Структурафинансовогоправа
Данныйвопросявляетсядискуссионнымизависитотпониманияфинансовогоправавообще. Классическийподход (2 подотраслии2 института): 1) Налоговоеправо; 2) Бюджетноеправо; 3) Институторганизацииденежногообращения(ужесформировался); 4) Институтненалоговыхобязательныхплатежей(толькоформируется). Источникифинансовогоправа Посколькуфинансовоеправонеявляетсяоднороднойотрасльюправа, тоисоответственноисточникиможноразделитьпоподотраслям: 1. источникиналоговогоправа; 2. источникибюджетногоправа; 3. источники, регулирующиеорганизациюденежногообращения. ОсновнымисточникомналоговогоправаявляетсяНКРФиприниматьподзаконныеактыможнотолькоприналичиитрёхусловий: 1) актыдолжныбытьпринятывпределахкомпетенцииорганаисполнительнойвласти; 2) актпринимаетсявслучаепрямопредусмотреннымналоговымкодексом; 3) актнедолженвноситьизмененийилидополненийвужесуществующеерегулирование. Т.е. регулированиеналоговыхотношенийосуществляетсяназаконодательномуровне, чтообусловленотем, чтоналоговоеправосоздаётрежимдлявзысканиязаконноустановленныхналоговисборов. ОсновнымисточникомбюджетногоправаявляетсяБКРФ, которыйсодержитбазовыенормы, арегулированиепосуществуотдаётсясоответствующиморганамисполнительнойвласти, которыепринимаютакты, которыедетализируют. КонституцияРФ Можновыделить4 группыстатей, касающихсяфинансовогоправа: 1) статьи, устанавливающиеосновныепринципыналоговыхизъятий(ст. 57); 2) статьи, устанавливающиеосновыразграниченияфинансовыхполномочиймеждуразличнымиуровнямипубличнойвласти(решаетсявопрососовместномведении, исключительномведенииит.д.) (ст. 132); 3) статьи, устанавливающиеосновыразграничениякомпетенциимеждузаконодательнымиисполнительнымиорганамивласти; 4) статьи, устанавливающиеосновыденежногообращениявРФ(ст. 75).
Иныеисточники: 1) Международныедоговоры(Договоробизбежаниедвойногоналогообложения); 2) Законодательство(БКРФ, НКРФит.д.) 3) Подзаконныеакты; 4) Судебнаяпрактика(фактическиявляетсяисточникомправа, ноформальноисточникомправанеявляется).
Лекция5. КилинкароваЕ.В. 19.09.2014 Остановилисьмынатом, чтоклассическимиструктурнымиэлементамифинансовогоправа (ФП) являютсятакиеегоподотрасли, какподотрасльбюджетногоправа(БП) иподотрасльналоговогоправаиинституторганизацииденежногообращения. Всё, чеммыдальшезанимаемся, такилииначесвязаносподотрасльюбюджетногоправа. Начнемсобщейтемы: БПкакподотрасльФП. Предмет БП
Понятиебюджетныхправоотношенийсодержитсявст. 1 БКРФ. Статья1. Правоотношения, регулируемыеБюджетнымкодексомРоссийскойФедерации 1. Кбюджетнымправоотношениямотносятся: отношения, возникающиемеждусубъектамибюджетныхправоотношенийвпроцессеформированиядоходовиосуществлениярасходовбюджетовбюджетнойсистемыРоссийскойФедерации, осуществлениягосударственныхимуниципальныхзаимствований, регулированиягосударственногоимуниципальногодолга; отношения, возникающиемеждусубъектамибюджетныхправоотношенийвпроцессесоставленияирассмотренияпроектовбюджетовбюджетнойсистемыРоссийскойФедерации, утвержденияиисполнениябюджетовбюджетнойсистемыРоссийскойФедерации, контролязаихисполнением, осуществлениябюджетногоучета, составления, рассмотренияиутверждениябюджетнойотчетности. Проблемаопределениябюджетныхправоотношений, данноговст. 1 БКРФ, втом, чтоононепроясняет, какиежеименноотношенияявляютсябюджетнымиправоотношениями. Вцеломвродебыпонятно, но, кактольковозникаетвопросразграниченияб. правоотношенийсосмежными, возникаютнекоторыепроблемы. Например, еслиговоритьогосударственныхимуниципальныхзаимствованиях, товсфереэтихправоотношенийскладываютсятакжеигражданско-правовыеотношения(отношениякредитованиятакжерегулируютсягражд. зак-ом). Какиеотношениявданномслучаебюджетные, акакиегражданско-правовые–изданногоопределениянепонятно. Кромеэтоговстатьеидетотсылкавцеломнасубъектыбюджетныхправоотношений, однакодалеепотекстуБКРФособоэтопонятиенеиспользует. Вчастности, вБКРФиспользуетсяпонятие«участникибюджетногопроцесса», номожнолинастаиватьнатом, что«субъектыбюджетныхправоотношений»и«участникибюджетногопроцесса»этоодниитежеучастники? ПокрайнеймереКодексоднозначногоответанедаёт. Поэтому, имеяввиду, чтовБКРФестьопределениебюджетныхправоотношений, выводимтакжеидоктринальноеопределение, котороесодержитсявтомчислевнашемучебнике–кафедральныйподход: ПредметБПсоставляютвластно-имущественныеотношенияпоформированиюпубличныхфондовденежныхсредств(идётречьобюджетахбюджетнойсистемы) ипораспоряжениюсредствамисоответствующихпубличныхфондовденежныхсредств, т.е. бюджетов. Помимосоответствующихвластно-имущественныхотношенийвпредметБПтакжевходяторганизационныеотношения, связанныесвластно-имущественными(например, отношенияпоосуществлениюконтролявбюджетнойсфере, атакжепоформированиюбюджетныхотчётовиотчётности). Применительнокорганизационнымотношениям, относящимсякпредметуБП, особоследуеттакжеупомянутьтакжетеорганизационныеотношения, которыевозникаютвсвязиспринятиемсоответствующихзаконовиактовмуниципальногоуровняобюджетах. Длябюджетногопроцессаактобюджетеявляетсясистемообразующимдокументом, весьбюджетныйпроцесснаправленнато, чтобыобслужитьжизненныйциклактаобюджете, поэтомуданныеотношения–организационные–существуюткакпараллельно, после, такидовластно-имущественных. ПрименительнокБПвесьмаостростоитвопросоразграничениибюджетно-правовыхотношенийисмежныхправоотношений. Властно-имущественныеотношенияскладываетсяподвумосновнымнаправлениям: формированиепубличныхфондовденежныхсредствираспоряжениесоответствующимисредствами. Вопросразграничениявозникаеткакминимумпоэтимдвумнаправлениям. Когдамыговоримоформированиипубличныхфондовденежныхсредств, встаетвопросоразграничениибюджетныхотношенийиналоговыхотношений, впервуюочередь. Такжеможноговоритьоразграничениибюджетныхправоотношенийиотношенийпоисполнениюобязанностипоуплатедругихобязательныхпубличныхплатежей. Когдамыговоримовторойгруппеотношений–пораспоряжениюсредствамисоответствующихбюджетов–товозникаетвопросотом, какразграничить, например, гражданскиеправоотношенияибюджетныеправоотношения. Вопросразграниченияналоговыхотношенийибюджетныхявляетсяпринципиальным(началарисоватьнадоске). Когдалицохочетисполнитьсвоюобязанностьпоуплатеналогов, оноприходитвкредитнуюорганизацию, флнесутналичныеденежныесредства, юр. лицапредъявляютсоответствующееплатёжноепоручение. Первыймомент–лицопришловбанкипредъявилоплатёжноепоручение, послеэтого, когдабылопредъявленоплатёжноепоручение, приусловии, чтонаденежномсчётеимеетсянеобходимыйдостаточныйостаток, налоговаяобязанностьвсоответствиисост. 45 НКРФ, считаетсяисполненной. Послеэтогоначинаютсяопределённыедействияпоисполнениюсоответствующегоплатёжногопоручения, и, витоге, денежныесредстваоказываютсянараспределительномсчётесоответствующегоуправленияФК, открытыйвЦБ. ПослеэтогоФКосуществитотдельныеучётныедействия, иденежныесредствапопадутнаединыйсчётсоответствующегобюджета. Междутеммоментом, какналогоплательщикпредъявилплатёжноепоручениевбанкисоответствующиеденежныесредствабылизачисленынараспределительныйсчётвЦБможетпройтидостаточнобольшойвременнойпромежуток. Болеетогоотналогоплательщиканевсегдачто-либозависитприменительноктому, будутлитудаденьгизачисленылибонет. Здесьунасдействуетбанкивыполняеткакие-тодействияпоосуществлениюисполненияплатёжногопоручения. Поэтомудляналогоплательщикапринципиальнымвсегдаявлялсявопросотом, когдабудетсчитатьсяисполненнойегообязанность: втотмомент, когдаонденьгипринёс, когдаэтиденьгисписалисегосчётаиливообщекогдаденьгипоступятнаединыйсчётсоответствующегобюджета. Налоговыйорганнастаивалнатом, чтообязанностьдолжнасчитатьсяисполненнойтогда, когдаденьгипоступилисбюджетнуюсистему, ноКСРФпошёлпопутизащитыналогоплательщикакакслабойсторонывовластныхотношениях, ив90-егодыбылоодноизпостановленийКСРФ, вкоторомбылоуказано, чтообязанностьдолжнабытьсчитатьсяисполненной, втотмомент, когдауналогоплательщикапроизошлоотчуждениеегособственности. Отчуждениепроисходи, помнениюКС, втотмомент, когдаденежныесредствасписываютсясосчёта, поэтомувтотмомент, когдаденежныесредствасписалисьсосчёта, обязанностьдолжнасчитатьсяисполненной. Далеежепроисходитсложныйпроцессдвиженияденежныхсредствиналогоплательщикнедолженнестиответственностьзадействиядругихсубъектов. СпринятиемпервойчастиНКнашзаконодательустановилещёиболеельготноерегулирование, указав, чтоналоговаяобязанностьсчитаетсяисполненнойневтотмомент, когдапроизошлоотчуждение, акогдапредъявленоплатёжноепоручениеприналичиидостаточногоостаткаденежныхсредств. ПосколькуналоговоеправоустанавливаетправовойрежимдляисполненияустановленногоКРФобязанностипоуплатезаконноустановленныхналогов, то, сучётомсоответствующегорегулирования, делалсявыводотом, чтоналоговыеправоотношениязаканчиваютсявтотмомент, когданалоговаяобязанностьсчитаетсяисполненной, адалеедвижениеденежныхсредстввбюджетосуществляетсяврамкахбюджетныхправоотношенийпоформированиюдоходовсоответствующегобюджета. ОснованиемдлятакогоподходаявлялосьнетолькорегулированиевНК, ноиположенияБК, которыеразграничивалидоходыуплаченныеидоходызачисленные. Применительнокналоговымплатежамдоходыуплаченные–этобылитедоходы, которыеопределялись, соответственно, втотмомент, когданалоговаяобязанностьсчитаетсяисполненной. Втотмомент, когдавсоответствиисНКналоговаяобязанностьсчитаетсяисполненнойипрекращаютсяналоговыеотношениядляналогоплательщика, начиналисьбюджетныеправоотношенияпоформированиюдоходов, итутпоявляласьтакаякатегория, какдоходуплаченный. Посколькупонятно, чтофинальнаяцель–чтобыдоходоказалсявбюджетеиможнобылобысоответствующимиденежнымисредствамираспоряжаться, тобыловведеновБКпонятиедоходовзачисленных. Зачислениесвязывалосьспоступлениемденежныхсредстввбюджетнуюсистему. Однаков2007 годувБКРФбыливнесеныизменения, всоответствиискоторымиотэтихкатегорий–доходыуплаченныеизачисленные–отказались. Регулированиеотношенийпоформированиюдоходовбюджетовначинаетсявотстогомомента,какденежныесредствапоступаютнараспределительныйсчётФК. Чтопроисходитдоэтогомоментасденежнымисредствами - БКРФникакнерегулируется. Какиевсе-такигдеунасотношенияскладываются? Когданалогоплательщикпредъявилплатёжноепоручение, заканчиваютсяналоговыеотношениясучастиемналогоплательщика. Чтотогдазаотношениямеждутеммоментом, когдапредъявленоплатёжноепоручениеиденежныесредствапоступилинараспределительныйсчётФКвЦБ? Здесьвысказывалисьразныепозиции, новозможныдваосновныхподхода: либоздесьобычныег-потношения, либоэтокакие-топубличныеправоотношения. Неправильно, чтоздесьг-потношенияисточкизрениятеории, источкизренияпрактики. Сточкизрениятеорииполучается, впроцессформированияпубличныхфондовденежныхсредств, которыйпосутиявляетсявластнойдеятельностью, вклиниваетсячастныйблок. Нокромеэтого, еслинастаиватьнатом, чтоэточастно-правовыеотношения, тоупубличногосубъектанетникакихособыхгарантий, нельзяустанавливатькакие-либоспециальныеправиладляисполненияобязанности. Применительнокналоговымплатежам, законодательинесмогпойтипопутитого, чтобынеустановитьэтиспециальныеправила, ивНКпоявилосьдостаточноподробноерегулированиестатусабанкакакособогоучастниканалоговыхотношений. Приэтомследуетобратитьвниманиенато, чтовНКестьспециальнаястатья–«Участникиналоговыхправоотношений», тамсредиучастниковперечисленыналогоплательщик, налоговыйорган, налоговыйагент, банковнет. ВтожевремявНКестьстатья10, котораярегулируетпорядокисполнениябанкамипорученияпоперечислениюналогов. ТакжевНКестьособыеправилапоответственностибанковзанеисполнениеэтихобязанностей. Наличиенанастоящиймоментвдействующемзаконодательстветакогорегулирования–когдаБКРФрегулируетотношениясмоментапоступленияденежныхсредствнараспределительныйсчётФК, иестьрегулированиеобязанностейбанкавэтойсферевНКРФ, этопозволяетделатьвыводотом, чтоподходзаконодателятаков, чтоотношения, которыескладываютсядомоментапоступленияденежныхсредстввбюджетнуюсистему, т.е. допоступлениянараспределительныйсчётвФК, этоотношенияналоговые. Простосначала–сучастиемналогоплательщика, потом–отношенияубанкаврамкахисполненияобязанностибанкапоперечислениювбюджетсуммыналогов. КактолькопопоступаютнараспределительныйсчётвФК, начинаютсябюджетныеправоотношения. Вместесэтим, этотподход–этоподход, которыйопределилзаконодатель. Изначальнопозициякафедрыиная, идосихпорестьнекоторыесомнениякасательноэтогоопределениямоментавозникновениябюджетныхправоотношений.Болееправильнобылобыговоритьотом, что, учитываяособуюзначимостьсоответствующихотношенийпоформированиюбюджетов, соответствующиеотношенияпоперечислениюденежныхсредстввбюджетнуюсистемудолжнырегулироватьсяБКособымпубличнымобразомнезависимооттого, окакихдоходахбюджетовидётречь. Помимоналоговыхсборов, естьфискальныесборы. Соответствующеерегулированиеуплатыэтихплатежейотсутствует. Нетникакихнорм, которыепозволялибыутверждать, чтотутособыеотношениясучастиембанкапоперечислениювбюджетсоответствующихсуммфискальныхсборов.Точнотакжепомимоплатежей, которыеносятпублично-правовойхарактер, кдоходамбюджетовтакжеотносятсяплатежи, вытекающиеизг-потношений(доходыотсдачиимуществаваренду). Применительноктакимдоходам, тоженетникакогоспециальногорегулированиявчастиисполнениябанкомисполненияобязанностипоперечислениюсоответствующихсредстввбюджеты. Публичныйсубъектзаинтересован, чтобыденьгиоказалисьунего, независимооттого, чтопроисходилонапредыдущихстадиях. Применительнокгражданскимправоотношениям, тамбудутдействоватьиноераспределениерисков, имынебудемнастаиватьнатом, покауестьНК, чтообязанностьсчитаетсяисполненнойвтотмомент, когдапредъявилиплатежноепоручение, нотемнеменее, применительнокналоговымотношениям, отношениясбанком–этоособыепубличныеналоговыеотношения, применительноковсемдругим–этогражданско-правовыеотношения, неимеющиеникакогоспециальногорегулирования. Поэтомуэтотакойнесистемныйподход, оннесовсемправильный–читатьучебник. Еслиприводитькакие-либоаргументыотом, почемуотношениямеждубанкомигосударствомтоженосятналоговыйхарактер, тоестьотдельныйаргумент.Налоговоеправорегулируетимущественныеотношения, средиэтихимущественныхотношенийособоезначениеприобретаютотношенияпоуплатеналогов. Отношениябанкасгосударствомкак-никактесносвязанысисполнениемналогоплательщикомобязанностипоуплатеналогов. Крометого, определениеналога, ст. 8 НКРФ, налог–этопубличныйплатёж, которыеосуществляетсявцеляхфинансированиязадачицелейгосударстваиместногосамоуправления. Еслижемыпредположим, чтоналогбудетуплачен, нонедостигнетбюджетнойсистемы, тоэтобудетневполномсмысленалог. Налог–индивидуальнобезвозмезден, поэтому, впринципе, ненавсе100% можноговоритьотом, чтобыналогпоступилвбюджет. Еслиприменительноксбору–платёж, которыйуплачивается, чтобывотношенииплательщикабылоосуществленокакое-тоюридическизначимоедействие, амомент, когдаобязанностьосуществлена, такойже, какивналогах, тутможноговорить, чтоэтохотьинеэквивалентная, нооплатауслуги. Приуплатеналоганичеговзаменнепредоставляется. Крометого, дляотдельныхналогоплательщиковнормаотом, чтонезависимооттого, поступилилиденежныесредствавбюджетилинет, егообязанностьсчитаетсяисполненной, былоосновойдляразличныхсхемимахинаций, которыепозволялисоздатьситуацию, когдаплатёжноепоручениепредъявлено, остатокнасчётеесть, нобанкпокаким-топричинамневсостоянииперечислитьденежныесредствавбюджетнуюсистему. Иполучалось, чтоналогоплательщиксчитаетсятаким, которыеисполнилсоответствующуюобязанность, аденежныесредствавбюджетнуюсистемутакинепоступили. Этомогутбытьситуации, которыеникакнесвязанысозлымумысломналогоплательщика, апростонестабильнаяфинансоваяситуация, банкобанкротился. Впринципе, былииситуации, когдасоздавалисьспециальнотакиесхемы. ВопросразграниченияналоговыхибюджетныхправоотношенийявляетсяоднимизключевыхдлякурсаФП. Надознать, какбыло, какестьсейчасикакнадосточкизрениядоктрины. Применительнокбюджетнымправоотношениямпоформированиюдоходовбюджетов, вопросразграничениябюджетныхправоотношенийиотношенийдругойотраслевойпринадлежностиможетвозникатьнетольковситуации, когдаунаспроисходитдвижениесредстввбюджетнуюсистему, ноивопределенныхслучаяхэтиотношениявозникаютипридвижениисредствизбюджетовбюджетнойсистемыкчастномулицу, иприэтомвсёэтобудетосуществлятьсяврамкахформированиясоответствующихпубличныхфондовденежныхсредств. ПонятиеисполнениябюджетовподоходамвБКсодержитсявст. 218. Так, кисполнениюотносятсянетольковластныедействия–принятиерешенийит.д., нотакжеиситуациивозвратаизлишнеуплаченныхсуммотносятсякисполнениюбюджетаподоходам. Обусловленоэтотем, чтокогдавбюджетпоступаютизлишнеуплаченныесуммы, этоозначает, чтовбюджетпоступаюттесуммы, правовоеоснованиедляполучениякоторыхотсутствовал. Основнымиучастникамбюджетногопроцессавчастиисполненияподоходам–ГАДиАДдоходовсоответствующегобюджета. ПоэтомуукаждогодоходаестьсвойАД, укаждогоАДестьГАД. ИменноАДсоответствующегодоходабудетуполномоченпринятьрешениеовозвратеизлишнеуплаченнойсуммы, послеэтогооннаправляетсоответствующиедокументывФК, оноосуществитнеобходимыедействия, чтобыденьгисденежногосчетавЦБпопалинасчетлица, котороеизлишнеуплатило. Заявлениеовозвратедолжныподаватьплательщики, которыеобнаружили, чтоонипереплатили. Рассмотримнапримереналогоплательщика. Онобращаетсякналоговомуорганусзаявлениемовозвратеизлишнеуплаченныхсумм, далееналоговыйорганпринимаетрешениеовозврате, направляетнеобходимыедокументыдлявозвратавФК, оноосуществитопределенныедействияврамкахкассовогообслуживаяисполнениябюджетов, иденежныесредствавернутсяизЦБнасчетналогоплательщика. Когдаговоримовозврате: гденалоговыеотношения, агдебюджетные? ВБКестьисчерпывающийпереченьучастниковбюджетногопроцесса. АД–этоучастник, ФК–тоже, аналогоплательщик–нет. Врамкахсвоихособыхотраслевыхотношений, урегулированныхНК–ст. 78, 79, налогоплательщикобратитсякналоговомуоргану. НалоговыйорганужекакАД–врамкахбюджетныхправоотношений, приметрешениеовозврате. Никакойплательщикнеявляетсяучастникомбюджетныхправоотношений(нетольконалогоплательщик, ноиплательщик, излишнеуплатившийденежныесредстваподоговоруарены, штрафзаадмин. нарушениеит.д.). Поэтомупообщемуправилуонобращаетсякопределенномуоргануврамкахсоответствующихотраслевыхотношений, ужедальше–бюджетныеправоотношения. Невсегдато, чторегулируетсяНК, относитсякпредметуНП–ст. 78 и79 –таместьположенияотом, чтоналоговыйорганпринимаетрешениеовозвратеиотом, втечениекакоговремениналоговыйоргандолженнаправитьсоответствующиедокументывФК. Этовсепробюджетноеправо. Вкакоймоментвданномслучаезаканчиваютсяналоговыеотношенияиначинаютсябюджетные? Весьмасложноопределитьконкретныймомент–решениеовозвратепринимаемоеналоговыморганом–этоещеврамкахналоговыхотношенийилиужеврамкахбюджетныхправоотношений? Соднойстороны, налогоплательщикуважнонепростообратитьсясзаявлением, емуважновернутьденежныесредства. Еслимыговорим, чторешениеовозвратепринимаетсяужевненалоговыхотношений, то, какрезультат, получается, чтоуналогоплательщиканетправатребоватьвозврата. Поэтому, соднойстороны, эторешениедолжноприниматьсяврамкахналоговыхправоотношений. Сдругойстороны, вБКкполномочиямАДотноситсяпринятиерешенийовозврате–ст. 218. Поэтомурешениеовозврате–пограничныйэлементмеждуналоговымиибюджетнымиправоотношениями.
Второйблокотношенийврамкахбюджетныхправоотношений–этоотношениябюджетныепорасходованиюсоответствующихпубличныхфондовденежныхсредствиг-потношений, которыесвязанысрасходованием. Осуществлениеплатежа–зачетсредствбюджетапогос. контракту–носитг-пприроду. Всвоюочередь, установлениелимитовбюджетныхобязательствсоответствующемулицу, котороезаключилоэтотгос. контракт–этосвязаноспубличнойфинансовойдеятельностью. Естьбюджет, естьКУ, которомунадозаключитьгос. контракт, чтобычто-нибудьсебезакупить. УфедеральногобюджетатакихКУоченьмного, иденежныесредстванепоступаютнапрямуюизфедеральногобюджета. Какправило, выстроитсяиерархияизучастниковбюджетногопроцесса. Сначаладенежныесредствабудутраспределятьсяпоглавнымраспорядителямсоответствующегобюджета, главныйраспорядительраспределитпосвоимподведомственнымраспорядителям, которыхунегоможетбытьмного. ЭтираспорядителибудураспределятьлимитыбюджетныхобязательствпоподведомственнымимКУ. Теотношения, которыесвязанысраспоряжениемвыделеннымисредствами–доведениелимитовбюджетныхобязательствдоКУ, составлениеемусметы–этовсебюджетныеправоотношения. КогдаужеуКУестьзаключенныйгос. контракт, инеобходимоосуществитьплатежпоэтомуконтракту, тут–г-потношения. Хотянадопонимать, чтонепосредственнооплатебудутпредшествоватьнекоторыедействия, например, санкционированиеплатежаФК–этовластнаядеятельность, соответственно, бюджетныеправоотношения. ВнастоящеевремявнижнемзвеневописаннойвышеситуациимогутбытьтолькоКУ, анеБУилиАУ. Пообщемуправилу, сейчасБУиАУнеявляютсяполучателямисредствсоответствующегобюджета. Возможновнекоторыхситуацияхонибудутявлятьсяглавнымираспорядителями–наиболеезначимыеучреждениявопределенныхсферах. Какиетогдаотношенияскладываются, когдаАУиБУполучаютденежныесредстваизбюджетов? Восновномонисейчасполучаютсубсидии, НООНИВСЕРАВНОНЕПОЛУЧАТЕЛИ. Следовательно, еслионинеполучатели, тоонинеучастникибюджетногопроцесса, следовательно, этонебюджетныеправоотношения? ПрименительноквопросуопредметеБП, следуяконституционнымпринципамбюджетнаясистемаунастрехуровневая. Поэтомуособоезначениеврамкахмногоуровневойбюджетнойсистемыприобретаютмежбюджетныеотношения–передачаденежныхсредствизбюджетавбюджет, предоставлениемежбюджетныхтрансфертов. Спецификасоответствующихбюджетныхправоотношенийпроявляетсявсубъектномсоставе. Врамкахмежбюджетныхотношенийучастникамиявляютсясамипублично-правовыеобразования–РФ, субъекты, муниципальныеобразования. Когдаговоримобюджетныхправоотношениях–идётречьолинейнойзависимостимеждуучастникамиэтихотношений, втовремя, каквналоговыхотношениях–тамфункциональнаязависимость. ИсточникиБП
1) МеждународныедоговорыкакисточникбюджетногоправаимеютприоритетнадположениямиБКРФ. 2) Конституция+конституционныеакты(уставысубъектовиуставыМО). 3) Бюджетноезаконодательствотакжетрехуровневое–ФЗ, законысубъектов, актыпредставительныхоргановместногосамоуправления. 4) Подзаконныенпа, есливналоговомправеосновнымисточникомявляетсятолькозакон, аподзаконныенпадопустимылишьвнекоторыхслучаях, вБПподзаконныенпаоченьширокоиспользуютсядлярегулированиясоответствующихправоотношений. ЭтоактыПрезидента, Правительства, Мифина, ФК(вотдельныхслучаях). 5) ПравовыепозицииКС, ВС, ВАС(неформальныеисточники).
Лекция6. КилинкароваЕ.В. 19.09.2014 Структурабюджетногозаконодательства ПомимоБКвсоставбюджетногозаконодательстванафедеральномуровнетакжевходятФЗпостоянногодействия, регулирующиебюджетныеправоотношения, атакжеФЗофедеральномбюджетенасоответствующийпериод, атакжеФЗобюджетахгосударственныхвнебюджетныхфондах. ПочемумыделимФЗнаФЗпостоянногодействияидругиеФЗ? ЭтосвязаносособенностямидействиявовремениФЗосоответствующихбюджетах. ФЗофедеральномбюджете(илизаконодругомбюджете) –этозаконодательныйактособогорода. Повопросуоправовойприродеэтогоакта, применительноквопросу, офедеральномбюджетевысказалсяКСРФвПостановленииот23.03.2004 года№9-П. НеобходимостьрассмотренияэтоговопросавКСвозниклапотому,чтовзаконахофедеральномбюджетенасоответствующиегодырегулярнопоявлялисьнормыотом, что, например, положенияфедеральногозаконодательстваиныхФЗприостанавливаютсвоедействиенаочереднойфинансовыйпериод(моглибытьприостановленыопределенныевыплатылибоуменьшенихразмер). Возниквопрос: можнолиэтимактомвременногодействиявноситьизменениявиныеФЗ, темболее, чтоэтимограничивалисьнекоторыеправаграждан (праванаразныевыплаты, гарантииит.д.)? КСуказал, чтоФЗофедеральномбюджетеявляетсяособымактом, посколькупредставляетсобойлишьправовуюформуфинансовогоплана. Этотзаконсоздаетнадлежащиефинансовыеусловиядляреализациинорм, которыезакрепленывиныхФЗ. СампосебеданныйФЗнеможетпорождатьправ, обязанностейлибоотменятьэтиправа, обязанности. ПосколькуФЗофедеральномбюджете–этолишьправоваяформафинансовогопланагосударства, топосвоемусодержаниюэтотактдолженсодержатьтолькотеположения, которыесвязанысфинансовымпланом(доходы, расходыиисточникифинансированиядефицитовбюджетов). Никакихрегулятивныхнорм, правилповедениятамбытьнеможет, недолжно. Этотзаконнеможетвкачествепоследующегозакона, специальногозаконаизменятьранееизданныезаконылиболишатьихюридическойсилы. Несмотрянато, чтоКСв2004 годувысказалэтупозицию, темнеменеевпоследующихФЗофедеральномбюджетевстречалисьотдельныерегулятивныенормы. Так, например, дореформыстатусаучреждений, котораязакончиласьспоявлениемказенныхучреждений, отдельныепереходныеположениясодержалисьвзаконеобюджетеприменительнокстатусубюджетныхучреждений. Реформаэтадлиласьдолго, надобылопринятьотдельныйзаконостатусеучреждений, законодательэтогонесделал, апростосносилизменениявФЗофедеральномбюджете. ЭтотподходвообщеникакнесоответствуетпозицииКС. ДействиевовремениФЗобюджетеобусловленотем, чтоэтоактнепостоянногодействия, арассчитаннаопределенныйвременнойпериод. Пообщемуправилуэтотактвступаетвсилу01.01 идействуетдо31.12 соответствующегофинансовогогода, еслииноенепредусмотреносамимФЗилиБК. Пообщемуправилунафедеральномуровнезаконобюджетепринимаетсянатригода–финансовыйгодиплановыйпериод(1+2 года). Каждыйгодсмещаетсяплановыйпериод–«скользящаятрехлетка». Действуетэтотакттольковтечениефинансовогогода, втечениеплановогопериодаоннедействует. ИноеможетбытьпредусмотреноэтимФЗилиБКРФ. Невсегдаорганывласти(особеннорегиональныеиместныевласти) могутуспетьпринятьактобюджете, чтобыонужевступилвсилу01.01. Поэтомувст. 190, 191 БКРФпредусмотреныситуациивременногоуправлениябюджетом. КакиесуществуютФЗпостоянногодействия, регулирующиебюджетныеправоотношения? ФЗ«Осчетнойпалате»(говорятваудитории), вообщеихнеоченьмного. ВообщеэтопрактическитолькоБКРФ. ПрименительнокуровнюсубъектовРФ. Таместьактыпостоянногодействияизаконыосоответствующихбюджетах. Науровнесубъектовформируютсятерриториальныефондыобязательногомедицинскогострахования. Поэтомупомимозаконаобюджетенасоответствующийпериодестьтакжезаконысубъектовобюджетахтерриториальногогосударственноговнебюджетногофонда. Основноерегулированиебюджетнойсферы–науровнефедерации, однакоусубъектовтакжеостаютсявопросы, которыемогутбытьурегулированытолькоимивсвоихактах–тутипринимаютсязаконысубъектовпостоянногодействия(наслайдахпримеры, точныереквизитызаконовненазываются–законыСПбот2007 годаопредоставлениимежбюджетныхтрансфертовиобюджетномпроцессевгороде???). Науровнеместногосамоуправлениятакжеактыпостоянногодействияиактыосоответствующембюджете. Наместномуровненетникакихбюджетовгосударственныхвнебюджетныхфондов. БКРФобладаетприоритетомнадвсемиактами, регулирующимибюджетныеправоотношения. В2003 годубыливнесеныособыеизменениявБКРФ. КасаютсяособогопорядкавнесенияизмененийвБКРФ. Смыслвтом, чтовсеизменениявБКРФмогутвноситсятолькоотдельнымФЗ,которыеимеетпредметомсамостоятельногорегулированияименновнесениеизмененийвБКРФ. ВнесениеизмененийспомощьюдругогоФЗ, предметрегулированиякоторогоиной, недопускается. ЭтоправилонетолькопроизменениеположенийБКРФ, нотакжепроприостановление, отмену, признаниеположенийутратившимисилу. РазвиваяположенияКРФофедеративномустройствеисамостоятельностиместногосамоуправления, вБКРФзакрепляютсябюджетныеполномочияфедерации, субъектовиОМС(ст. 7-9 БКРФ). БюджетныеполномочияРФможноразделитьнанесколькогрупп. Перваягруппа–полномочиявотношениибюджетногопроцессадлявсехбюджетовбюджетнойсистемы, этиположенияявляютсяоснованиемдляширокихполномочийРФвнормотворчествевсферерегулированиябюджетныхправоотношений(РФустанавливаетобщиепринципыфункционированияиорганизациибюджетнойсистемы, определяетосновыбюджетногопроцесса, основымежбюджетныхотношений, основысоставленияпроектыбюджетов, ихутвержденияиисполнения, порядокустановлениярасходныхобязательств, основыформированиядоходовиосуществлениярасходов–всеключевыевопросыустанавливаютсянафедеральномуровнеирегулируютсяединообразно). Помиморегулирования, котороераспространяетсянавсебюджетыбюджетнойсистемы, кбюджетнымполномочиямРФотносятсяполномочия, которыекасаютсярегулированиябюджетногопроцессанафедеральномуровне. Этоустановлениепорядкасоставления, рассмотренияпроектовбюджетовименнофедеральныхбюджетовибюджетовГВФнафедеральномуровне, утверждение, исполнениеданныхбюджетов, осуществлениеконтролязаихисполнением, установлениеисполнениярасходныхобязательствРФ, установлениепорядкапредоставлениятрансфертовизфедеральногобюджетаит.д. БюджетныеполномочиясубъектовРФсодержатсявст. 8 БКРФ. Здесьможновыделитьтригруппыполномочий. Перваягруппаполномочийкасаетсярегулированиябюджетногопроцессанарегиональномуровне. Втораягруппа–полномочиясубъектовпорегулированиюбюджетногопроцессанаместномуровне(установлениеобщегопорядкапредоставлениямежбюджетныхтрансфертовмеждуместнымибюджетами, установлениенормативовотчислениядоходовместныхбюджетовотналогов, определениепорядкаустановлениерасходныхобязательствмуниципальныхобразованийит.д.). МоскваиСПбобладаютособымстатусом, поэтомуприменительнокихбюджетнымполномочиямимеютсянекоторыеуточнения(расширениеихполномочияпосравнениюсдругимисубъектамиРФ). СмотритевБК. Применительнокмуниципальнымобразованиям, регулированиедифференцируетсявзависимостиотвидамуниципальногообразования. Унасустановленадвухуровневаясистемамуниципальногоустройства. Этопредполагает, чтоунасестьмуниципальныеобразованияпервогоуровня–поселения, которыемогутвходитьвсоставболеекрупныхобразований–муниципальныхобразованийвторогоуровня. СмотретьФЗ-131. Вбюджетномзаконодательствеодноизпервыхпроявленийэтойдвухуровневости–ст. 9 БКРФ–сначалаидетсписокполномочийдлявсехвидовмуниципальныхобразований, потом–отдельнобюджетныеполномочиямуниципальныхрайонов(2-йуровень, унегоестьдополнительныебюджетныеполномочия). Еслибудетвзадачевопросотом, возможнолирегулированияопределенноговопросанаданномуровне, кторегулирует, ктоопределяетпорядок–обращатьсяк7-9 статьямБКРФ.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |