продукции за кварталы. Объясните, почему при более низкой себестоимости по каждому предприятию во втором квартале средняя себестоимость оказалась выше, чем в первом квартале. № 8. Имеются следующие данные о заработной плате рабочих по двум цехам завода:
Определите среднюю заработную плату рабочих по двум- цехам: а) за сентябрь; б) за октябрь; в) за два месяца. Какие виды средней используются в каждом случае? Поясните полученные результаты.
№ 9. Имеются следующие данные о работе промышленных предприятий объединения:
Определите: 1) средний процент выполнения плана предприятиями отрасли, используя показатели: а) гр. 1 и 2, б) гр. 1 и 3, в) гр. 2 и 3; 2) средний процент продукции высшего сорта.
№ 10. В результате статистического обследования пяти районов области получены следующие данные по распределению семей по числу детей:
Определите моду и медиану по каждому ряду распределения. № 11. Распределение рабочих предприятия по степени выполнения норм выработки за I квартал характеризуется следующими показателями:
Определите моду и медиану по каждому ряду распределения. РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ Пример 1. Заработная плата бригады строителей по отдельным профессиям за месяц характеризуется следующими данными:
Определите среднюю заработную плату рабочих по -каждой профессии и в целом по бригаде. Решение. Число рабочих известно. Исчислим фонд заработной платы маляров путем суммирования заработка каждого рабочего. В данном случае веса (частоты) равны единице Следовательно, расчет средней заработной платы рабочих производится по формуле средней арифметической простои:
Если веса (частоты) в рядах распределения равны между собой, как это имеет место в бригаде штукатуров, расчет средней производится по формуле средней арифметической простой. Следовательно, средняя заработная плата штукатуров будет равна:
Если частоты имеют различные количественные значения, как в группе кровельщиков, то средняя заработная плата определяется по формуле средней арифметической взвешенной:
В этом примере фонд заработной платы равен сумме произведений заработной платы каждого рабочего на их число. Средняя заработная плата рабочих бригады строителей может быть определена двумя способами: а) отношением фонда заработной платы рабочих по группам профессий к общей численности рабочих этих групп:
б) как средняя арифметическая взвешенная из групповых средних:
Пример 2. По данным обследования получены следующие данные о распределении студентов-заочников по возрасту:
Определите средний возраст студентов-заочников. Решение. Среднее значение признака по данным вариационного ряда распределения определяется по средней арифметической взвешенной: Чтобы применить эту формулу, надо значения признака в интервале (варианты) выразить одним числом, т. е. дискретной величиной, за которую принимается середина интервала каждой группы. Так, варианта первой группы и т. д. по остальным группам. Расчеты удобнее располагать в таблице:
Таким образом, Аналогично производятся расчеты, если в качестве весов (частот) взяты относительные величины, которые могут быть выражены в процентах или коэффициентах (гр. 2,3 условия задачи). Следовательно, средний возраст студентов- заочников, исчисленный по относительным величинам, будет равен: а) если весами являются проценты -
б) если весами являются коэффициента –
Получен тот же результат. В рядах распределения с открытыми интервалами величина интервала условно принимается равной интервалу соседних групп. Если, например, первая группа студентов имеет возраст до 25 лет, а четвертая – свыше 35 лет, то интервал первой группы приравнивается к интервалу следующей за ней второй группы, а четвертой – величине интервала предшествующей третьей группы. Дальнейший расчет аналогичен изложенному выше. Пример 3. Распределение промышленных предприятий отрасли по численности работающих характеризуется следующими данными:
Определить среднюю- численность работающих на предприятиях отрасли, применяя способ моментов. Решение. Способ моментов основан на применении математических свойств средней арифметической взвешенной и позволяет значительно упростить технику вычисления. Расчет производится по формуле:
где А – постоянная величина, на которую уменьшаются все значения признака. В вариационных рядах с равными интервалами в качестве такой величины принимается варианта ряда с наибольшей частотой; i – величина интервала ряда.
Метод расчета представим в следующей таблице:
По данным примера А = 6500, i = 1000. Подставив данные таблицы в формулы, получим: ,
Средняя численность работающих на предприятии отрасли составляет 6450 чел. Пример 4. Средняя выработка продукции на одного рабочего за смену в двух цехах завода, вырабатывающих однородную продукцию, характеризуется следующими данными:
Определим среднедневную выработку продукции рабочих: а) по первому цеху; б) по второму цеху. Решение. Основой расчета является экономическое содержание показателя:
По первому цеху расчет производим по средней арифметической взвешенной:
По второму цеху —по средней гармонической взвешенной:
Пример 5. Имеются следующие данные о распределении рабочих по тарифному разряду:
Определите моду и медиану. Решение. В дискретных рядах модой является варианта с наибольшей частотой. В задаче наибольшее число рабочих имеют четвертый разряд (49%). Следовательно, мода равна четвертому разряду. Для вычисления медианы надо определить сумму накопленных частот ряда, составляющую половину общей суммы частот. В графе 3 накопленная сумма частот составляет 63. Варианта х, соответствующая этой сумме, т. е. четвертому разряду, есть медиана. Если сумма накопленных частот против одной из вариант равна половине суммы частот, то медиана определяется как средняя арифметическая этой варианты и последующей. Пример 6. Имеются следующие данные о распределении рабочих по затратам времени на обработку одной детали:
Определите моду и медиану.
Решение. В интервальных рядах распределения с равными интервалами мода (Мо) и медиана (Ме) определяются по формулам:
где = 7,5 – начальное значение модального интервала; = 1 – величина модального интервала; = 30 – частота модального интервала; = 23 – частота интервала, предшествующего модальному; = 12 – частота интервала, следующего за модальным.
Следовательно,
где = 7,5 – тачальное значение интервала, содержащего медиану; = 1 – величина медианного интервала; = 100 – сумма частот ряда; = 49 – сумма накопленных частот, предшествующих медианному интервалу; = 30 – частота медианного интервала. Следовательно,
Таким образом, одна половина рабочих затрачивает на обработку детали до 7,53 мин., другая – свыше 7,53 мин.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (908)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |