Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структурафинансовогоправа



2018-07-06 298 Обсуждений (0)
Структурафинансовогоправа 0.00 из 5.00 0 оценок




Данныйвопросявляетсядискуссионнымизависитотпониманияфинансовогоправавообще.

Классическийподход (2 подотраслии2 института):

1) Налоговоеправо;

2) Бюджетноеправо;

3) Институторганизацииденежногообращения(ужесформировался);

4) Институтненалоговыхобязательныхплатежей(толькоформируется).

Источникифинансовогоправа

Посколькуфинансовоеправонеявляетсяоднороднойотрасльюправа, тоисоответственноисточникиможноразделитьпоподотраслям:

1. источникиналоговогоправа;

2. источникибюджетногоправа;

3. источники, регулирующиеорганизациюденежногообращения.

ОсновнымисточникомналоговогоправаявляетсяНКРФиприниматьподзаконныеактыможнотолькоприналичиитрёхусловий:

1) актыдолжныбытьпринятывпределахкомпетенцииорганаисполнительнойвласти;

2) актпринимаетсявслучаепрямопредусмотреннымналоговымкодексом;

3) актнедолженвноситьизмененийилидополненийвужесуществующеерегулирование.

Т.е. регулированиеналоговыхотношенийосуществляетсяназаконодательномуровне, чтообусловленотем, чтоналоговоеправосоздаётрежимдлявзысканиязаконноустановленныхналоговисборов.

ОсновнымисточникомбюджетногоправаявляетсяБКРФ, которыйсодержитбазовыенормы, арегулированиепосуществуотдаётсясоответствующиморганамисполнительнойвласти, которыепринимаютакты, которыедетализируют.

КонституцияРФ

Можновыделить4 группыстатей, касающихсяфинансовогоправа:

1) статьи, устанавливающиеосновныепринципыналоговыхизъятий(ст. 57);

2) статьи, устанавливающиеосновыразграниченияфинансовыхполномочиймеждуразличнымиуровнямипубличнойвласти(решаетсявопрососовместномведении, исключительномведенииит.д.) (ст. 132);

3) статьи, устанавливающиеосновыразграничениякомпетенциимеждузаконодательнымиисполнительнымиорганамивласти;

4) статьи, устанавливающиеосновыденежногообращениявРФ(ст. 75).

 

Иныеисточники:

1) Международныедоговоры(Договоробизбежаниедвойногоналогообложения);

2) Законодательство(БКРФ, НКРФит.д.)

3) Подзаконныеакты;

4) Судебнаяпрактика(фактическиявляетсяисточникомправа, ноформальноисточникомправанеявляется).

 

Лекция5. КилинкароваЕ.В. 19.09.2014

Остановилисьмынатом, чтоклассическимиструктурнымиэлементамифинансовогоправа (ФП) являютсятакиеегоподотрасли, какподотрасльбюджетногоправа(БП) иподотрасльналоговогоправаиинституторганизацииденежногообращения. Всё, чеммыдальшезанимаемся, такилииначесвязаносподотрасльюбюджетногоправа.

Начнемсобщейтемы: БПкакподотрасльФП.

Предмет БП

 

Понятиебюджетныхправоотношенийсодержитсявст. 1 БКРФ.

Статья1. Правоотношения, регулируемыеБюджетнымкодексомРоссийскойФедерации

1. Кбюджетнымправоотношениямотносятся:

отношения, возникающиемеждусубъектамибюджетныхправоотношенийвпроцессеформированиядоходовиосуществлениярасходовбюджетовбюджетнойсистемыРоссийскойФедерации, осуществлениягосударственныхимуниципальныхзаимствований, регулированиягосударственногоимуниципальногодолга;

отношения, возникающиемеждусубъектамибюджетныхправоотношенийвпроцессесоставленияирассмотренияпроектовбюджетовбюджетнойсистемыРоссийскойФедерации, утвержденияиисполнениябюджетовбюджетнойсистемыРоссийскойФедерации, контролязаихисполнением, осуществлениябюджетногоучета, составления, рассмотренияиутверждениябюджетнойотчетности.

Проблемаопределениябюджетныхправоотношений, данноговст. 1 БКРФ, втом, чтоононепроясняет, какиежеименноотношенияявляютсябюджетнымиправоотношениями. Вцеломвродебыпонятно, но, кактольковозникаетвопросразграниченияб. правоотношенийсосмежными, возникаютнекоторыепроблемы. Например, еслиговоритьогосударственныхимуниципальныхзаимствованиях, товсфереэтихправоотношенийскладываютсятакжеигражданско-правовыеотношения(отношениякредитованиятакжерегулируютсягражд. зак-ом). Какиеотношениявданномслучаебюджетные, акакиегражданско-правовые–изданногоопределениянепонятно.

Кромеэтоговстатьеидетотсылкавцеломнасубъектыбюджетныхправоотношений, однакодалеепотекстуБКРФособоэтопонятиенеиспользует. Вчастности, вБКРФиспользуетсяпонятие«участникибюджетногопроцесса», номожнолинастаиватьнатом, что«субъектыбюджетныхправоотношений»и«участникибюджетногопроцесса»этоодниитежеучастники? ПокрайнеймереКодексоднозначногоответанедаёт. Поэтому, имеяввиду, чтовБКРФестьопределениебюджетныхправоотношений, выводимтакжеидоктринальноеопределение, котороесодержитсявтомчислевнашемучебнике–кафедральныйподход:

ПредметБПсоставляютвластно-имущественныеотношенияпоформированиюпубличныхфондовденежныхсредств(идётречьобюджетахбюджетнойсистемы) ипораспоряжениюсредствамисоответствующихпубличныхфондовденежныхсредств, т.е. бюджетов. Помимосоответствующихвластно-имущественныхотношенийвпредметБПтакжевходяторганизационныеотношения, связанныесвластно-имущественными(например, отношенияпоосуществлениюконтролявбюджетнойсфере, атакжепоформированиюбюджетныхотчётовиотчётности). Применительнокорганизационнымотношениям, относящимсякпредметуБП, особоследуеттакжеупомянутьтакжетеорганизационныеотношения, которыевозникаютвсвязиспринятиемсоответствующихзаконовиактовмуниципальногоуровняобюджетах. Длябюджетногопроцессаактобюджетеявляетсясистемообразующимдокументом, весьбюджетныйпроцесснаправленнато, чтобыобслужитьжизненныйциклактаобюджете, поэтомуданныеотношения–организационные–существуюткакпараллельно, после, такидовластно-имущественных.

ПрименительнокБПвесьмаостростоитвопросоразграничениибюджетно-правовыхотношенийисмежныхправоотношений. Властно-имущественныеотношенияскладываетсяподвумосновнымнаправлениям: формированиепубличныхфондовденежныхсредствираспоряжениесоответствующимисредствами. Вопросразграничениявозникаеткакминимумпоэтимдвумнаправлениям. Когдамыговоримоформированиипубличныхфондовденежныхсредств, встаетвопросоразграничениибюджетныхотношенийиналоговыхотношений, впервуюочередь. Такжеможноговоритьоразграничениибюджетныхправоотношенийиотношенийпоисполнениюобязанностипоуплатедругихобязательныхпубличныхплатежей.

Когдамыговоримовторойгруппеотношений–пораспоряжениюсредствамисоответствующихбюджетов–товозникаетвопросотом, какразграничить, например, гражданскиеправоотношенияибюджетныеправоотношения.

Вопросразграниченияналоговыхотношенийибюджетныхявляетсяпринципиальным(началарисоватьнадоске). Когдалицохочетисполнитьсвоюобязанностьпоуплатеналогов, оноприходитвкредитнуюорганизацию, флнесутналичныеденежныесредства, юр. лицапредъявляютсоответствующееплатёжноепоручение. Первыймомент–лицопришловбанкипредъявилоплатёжноепоручение, послеэтого, когдабылопредъявленоплатёжноепоручение, приусловии, чтонаденежномсчётеимеетсянеобходимыйдостаточныйостаток, налоговаяобязанностьвсоответствиисост. 45 НКРФ, считаетсяисполненной. Послеэтогоначинаютсяопределённыедействияпоисполнениюсоответствующегоплатёжногопоручения, и, витоге, денежныесредстваоказываютсянараспределительномсчётесоответствующегоуправленияФК, открытыйвЦБ. ПослеэтогоФКосуществитотдельныеучётныедействия, иденежныесредствапопадутнаединыйсчётсоответствующегобюджета. Междутеммоментом, какналогоплательщикпредъявилплатёжноепоручениевбанкисоответствующиеденежныесредствабылизачисленынараспределительныйсчётвЦБможетпройтидостаточнобольшойвременнойпромежуток. Болеетогоотналогоплательщиканевсегдачто-либозависитприменительноктому, будутлитудаденьгизачисленылибонет. Здесьунасдействуетбанкивыполняеткакие-тодействияпоосуществлениюисполненияплатёжногопоручения. Поэтомудляналогоплательщикапринципиальнымвсегдаявлялсявопросотом, когдабудетсчитатьсяисполненнойегообязанность: втотмомент, когдаонденьгипринёс, когдаэтиденьгисписалисегосчётаиливообщекогдаденьгипоступятнаединыйсчётсоответствующегобюджета. Налоговыйорганнастаивалнатом, чтообязанностьдолжнасчитатьсяисполненнойтогда, когдаденьгипоступилисбюджетнуюсистему, ноКСРФпошёлпопутизащитыналогоплательщикакакслабойсторонывовластныхотношениях, ив90-егодыбылоодноизпостановленийКСРФ, вкоторомбылоуказано, чтообязанностьдолжнабытьсчитатьсяисполненной, втотмомент, когдауналогоплательщикапроизошлоотчуждениеегособственности. Отчуждениепроисходи, помнениюКС, втотмомент, когдаденежныесредствасписываютсясосчёта, поэтомувтотмомент, когдаденежныесредствасписалисьсосчёта, обязанностьдолжнасчитатьсяисполненной. Далеежепроисходитсложныйпроцессдвиженияденежныхсредствиналогоплательщикнедолженнестиответственностьзадействиядругихсубъектов. СпринятиемпервойчастиНКнашзаконодательустановилещёиболеельготноерегулирование, указав, чтоналоговаяобязанностьсчитаетсяисполненнойневтотмомент, когдапроизошлоотчуждение, акогдапредъявленоплатёжноепоручениеприналичиидостаточногоостаткаденежныхсредств.

ПосколькуналоговоеправоустанавливаетправовойрежимдляисполненияустановленногоКРФобязанностипоуплатезаконноустановленныхналогов, то, сучётомсоответствующегорегулирования, делалсявыводотом, чтоналоговыеправоотношениязаканчиваютсявтотмомент, когданалоговаяобязанностьсчитаетсяисполненной, адалеедвижениеденежныхсредстввбюджетосуществляетсяврамкахбюджетныхправоотношенийпоформированиюдоходовсоответствующегобюджета. ОснованиемдлятакогоподходаявлялосьнетолькорегулированиевНК, ноиположенияБК, которыеразграничивалидоходыуплаченныеидоходызачисленные. Применительнокналоговымплатежамдоходыуплаченные–этобылитедоходы, которыеопределялись, соответственно, втотмомент, когданалоговаяобязанностьсчитаетсяисполненной. Втотмомент, когдавсоответствиисНКналоговаяобязанностьсчитаетсяисполненнойипрекращаютсяналоговыеотношениядляналогоплательщика, начиналисьбюджетныеправоотношенияпоформированиюдоходов, итутпоявляласьтакаякатегория, какдоходуплаченный. Посколькупонятно, чтофинальнаяцель–чтобыдоходоказалсявбюджетеиможнобылобысоответствующимиденежнымисредствамираспоряжаться, тобыловведеновБКпонятиедоходовзачисленных. Зачислениесвязывалосьспоступлениемденежныхсредстввбюджетнуюсистему. Однаков2007 годувБКРФбыливнесеныизменения, всоответствиискоторымиотэтихкатегорий–доходыуплаченныеизачисленные–отказались. Регулированиеотношенийпоформированиюдоходовбюджетовначинаетсявотстогомомента,какденежныесредствапоступаютнараспределительныйсчётФК. Чтопроисходитдоэтогомоментасденежнымисредствами - БКРФникакнерегулируется. Какиевсе-такигдеунасотношенияскладываются? Когданалогоплательщикпредъявилплатёжноепоручение, заканчиваютсяналоговыеотношениясучастиемналогоплательщика. Чтотогдазаотношениямеждутеммоментом, когдапредъявленоплатёжноепоручениеиденежныесредствапоступилинараспределительныйсчётФКвЦБ? Здесьвысказывалисьразныепозиции, новозможныдваосновныхподхода: либоздесьобычныег-потношения, либоэтокакие-топубличныеправоотношения. Неправильно, чтоздесьг-потношенияисточкизрениятеории, источкизренияпрактики. Сточкизрениятеорииполучается, впроцессформированияпубличныхфондовденежныхсредств, которыйпосутиявляетсявластнойдеятельностью, вклиниваетсячастныйблок. Нокромеэтого, еслинастаиватьнатом, чтоэточастно-правовыеотношения, тоупубличногосубъектанетникакихособыхгарантий, нельзяустанавливатькакие-либоспециальныеправиладляисполненияобязанности. Применительнокналоговымплатежам, законодательинесмогпойтипопутитого, чтобынеустановитьэтиспециальныеправила, ивНКпоявилосьдостаточноподробноерегулированиестатусабанкакакособогоучастниканалоговыхотношений. Приэтомследуетобратитьвниманиенато, чтовНКестьспециальнаястатья–«Участникиналоговыхправоотношений», тамсредиучастниковперечисленыналогоплательщик, налоговыйорган, налоговыйагент, банковнет. ВтожевремявНКестьстатья10, котораярегулируетпорядокисполнениябанкамипорученияпоперечислениюналогов. ТакжевНКестьособыеправилапоответственностибанковзанеисполнениеэтихобязанностей.

Наличиенанастоящиймоментвдействующемзаконодательстветакогорегулирования–когдаБКРФрегулируетотношениясмоментапоступленияденежныхсредствнараспределительныйсчётФК, иестьрегулированиеобязанностейбанкавэтойсферевНКРФ, этопозволяетделатьвыводотом, чтоподходзаконодателятаков, чтоотношения, которыескладываютсядомоментапоступленияденежныхсредстввбюджетнуюсистему, т.е. допоступлениянараспределительныйсчётвФК, этоотношенияналоговые. Простосначала–сучастиемналогоплательщика, потом–отношенияубанкаврамкахисполненияобязанностибанкапоперечислениювбюджетсуммыналогов. КактолькопопоступаютнараспределительныйсчётвФК, начинаютсябюджетныеправоотношения.

Вместесэтим, этотподход–этоподход, которыйопределилзаконодатель. Изначальнопозициякафедрыиная, идосихпорестьнекоторыесомнениякасательноэтогоопределениямоментавозникновениябюджетныхправоотношений.Болееправильнобылобыговоритьотом, что, учитываяособуюзначимостьсоответствующихотношенийпоформированиюбюджетов, соответствующиеотношенияпоперечислениюденежныхсредстввбюджетнуюсистемудолжнырегулироватьсяБКособымпубличнымобразомнезависимооттого, окакихдоходахбюджетовидётречь.

Помимоналоговыхсборов, естьфискальныесборы. Соответствующеерегулированиеуплатыэтихплатежейотсутствует. Нетникакихнорм, которыепозволялибыутверждать, чтотутособыеотношениясучастиембанкапоперечислениювбюджетсоответствующихсуммфискальныхсборов.Точнотакжепомимоплатежей, которыеносятпублично-правовойхарактер, кдоходамбюджетовтакжеотносятсяплатежи, вытекающиеизг-потношений(доходыотсдачиимуществаваренду). Применительноктакимдоходам, тоженетникакогоспециальногорегулированиявчастиисполнениябанкомисполненияобязанностипоперечислениюсоответствующихсредстввбюджеты. Публичныйсубъектзаинтересован, чтобыденьгиоказалисьунего, независимооттого, чтопроисходилонапредыдущихстадиях. Применительнокгражданскимправоотношениям, тамбудутдействоватьиноераспределениерисков, имынебудемнастаиватьнатом, покауестьНК, чтообязанностьсчитаетсяисполненнойвтотмомент, когдапредъявилиплатежноепоручение, нотемнеменее, применительнокналоговымотношениям, отношениясбанком–этоособыепубличныеналоговыеотношения, применительноковсемдругим–этогражданско-правовыеотношения, неимеющиеникакогоспециальногорегулирования. Поэтомуэтотакойнесистемныйподход, оннесовсемправильный–читатьучебник.

Еслиприводитькакие-либоаргументыотом, почемуотношениямеждубанкомигосударствомтоженосятналоговыйхарактер, тоестьотдельныйаргумент.Налоговоеправорегулируетимущественныеотношения, средиэтихимущественныхотношенийособоезначениеприобретаютотношенияпоуплатеналогов. Отношениябанкасгосударствомкак-никактесносвязанысисполнениемналогоплательщикомобязанностипоуплатеналогов. Крометого, определениеналога, ст. 8 НКРФ, налог–этопубличныйплатёж, которыеосуществляетсявцеляхфинансированиязадачицелейгосударстваиместногосамоуправления. Еслижемыпредположим, чтоналогбудетуплачен, нонедостигнетбюджетнойсистемы, тоэтобудетневполномсмысленалог. Налог–индивидуальнобезвозмезден, поэтому, впринципе, ненавсе100% можноговоритьотом, чтобыналогпоступилвбюджет. Еслиприменительноксбору–платёж, которыйуплачивается, чтобывотношенииплательщикабылоосуществленокакое-тоюридическизначимоедействие, амомент, когдаобязанностьосуществлена, такойже, какивналогах, тутможноговорить, чтоэтохотьинеэквивалентная, нооплатауслуги. Приуплатеналоганичеговзаменнепредоставляется. Крометого, дляотдельныхналогоплательщиковнормаотом, чтонезависимооттого, поступилилиденежныесредствавбюджетилинет, егообязанностьсчитаетсяисполненной, былоосновойдляразличныхсхемимахинаций, которыепозволялисоздатьситуацию, когдаплатёжноепоручениепредъявлено, остатокнасчётеесть, нобанкпокаким-топричинамневсостоянииперечислитьденежныесредствавбюджетнуюсистему. Иполучалось, чтоналогоплательщиксчитаетсятаким, которыеисполнилсоответствующуюобязанность, аденежныесредствавбюджетнуюсистемутакинепоступили. Этомогутбытьситуации, которыеникакнесвязанысозлымумысломналогоплательщика, апростонестабильнаяфинансоваяситуация, банкобанкротился. Впринципе, былииситуации, когдасоздавалисьспециальнотакиесхемы.

ВопросразграниченияналоговыхибюджетныхправоотношенийявляетсяоднимизключевыхдлякурсаФП. Надознать, какбыло, какестьсейчасикакнадосточкизрениядоктрины.

Применительнокбюджетнымправоотношениямпоформированиюдоходовбюджетов, вопросразграничениябюджетныхправоотношенийиотношенийдругойотраслевойпринадлежностиможетвозникатьнетольковситуации, когдаунаспроисходитдвижениесредстввбюджетнуюсистему, ноивопределенныхслучаяхэтиотношениявозникаютипридвижениисредствизбюджетовбюджетнойсистемыкчастномулицу, иприэтомвсёэтобудетосуществлятьсяврамкахформированиясоответствующихпубличныхфондовденежныхсредств.

ПонятиеисполнениябюджетовподоходамвБКсодержитсявст. 218. Так, кисполнениюотносятсянетольковластныедействия–принятиерешенийит.д., нотакжеиситуациивозвратаизлишнеуплаченныхсуммотносятсякисполнениюбюджетаподоходам. Обусловленоэтотем, чтокогдавбюджетпоступаютизлишнеуплаченныесуммы, этоозначает, чтовбюджетпоступаюттесуммы, правовоеоснованиедляполучениякоторыхотсутствовал. Основнымиучастникамбюджетногопроцессавчастиисполненияподоходам–ГАДиАДдоходовсоответствующегобюджета. ПоэтомуукаждогодоходаестьсвойАД, укаждогоАДестьГАД. ИменноАДсоответствующегодоходабудетуполномоченпринятьрешениеовозвратеизлишнеуплаченнойсуммы, послеэтогооннаправляетсоответствующиедокументывФК, оноосуществитнеобходимыедействия, чтобыденьгисденежногосчетавЦБпопалинасчетлица, котороеизлишнеуплатило. Заявлениеовозвратедолжныподаватьплательщики, которыеобнаружили, чтоонипереплатили. Рассмотримнапримереналогоплательщика. Онобращаетсякналоговомуорганусзаявлениемовозвратеизлишнеуплаченныхсумм, далееналоговыйорганпринимаетрешениеовозврате, направляетнеобходимыедокументыдлявозвратавФК, оноосуществитопределенныедействияврамкахкассовогообслуживаяисполнениябюджетов, иденежныесредствавернутсяизЦБнасчетналогоплательщика.

Когдаговоримовозврате: гденалоговыеотношения, агдебюджетные? ВБКестьисчерпывающийпереченьучастниковбюджетногопроцесса. АД–этоучастник, ФК–тоже, аналогоплательщик–нет. Врамкахсвоихособыхотраслевыхотношений, урегулированныхНК–ст. 78, 79, налогоплательщикобратитсякналоговомуоргану. НалоговыйорганужекакАД–врамкахбюджетныхправоотношений, приметрешениеовозврате. Никакойплательщикнеявляетсяучастникомбюджетныхправоотношений(нетольконалогоплательщик, ноиплательщик, излишнеуплатившийденежныесредстваподоговоруарены, штрафзаадмин. нарушениеит.д.). Поэтомупообщемуправилуонобращаетсякопределенномуоргануврамкахсоответствующихотраслевыхотношений, ужедальше–бюджетныеправоотношения. Невсегдато, чторегулируетсяНК, относитсякпредметуНП–ст. 78 и79 –таместьположенияотом, чтоналоговыйорганпринимаетрешениеовозвратеиотом, втечениекакоговремениналоговыйоргандолженнаправитьсоответствующиедокументывФК. Этовсепробюджетноеправо.

Вкакоймоментвданномслучаезаканчиваютсяналоговыеотношенияиначинаютсябюджетные? Весьмасложноопределитьконкретныймомент–решениеовозвратепринимаемоеналоговыморганом–этоещеврамкахналоговыхотношенийилиужеврамкахбюджетныхправоотношений? Соднойстороны, налогоплательщикуважнонепростообратитьсясзаявлением, емуважновернутьденежныесредства. Еслимыговорим, чторешениеовозвратепринимаетсяужевненалоговыхотношений, то, какрезультат, получается, чтоуналогоплательщиканетправатребоватьвозврата. Поэтому, соднойстороны, эторешениедолжноприниматьсяврамкахналоговыхправоотношений. Сдругойстороны, вБКкполномочиямАДотноситсяпринятиерешенийовозврате–ст. 218. Поэтомурешениеовозврате–пограничныйэлементмеждуналоговымиибюджетнымиправоотношениями.

 

Второйблокотношенийврамкахбюджетныхправоотношений–этоотношениябюджетныепорасходованиюсоответствующихпубличныхфондовденежныхсредствиг-потношений, которыесвязанысрасходованием. Осуществлениеплатежа–зачетсредствбюджетапогос. контракту–носитг-пприроду. Всвоюочередь, установлениелимитовбюджетныхобязательствсоответствующемулицу, котороезаключилоэтотгос. контракт–этосвязаноспубличнойфинансовойдеятельностью. Естьбюджет, естьКУ, которомунадозаключитьгос. контракт, чтобычто-нибудьсебезакупить. УфедеральногобюджетатакихКУоченьмного, иденежныесредстванепоступаютнапрямуюизфедеральногобюджета. Какправило, выстроитсяиерархияизучастниковбюджетногопроцесса. Сначаладенежныесредствабудутраспределятьсяпоглавнымраспорядителямсоответствующегобюджета, главныйраспорядительраспределитпосвоимподведомственнымраспорядителям, которыхунегоможетбытьмного. ЭтираспорядителибудураспределятьлимитыбюджетныхобязательствпоподведомственнымимКУ. Теотношения, которыесвязанысраспоряжениемвыделеннымисредствами–доведениелимитовбюджетныхобязательствдоКУ, составлениеемусметы–этовсебюджетныеправоотношения. КогдаужеуКУестьзаключенныйгос. контракт, инеобходимоосуществитьплатежпоэтомуконтракту, тут–г-потношения. Хотянадопонимать, чтонепосредственнооплатебудутпредшествоватьнекоторыедействия, например, санкционированиеплатежаФК–этовластнаядеятельность, соответственно, бюджетныеправоотношения.

ВнастоящеевремявнижнемзвеневописаннойвышеситуациимогутбытьтолькоКУ, анеБУилиАУ. Пообщемуправилу, сейчасБУиАУнеявляютсяполучателямисредствсоответствующегобюджета. Возможновнекоторыхситуацияхонибудутявлятьсяглавнымираспорядителями–наиболеезначимыеучреждениявопределенныхсферах. Какиетогдаотношенияскладываются, когдаАУиБУполучаютденежныесредстваизбюджетов? Восновномонисейчасполучаютсубсидии, НООНИВСЕРАВНОНЕПОЛУЧАТЕЛИ. Следовательно, еслионинеполучатели, тоонинеучастникибюджетногопроцесса, следовательно, этонебюджетныеправоотношения?

ПрименительноквопросуопредметеБП, следуяконституционнымпринципамбюджетнаясистемаунастрехуровневая. Поэтомуособоезначениеврамкахмногоуровневойбюджетнойсистемыприобретаютмежбюджетныеотношения–передачаденежныхсредствизбюджетавбюджет, предоставлениемежбюджетныхтрансфертов. Спецификасоответствующихбюджетныхправоотношенийпроявляетсявсубъектномсоставе. Врамкахмежбюджетныхотношенийучастникамиявляютсясамипублично-правовыеобразования–РФ, субъекты, муниципальныеобразования.

Когдаговоримобюджетныхправоотношениях–идётречьолинейнойзависимостимеждуучастникамиэтихотношений, втовремя, каквналоговыхотношениях–тамфункциональнаязависимость.

ИсточникиБП

 

1) МеждународныедоговорыкакисточникбюджетногоправаимеютприоритетнадположениямиБКРФ.

2) Конституция+конституционныеакты(уставысубъектовиуставыМО).

3) Бюджетноезаконодательствотакжетрехуровневое–ФЗ, законысубъектов, актыпредставительныхоргановместногосамоуправления.

4) Подзаконныенпа, есливналоговомправеосновнымисточникомявляетсятолькозакон, аподзаконныенпадопустимылишьвнекоторыхслучаях, вБПподзаконныенпаоченьширокоиспользуютсядлярегулированиясоответствующихправоотношений. ЭтоактыПрезидента, Правительства, Мифина, ФК(вотдельныхслучаях).

5) ПравовыепозицииКС, ВС, ВАС(неформальныеисточники).

 

Лекция6. КилинкароваЕ.В. 19.09.2014

Структурабюджетногозаконодательства

ПомимоБКвсоставбюджетногозаконодательстванафедеральномуровнетакжевходятФЗпостоянногодействия, регулирующиебюджетныеправоотношения, атакжеФЗофедеральномбюджетенасоответствующийпериод, атакжеФЗобюджетахгосударственныхвнебюджетныхфондах.

ПочемумыделимФЗнаФЗпостоянногодействияидругиеФЗ? ЭтосвязаносособенностямидействиявовремениФЗосоответствующихбюджетах. ФЗофедеральномбюджете(илизаконодругомбюджете) –этозаконодательныйактособогорода. Повопросуоправовойприродеэтогоакта, применительноквопросу, офедеральномбюджетевысказалсяКСРФвПостановленииот23.03.2004 года№9-П. НеобходимостьрассмотренияэтоговопросавКСвозниклапотому,чтовзаконахофедеральномбюджетенасоответствующиегодырегулярнопоявлялисьнормыотом, что, например, положенияфедеральногозаконодательстваиныхФЗприостанавливаютсвоедействиенаочереднойфинансовыйпериод(моглибытьприостановленыопределенныевыплатылибоуменьшенихразмер). Возниквопрос: можнолиэтимактомвременногодействиявноситьизменениявиныеФЗ, темболее, чтоэтимограничивалисьнекоторыеправаграждан (праванаразныевыплаты, гарантииит.д.)? КСуказал, чтоФЗофедеральномбюджетеявляетсяособымактом, посколькупредставляетсобойлишьправовуюформуфинансовогоплана. Этотзаконсоздаетнадлежащиефинансовыеусловиядляреализациинорм, которыезакрепленывиныхФЗ. СампосебеданныйФЗнеможетпорождатьправ, обязанностейлибоотменятьэтиправа, обязанности. ПосколькуФЗофедеральномбюджете–этолишьправоваяформафинансовогопланагосударства, топосвоемусодержаниюэтотактдолженсодержатьтолькотеположения, которыесвязанысфинансовымпланом(доходы, расходыиисточникифинансированиядефицитовбюджетов). Никакихрегулятивныхнорм, правилповедениятамбытьнеможет, недолжно. Этотзаконнеможетвкачествепоследующегозакона, специальногозаконаизменятьранееизданныезаконылиболишатьихюридическойсилы. Несмотрянато, чтоКСв2004 годувысказалэтупозицию, темнеменеевпоследующихФЗофедеральномбюджетевстречалисьотдельныерегулятивныенормы. Так, например, дореформыстатусаучреждений, котораязакончиласьспоявлениемказенныхучреждений, отдельныепереходныеположениясодержалисьвзаконеобюджетеприменительнокстатусубюджетныхучреждений. Реформаэтадлиласьдолго, надобылопринятьотдельныйзаконостатусеучреждений, законодательэтогонесделал, апростосносилизменениявФЗофедеральномбюджете. ЭтотподходвообщеникакнесоответствуетпозицииКС.

ДействиевовремениФЗобюджетеобусловленотем, чтоэтоактнепостоянногодействия, арассчитаннаопределенныйвременнойпериод. Пообщемуправилуэтотактвступаетвсилу01.01 идействуетдо31.12 соответствующегофинансовогогода, еслииноенепредусмотреносамимФЗилиБК. Пообщемуправилунафедеральномуровнезаконобюджетепринимаетсянатригода–финансовыйгодиплановыйпериод(1+2 года). Каждыйгодсмещаетсяплановыйпериод–«скользящаятрехлетка». Действуетэтотакттольковтечениефинансовогогода, втечениеплановогопериодаоннедействует. ИноеможетбытьпредусмотреноэтимФЗилиБКРФ.

Невсегдаорганывласти(особеннорегиональныеиместныевласти) могутуспетьпринятьактобюджете, чтобыонужевступилвсилу01.01. Поэтомувст. 190, 191 БКРФпредусмотреныситуациивременногоуправлениябюджетом.

КакиесуществуютФЗпостоянногодействия, регулирующиебюджетныеправоотношения? ФЗ«Осчетнойпалате»(говорятваудитории), вообщеихнеоченьмного. ВообщеэтопрактическитолькоБКРФ.

ПрименительнокуровнюсубъектовРФ. Таместьактыпостоянногодействияизаконыосоответствующихбюджетах. Науровнесубъектовформируютсятерриториальныефондыобязательногомедицинскогострахования. Поэтомупомимозаконаобюджетенасоответствующийпериодестьтакжезаконысубъектовобюджетахтерриториальногогосударственноговнебюджетногофонда.

Основноерегулированиебюджетнойсферы–науровнефедерации, однакоусубъектовтакжеостаютсявопросы, которыемогутбытьурегулированытолькоимивсвоихактах–тутипринимаютсязаконысубъектовпостоянногодействия(наслайдахпримеры, точныереквизитызаконовненазываются–законыСПбот2007 годаопредоставлениимежбюджетныхтрансфертовиобюджетномпроцессевгороде???).

Науровнеместногосамоуправлениятакжеактыпостоянногодействияиактыосоответствующембюджете. Наместномуровненетникакихбюджетовгосударственныхвнебюджетныхфондов.

БКРФобладаетприоритетомнадвсемиактами, регулирующимибюджетныеправоотношения.

В2003 годубыливнесеныособыеизменениявБКРФ. КасаютсяособогопорядкавнесенияизмененийвБКРФ. Смыслвтом, чтовсеизменениявБКРФмогутвноситсятолькоотдельнымФЗ,которыеимеетпредметомсамостоятельногорегулированияименновнесениеизмененийвБКРФ. ВнесениеизмененийспомощьюдругогоФЗ, предметрегулированиякоторогоиной, недопускается. ЭтоправилонетолькопроизменениеположенийБКРФ, нотакжепроприостановление, отмену, признаниеположенийутратившимисилу.

РазвиваяположенияКРФофедеративномустройствеисамостоятельностиместногосамоуправления, вБКРФзакрепляютсябюджетныеполномочияфедерации, субъектовиОМС(ст. 7-9 БКРФ). БюджетныеполномочияРФможноразделитьнанесколькогрупп. Перваягруппа–полномочиявотношениибюджетногопроцессадлявсехбюджетовбюджетнойсистемы, этиположенияявляютсяоснованиемдляширокихполномочийРФвнормотворчествевсферерегулированиябюджетныхправоотношений(РФустанавливаетобщиепринципыфункционированияиорганизациибюджетнойсистемы, определяетосновыбюджетногопроцесса, основымежбюджетныхотношений, основысоставленияпроектыбюджетов, ихутвержденияиисполнения, порядокустановлениярасходныхобязательств, основыформированиядоходовиосуществлениярасходов–всеключевыевопросыустанавливаютсянафедеральномуровнеирегулируютсяединообразно).

Помиморегулирования, котороераспространяетсянавсебюджетыбюджетнойсистемы, кбюджетнымполномочиямРФотносятсяполномочия, которыекасаютсярегулированиябюджетногопроцессанафедеральномуровне. Этоустановлениепорядкасоставления, рассмотренияпроектовбюджетовименнофедеральныхбюджетовибюджетовГВФнафедеральномуровне, утверждение, исполнениеданныхбюджетов, осуществлениеконтролязаихисполнением, установлениеисполнениярасходныхобязательствРФ, установлениепорядкапредоставлениятрансфертовизфедеральногобюджетаит.д.

БюджетныеполномочиясубъектовРФсодержатсявст. 8 БКРФ. Здесьможновыделитьтригруппыполномочий. Перваягруппаполномочийкасаетсярегулированиябюджетногопроцессанарегиональномуровне. Втораягруппа–полномочиясубъектовпорегулированиюбюджетногопроцессанаместномуровне(установлениеобщегопорядкапредоставлениямежбюджетныхтрансфертовмеждуместнымибюджетами, установлениенормативовотчислениядоходовместныхбюджетовотналогов, определениепорядкаустановлениерасходныхобязательствмуниципальныхобразованийит.д.).

МоскваиСПбобладаютособымстатусом, поэтомуприменительнокихбюджетнымполномочиямимеютсянекоторыеуточнения(расширениеихполномочияпосравнениюсдругимисубъектамиРФ). СмотритевБК.

Применительнокмуниципальнымобразованиям, регулированиедифференцируетсявзависимостиотвидамуниципальногообразования. Унасустановленадвухуровневаясистемамуниципальногоустройства. Этопредполагает, чтоунасестьмуниципальныеобразованияпервогоуровня–поселения, которыемогутвходитьвсоставболеекрупныхобразований–муниципальныхобразованийвторогоуровня. СмотретьФЗ-131. Вбюджетномзаконодательствеодноизпервыхпроявленийэтойдвухуровневости–ст. 9 БКРФ–сначалаидетсписокполномочийдлявсехвидовмуниципальныхобразований, потом–отдельнобюджетныеполномочиямуниципальныхрайонов(2-йуровень, унегоестьдополнительныебюджетныеполномочия). Еслибудетвзадачевопросотом, возможнолирегулированияопределенноговопросанаданномуровне, кторегулирует, ктоопределяетпорядок–обращатьсяк7-9 статьямБКРФ.



2018-07-06 298 Обсуждений (0)
Структурафинансовогоправа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структурафинансовогоправа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)