Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема7. Сбалансированностьбюджетов



2018-07-06 347 Обсуждений (0)
Тема7. Сбалансированностьбюджетов 0.00 из 5.00 0 оценок




Чтотакоедефицитбюджетаиисточникиегофинансирования?

Принципсбалансированностибюджетов- ст.33 БК: Принципсбалансированностибюджетаозначает, чтообъемпредусмотренныхбюджетомрасходовдолженсоответствоватьсуммарномуобъемудоходовбюджетаипоступленийисточниковфинансированияегодефицита, уменьшенныхнасуммывыплатизбюджета, связанныхсисточникамифинансированиядефицитабюджетаиизменениемостатковнасчетахпоучетусредствбюджетов.
ВБКзакрепленыограничениядефицитабюджета. Онипредусматриваютсядлябюджетовсубъектов( п.2 ст.92.1) идлябюджетовмунобразований(п.3 ст.92.1).ограничениядифференцированывзависимостиоттого, имеетлисоответствующийбюджетопределённыйуровеньдотационности, т.к. дляМОсвысокимуровнемдотационностиустановленыболеежесткиетребованиякпредельномуразмерудефицита. ДлясубъектовРФобщееправило- ограничениедефицитабюджетавразмере15% отутвержденногообщегогодовогообъемадоходовбезучетаутвержденногообъемабезвозмездныхпоступлений. Тоестьучитываемтольконалоговыеиненалоговыедоходы.

Уровеньдотационностиопределяетсяпутемсопоставленияобъемасобственныхдоходовсоответствующегобюджетасобъемомтрансфертов, представленныхэтомубюджетубезучетасубвенцийисубсидийизинвестиционногофонда. Еслиобъемтрансфертовпревышает60% собственныхдоходов, вводитсяограничение. Ограничениядолжнысоблюдатьсякакприутверждениибюджета, такиприегоисполнении. Еслионинесоблюдены, этоможетповлечьприменениемерпринуждения, таккакэтонарушениебюджетногозаконодательства.

 

Лекция11. КилинкароваЕ.В. 31.10.2014

Дефицитбюджета

Применительнокфедеральнымбюджетамограниченияпопредельномуразмерудефицитанеустановлено. ВБКестьопределениедефицитабюджета–разницамеждуобщимобъемомрасходовиобщимобъемомдоходовнаочереднойфинансовыйгодилиучетныйпериод(ст. 92 БКРФ). Помимопонятия«дефицитфедеральногобюджета»вст. 92 былвБКподтерминненефтегазовыйдефицитфедеральногобюджета–92.7 БКРФ–былаисключенаизБК–пофактуонаникогданедействовала. Новпериодеёнедолгогонахожденияопределенноерегулированиебыло. Чтотакоененефтегазовыйдефицит–разницавобъемахфедеральногобюджета, вкоторомнеучтеныненефтегазовыедоходыидоходыотуправлениярезервногофондаифондафедеральногоблагосостояния(соответственно, все, кромедоходовотнефти) иобщимобъемомрасходов. Т.е. неполныйобъемдоходовиполныйобъемрасходов, разницамеждукоторымисоставляетнеболее4,7 % прогнозируемоговсоответствующемфинансовомгодуВВП. Этосисторическойточкизрения.

Еслиубюджетаможетбытьдефицит, тоегонадокак-тофинансировать: например, путемпривлеченияденежныхсредствнавозвратнойоснове. Потомувыделяютисточникивнешнегоиисточникивнутреннегофинансированиядефицитабюджета. Делениеисточниковпроисходитвзависимостиотвалюты, вкоторойвыраженыпоступающиесредства. Внутренниеисточники–рубли, внешниеисточники–любаяиностранная.

Надосказать, чторазграничениепроведенонедоконца: ст. 95 БКРФ, например, гдеуказаныисточникивнутреннегофинансирования. Абз.3 п.1 ст. 95 –разницамеждуполученнымиипогашеннымисубъектомРоссийскойФедерациивиностраннойвалютебюджетнымикредитами, предоставленнымиРоссийскойФедерациейврамкахиспользованияцелевыхиностранныхкредитов(заимствований). Здесь-торечьидетокредитахвиностраннойвалюте, значитиразницавиностраннойвалюте. Приэтомисточникотноситсяквнутреннемуфинансированию. Вывод: логиканедоведенадоконца.

Далее, естьопределенныеограничениядлябюджетоввчастипривлеченияисточников. Особенностьсостоитвтом, чтоисточникивнешнегофинансированиямогутпривлекатьсясубъектамиРФисамойРФ. Местнымбюджетамостаетсядовольствоватьсявнутреннимиисточниками. Хотя, вст. 96 БКуказаныисточникивнутреннегофинансированиядефицитаместногобюджетавиностраннойвалюте, такчтовалютаимеетместо, однаконапрямуювнешнимисточникомничегоненазывается.

Естьограничениядлявсехбюджетов. Вкачествеисточниковфинансированиядефицитабюджетанельзяиспользовать:

• Кредиты Центрального Банка РФ

• Приобретение Центральным Банком РФ государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг при их размещении

Ст. 94-96 БКРФ: кактамсформулированыисточники: разницамеждупоступившимисредствамиисредствами, которыедолжныбытьвозвращены.

Переченьисточниковповышеуказаннымстатьямоченьобширен, ноисточникисхожи:

1. Разница между средствами, поступившими от размещения ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

2. Разница между полученными и погашенными кредитами в валюте РФ: кредиты, предоставленные бюджетам субъектов РФ, кредиты кредитных организаций РФ, а также кредиты, которые предоставлены международными кредитными организациями. Разница рассчитывается по каждому кредиту отдельно: не в совокупности.

3. Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в течение соответствующего финансового года

4. Иные источники: перечень открыт. В частности, поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности публично-правового образования. Еще: разница между средствами, полученными от возврата, предоставленного из соответствующего бюджета бюджетного кредита юридическим лицам (не когда бюджет в долг уЮЛ берет, а когда ЮЛ берет в долг у бюджета) и суммой кредитов, предоставленных из бюджета. Разница между возвращенным и данным кредитом. Иные виды источников.

Источникивнешнегофинансированиядефицитабюджетов:

1. Разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, и средствами, направленными на их погашение, при условии, что соответствующие займы осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте. В этом принципиальное отличие от источников внутреннего финансирования – выражена в иностранной валюте.

2. Разница между полученными и погашенными кредитами иностранных государств, которые выражены в иностранной валюте.

3. Разница между полученными и погашенными кредитами иностранных организаций, выраженных в иностранной валюте.

4. Иные источники: перечень открыт.

Такимобразом, возвращаяськст. 33 БКРФ: сейчасмывидим, изменениеостатковсредствнасчетах–тожеисточникфинансированиядефицитабюджетов.

Применительнокисточникамфинансированиядефицитабюджетанасбольшевсегоинтересуетбюджетныйкредит.

Понятиебюджетногокредитаестьвст. 6 БКРФ–денежныесредства, предоставляемыенавозвратнойивозмезднойосновахопределеннымполучателям: другомубюджету, юридическомулицу, иностранномугосударствуииностранномуЮЛ.

ИзЮЛнемогутбытьполучателямикредитагосударственные/ муниципальныеучреждения, физическиелица.

Чтокасаетсявозмездностиивозвратности, топредполагается, чтолицо, взявшеекредит, егокогда-нибудьвернет. Потомузаемщикидолжнывернутьбюджетныйкредити, пообщемуправилу, уплатить% запользованиенатехусловияхивтомпорядке, которыйпредусмотрендоговором. Междутем, вБКестьоговорка: вслучаях, предусмотренныхбюджетнымзаконодательствоми(или) актомосоответствующембюджетебюджетныйкредитможетбытьпредоставленнабезвозмезднойоснове–вернемвлюбомслучае, нобез%. Ноэтодолжнобытьотдельнопредусмотрено. Вопрос: гдепредусмотрено?Этоотсылаетквопросуоприродеотношений. Какиеотношениясвязываютстороныприпредоставлениибюджетногокредита.

1. Бюджетный кредит может быть предоставлен в соответствии с договором, заключенным по правилам гражданского законодательства, но с учетом особенностей, кот.установлены бюджетным законодательством. Особенностью из БК является то, что кредит предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими актами о бюджете. Законодатель прямо указал, что к отношениям по предоставлению бюджетного кредита применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено БК.

ПрименительнокБКРФ: ст. 93.2 –вактеобюджетеопределяютсяцелипредоставлениябюджетногокредита, условияипорядокпредоставлениякредита, бюджетныеассигнованиянапредоставлениекредитов, ограниченияпополучателямкредитов. В2014 былоотдельноедополнение: когдаречьидетопредоставлениикредитабюджетамсубъектаилиместнымбюджетам(ст. 93.3) вактеобюджете, изкоторогопредоставляетсякредит, должныбытьопределеныцелииразмерплатызапользованиеденежнымисредствами. Естьвозможностьрегулироватьпредоставлениебюджетногокредитаподзаконнымиактами: например, ст. 93.3, 93.5 БК. Такимобразом, вкачествеобщегоправилаотношенияпопредоставлениюбюджетногокредитарегулируютсягражданскимзаконодательством, еслиспецрегулированиянетвБК. АБКвозлагаетнадеждынаактыобюджетеипринимаемыеподзаконныеакты. Потомуприменительнокбюджетнымкредитамнеобходиморазграничивать, чторегулироватьгражданским, ачто–бюджетнымзаконодательством. Тутуниверсальногорешениянет, номожнопредложить: посколькукредитпредоставляетсянавозмезднойивозвратнойоснове, пообоюдномусоглашениюсторонивовзаимныхинтересахэтихсторон, тосамиотношениямеждукредиторомидолжникомносятГПхарактер. Подобныйподходзаконодателяподтверждаетсяхотябытем, чтокотношениямприменяетсясрокисковойдавности, установленныйвГК. Отношенияпоорганизациипредоставлениякредита, поучетукредита, попроведениюфинконтроля–этоотношениявластногохарактера, бюджетныеотношения. Соблюдениеправил, установленныхбюджетнымзаконодательствомобязательнодлясторон, независимооттого, включенылионивдоговор.

КакиежевопросырегулируютсявБюджетномКодексе?

Первыйжевопрос, которыйопределенвБКвотношениибюджетногокредита–этополучателибюджетногокредита. Получателямимогутбыть:

• Бюджетбюджетнойсистемы

• РоссийскоеЮЛ(кромегосмуниципалучреждений)

• Иностранноегосударство

• ИностранноеЮЛ

Ограниченияпоперечнюлиц. Например, получателямибюджетныхкредитовзасчетсредствцелевыхиностранныхкредитовмогутбытьтолькосубъектыРФ, муниципальныеобразованияиЮЛ. Т.е. иностраннымгосударствамтакиекредитынепредоставляются.

Также, следуетучитывать, чтобюджетныекредитыЮЛ, втомчислеиностранным, могутпредоставлятьсятолькозасчетсредств:

• целевыхиностранныхкредитов,

• реструктуризацииобязательствпоранееполученнымкредитам,

• врамкахвнешнихдолговыхтребований,

• (новое2014): засчетсредствбюджетасубъектаРФ, натерриториикоторогорасположенырайоныКрайнегоСевераиприравненныекнимтерритории, приусловии, чтонатерриторииестьограниченныхсрокзавозагрузов.

Следующийвопрос: исчислениесрокапредоставлениякредита. Исчислениесрокапредусмотренодлякредитовбюджетамсубъектовиместнымбюджетам. Вчастности, ст. 93.3 БКРФ: предоставлениекредитанасрокдо3 лет. Этообщееправило: естьотдельныеисключения, ноненазываем. Почему3 года? Финансовыйгод: естьфинансовоепланирование3-летнее, аво-вторых, необходимоограничитьсрокипредоставленияименнопубличнымобразованиям. Федералыпонимают, чтобудетсденьгамитольковэтотпериод. Такчтосрокобоснован.

Естьещемомент: когдасчитаетсяисполненнойобязанностьповозвратукредита? Когдаобязанностьповозвратусчитаетсяисполненной? Применительнокналогаммыговорилиотом, чтообязанностьисполненавмоментсписаниясредствсосчетаплательщика. ПрименительноквозвратукредитаобязанностьповозвратуисполненасмоментазачислениясредствнараспределительныйсчетФедеральногоКазначейства, еслииноенепредусмотренодоговоромопредоставлениикредита. Все-такинужно, чтобысредствапоступиливбюджетнуюсистему, ноненаЕдиныйсчет(разнараспределительныйпоступили, тодоЕдиногокак-нибудьдойдут). Проводитьпрезумпциюотом, чтоглавное–предъявитьплатежноепоручениезаконодательнестал.

Впрошломгодубыливведеныновыеправилаомоментеисполненияобязательствапобюджетномукредиту. Вчастностиречьобисполненииобязательстваспросрочкой. Есливозвратспросрочкой, тообязанностьпоуплатесумм(основногодолга, %, штрафов) считаетсяисполненнойсоднясовершенияЦентральнымбанкомоперациипоначислениюсоответствующихсредствнаЕдиныйсчетсоответствующегобюджета. Ничегопринципиальнонеменяется: послераспределительноговсе-равнопойдутнаЕдиный, нотутзаконодательпоступилжестко. Возможно, руководствуясьжеланиемполучить%: + 1 операция.

Условияпредоставлениябюджетныхкредитов. ВБКопределеныобщиеусловияпредоставлениякредитов. Однако, естьдифференциациявзависимостиоттого, ктоявляетсяполучателембюджетногокредита. Ст. 93.3 ст. 92.2 БКРФ–отдельноформируютсяусловиядляюридическихлиц, отдельно–длябюджетовбюджетнойсистемы.

Общиеусловия:

1. Отсутствиепросроченныхзадолженностей. Дляразныхкатегорийполучателейразличаютсяплатежи, покоторымдолжнаотсутствоватьзадолженность.

ДлясубъектовРФимуниципальныхобразованийдолжнобытьотсутствиезадолженностиподенежнымобязательствампередсоответствующимбюджетом. Неговоритсяотом, какиеденежныеобязательства. Вывод: длявсехденежныхобязательств.

Дляюридическихлиц: тожеотсутствиезадолженностиподенежнымобязательствампередсоответствующимбюджетом, атакжеотсутствиезадолженностипообязательнымплатежамвбюджетнуюсистему*(впервуюочередь, налоги). Отсутствиезадолженностипообязательнымплатежамвбюджетнуюсистемуможетнебытьпрепятствиемтольковслучае, есливотношениисоответствующейзадолженностипроизведенареструктуризация. ВНКРФестьположение, допускающеереструктуризациюналоговойзадолженности.

2. Заемщикдолженобязательнопредоставитьобеспечениеисполненияобязательстваповозвратукредита, атакже% - однимсловом, навсюсумму, которуюнадобудетвернуть. Исключенияизэтогоправиланапрямуюустановленывслучаях, когдазаемщикомявляетсясамаРФ, субъектРФ, государственнаякорпорацияВнешэкономбанк. Соответственно, имненадопредоставлятьобеспечениявсилупрямогоуказаниязакона. ВБКестьоговорка, чтовслучаях, предусмотренныхбюджетнымзаконодательством, кредитможетбытьпредоставленбезобеспеченияисполнениясоответствующихобязательствмуниципальнымобразованиям. Помимоэтогоправила: обеспечениевразмеревсейсуммы, естьтребованиякспособамобеспеченияисполнения. Вчастности, способомобеспеченияможетбыть: банковскаягарантия, поручительство, государственныемуниципальныегарантии, залогимуществавразмеренеменее100 % предоставляемогокредита. Обеспечениеисполнениядолжноиметьвысокуюстепеньликвидности. Кобеспечениюисполненияпредъявляютсяииныетребования: неможетбытьпринятовкачествеобеспеченияисполнениягосударственныегарантии, атакжепоручительствоигарантииЮЛ, которыеимеютпросроченнуюзадолженностьпообязательствампередсоответствующимбюджетом, атакжепросрочкупообязательнымплатежам. ВБКпрямосказано, чтоеслизаемщикнеможетпредоставитьадекватногообеспечения, токредитнепредоставляется

3. Проведениепроверкифинансовогосостояния. ЭтотолькодляЮЛ. Финпроверкаосуществляетсяещедопредоставлениякредита–предварительная. Онажеосуществляетсявотношениигарантовипоручителей. Проверкинетолькопредварительные, ноинапротяжениивсегопериодадействиякредитногодоговора. Есливпериод, когдаденьгиужеполучены, ноневозвращены, будетвыявленосущественноеухудшениефинсостояниягарантаилипоручителя, тоониподлежатзаменеполностьюиливчастидлянадлежащегообеспеченияисполненияобязательства. Вслучае, еслизаемщикнеможетпредоставитьновоеобеспечениевместогарантаилипоручителя, тосоответствующийбюджетныйкредитподлежитдосрочномувозврату. Такжевернутькредитнадовслучаеегонецелевогоиспользования.

Мывыяснили, чтомеждукредиторомидолжником–гражданско-правовыеотношения. Тогдавопрос: какосуществлятьсоответствующийконтрользацелевымиспользованиемсредств? ВБКбыливнесеныизменения104-ФЗ: обязательнымусловиемдоговораопредоставлениикредитаявляетсязафиксированноесогласиеполучателякредитанаосуществлениевотношенииегогосударственного/ муниципальногофинансовогоконтроляуполномоченнымиорганами. Этоположениедоговорастанетоснованиемдляосуществленияпроверки.

Реструктуризациязадолженностипобюджетномукредиту. Подреструктуризациейвданномслучаепонимаетсяоснованноенасоглашениипредоставлениеотсрочки, рассрочки, атакжепрекращениепервоначальногообязательствасзаменойегодругиммеждутемижелицами, предусматривающиминойпредметилиспособисполнения.

Специальныеправилавзысканиязадолженностьпокредиту: ст. 93.3 БКРФ, гдеречьидетопредоставлениикредитовбюджетамсубъектаиместнымбюджетам; ст. 93.4 БКРФ, котораярегулируетособенностиисполненияденежныхтребованийпообязательствампередРФ; ст. 93.6, обюджетныхкредитахнапополнениеостатковсредствнасчетахбюджетовсубъектовРФ. СоответствующиебюджетныекредитынапополнениеостатковсредствнасчетахбюджетасубъектаРФ–явлениеновое(7 мая2013) –предоставляетсянаоснованиидоговора, заключенногомеждутерриториальныморганомФедКазначействассубъектомРФилиМО, которымпредоставляетсякредит. Онпредоставляетсядляпокрытиявременногокассовогоразрыва: когдаденегнаединомсчетебюджетанетсовсем, носкоробудут, атекущиеплатежиосуществлятьнадосейчас. Тутболеелайтовыеусловияпредоставления: максимальныйсрокпредоставлениякредита–30 дней, приусловии, чтовозврат–непозднее25 ноябрятекущегогода. Чемближемыкзавершениюфингода–темменьшешансовкредитполучить. Размеркредитатожеограничен: неболее1/12 отутвержденныхрешениемобюджетеобъемовдоходовбюджетасубъектаРФбезучетатрансфертов, имеющихцелевоеназначение(субсидий, субвенций). Неговоритстатьяодотациях. Отдельнооних. Дотациянеимеетцелевогоназначения, ноонацелевая. Насамомделе, всетрансферты, предоставляемыеизодногобюджетавдругой, имеютопределеннуюцель. Дотациипредоставляютсянапокрытиетекущихрасходовсоответствующегопублично-правовогообразования, ноеслиговоритьоцелиименнорасходованияденежныхсредств, тотутудотацийконкретнойцелинет. Еслисубвенция–средства, предоставляемыесубъектунафинансированиерасходныхобязательств, возникающихпривыполненииполномочийРФ, тодотациюсубъектрасходуетсамбезпостороннихпредписаний.

4. Кредитпредоставляетсянавозмезднойоснове. Вчастности, ставкакредитадолжнабытьустановленафедеральнымзакономофедеральномбюджете, когдакредитпредоставляетсяизфедеральногобюджета

5. Отсутствиеденежныхсредствнабанковскихдепозитах. Еслиденьгиестьнабанковскихдепозитах–тоберитеих, нечегозанимать. Посколькукредитпредоставляетсяприотсутствиисредствнабанковскомдепозите, тозапрещаетсяоткрыватьбанковскийдепозитвтечениесрокапредоставлениякредита.

6. БюджетныйучетвсехобязательствосуществляеторганФедКазначейства. Применительноккредитамунасустанавливаютсяспециальныеправилавзысканиязадолженности: ст. 239 БКРФ–принципиммунитетабюджетов: взысканиянасредствабюджетатольконаоснованиисудебногорешения, котороеисполняетсявсудебномпорядке. НарешениенераспространяетсяФЗобисполнительномпроизводстве, такчтовзысканиевсоответствиисглавой24.1 БКРФ. Обэтомподробно–вовторомсеместре. Основнаячертаисполнениярешениясуда–егодобровольность, т.е. еслирешениенеисполнять, тодействующейсистемывоздействиянанеисполняющегонет. Естьисключенияизпринципаиммунитетабюджетов–зачет/возвратналогаосуществляетсявособомадминистративномпорядке. Ещеисключениемизправилаобиммунитетеявляетсявзысканиезадолженностипокредиту, предоставленномудругомубюджетубюджетнойсистемы. Еслибыдлясоответствующихслучаевбылустановленобщийпорядок, тоРФдлявзысканиязадолженностипокредитуссубъектадолжнабылабыидтивсуд, чтостранно. Кредитвозвращаетсявадминистративномпорядке: ст. 93.3 БКРФ–припросрочкепогашениякредитавозвратосуществляетсявпорядке, установленномфинансовыморганомтогопублично-правовогообразования, котороепредоставилокредитзасчетмежбюджетныхтрансфертов, атакженалогов, подлежащихзачислениювсоответствующий«проштрафившийся»бюджет.

Лекция12. КилинкароваЕ.В. 14.11.2014

Продолжимовзысканиизадолженностипокредиту. Мыужеговорилиопринципеиммунитетабюджетов, которыйзакрепленвст. 239 БКРФ. Данныйпринциппредполагает, чтолюбоевзысканиесредствосуществляетсянаоснованиисудебногоакта. Исключение: налоги. Еслиречьидетоналогоплательщике–казенномучреждении, товотношениинеговзысканиеналогаосуществляетсявсудебномпорядке. Естьст. 45 НКРФ, котораяэтопредусматривает. Средстваказенногоучреждения–этосредствасоответствующегобюджета, такчтопринимаявовниманиепринципиммунитетабюджетов, взысканиетольковсудебномпорядке. Сейчаснаснеэтоинтересует.

Случаи, когдавзысканиевозможнонаоснованииактаисполнительногоорганавласти, прямоперечисленывБКРФ. Ст. 93.3, 93.4 –этоисключениеизпринципаиммунитетабюджетов.

Судебныйактнеисполняетсясудебнымиприставами(мыобэтомужеговорили), ФЗобисполнительномпроизводственеприменяется. Применениюподлежитглава24.1 БКРФ, гдевзависимостиотпроцедуры, исполнятьбудетлибоорган, вкоторомоткрытылицевыесчета, либофинансовыйорган(подробнее–вследующемсеместре).

Главноезапомнить, чторассматриваемаясейчасситуация–исключениеизобщегоправила.

1. Бюджетные кредиты бюджетам бюджетной системы – правила закреплены в ст. 93.3 БК РФ – при просрочке возвращения кредита возврат остатка непогашенного кредита, включая все сопутствующие платежи, осуществляется не на основании решения суда, а в порядке, установленном финансовым органом того публично-правового образования, которое предоставило кредит. В качестве примера регулирования можно привести приказ Мин Фина от 12 ноября 2007 года № 104-Н Об утверждении общих требований к порядку возврата бюджетного кредита. В БК РФ определяются источники, за счет которых осуществляется погашение кредита: в данном случае это межбюджетные трансферты, за исключением субвенций, которые передаются на осуществление переданных полномочий и, в целом, обладают особым статусом. А также источником являютсяотчисления из федеральных и региональных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, которые после просрочки идут к кредитору.

2. Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов - ст. 93.6 БК РФ – как мы говорили, правила новые. Бюджетный кредит предоставляется на основании соглашения между получателем и органом территориального Казначейства. Взыскание задолженности тоже осуществляется территориальным органом ФК. Источник взыскания тоже определен: НЕ попадают в перечень источников межбюджетные трансферты, но более широко определен перечень налоговых доходов, за счет которых возможно погашение задолженности. Если в первом случае мы говорили о федеральных налогах и сборах, то сейчас речь идет о доходах от уплаты любых налогов. Приказ Мин Фина от 26 июля 2013 года № 73-Н, которым был утвержден порядок обращения взыскания на соответствующие доходы бюджетов.

Этидвеситуации–исключениеизобщегоправила. Естьст. 93.4, котораяпосвященаисполнениюденежныхтребованийпообязательствампередРФ.

1. Нарушение сроков возврата или использование не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъекта и местным бюджетам. В БК упоминается, что речь не только о бюджетных кредитах, но и о ссудах, и других случаях использования средств федерального бюджета.

2. Нарушение сроков исполнения обязательств по предоставленным РФ гарантиям и поручительствам.

Вданномслучаедостаточноширокоопределеныдоходы, засчеткоторыхосуществляетсявзыскание: доходы, которыеподлежатзачислениювбюджетысубъектовРФиместныебюджеты. Обращениевзысканиянасредства, предусмотренныедляперечислениявбюджетысубъектовиместныебюджеты, заисключениемсубвенций.

Чтокасаетсяподзаконныхактов, принятиекоторыетребуетБКдляосуществлениявзыскания, тоунасестьприказМинФинаот26 декабря2007 года№152 –Нобутверждениипорядкаудержаниясредствдлявозвратавфедеральныйбюджет.

Помимотого, чтовст. 93.4 устанавливаютсяисточники, засчеткоторыхвозможнопогашениезадолженности, такунасестьещеспециальныеправилавотношенииисковойдавности.

СрокисковойдавностивпятьлетустанавливаетсяпотребованиямРоссийскойФедерации, возникающим:

 

• в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков;

 

• в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий Российской Федерации;

 

• по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации;

 

• из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных в настоящем пункте обязательств.

 

Самаст. 93.4 появиласьвБКРФнесразу. Этопонятнопономеру. Этастатьяпоявиласьсвнесениемизмененийв2007 году. П. 4 ст. 93.4 –устанавливаетсянеограниченныйсрокисковойдавности.Правилуп. 4 ст. 93.4 сообщилиобратнуюсилу: применялоськотношениям, возникшимдо1 января2008 года. Вопросоконституционноститакойнормы, конечно, возник. КСвыразилсвоюпозициювОпределенииот20 июля2011 года№20-П: егонадопрочитать. Мысльидеттамоченьинтересно. Судпришелквыводуотом, чтосоответствующиеположенияобустановленииспециальныхправилонеприменениисрокаисковойдавностинепротиворечатКонституции. Этотвыводвызываетбольшиевопросы, особенноеслиобратитьсяктому, чтопишетКСвэтомОпределении. Вобщем, судсказалотом, чтосоответствующиеправоотношенияпопредоставлениюбюджетногокредитаобладаютособымхарактером, посколькупосредствомпредоставлениябюджетныхкредитовосуществляетсяподдержкаопределенныхотраслейэкономики. Посвоемуконституционно-правовомусмыслусоответствующеезаконоположениенепредполагаетустановлениесовсемужнеограниченногоповременисрокаисковойдавности. Применениенеограниченногосрокаисковойдавностинепредполагаетпримененияегововсехслучаях: еслисрокисковойдавностипообязательствуистеккмоментувступлениявсилунормы, тообратнаясила, преданнаязакону, недействует. СучетомэтойпозицииКСвст.93.4 быливнесеныизменения–с1 января2013 срокисковойдавности–5 лет. ОбщийсрокисковойдавностипоГК–3 года, ауРФестьдополнительные2 года.

Правилоотом, чтосрокисковойдавностисоставляет5 летприменяетсяктемтребованиям, покоторымобщийсрокисковойдавностинеистекна1 января2008 года, атакжектребованиям, возникшимпосле1 января2008года. Врамкахновогозаконодательствазаконодательотказалсяотпримененияобратнойсилы.

Наэтойсчастливойнотемызаканчиваемобсуждениебюджетногокредита.

 

Продолжаем: однимизспособовобеспечениядолгосрочнойсбалансированностиявляетсяаккумулированиефинансовыхрезервов. ФинансовыерезервысоздаютсянафедеральномуровнеирегулируютсяБКРФ, атакжепосредствомиспользованияразличныхмеханизмовдлясубъектовРФиМО. ВгосударственнойпрограммеРФобуправлениигосударственнымифинансами, котораябылаутвержденаРаспоряжениемПравительстваот4 марта2013 года№293-Р, наличиефинансовыхрезервоврассматриваетсякакодинизважнейшихфакторовинвестиционнойсостоятельностиРФ.

Нафедеральномуровневнастоящеевремяфинансовыерезервыпредставленырезервнымфондом, фондомнациональногоблагосостояния. Вместестем, правовоерегулированиестатусовфондов, которыесоздаютсянафедеральномуровневцеляхобособленияденежныхсредств, которыебудутиспользованыдляфинансированиярасходоввситуациидефицитабюджетаподверженодостаточночастымизменениям. Законодательсовместносорганамиисполнительнойвластиищетоптимальнуюформуработыданныхфондов. Есливзятьисториювопроса, тостоитотметить, чтотолькос1 января2004 годавБКпоявиласьглава, котораябылапосвященарегулированиюстабилизационногофондавсоставефедеральногобюджета.

Далеебыливнесеныизмененияс1 января2008 года: стабилизационныйфондпрекратилсвоесуществование. Соответствующиесредствастабилизационногофондабылираспределенымеждурезервнымфондомифондомнациональногоблагосостояния. Одновременносотказомотстабилизационногофондаивведением2-ухновыхфондоввБКпоявилсяспециальныйправовойрежимнефтегазовыхдоходовфедеральногобюджета, которыйтоженеоставалсянеизменным. С2008 былиопределенныеизменениявправовомрежименефтегазовыхдоходов, нонекоторыеизнихдаженевступиливсилу: онибылиотменены, невступиввсилу.

Понятиенефтегазовыйдоходфедеральногобюджетаестьвст. 96.6 БКРФ: включаетсявсоставнефтегазовыхдоходовдоходыфедеральногобюджетаотуплатырядаплатежей. Такилииначе, этиплатежисвязанысприроднымиресурсами. Конкретно: этоналогнадобычуполезныхископаемыхввидеуглеводородногосырья(даетсяпонятиеуглеводородногосырья–этоинефть, игаз), таможенныепошлинынанефтьсырую, таможенныепошлинынагазприродный, таможенныепошлинынатовары, произведенныеизнефти. Спецификастатусаданноговидадоходовсостоитвтом, чтоонииспользуютсянаопределенныецели, приэтом, то, накакиецелиидетдоходоставалосьнеизменным, новсвязисдинамикойрегулированиядоходовследуетупомянутьонефтегазовомтрансферте: соответствующеепонятиеирегулированиесодержалосьвст. 96.8 БК. Данныйтерминсейчаснеиспользуется–утратилсилус2013 года. Даннаястатьязамечательныйпримертого, какстатья, невступиввсилу, прекратиласвоесуществование. П. 2 ст. 96.8, которыйпосвященразмерунефтегазовоготрансфертабылотменен3 годамираньшесвоеговступлениявсилу(долженбылвступитьвконце2015г.).

Итак, нефтегазовыйтрансферт–частьсредствфедеральногобюджета, используемаядляфинансированияненефтегазовогодефицитафедеральногобюджетазасчетнефтегазовыхдоходовбюджетаисредстврезервногофонда. Мыможемвыделить, чтоформировалсятрансфертизнефтегазовогодоходаисредстврезервногофонда, нотратилсянафинансированиененефтегазовогодефицитабюджета. Чтотакоененефтегазовыйдефицит? Этост. 92.7 БКРФ: разницавобъемахфедеральногобюджета, вкоторомнеучтеныненефтегазовыедоходыидоходыотуправлениярезервногофондаифондафедеральногоблагосостояния(соответственно, все, кромедоходовотнефти) иобщимобъемомрасходов. Этопонятиетожеутратилосвоюсилу.

Указанныйтрансфертдолженбылбытьутверждензакономобюджетенасоответствующийфинансовыйгодвопределенномразмере–исчислялсяв% отВВП, утвержденногонасоответствующийфинансовыйгод.

Внастоящеевремясредстванефтегазовыхдоходовиспользуютсядляформированиярезервногофондаифонданациональногоблагосостояния.

 

Выспросите: ЗАЧЕМэтотэкскурсвисторию? ПростоКилинкаровазашланасайтМинФинаиувиделатамчто-топронефтегазовыйтрансферт! «Малоли, думала, еговернулиилихотябысобираются, нонет!»ЯРАДИЭТОГОЗАПЕЧАТЫВАЛАЭТУХРЕНЬ!

 

Говориморезервномфонде. Резервныйфонд, всоответствиисост. 96.9 БКРФпредставляетсобойчастьсредствфедеральногобюджета, подлежащуюособомуучету, выполнениюииспользованиювцеляхобеспечениясбалансированности, т.е. покрытиядефицитафедеральногобюджета. Соответственно, вБКестьрамочноерегулированиерезервногофонда, котороеотправляетнаскопределеннымподзаконнымактам.

ЧтоинтересногоорезервномфондевБК?

Во-первых, установленанормативнаявеличинарезервногофонда. Онаопределяетсяфедеральнымзакономофедеральномбюджетенасоответствующийпериод. Нормативнаявеличинаопределяетсявабсолютномразмере, исходяизтого, чтоонадолжнасоставлять7 % отпрогнозируемогонасоответствующийфинансовыйгодВВП. ВчастностивФЗна2014 годсуммасоставляетпримерно5 000 000 000 руб.

Во-вторых, определяютсяисточники, изкоторыхформируетсярезервныйфонд. Вп. 3 ст. 96.9 БКопределеныдополнительныенефтегазовыедоходыфедеральногобюджетаидоходыотуправлениясредствамирезервногофонда.Вместестем, вотношениикаждыхизэтихисточниковестьсвоиограничения. Вчастности, дополнительныенефтегазовыедоходыможноиспользоватьдляформированиярезервногофондатольковтомслучае, еслиобъемсредстврезервногофонданедостигаетнормативнойвеличины, котораяустанавливаетсявзаконеобюджете. Нормативнаявеличина, какбылоотмеченоранее, 7 %. Внастоящеевремянормативнойвеличинырезервныйфондещенедостиг. Чтокасаетсятакогоисточникакакдоходотуправлениясредствамирезервногофонда, товсилуустановленныхзаконодательствомположенийдо1 февраля2016 годадоходыотуправлениясредствамирезервногофондаидутненаформированиерезервногофонда, анафинансовоеобеспечениерасходовфедеральногобюджета.

Соответственно, цели, накоторыемогутбытьиспользованысредстварезервногофондаопределеныкакобеспечениесбалансированностифедеральногобюджета.

Кромеэтогоопределяютсяправилауправлениясредствамифонда: правиласхожисправиламиуправлениясредствамифонданациональногоблагосостояния.

 

Второйрезервныйфонд–фонднациональногоблагосостояния. Правовоерегулирование: ст. 96.10 БКРФ. Онпредставляетчастьсредствфедеральногобюджета, котораяподлежитобособленномуучету, целевомуиспользованию. СредстваизфонданациональногоблагосостоянияидутнаобеспечениесофинансированиядобровольныхпенсионныхнакопленийгражданРФ, атакженаобеспечениесбалансированностибюджетаПФРФ. Применительнокфондунациональногоблагосостоянияточнотакжеустановленыисточникиформированияфонда: вчастности, онформируетсязасчетдополнительныхнефтегазовыхдоходов. Приэтомраспределяютсядополнительныенефтегазовыедоходыследующимобразом: вначалесредстваидутнаформированиерезервногофонда, затем–наформированиефонданациональногоблагосостояния. Такжесосредствамирезервногофонда. До1 февраля2016 годадоходыотуправленияфондомнациональногоблагосостояниянаправляютсянафинансированиерасходовфедеральногобюджета.

Обратитевниманиенато, чтоесливотношениирезервногофондамыговорилионормативнойвеличине, товотношениифонданациональногоблагосостояниякаких-торазмеров, нормативнойвеличинывБКнеустанавливается. Взаконеофедеральномбюджететакженельзянайтиуказаниянанормативнуювеличинуфонданациональногоблагосостояния.

Чтокасаетсяуправлениясредствамирезервногофондаифонданациональногоблагосостояния, тосоответствующееуправлениеосуществляетсяМинФином. РуководствуетсяМинФинприэтомст. 96.9 БКРФ, атакже2-мяположениями: 1. Положениеопорядкеуправлениясредствамирезервногофонда, утвержденноеПостановлениемПравительстваРФот29 дек. 2007 года№955 2. ПостановлениеПравительстваРФот19 янв. 2008 года№18 - определяетуправлениесредствамифонданациональногоблагосостояния.

Приуправлениисредствамифондовпреследуютсясоответствующиецели: обеспечениесохранностисредствиобеспечениестабильногоуровнядоходовотихразмещениявдолгосрочнойперспективе. ВБКпрямосказано, чтодостижениестабильногоуровнядоходовотразмещениявдолгосрочнойперспективедопускаетвозможностьполученияотрицательныхрезультатоввкраткосрочномпериоде. Соответственно, вст. 96.11 БКсказано, чтосредствасоответствующихфондовмогутразмещатьсявиностраннойвалюте.

Средствафондовмогутпередаватьсявдоверительноеуправлениеспециализированнымвластныморганизациям.

Всоответствиисост. 96.12 БКсредствафондовучитываютсянаотдельныхсчетахпоучетусредствфедеральногобюджета, которыеоткрываютсявцентральномбанке. Операциисосредствамифондовотражаютсявотчетеобисполнениисоответствующегобюджетазасоответствующийпериод.

Нарядусформированиемрезервногофонданауровнефедерации, БКдопускаетвозможностьформированиярезервногофонданауровнесубъектаРФ. Резервнымфондамнарегиональномуровнепосвященаст. 81.1 БКРФ. РезервныйфондсубъектаРФпредставляетсобойчастьсредствбюджетасубъекта, котораяпредназначенадляисполнениярасходныхобязательствсубъектавслучаенедостаточностидоходовбюджетасубъектадляфинансовогообеспечениярасходныхобязательств. Посути, дляситуациидефицитабюджета. Резервныйфондсоздаетсязакономсубъектаидействуетнапостояннойоснове, т.е. закономобюджетесубъекта



2018-07-06 347 Обсуждений (0)
Тема7. Сбалансированностьбюджетов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема7. Сбалансированностьбюджетов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)