Правовоерегулированиедоходов.
Понятиедоходовбюджетаопределеновст6 БК. Вкачестведоходовпризнаютсяпоступающиевбюджетденежныеср-ва, заисключениемтехд.с., которыепоступаютвбюджет, НОявл-сяисточникамиФДБ. Такимобразом, несмотрянато, чтоИФДБтожепоступаютбюджет, доходамионинепризнаются, длянихпредусмотрендругойправовойрежим. Ключевымпризнакомдлядоходаявляетсяпоступлениеденежныхср-ввбюджет. Напутинаединыйсчетсоотвбюджетаденежныеср-вабудутпроходитьследующийпуть: сначалаонибудутзачисленынасчетаФК(распределительныесчетаФК, которыеоткрываютсявЦБ). Послетого, какпоступилинаединыйсчет, которыйещесравниваютстабломобщим, кудавседеньгисваливаются, подлежащиезачислениювбюджетнуюсистему, послеэтогоорганыФКосуществляютучетдоходов, которыепоступилинасоотвсчетираспределяютихмеждубюджетами. РаспределениесучетомКБК. Послеосуществленияучетнойдеятельности, производитсяперечислениенаединыесчетабюджетов, которыетакжеоткрытывЦБ. Длятогочтобыбытьпризнаннымименнодоходом, недостаточнопоступитьнасчеторгановФК, ден. ср-вадолжныпоступитьвсоотвбюджет. Поэтомувсоотвсост40 ден.ср-васчитаютсяпоступившимивдоходысоотвбюджетатолькосмоментаихзачислениянаединыйсчетсоотвбюджета. Несуществуютабстрактныедоходы, поэтомуодоходеговоримтолькотогда, когдаср-вапоступилинаединыйсчетсоотвбюджета. Втожесамоевремяестьмомент, когдаденьгиужепоступилинасчетказначейства, ноещенедошлидобюджета. ВзаконодательствеоченьчастокэтойситуацииговоритсяопоступлениисредстввБюджетнуюСистему. ТоестьзаконодательразграничиваетпоступлениесредстввБСипоступлениесоответствующихд.с. вдоход. БКрегулируетправоотношениястогомомента, какд.с. поступилинараспределительныйсчетказначейства(вБС). Классификациядоходов. Можнопредложитькакминимум3. Всоответствииспервойклассификациейкритериемявл-сято, ккакомубюджетуБСотноситсясоотвдоход. МожноосуществитьнаоснованииположенийБК, вчастности: доходыфедеральногобюджета(гл.7), доходыбюджетовсубъектов(гл.8), доходыместныхбюджетов(гл.9) идоходыбюджетовГВФ(ст.146). Поэтомуесливасинтересует, кдоходамкакогобюджетаотносятсятеилииныепоступления, выдолжнынайтивотэтиглавыБКиискатьвсоотвстатьяхинтересующийдоход. Втораяклассификация, котораяпредложеназаконодателем–этоделениедоходовнаналоговые, неналоговые, атакжебезвозмездныепоступления. Спервойклассификациейкритерийпонятен. Аздесьвсенетакоднозначно. Смотримстатью41, высказываеммнениепоповодукритерия. Дляналоговыхдоходов, посути, критерийформальный–поступлениядбпредусмотреныНалоговымзаконодательством(независимоотправовойприроды, пеняиштраф–нетобщейприродыит.п.). Неналоговыедоходыибезвозмездныепоступления–невыделяетнамзаконодателькритериев. Можнообратитьвниманиенато, чтобезвозмездныепоступленияунасопределяютсязакрытымспособом, книмотносятся: МБТибезвозмездныепоступленияотлиц, которыенеимеютпрямогоотношениякБС(ЮЛ, иностр.организации, ФЛит.д). Всвоюочередь, переченьненалоговыхдоходовявляетсяоткрытым. Получается, всето, чтонепопадаетвналоговыеибезвозмездныепоступленияипрямонеперечисленовкачествененалоговых, всеравнопризнаноинымненалоговымдоходом. Вненалоговыхсосредоточеныите, которыеимеютгражданско-правовуюприроду, ите, которыеполученыврезультатеприменениямерответственности. Говоритьобопределеннойоднородностиплатежей, которыеунаспредложеныврамкахненалоговыхплатежейтожедостаточносложно. Вопросокритериях, которыеиспользуются, есливообщеиспользуются, приклассификациидоходоввесьманеоднозначен, иответнанегосходунедать. ВУМКбылапредложенапозиция: восновесоотвклассификациим. лежатьтакиекритерии, как: принудительность, обязательностьидобровольностьуплаты. Нотутневсетакоднозначнотоже. ТежеМБТ: субвенцииобязательнонужновыплатить, асубсидии–пособственномуусмотрениюиположению, НОестьобратныесубсидии, которыеобязательныкуплате. Или, например, налоги–ониобязательныкуплатепозаконодательству, новтожевремя, когдасубъектсамостоятельноэтотналогуплачивает, мыимеемделосдобровольнойуплатой(анепринудительной, например). Витоге, одинитотжеплатежмбохарактеризованодновременнокакобязательный, добровольныйипринудительный. Такчтоединогокритериянет, этопроблематично. Килинкаровасчитает, чтозаконодательинеимелввидуникакойстрогойклассификациипоединомукритерию. Например, дляналоговыхустановленформальныйкритерий. Еслиизналоговогозаконодательстваизымаетсяопределенныйплатеж, тоонитеряетстатусналоговоговпониманииБК(такбылостаможеннымиплатежами–вихсущностиничегонеизменилось, ноонибылиперемещеныизНКвТК. Всвязисэтимониутратилистатусналоговыхдоходов). Неналоговыепоступления-осуществляютсявнутриБС(МБТвданномслучае), атакжетеплатежиизвнеБС, которыеуплачиваютсясоотвлицамидобровольно. ТОестькненалоговымотноситсявсеостальное. ПоповодуКБКестьофициальныепозициипоклассификациям, тамдуматьненадо.
Статья47 –понятиесобственныхдоходовбюджета. Тутвседоходы, кромесубвенций. Каковысущностныечертысобственныхдоходоввтакомслучае? Единственныесредства, которыеиспользуютсядляосуществленияпереданныхполномочий–этосубвенции, соответственно, всеостальныедоходы, которыеиспользуются, онидляисполнениясобственныхполномочийППО. Помимотогоопределения, котороеиспользуетсявстатье47, мысвамиможемопределитьСДкакдоходыбюджета, направляемыенаисполнениесобственныхполномочий. НОневсегдавБКбылотакоепониманиесобственныхдоходов. До2008: былисобственныедоходыирегулирующиедоходы. Последние–этобылипреимущественноналоговые, которыезакреплялисьзасоотвбюджетаминавременнойоснове. Асобственные–закреплялисьнапостояннойоснове. Нопотомсталивноситьсяизменения, вкоторыхпрямоназывалось, какиедоходыявляютсярегулирующими. Ичемжеонитогдаотличаются? Критерийпересталвыдерживаться, отпонятиярегулирующихдоходовотказались. АСДтеперьпонимаютсядругимобразом. Поэтомувучебникахикомментарияхчастовстречаютсяошибкипоэтомуповоду. АтеперьклассификациянеизБК, адоктринальная. Онаосновананакритериихарактераотношений, наоснованиикоторыхсоотвсуммыуплачиваютсявбюджет(внашемучебникеэтаклассификация). Вседоходыделятсяна: гражданско-правовые(сдачаварендуимущества, продажаит.д.), бюджетныедоходы(именнокакиеотношениявоснове–МБТсюда, например), административныедоходы(тесредства, которыепоступаютссвязисприменениеммерадм.отв.), налоговыедоходы, поступающиеврезультатеисполненияналоговойобязанностиилиплатежи, которыенужноуплатитьврезультатенеисполненияобязанности; уголовно-правовые(врезультатереализациимеруголовнойответственности). Ещеодиндискуссионныйвопрос–можетлибытьаренднаяплатаневденежнойформе? Ведьдоходыотсдачиваренду–этодоходыбюджета, адоходыбюджета–этовсегдаденежныесредствапоБК. НОведьБКрегулируетбюджетныеправоотношения, аздесьгр-пр. ЕслиобратитьсякГК, тооннеустанавливаетдляППОограниченийпоформамаренднойплаты, нетспециальныхоговорок. Возникаетвопрос: соднойстороныестьГК, неустанавливающийограниченийдляППО, иБК–сдругой. Естьлимеждунимипротиворечие? Чтоприменять? ЕслиГКдопускаетиныеформыоплаты, аППОучаствуетвоборотенаравнесдругимисубъектами, тоунаснетоснованийотказатьилизапретитьполучатьаренднуюплатувнеденежнойформе. Этогражданскиеотношения, регулируемыГК. АБКэтиотношениянерегулирует. Онрегулируетотношенияпоформированиюдоходов, ионихрегулируетстогомомента, какденежныесредствапоступаютнараспределительныйсчетказначейства. ВсечтопроисходитдоэтогоБКнерегулируется(вчастиформированиясоответствующихдоходов). Поэтомуеслипоступающихденегнет, тоидоходавпониманииБКнет, ноэтонеозначает, чтонебудет, например, приростастоимостиимущества, получениякакой-товыгодыдляППОврезультатеисполненияобязанностиконтрагентаподоговоруаренды(ремонтилиреставрация, например). Вопросотом, вкакойформебудетполучатьсяа/прешаетсяврамкахгосполитикипоуправлениюимуществом, ивзависимостиоттого, каковаэтаполитика, идолженсовершатьсявыбораренднойплаты(наиболееэффективноеуправленческоерешение). Напрактикежевосновномсдаютварендусполучениемплатывденежнойформе. Отдельныевидыдоходов. Налоговыедоходы. Статья41 БКРФ, книмотносятся: доходыотфедеральныхсборов, вт.ч. отспециальныхналоговыхрежимов, доходыотрегиональныхналогов, доходыотместныхналогов, атакжепенииштрафы, предусмотренныеналоговымзаконд-вом. Ужепоговорилиотом, чтоэтидоходыобъединяетнемногое–толькото, чтоонипредусмотренывналоговомзаконодательстве. Понятиеналогавп.1 статьи8 НКРФ: обязательныйиндивидуальнобезвозмездныйплатеж, взимаемыйсорганизацийиФЛвформеотчужденияпринадлежащихимнаправесобственностилибохозяйственноговедения.,либоопер. у. денежныхсредств. Всеэтовцеляхфин. обеспечениядеятельностигосударствалибоМО. Исходяизэтогозаконодательногоопределения, можновыделитьпризнакиналогов: обязательныйплатеж (ст. 57 КРФ, ПостКСот17.12.1996 г№20-П–налогявл-сянеобходимымусловиемсуществованиягосударства, поэтомуобязанностьплатитьналоги, установленнаявст.57 К, распространяетсянавсехналогоплательщиковвкачествебезусловноготребованиягосударства. Налогоплательщикневправепособственномуусмотрениюраспоряжатьсятойденежнойсуммой, котораяподлежитвзносувказнувкачественалога. Иноеприводилобыкнарушениюправизаконныхинтересовдругихлиц, вт.ч. государства. Фискальныйсуверенитетгосударствапредполагает, чтообязанностьпоуплатеявл-сяпублично-пр., иналогуст-сяводносторонне-властномпорядке, согласиенауплатуналоганеявля-сяюридическизначимымдлявозникновенияуналогоплательщикаобязанности. Долженвозникнутьобъектналогообложения,илицодолжносоответствоватькритериям). индивидуальнаябезвозмездностьналога. Уплатаналоганеявляетсяусловиемсовершениявотношенииналогоплательщикакаких-либоЮЗДсостороныгосу-ва. Поэтомуоказаниегосуслугсостороныгосу-васточкизренияналоговойникакнесвязаностем, платитсоотвлицоналогиилинет. Следующийпризнак–этоденежнаяформа. Всоотвсдействующимналоговымзаконодательством, обязанностьпоуплатеналогов–ееисполнениепредполагаетсятольковденежнойформе, вроссийскойвалюте, вналичнойибезналичнойформе. Налогиформируютсоотвдоходыбюджета–этимможетбытьобъясненоегосуществованиетольковденежнойформе. Хотяисторическиналогисуществовалиивнеденежнойформе. Ипосейденьонивстречаются, израритетов–опытМексики, гдеужедостаточнодавнопредоставляетсявозможностьпредставителямтворческихпрофессийпредоставлятьвкачественалогасвоипроизведенияискусствагосударству. Авбольшинствесвоем–толькоденьгиинтересуютгосударства. Чтокасаетсяфискальнойцели–онапредполагает, чтоналогивыступаютобеспечениемдеятельностигосударстваиМО, чтоотличаетналогиотрядадругихплатежей, которыевзимаются, например, вцеляхнаказанияиликомпенсационногоплатежа. Отчуждениечастиимуществаналогоплательщика–традиционноналограссматриваетсявкачествеоснованиядляпрекращенияправасобственности. Нообратитевнимание, чтопонятиеналогаизст.8 НКпредполагаетпрекращениенетолькоправасобственности, ноихозведенияиоперативногоуправления, потомучтотеорг-ции, которыеобладаютимуществомНЕнаправесобственности, всеравнопризнаютсяналогоплательщиками. Например, КУ- несмотрянато, чтоониполностьюфинансируютсяизгосбюджета, онивсеравносчитаютсяналогоплательщикамиивсеравнобудутуплачиватьналог. ПостКС1996 года, котороемыужеупоминали, чтоещеможноподчеркнутьвнем: взысканиеналоганеможетрасцениватьсякакпроизвольноелишениесобственникаегоимущества, посколькуналогпредставляетсобойзаконноеизъятиечастиимущества, вытекающееизконституционно-публичнойправовойобязанности. Какиевидыналоговбывают? Федеральные, региональныеиместные. Классификациясодержитсявстатье12 НКРФ, конкретныевиды–статьи13, 14 и15. Федеральные: акцизы, НДС, налогнаприбыльорганизаций, налогнадоходыФЛ, налогнадобычуполезныхископаемыхиводныйналог. Региональные: налогнаимуществоорг-ций, налогнаигорныйбизнеситранспортныйналог. Местные: земельныйналогиналогнаимуществоФЛ. ЭтиналогипрямоперечисленывНК. Те, которыепрямонеустановленыНКнемогутустанавливатьсявРФ. Чемразличаютсямеждусобойфедеральные, региональныеиместные? Здесьвсевсегдаделаютоднуитужеошибку, поэтомуясразускажуправильныйвариант- различиепроисходитпонесколькимкритериям: 1 –актамикакогоуровняустанавливаетсяналог, 2 –актамикакогоуровняонвводитсявдействие, 3 –накакойтерриторииподлежитуплате. Соответственно, федеральныеналоги: устанавливаютсятолькоНК, вводятсянафедуровнеНКивзимаютсянавсейтерриторииРФ. Региональные: уст-сяНКипринимаемымивсоотвснимактамирегиональногозаконодательства, законамисубъектов. Вводятсявдействиенасоотвтерриторииактомсубъектаиобязательныкуплатенатерриториисоотвсубъекта. Местные: теналоги, которыеуст-сяНКипринятыминаосновенегоактамипредставительныхоргановМС, вводятсявдействиеактамипредставительныхоргановМСиобязательныкуплатенатерриториисоотвМО. ЧтокасаетсяраспределенияналоговпобюджетамБСРФ, тоналоговыйкодексэтивопросынерегулирует! РаспределениеналоговпобюджетамБСуст-сявБК, вчастности, втехглавах, которыепосвященыдоходамфедерального, региональногоиместныхбюджетов. Открывэтиглавы, выувидитетамотдельныестатьи: налоговыедоходыФБ, налдоходыбюджетовсубъектов, НДместныхбюджетов. Итамвыувидите, какиеналогиивкакомобъемезачисляютсявсоотвбюджет. Какой-тоналогбудетв100% объемезачислятьсявФБ, какой-тобудетраспределятьсямежду, например, региональнымибюджетамииФБ. Нетникакойпривязкимеждутем, какойэтоналог–федеральный, региональныйилиместный–итем, вкакойбюджетзачисляетсясоотвплатеж.Тоесть, пообщемуправилуунасестьопределеннаятенденция, что, например, местныеналогизачисляютсявместнбюджет, арегиональные–врегиональныйбюджет. НОрегиональныеналогимогутраспределятьсямеждумуниц. районамиипоселениями. Точнотакжеестьопределенныефедеральныеналоги, которыевкакой-тодолепоступаютврегиональныебюджеты(налогнаприбыльорганизаций). Чтозначитустановитьналог? Понятиеэтозаконодательное. Налогбудетсчитатьсяустановленнымвтомслучае, когдаопределеныналогоплательщикиосновныеэлементысоотвналога:объектналогообложения, налоговаябаза, налставка, порядокисчисленияналога, порядокисрокиуплатыналога(ст.17 НК). Этообязательныеэлементы. Еслионидостаточнояснонеопределены, налогнеможетсчитатьсяустановленным. Кромеосновныхэлементовестьдополнительные–налоговыельготы, ихустановление–наусмотрениезаконодателя, такчтоневлияетнаустановленностьналога. Урегиональныхиместныхоргановвласти, которыеучаствуютвустановлениисоотвналогов, возможностиопределениявотэтихобязательныхэлементоввесьмаограничены. НафедуровневНКопр-ся: налогоплательщик, объект, налбазаосущ-сяопределенноерегулированиеналоговойставки: законодательможетустановитьеелибофиксированную, либоустановитьопределенныееепределыстем, чтобырегиональныеиместныезаконодателитакжемоглирегулироватьэтотвопрос. Аналогичныеправилаприменительнокпорядкуисрокамуплатыналогов. Тоестьрегимествластимогутпоучаствоватьвустановленииналоговтолькопоэтимпараметрам. Иэтотольковтомслучае, еслизаконодательвНКнеурегулировалданныеэлементытакимобразом, чторегионамиМОнепредоставленывозможностирегулироватьэтивопросы. РегионыиМОмогутустанавливатьналоговыельготыпорегиональнымиместнымналогам. Вцелом, участиесубъектовиМОвустановлениирегиместнналоговсведенокминимуму, онопрактическиполностьюосущ-сянауровнеНК. Всерассмотренныенаминалогиуплачиваютсяврамкахтакназываемогорежимаобщегоналогообложения. Такойрежимпредполагаетобщийпорядокуплатыналогов(неожиданно). Всвоюочередь, взаконеестьпонятие«специальныеналоговыережимы». Взаконодательствеиспользуетсятолькотермин«специальныеНР», общий–нет. Вкачествеспециальныхналоговыхрежимовможноопределитьтакойпорядокуплатыналогов, которыйприводит, какправило, копределенномуупрощениюпорядкаисполненияналоговойобязанностидляналогоплательщика. Смыслспециальногоналоговогорежима, какправило, состоитвтом, чтонескольконалоговзаменяютсяоднимплатежом. Применительнокбольшинствуспециальныхустановленныхналоговыхрежимовзаменяютсятеналоги, врамкахкоторыхосуществляетсяналогообложениедоходов. Применительнокорганизациям–налогнаприбыль, ФЛ–НДФЛ. Заменяетсяналогнаимущество. Заменяютсяоднимплатежом. Какправило, вотэтазаменасопровождаетсявт.ч. снижениемналоговойнагрузки: суммаврамкахспецрежимаполучаетсяменьше. Платеживрамкахспециальныхрежимовтакженазываютсяфедеральныминалогами, унихнетспециальногоназвания. Вопределенныхслучаяхприменениеспецналрежимаявляетсяправомналогоплательщика, которыйможетперейтинаспецрежим, подавсоотв. заявление. Вопределенныхжеслучаяхприменениеспецналрежимаявл-сяобязанностьюналогоплательщика. Внастоящиймоментсистемаспециальныхрежимовналогообложения, котораяприменяется: - дляс/хпроизводителей–единыйс/хналог - упрощеннаясистеманалогообложения(УСМ) - системаналогообложенияввидеединогоналоганавмененныйдоходдляотдельныхвидовдеятельности(ЕНВД) - системаналогообложенияпривыполнениисоглашенийоразделепродукции - патентнаясистеманалогообложения Этовсетакженалоговыедоходыбюджета. Помимоналога, ещеоднимобязательнымплатежом, регулируемымНК, являетсясбор. Понятие–п.2 ст.8:СБОРпредставляетизсебяобязательныйвзнос, взимаемыйсорганизациииФЛ, уплатакоторогоявляетсяоднимизусловийсовершениявотношенииплательщиковсборовсоотв-щимиорганамивластиидолжностнымилицамиЮЗД, включаяпредоставлениеопределенныхправ / выдачуразрешений, лицензий. Принципиальноеотличиеотналога–индивидуальнаявозмездность.Смыслуплатысборавтомисостоит, чтобыполучитьвзаменкакое-товстречноепредоставление. Обратитевнимание, когдаречьидетобиндвозмездности, этопонятиенеравноэквивалентностистоимостисоотв. услуги, заполучениекоторойсборуплачивается. ВНКсборывнастоящиймоментпредусмотренытольконафедеральномуровне, иэто: гос. пошлинаисборызапользованиеобъектамиживотногомира, сборызапользованиеобъектамиводныхбиологическихресурсов. Тезисотом, чтосборвозмезден, ноНЕэквивалентен,наиболеепоказательнымобразомвиденнапримерегос. пошлинызарассмотрениеделавсуде–абсолютнонеэквивалентнаиздержкамзарассмотрениесоотв. спора. Помимотехсборов, которыепредусмотренывнастоящеевремявНК, действующимзаконодательствомтакжепредусматриваютсяидругиесборы. Приэтомсоотв. сборыиихправовоерегулированиемогутзначительнымобразомразличаться(какие-тодетальноурегулированывзаконе, акакие-топростоупоминаются, адетально–ужевподзаконныхактах). Такимобразом, унасестьтакназываемыеналоговыесборы(ноНКназываетпростоСБОР) ииныесборы, которыеустановленыинымизаконодательнымиактами, инойотраслевойпринадлежности. Посути, унасмбплатеж, которыйвсущностиявляетсятакимже, как«налоговый»сбор, нопредусмотренныйактамиинойотраслевойпринадлежности. Почемудлянасэтоимееттакоебольшоезначение? (ПОЧЕМУЖЕЕ). Ответ: установитьналог–этоуказатьвсеобязательныеэлементы, причемэтомбсделанотольковзаконодательстве. Применительноксборам–тожесамое: сборыопределенытольковналоговомкодексе(посколькуречьидетунастолькоофедеральныхсборах). Еслимыхотимпоменятьразмерплатежа, мыдолжнывнестиизменениявНК–никакиначе. Сосборамиситуациянемногопроще, чемсналогами, потомучтонетопределенногоуниверсальногонабораэлементовсбора, которыеявляютсяобязательными(вотл. отналога). Элементыисоставсбораопределяютсяприменительноккаждомуконкретномусбору. Нотемнеменее, всерегулированиедолжносодержатьсявНК. Всвоюочередь, мысвамивидим, чтовиномзаконодательствепоявляютсяплатежи, вт.ч. именуемыесборами, которыемогутуст-сянетолькозаконодательнымиактами, ноиподзаконными, например, вподзаконныхможетопределятьсяихразмер. Втожевремя, вКРФуказано, чтокаждыйобязанплатитьЗАКОННОустановленныеналогиисборы, иврамкахреализацииэтогоконституционногоположениявНКуказано, чтосборуст-сятолькоНК. Аздесьестькакие-тосборы, размеркоторыхможетуст-сяПостПр. Аимеютлиэтиненалоговыесборыправонасуществование?ПередКСпоставили. Основныерешения, скоторыминужноознакомиться: Определениеот10 декабря2002 года№283-Ои284-О; Постот28 февраля2006 года№2-П; Опрот16.12.2008 №1079 О-О. Настоятельнорекомендуетпрочитать! ВОПРОСНЕНАЛОГОВЫХСБОРОВНУЖНОЗНАТЬ. Первое, чтохотелосьбыотметитьприменительнокненалоговымсборам(которыенепредусмотреныНКРФ): унасиспользуетсятермин«фискальныесборы». Обратитевниманиенато, чтосоотв. терминфискальныесборынеявл-сятерминомзаконодательным, идажедоктринальным. ЭтоттерминпредложилКС. Навзглядлектора, этоттерминтолькопутает, потомучтообычнофискальныйиналоговыйзвучаткаксинонимы. Аздесь, получается, естьнекоторыеналоговыесборыиотдельносущ-тфискальные. ПередКСпоставиливопрос: Чемотличаетсяналоговыйсборотненалогового, почемутакаяразницавправовомрегулировании? Иконституционноливообще, чтокакие-тосборымогутуст-сянетолькозаконом, ноиподзаконнымактом? Нужнопонимать, чтоКСпришлосьвыходитьизсложнойситуации, потомучтосоотв. сборы(фискальные), онидостаточнодавносуществуютвнашемзаконодательстве, регулярноуплачиваются, пополняютбюджетысоотв-щие, и, конечно, еслибыКСсразусказал, чтоониявляютсянеконституционными, потомучтоустановленыподзаконнымиактами, этопривелобыпонятноккакимпоследствиям. ПоэтомуКСпредложилнесколькоинуюпозицию. Начнемстого, чемэтиплатежидруготдругаотличаютсясучетомзаконодательногорегулированияисучетомпозицииКС. Применительнокналогу: обязательный, индбезвозмездный. Налоговыйсбор–индвозмездный, нонеэквивалентный. Неналоговыйсбор, ст.зр. КС, представляетсобойиндивидуальновозмездныйиэквивалентныйплатеж. Онноситкомпенсационныйхарактерипризванкомпенсироватьзатратыпублсубъектанаоказаниесоотв. услуги. ИменнопоэтомуКСуказал, чтоеслиуплательщикасбораестьсомнения, чтоуплачиваемаяимсуммасоотв-тзатратам, тотогдаможнообжаловатьэтотразмервсуд(еслисчитаете, чтосвасвзялибольше, чемстоитсоотв. услуга). Новедьдостаточносложнопосчитатьреальныйобъемзатрат. Темнеменее, КСуказал, чтосущностнымпризнакомненалоговогосбораявл-сяегокомпенсационныйхарактер. Новопрос-топередКСвосновномставилсянеотом, чемониотличаются, этисборы, анасколькоконституционното, чтосоотв. сборыустанавливаютсянетолькозаконодательнымиактами. Пост1997 года№3-Пи16-П. Всето, очемговорилКС, сейчасотраженовНКРФ, посколькуонбылпринятужев1998. КСуказал, чтофедеральныеналогиисборыследуетсчитатьзаконноустановленными, еслиониустановленыфедеральнымзаконодательныморганомвнадлежащейформе(ФЗ), впредусмотренномзакономпорядкеивведенывдействиевсоотв. сдействующимзаконодательством. Болеетого, установитьналогможнотолькопутемперечислениявзаконевсехсущественныхэлементов(сначалаобэтомсказалКС, потомивНКзакрепили). Чтожеприменительнокфискальномусбору? КСсказал, чтоонитоженедолжнывыводитьсяиз-поддействияст.57 КРФ, поэтомуто, чтоданнаястатьяговоритобобязанностиплатитьзаконноустановленныеналогиисборы, этораспространяетсявравноймереинатесборы, которыепредусмотреныНК, инате, которыепредусмотреныактамидругойотраслевойпринадлежности. НОздеськакбывозниклапроблема: еслинафискальныесборыдолженраспространятьсясоотв. режимустановлениятолькозаконом, аранееКСвысказывался, чтозначитустановитьзаконом, напрашиваетсявыводотом, чтофискальныесборы, которыечастичноуст-сяподзаконнымиактами, НЕявляютсязаконноустановленными, чтопротиворечитКРФ. НоКСсформулировалнесколькоинуюпозицию: фискальныеплатежидолжнырассматриватьсякакзаконноустановленныенетолькотогда, когдаставкипредусмотренынепосредственноФЗ, ноиприопределенныхусловияхтогда, когдатакиеставкинаоснованиизаконауст-сяПравительствомРФ. ТоестьприменительнокфискальнымсборамКСрасширилпонятиезаконноустановленный, посчитав, чтозаконноустановленныйфискальныйсбор–этовтомчислеисбор, размеркоторогоопределенПостПр., еслитакаявозможностьпредусмотренадляПр. федеральнымзаконом. МожнозаразныерешениякритиковатьКС. Здесьдостаточноинтереснаяюр. конструкция. Отчеговситуацииунасзависит, сбормыбудемустанавливатьтольковзаконеилибудемустанавливатьвтомчислеПостановлениемПр.? Разницамеждуэтимидвумясборамисостоиттольковтом, чтоодиннеэквивалентный, авторойэквивалентный. Аотчегозависит, эквивалентныйонилинеэквивалентный? Оттого, какогоразмераустановленасоотв. сумма. ТоестьэтоНЕсущностнаяхарактеристикаэтогосбора. Килинкароварискнетпредположить, чтовполневозможно, чтовНКмытожеможемнайтипошлиныгосударственные, которыепосвоемуразмерупримернопредставляютэквивалентзатратсоотв. органавластинаоказаниеэтойуслуги. Ну, наверное, влюбомслучаедбкакой-тоэквивалент, несовсемспотолкапоказателиберутся. Хотяэто, конечно, неявляетсяобязательным. Тогда, получается, так: взависимостиоттого, какопределяетсяразмер- какэквивалентныйиликакнеэквивалентный, унасразличаетсято, какимактоммыустанавливаемсоответствующийразмер–закономилизакономиподзаконнымактом. Тутналицоизменениепоследовательности: перепутаныпричинаиследствие. Наверное, дбвсе-такикакие-тосущностныехарактеристики, которыебыпредусмотрелиреальноеоснование, сущностныйэлемент, которыйбыразличалналоговыйсбориненалоговыйсбор. Аздесьединственное, чтоихразличает–наличиеилиотсутствиеэквивалентастоимостизатраты. Поэтомулекторудостаточнообоснованнойпредставляетсяпозицияотом, чтовсесборыдбналоговыми. Исуществоватьненалоговыхсборовнедолжно. Аужеэквивалентныеонибудут, неэквивалентные–пустьустанавливаетзаконодатель, определяяразмерконкретногоплатежа. Вопросотом, наскольковпринципевозможносуществованиефискальныхсборов, насколькоэтодопустимо–неоднозначный!
Неналоговыедоходы Всененалоговыедоходы, какониопределенывБК, можнопопробоватьразделитьнатригруппы, приэтомучитывая, чтоестьещеииные. Группы: обязательныеплатежи(воттефискальныесборы); доходыотучастияППОвгр. обороте; суммыпринудительныхизъятий(адм. либоуг. отв-сть). Переченьдоходов(наслайде): Доходыотиспользованияимущества, находящегосявгос. илимуниц. собственности; доходыотпродажиэтогоимущества; доходыотплатныхуслуг, оказываемыхКУ; суммыпринудительныхизъятий; ср-васамообложенияграждан; иныененалоговыедоходы. Первыедвепозицииданногоперечнятребуютдополнительнойдетализации. Доходотиспользованияимущества–ст. 42. Вчастности, доходыотаренднойилиинойплатызапередачуввозмездноепользование, ср-ваполучаемыеотпередачиимуществавзалог, бюджетныекредитыииныеслучаи, когдапоявляютсядоходывден. формеотиспользованияимущества. Обратитевнимание: всоставненалоговыхдоходовневходятсредства, которыеполучаютсяотпродажиииспользованияимущества, закрепленногозаопределеннымиучреждениямиипредприятиями. Вчастности, речьидетоБУ, АУ, ГУП, МУП. Посути, речьидетотом, чтоосновнымвидоморганизаций, доходыотпродажиииспользованиячьегоимуществабудутотноситьсякдоходамсоотв. бюджета, этодоходыотпродажиииспользованияимуществакакойорганизации?(СТИЛЬИФОРМУЛИРОВКИЛЕКТОРА). Ответ: КУ. Еслимывернемсякнашемуспискудоходов, томыувидим, чтокдоходамбюджетаотносятсядоходыотплатныхуслуг, оказываемыхКУ. Доходыотплатныхуслуг, оказываемыхИНЫМИвидамиучреждений, НЕпризнаютсядоходамисоотв. бюджета. Выужедолжныпонимать, чтоКУ–этотакаяорганизация, котораятедоходы, которыеонаполучаетотсвоейдеятельности, неможетиспользоватьнасамогосебя. ДоходыКУпризнаютсядоходамисоотв. бюджета. Еслиэтодоход, тоданныеденежныесредстваподлежатзачислениювполномобъемевсоотв. бюджетнасоотв. единыйсчет. Тамониобезличиваются, ивсилупринципаобщегосовокупногопокрытиярасходов, унаснеможетзависетьобъемфинансированияКУоттого, сколькоданноеучреждениезаработало. Финансированиеучрежденияосуществляетсяпосмете, ивусловияхдействующегопр. регулированияКУнеможетнастаиватьнавыделениибОльшегофинансированияиз-затого, чтоономногоплатныхуслугоказало. Никакойпривязкивданномслучаенет. Доходотплатныхуслуг, оказываемыхучреждениями–этодоходысоотв. бюджета, иникакогоспециальногорежимарасходованияэтихзаработанныхсредстввдействующемБКнеустановлено. ДоходыотраспоряженияимуществомКУ–этотожебудутдоходысоотв. бюджета, анедоходучреждения, учреждениеникакнесможетэтимдоходомраспоряжаться. ТакчтоКУинеособо-тозаинтересованывтом, чтобысебяпродвигать. Всвоюочередь, дляАУиБУситуациядругая. Доходыотплатныхуслугнепризнаютсядоходамисоотв. бюджета, этодоходысамихучреждений. Онимогутраспоряжатьсясоотв. суммамипосвоемуусмотрению. Унихнапрямуюзависит, сколькоонизаработалиотэтихплатныхуслуг, отсдачиимуществаваренду, исколькоони, соответственно, могутнасебяпотратить. КУфинансируютсяполностьюизбюджета, дляАУиБУфинансированиепредусмотреновформесубсидий(это, какправило, государственнозадание). Общаяидея: АУиБУ–этосамостоятельныеэкономическиесубъекты, ихдоходы–этоихдоходы. Ноифинансироватьихвполномобъемегосударствонеобязано. КУ–путемзаключениядоговоровсКУименноуППОвозникаетрасходноеобязательство. КУнеявляетсясамостоятельнымсубъектомст.зр. бюджетногоправа, ност.зр. ГК–этосамостоятельноеЮЛ. КУ, посути, неотделимоотППО. Ещеоднаинтереснаяособенность: средствасамообложенияграждан. СредствасамообложениягражданпредусмотреныФЗ№131 2003 года. ССГ–эторазовыеплатежи, которыеосуществляютсядлярешенияконкретныхвопросовместногозначения. Решенияовведениисоотв. платежейиоцеляхихиспользованияопределяютсянаместномреферендуме. Тоестьсоотв. платежвводитсянеактомОМС, ареферендумом. Размер, пообщемуправилу, устанавливаетсявабсолютнойвеличиневравномдлявсехжителейМОразмере. Исключения: дляотдельныхкатегорийгражданразмермбуменьшен, ноихдбнеболее30% отвсехжителей(неимущие, пенсионерыидр.). Итак, этонекийплатеж, которыйвзимаетсянаоснованиирешенияместногореферендумаипредполагает, чтоосуществляетсяплатеж, которыйнаправляетсянарешениеконкретныхвопросовместногозначения(детскаяплощадка, благоустройствосквераит.д.). КакразССГпредставляютсобойисключениеизпринципаобщегосовокупногопокрытиярасходов–этототслучай, когдафинансированиерасходовмбувязаносконкретнымидоходами. Насинтересуетвопросотом, акаковаприродаэтогоплатежа? ПотомучтовКРФвкачествеобязательныхплатежейфигурируютналогисбор, асподачиКСещеисборыбываютразные. ЯвляютсялиССГоднимизобязательныхплатежей, иеслиэтообязательныйплатеж, которыйвозникаетвсилуодностороннего, посути, установления, тораспространяютсялинанего, например, требованияст.57 КРФ? Всвязисовсемэтим, хотелосьбыответитьследующее: во-первых, позицииКСподанномувопросунет(видимо, нетакчастоиспользуютсясоотв. платежи). Итак, обязательныйэтоплатежлибодобровольный? Отчегобудетзависетьответ? Оттого, какбылпоставленвопроснареферендумеикакоерешениебылопринято. Смыслвпроведенииреферендума, наверное, все-такивтом, чтобыплатежбылобязательным. Новсезависитотформулировкисоотв. положений, вынесенныхнареферендум(всемсдатьденьгиилипринеситеденьги, пожалуйста, есливынепротив). Предположим, чтосформулировали: каждыйобязан. Тоестьвродекаквозникобязательныйплатеж, иопятьвозвращаемсякКРФ. МожнолиССГназватьналогомилисбором? Иеслиненазываемнитем, нидругим, наскольковообщеконституционноустановлениетакогообязательногоплатежа? Возвращаемсяктому, чтоужевыясняли: налог–индбезвозмездныйплатеж, сбор–индвозмездныйнеэквивалентный, неналоговыйсбор–индвозмездныйэквивалентный. Вотсобираютгражданенаспортивную/детскуюплощадку. Будетлиэтоналогом? Прогонимпокритериям: однозначнойиндивидуальнойвозмездностиздесьможетиневозникать, НОтуткакпонимать: деньги–площадка, вродекаквозмездностьдляменяесть, язаплатил–япользуюсь, новедьэтаплощадканенамоитолькоденьгибылапостроена. Точнотакжеисэквивалентностью–сумма, устанавливаемаянареферендуме, неспотолка. Эквивалентакмоемуличномуплатежу(500 р, допустим) эквивалентанебудет, ноэквивалентприменительноковсейсуммевполнеможетобразоваться. Зависитлиобязательностьотналичиясанкции(быларепликаиззалаосанкции). Обобязательномплатеже, наверное, можноговоритьвтехслучаях, когдаулицаестьобязанностьзаплатить(очереднойнеожиданныйповорот). Аобязанностьмбпубличной, амбгражданско-правовой. Понятноедело, чтовданномслучаеобязанностьбудетпубличная, ноунаснетопределенногопорядкавзысканияинетсанкций. НОпревращаетлиэтоплатежвдобровольный? Наверное, нет, потомучтоеслинетсанкций–этолишьозначаетто, чтоуваснепопросятдополнительноштрафзато, чтовынезаплатилисоотв. сумму. Тожесамоеприменительнокналогам–каждыйобязанзаплатитьсуммуналога, ноприэтомобязанбудетещеизаплатитьсуммуштрафадополнительно, есливдругнеуплатит. Этобудет2 самостоятельныхвзыскания: штрафиналог. Точнотакжеиздесь: отсутствиесанкции–да, этонестимулируетквыполнениюэтогопредписания, но, темнеменее, непревращаетплатежвдобровольный. Особыйпорядоквзыскания–нууу, да, нетунасздесьособогопорядкавзыскания, ноприменительнокналогамведьтожеособыйпорядоквзысканияневсегда, толькоприменительнокЮЛиИП, асграждан–всудебномпорядке. Вотбылпроведенреферендум, былорешенообязатьплатить, кто-тонеплатит. Можемвзыскатьснеговсудебномпорядке? Подумайте. Вполневозможно, чтоиможно. Да, небудеткаких-тоспециальныхправил, нозащитуправвсудебномпорядкениктонеотменял. Вопросвтом, ктопойдет, вкакомпорядкебудетрассматриватьсяит.д. Нонастаиватьнаневозможностивзысканиявсудебномпорядкелекторнесталабы.
Лекция9. КилинкароваЕ.В. 03.10.2014
ОснованиявозникновениярасходныхобязательствсубъектовРФ, ониопределенывст. 85 БК. Здесьвызаметитенекоторыесходныечерты. Основание- принятиезаконаилииногоНПАсубъектомРФ. Соответственно, данныеактыдолжныприниматьсяпопредметамведениясубъектов, попредметамсовместноговедения, отнесеннымксофинансированиюсубъектами. Следующееоснование- соглашениязаключаютсяпопредметамведениясубъектовипопредметамсовместноговедениясубъектов. Третьеоснование- заключениеотимениРФдоговоровисоглашенийсказеннымиучреждениямисубъектов. Видыоснованийвозникновениярасходныхобязательствповторяются. ЭтозаконииныеНПА, соглашениямеждусубъектамивлицеуполномоченныхоргановидоговоры, заключаемыессоответствующимиказеннымиучреждениями. Обратитьвнимание: законодательустанавливаетпривязкувозникновениярасходногообязательствасоотвуровняпублично-правовогообразованиякпринятиюактаизаключениюсоглашенияименносоответствующимуровнемвласти. Т.е. пообщемуправилунеможетвозникатьрасходноеобязательствосубъектанаоснованиикакого-либоиногозаконакромезаконасубъекта. Например, нимуниципальныйакт, ниФЗнемогутстатьоснованиемдлявозникновениярасходныхобязательствсоответствующейкатегории. Длямуниципальныхобразованийоснованиятеже: первыйвид- принятиемуниципальныхактов, которыепринимаютсяповопросамместногозначения, приэтомукаждоговидамуниципальногообразованиясвоисобственныевопросыместногозначения; приосуществлениипереданныхгосударственныхполномочий. ВопросыуровняМОипоселенияразличаются, соответственно, обязательствоМРнеможетвозникатьповопросампоселения. Второйвид- заключениеМОдоговоровисоглашенийповопросамместногозначенияиповопросам, которыевправерешатьорганыместногосамоуправления. Заключениеотименимуниципальногообразованиядоговоровисоглашенийсмуниципальнымиказенными
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |