Тема7. Сбалансированностьбюджетов
Чтотакоедефицитбюджетаиисточникиегофинансирования? Принципсбалансированностибюджетов- ст.33 БК: Принципсбалансированностибюджетаозначает, чтообъемпредусмотренныхбюджетомрасходовдолженсоответствоватьсуммарномуобъемудоходовбюджетаипоступленийисточниковфинансированияегодефицита, уменьшенныхнасуммывыплатизбюджета, связанныхсисточникамифинансированиядефицитабюджетаиизменениемостатковнасчетахпоучетусредствбюджетов. Уровеньдотационностиопределяетсяпутемсопоставленияобъемасобственныхдоходовсоответствующегобюджетасобъемомтрансфертов, представленныхэтомубюджетубезучетасубвенцийисубсидийизинвестиционногофонда. Еслиобъемтрансфертовпревышает60% собственныхдоходов, вводитсяограничение. Ограничениядолжнысоблюдатьсякакприутверждениибюджета, такиприегоисполнении. Еслионинесоблюдены, этоможетповлечьприменениемерпринуждения, таккакэтонарушениебюджетногозаконодательства.
Лекция11. КилинкароваЕ.В. 31.10.2014 Дефицитбюджета Применительнокфедеральнымбюджетамограниченияпопредельномуразмерудефицитанеустановлено. ВБКестьопределениедефицитабюджета–разницамеждуобщимобъемомрасходовиобщимобъемомдоходовнаочереднойфинансовыйгодилиучетныйпериод(ст. 92 БКРФ). Помимопонятия«дефицитфедеральногобюджета»вст. 92 былвБКподтерминненефтегазовыйдефицитфедеральногобюджета–92.7 БКРФ–былаисключенаизБК–пофактуонаникогданедействовала. Новпериодеёнедолгогонахожденияопределенноерегулированиебыло. Чтотакоененефтегазовыйдефицит–разницавобъемахфедеральногобюджета, вкоторомнеучтеныненефтегазовыедоходыидоходыотуправлениярезервногофондаифондафедеральногоблагосостояния(соответственно, все, кромедоходовотнефти) иобщимобъемомрасходов. Т.е. неполныйобъемдоходовиполныйобъемрасходов, разницамеждукоторымисоставляетнеболее4,7 % прогнозируемоговсоответствующемфинансовомгодуВВП. Этосисторическойточкизрения. Еслиубюджетаможетбытьдефицит, тоегонадокак-тофинансировать: например, путемпривлеченияденежныхсредствнавозвратнойоснове. Потомувыделяютисточникивнешнегоиисточникивнутреннегофинансированиядефицитабюджета. Делениеисточниковпроисходитвзависимостиотвалюты, вкоторойвыраженыпоступающиесредства. Внутренниеисточники–рубли, внешниеисточники–любаяиностранная. Надосказать, чторазграничениепроведенонедоконца: ст. 95 БКРФ, например, гдеуказаныисточникивнутреннегофинансирования. Абз.3 п.1 ст. 95 –разницамеждуполученнымиипогашеннымисубъектомРоссийскойФедерациивиностраннойвалютебюджетнымикредитами, предоставленнымиРоссийскойФедерациейврамкахиспользованияцелевыхиностранныхкредитов(заимствований). Здесь-торечьидетокредитахвиностраннойвалюте, значитиразницавиностраннойвалюте. Приэтомисточникотноситсяквнутреннемуфинансированию. Вывод: логиканедоведенадоконца. Далее, естьопределенныеограничениядлябюджетоввчастипривлеченияисточников. Особенностьсостоитвтом, чтоисточникивнешнегофинансированиямогутпривлекатьсясубъектамиРФисамойРФ. Местнымбюджетамостаетсядовольствоватьсявнутреннимиисточниками. Хотя, вст. 96 БКуказаныисточникивнутреннегофинансированиядефицитаместногобюджетавиностраннойвалюте, такчтовалютаимеетместо, однаконапрямуювнешнимисточникомничегоненазывается. Естьограничениядлявсехбюджетов. Вкачествеисточниковфинансированиядефицитабюджетанельзяиспользовать: • Кредиты Центрального Банка РФ • Приобретение Центральным Банком РФ государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг при их размещении Ст. 94-96 БКРФ: кактамсформулированыисточники: разницамеждупоступившимисредствамиисредствами, которыедолжныбытьвозвращены. Переченьисточниковповышеуказаннымстатьямоченьобширен, ноисточникисхожи: 1. Разница между средствами, поступившими от размещения ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение; 2. Разница между полученными и погашенными кредитами в валюте РФ: кредиты, предоставленные бюджетам субъектов РФ, кредиты кредитных организаций РФ, а также кредиты, которые предоставлены международными кредитными организациями. Разница рассчитывается по каждому кредиту отдельно: не в совокупности. 3. Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в течение соответствующего финансового года 4. Иные источники: перечень открыт. В частности, поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности публично-правового образования. Еще: разница между средствами, полученными от возврата, предоставленного из соответствующего бюджета бюджетного кредита юридическим лицам (не когда бюджет в долг уЮЛ берет, а когда ЮЛ берет в долг у бюджета) и суммой кредитов, предоставленных из бюджета. Разница между возвращенным и данным кредитом. Иные виды источников. Источникивнешнегофинансированиядефицитабюджетов: 1. Разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, и средствами, направленными на их погашение, при условии, что соответствующие займы осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте. В этом принципиальное отличие от источников внутреннего финансирования – выражена в иностранной валюте. 2. Разница между полученными и погашенными кредитами иностранных государств, которые выражены в иностранной валюте. 3. Разница между полученными и погашенными кредитами иностранных организаций, выраженных в иностранной валюте. 4. Иные источники: перечень открыт. Такимобразом, возвращаяськст. 33 БКРФ: сейчасмывидим, изменениеостатковсредствнасчетах–тожеисточникфинансированиядефицитабюджетов. Применительнокисточникамфинансированиядефицитабюджетанасбольшевсегоинтересуетбюджетныйкредит. Понятиебюджетногокредитаестьвст. 6 БКРФ–денежныесредства, предоставляемыенавозвратнойивозмезднойосновахопределеннымполучателям: другомубюджету, юридическомулицу, иностранномугосударствуииностранномуЮЛ. ИзЮЛнемогутбытьполучателямикредитагосударственные/ муниципальныеучреждения, физическиелица. Чтокасаетсявозмездностиивозвратности, топредполагается, чтолицо, взявшеекредит, егокогда-нибудьвернет. Потомузаемщикидолжнывернутьбюджетныйкредити, пообщемуправилу, уплатить% запользованиенатехусловияхивтомпорядке, которыйпредусмотрендоговором. Междутем, вБКестьоговорка: вслучаях, предусмотренныхбюджетнымзаконодательствоми(или) актомосоответствующембюджетебюджетныйкредитможетбытьпредоставленнабезвозмезднойоснове–вернемвлюбомслучае, нобез%. Ноэтодолжнобытьотдельнопредусмотрено. Вопрос: гдепредусмотрено?Этоотсылаетквопросуоприродеотношений. Какиеотношениясвязываютстороныприпредоставлениибюджетногокредита. 1. Бюджетный кредит может быть предоставлен в соответствии с договором, заключенным по правилам гражданского законодательства, но с учетом особенностей, кот.установлены бюджетным законодательством. Особенностью из БК является то, что кредит предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими актами о бюджете. Законодатель прямо указал, что к отношениям по предоставлению бюджетного кредита применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено БК. ПрименительнокБКРФ: ст. 93.2 –вактеобюджетеопределяютсяцелипредоставлениябюджетногокредита, условияипорядокпредоставлениякредита, бюджетныеассигнованиянапредоставлениекредитов, ограниченияпополучателямкредитов. В2014 былоотдельноедополнение: когдаречьидетопредоставлениикредитабюджетамсубъектаилиместнымбюджетам(ст. 93.3) вактеобюджете, изкоторогопредоставляетсякредит, должныбытьопределеныцелииразмерплатызапользованиеденежнымисредствами. Естьвозможностьрегулироватьпредоставлениебюджетногокредитаподзаконнымиактами: например, ст. 93.3, 93.5 БК. Такимобразом, вкачествеобщегоправилаотношенияпопредоставлениюбюджетногокредитарегулируютсягражданскимзаконодательством, еслиспецрегулированиянетвБК. АБКвозлагаетнадеждынаактыобюджетеипринимаемыеподзаконныеакты. Потомуприменительнокбюджетнымкредитамнеобходиморазграничивать, чторегулироватьгражданским, ачто–бюджетнымзаконодательством. Тутуниверсальногорешениянет, номожнопредложить: посколькукредитпредоставляетсянавозмезднойивозвратнойоснове, пообоюдномусоглашениюсторонивовзаимныхинтересахэтихсторон, тосамиотношениямеждукредиторомидолжникомносятГПхарактер. Подобныйподходзаконодателяподтверждаетсяхотябытем, чтокотношениямприменяетсясрокисковойдавности, установленныйвГК. Отношенияпоорганизациипредоставлениякредита, поучетукредита, попроведениюфинконтроля–этоотношениявластногохарактера, бюджетныеотношения. Соблюдениеправил, установленныхбюджетнымзаконодательствомобязательнодлясторон, независимооттого, включенылионивдоговор. КакиежевопросырегулируютсявБюджетномКодексе? Первыйжевопрос, которыйопределенвБКвотношениибюджетногокредита–этополучателибюджетногокредита. Получателямимогутбыть: • Бюджетбюджетнойсистемы • РоссийскоеЮЛ(кромегосмуниципалучреждений) • Иностранноегосударство • ИностранноеЮЛ Ограниченияпоперечнюлиц. Например, получателямибюджетныхкредитовзасчетсредствцелевыхиностранныхкредитовмогутбытьтолькосубъектыРФ, муниципальныеобразованияиЮЛ. Т.е. иностраннымгосударствамтакиекредитынепредоставляются. Также, следуетучитывать, чтобюджетныекредитыЮЛ, втомчислеиностранным, могутпредоставлятьсятолькозасчетсредств: • целевыхиностранныхкредитов, • реструктуризацииобязательствпоранееполученнымкредитам, • врамкахвнешнихдолговыхтребований, • (новое2014): засчетсредствбюджетасубъектаРФ, натерриториикоторогорасположенырайоныКрайнегоСевераиприравненныекнимтерритории, приусловии, чтонатерриторииестьограниченныхсрокзавозагрузов. Следующийвопрос: исчислениесрокапредоставлениякредита. Исчислениесрокапредусмотренодлякредитовбюджетамсубъектовиместнымбюджетам. Вчастности, ст. 93.3 БКРФ: предоставлениекредитанасрокдо3 лет. Этообщееправило: естьотдельныеисключения, ноненазываем. Почему3 года? Финансовыйгод: естьфинансовоепланирование3-летнее, аво-вторых, необходимоограничитьсрокипредоставленияименнопубличнымобразованиям. Федералыпонимают, чтобудетсденьгамитольковэтотпериод. Такчтосрокобоснован. Естьещемомент: когдасчитаетсяисполненнойобязанностьповозвратукредита? Когдаобязанностьповозвратусчитаетсяисполненной? Применительнокналогаммыговорилиотом, чтообязанностьисполненавмоментсписаниясредствсосчетаплательщика. ПрименительноквозвратукредитаобязанностьповозвратуисполненасмоментазачислениясредствнараспределительныйсчетФедеральногоКазначейства, еслииноенепредусмотренодоговоромопредоставлениикредита. Все-такинужно, чтобысредствапоступиливбюджетнуюсистему, ноненаЕдиныйсчет(разнараспределительныйпоступили, тодоЕдиногокак-нибудьдойдут). Проводитьпрезумпциюотом, чтоглавное–предъявитьплатежноепоручениезаконодательнестал. Впрошломгодубыливведеныновыеправилаомоментеисполненияобязательствапобюджетномукредиту. Вчастностиречьобисполненииобязательстваспросрочкой. Есливозвратспросрочкой, тообязанностьпоуплатесумм(основногодолга, %, штрафов) считаетсяисполненнойсоднясовершенияЦентральнымбанкомоперациипоначислениюсоответствующихсредствнаЕдиныйсчетсоответствующегобюджета. Ничегопринципиальнонеменяется: послераспределительноговсе-равнопойдутнаЕдиный, нотутзаконодательпоступилжестко. Возможно, руководствуясьжеланиемполучить%: + 1 операция. Условияпредоставлениябюджетныхкредитов. ВБКопределеныобщиеусловияпредоставлениякредитов. Однако, естьдифференциациявзависимостиоттого, ктоявляетсяполучателембюджетногокредита. Ст. 93.3 ст. 92.2 БКРФ–отдельноформируютсяусловиядляюридическихлиц, отдельно–длябюджетовбюджетнойсистемы. Общиеусловия: 1. Отсутствиепросроченныхзадолженностей. Дляразныхкатегорийполучателейразличаютсяплатежи, покоторымдолжнаотсутствоватьзадолженность. ДлясубъектовРФимуниципальныхобразованийдолжнобытьотсутствиезадолженностиподенежнымобязательствампередсоответствующимбюджетом. Неговоритсяотом, какиеденежныеобязательства. Вывод: длявсехденежныхобязательств. Дляюридическихлиц: тожеотсутствиезадолженностиподенежнымобязательствампередсоответствующимбюджетом, атакжеотсутствиезадолженностипообязательнымплатежамвбюджетнуюсистему*(впервуюочередь, налоги). Отсутствиезадолженностипообязательнымплатежамвбюджетнуюсистемуможетнебытьпрепятствиемтольковслучае, есливотношениисоответствующейзадолженностипроизведенареструктуризация. ВНКРФестьположение, допускающеереструктуризациюналоговойзадолженности. 2. Заемщикдолженобязательнопредоставитьобеспечениеисполненияобязательстваповозвратукредита, атакже% - однимсловом, навсюсумму, которуюнадобудетвернуть. Исключенияизэтогоправиланапрямуюустановленывслучаях, когдазаемщикомявляетсясамаРФ, субъектРФ, государственнаякорпорацияВнешэкономбанк. Соответственно, имненадопредоставлятьобеспечениявсилупрямогоуказаниязакона. ВБКестьоговорка, чтовслучаях, предусмотренныхбюджетнымзаконодательством, кредитможетбытьпредоставленбезобеспеченияисполнениясоответствующихобязательствмуниципальнымобразованиям. Помимоэтогоправила: обеспечениевразмеревсейсуммы, естьтребованиякспособамобеспеченияисполнения. Вчастности, способомобеспеченияможетбыть: банковскаягарантия, поручительство, государственныемуниципальныегарантии, залогимуществавразмеренеменее100 % предоставляемогокредита. Обеспечениеисполнениядолжноиметьвысокуюстепеньликвидности. Кобеспечениюисполненияпредъявляютсяииныетребования: неможетбытьпринятовкачествеобеспеченияисполнениягосударственныегарантии, атакжепоручительствоигарантииЮЛ, которыеимеютпросроченнуюзадолженностьпообязательствампередсоответствующимбюджетом, атакжепросрочкупообязательнымплатежам. ВБКпрямосказано, чтоеслизаемщикнеможетпредоставитьадекватногообеспечения, токредитнепредоставляется 3. Проведениепроверкифинансовогосостояния. ЭтотолькодляЮЛ. Финпроверкаосуществляетсяещедопредоставлениякредита–предварительная. Онажеосуществляетсявотношениигарантовипоручителей. Проверкинетолькопредварительные, ноинапротяжениивсегопериодадействиякредитногодоговора. Есливпериод, когдаденьгиужеполучены, ноневозвращены, будетвыявленосущественноеухудшениефинсостояниягарантаилипоручителя, тоониподлежатзаменеполностьюиливчастидлянадлежащегообеспеченияисполненияобязательства. Вслучае, еслизаемщикнеможетпредоставитьновоеобеспечениевместогарантаилипоручителя, тосоответствующийбюджетныйкредитподлежитдосрочномувозврату. Такжевернутькредитнадовслучаеегонецелевогоиспользования. Мывыяснили, чтомеждукредиторомидолжником–гражданско-правовыеотношения. Тогдавопрос: какосуществлятьсоответствующийконтрользацелевымиспользованиемсредств? ВБКбыливнесеныизменения104-ФЗ: обязательнымусловиемдоговораопредоставлениикредитаявляетсязафиксированноесогласиеполучателякредитанаосуществлениевотношенииегогосударственного/ муниципальногофинансовогоконтроляуполномоченнымиорганами. Этоположениедоговорастанетоснованиемдляосуществленияпроверки. Реструктуризациязадолженностипобюджетномукредиту. Подреструктуризациейвданномслучаепонимаетсяоснованноенасоглашениипредоставлениеотсрочки, рассрочки, атакжепрекращениепервоначальногообязательствасзаменойегодругиммеждутемижелицами, предусматривающиминойпредметилиспособисполнения. Специальныеправилавзысканиязадолженностьпокредиту: ст. 93.3 БКРФ, гдеречьидетопредоставлениикредитовбюджетамсубъектаиместнымбюджетам; ст. 93.4 БКРФ, котораярегулируетособенностиисполненияденежныхтребованийпообязательствампередРФ; ст. 93.6, обюджетныхкредитахнапополнениеостатковсредствнасчетахбюджетовсубъектовРФ. СоответствующиебюджетныекредитынапополнениеостатковсредствнасчетахбюджетасубъектаРФ–явлениеновое(7 мая2013) –предоставляетсянаоснованиидоговора, заключенногомеждутерриториальныморганомФедКазначействассубъектомРФилиМО, которымпредоставляетсякредит. Онпредоставляетсядляпокрытиявременногокассовогоразрыва: когдаденегнаединомсчетебюджетанетсовсем, носкоробудут, атекущиеплатежиосуществлятьнадосейчас. Тутболеелайтовыеусловияпредоставления: максимальныйсрокпредоставлениякредита–30 дней, приусловии, чтовозврат–непозднее25 ноябрятекущегогода. Чемближемыкзавершениюфингода–темменьшешансовкредитполучить. Размеркредитатожеограничен: неболее1/12 отутвержденныхрешениемобюджетеобъемовдоходовбюджетасубъектаРФбезучетатрансфертов, имеющихцелевоеназначение(субсидий, субвенций). Неговоритстатьяодотациях. Отдельнооних. Дотациянеимеетцелевогоназначения, ноонацелевая. Насамомделе, всетрансферты, предоставляемыеизодногобюджетавдругой, имеютопределеннуюцель. Дотациипредоставляютсянапокрытиетекущихрасходовсоответствующегопублично-правовогообразования, ноеслиговоритьоцелиименнорасходованияденежныхсредств, тотутудотацийконкретнойцелинет. Еслисубвенция–средства, предоставляемыесубъектунафинансированиерасходныхобязательств, возникающихпривыполненииполномочийРФ, тодотациюсубъектрасходуетсамбезпостороннихпредписаний. 4. Кредитпредоставляетсянавозмезднойоснове. Вчастности, ставкакредитадолжнабытьустановленафедеральнымзакономофедеральномбюджете, когдакредитпредоставляетсяизфедеральногобюджета 5. Отсутствиеденежныхсредствнабанковскихдепозитах. Еслиденьгиестьнабанковскихдепозитах–тоберитеих, нечегозанимать. Посколькукредитпредоставляетсяприотсутствиисредствнабанковскомдепозите, тозапрещаетсяоткрыватьбанковскийдепозитвтечениесрокапредоставлениякредита. 6. БюджетныйучетвсехобязательствосуществляеторганФедКазначейства. Применительноккредитамунасустанавливаютсяспециальныеправилавзысканиязадолженности: ст. 239 БКРФ–принципиммунитетабюджетов: взысканиянасредствабюджетатольконаоснованиисудебногорешения, котороеисполняетсявсудебномпорядке. НарешениенераспространяетсяФЗобисполнительномпроизводстве, такчтовзысканиевсоответствиисглавой24.1 БКРФ. Обэтомподробно–вовторомсеместре. Основнаячертаисполнениярешениясуда–егодобровольность, т.е. еслирешениенеисполнять, тодействующейсистемывоздействиянанеисполняющегонет. Естьисключенияизпринципаиммунитетабюджетов–зачет/возвратналогаосуществляетсявособомадминистративномпорядке. Ещеисключениемизправилаобиммунитетеявляетсявзысканиезадолженностипокредиту, предоставленномудругомубюджетубюджетнойсистемы. Еслибыдлясоответствующихслучаевбылустановленобщийпорядок, тоРФдлявзысканиязадолженностипокредитуссубъектадолжнабылабыидтивсуд, чтостранно. Кредитвозвращаетсявадминистративномпорядке: ст. 93.3 БКРФ–припросрочкепогашениякредитавозвратосуществляетсявпорядке, установленномфинансовыморганомтогопублично-правовогообразования, котороепредоставилокредитзасчетмежбюджетныхтрансфертов, атакженалогов, подлежащихзачислениювсоответствующий«проштрафившийся»бюджет. Лекция12. КилинкароваЕ.В. 14.11.2014 Продолжимовзысканиизадолженностипокредиту. Мыужеговорилиопринципеиммунитетабюджетов, которыйзакрепленвст. 239 БКРФ. Данныйпринциппредполагает, чтолюбоевзысканиесредствосуществляетсянаоснованиисудебногоакта. Исключение: налоги. Еслиречьидетоналогоплательщике–казенномучреждении, товотношениинеговзысканиеналогаосуществляетсявсудебномпорядке. Естьст. 45 НКРФ, котораяэтопредусматривает. Средстваказенногоучреждения–этосредствасоответствующегобюджета, такчтопринимаявовниманиепринципиммунитетабюджетов, взысканиетольковсудебномпорядке. Сейчаснаснеэтоинтересует. Случаи, когдавзысканиевозможнонаоснованииактаисполнительногоорганавласти, прямоперечисленывБКРФ. Ст. 93.3, 93.4 –этоисключениеизпринципаиммунитетабюджетов. Судебныйактнеисполняетсясудебнымиприставами(мыобэтомужеговорили), ФЗобисполнительномпроизводственеприменяется. Применениюподлежитглава24.1 БКРФ, гдевзависимостиотпроцедуры, исполнятьбудетлибоорган, вкоторомоткрытылицевыесчета, либофинансовыйорган(подробнее–вследующемсеместре). Главноезапомнить, чторассматриваемаясейчасситуация–исключениеизобщегоправила. 1. Бюджетные кредиты бюджетам бюджетной системы – правила закреплены в ст. 93.3 БК РФ – при просрочке возвращения кредита возврат остатка непогашенного кредита, включая все сопутствующие платежи, осуществляется не на основании решения суда, а в порядке, установленном финансовым органом того публично-правового образования, которое предоставило кредит. В качестве примера регулирования можно привести приказ Мин Фина от 12 ноября 2007 года № 104-Н Об утверждении общих требований к порядку возврата бюджетного кредита. В БК РФ определяются источники, за счет которых осуществляется погашение кредита: в данном случае это межбюджетные трансферты, за исключением субвенций, которые передаются на осуществление переданных полномочий и, в целом, обладают особым статусом. А также источником являютсяотчисления из федеральных и региональных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, которые после просрочки идут к кредитору. 2. Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов - ст. 93.6 БК РФ – как мы говорили, правила новые. Бюджетный кредит предоставляется на основании соглашения между получателем и органом территориального Казначейства. Взыскание задолженности тоже осуществляется территориальным органом ФК. Источник взыскания тоже определен: НЕ попадают в перечень источников межбюджетные трансферты, но более широко определен перечень налоговых доходов, за счет которых возможно погашение задолженности. Если в первом случае мы говорили о федеральных налогах и сборах, то сейчас речь идет о доходах от уплаты любых налогов. Приказ Мин Фина от 26 июля 2013 года № 73-Н, которым был утвержден порядок обращения взыскания на соответствующие доходы бюджетов. Этидвеситуации–исключениеизобщегоправила. Естьст. 93.4, котораяпосвященаисполнениюденежныхтребованийпообязательствампередРФ. 1. Нарушение сроков возврата или использование не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъекта и местным бюджетам. В БК упоминается, что речь не только о бюджетных кредитах, но и о ссудах, и других случаях использования средств федерального бюджета. 2. Нарушение сроков исполнения обязательств по предоставленным РФ гарантиям и поручительствам. Вданномслучаедостаточноширокоопределеныдоходы, засчеткоторыхосуществляетсявзыскание: доходы, которыеподлежатзачислениювбюджетысубъектовРФиместныебюджеты. Обращениевзысканиянасредства, предусмотренныедляперечислениявбюджетысубъектовиместныебюджеты, заисключениемсубвенций. Чтокасаетсяподзаконныхактов, принятиекоторыетребуетБКдляосуществлениявзыскания, тоунасестьприказМинФинаот26 декабря2007 года№152 –Нобутверждениипорядкаудержаниясредствдлявозвратавфедеральныйбюджет. Помимотого, чтовст. 93.4 устанавливаютсяисточники, засчеткоторыхвозможнопогашениезадолженности, такунасестьещеспециальныеправилавотношенииисковойдавности. СрокисковойдавностивпятьлетустанавливаетсяпотребованиямРоссийскойФедерации, возникающим:
• в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков;
• в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий Российской Федерации;
• по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации;
• из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных в настоящем пункте обязательств.
Самаст. 93.4 появиласьвБКРФнесразу. Этопонятнопономеру. Этастатьяпоявиласьсвнесениемизмененийв2007 году. П. 4 ст. 93.4 –устанавливаетсянеограниченныйсрокисковойдавности.Правилуп. 4 ст. 93.4 сообщилиобратнуюсилу: применялоськотношениям, возникшимдо1 января2008 года. Вопросоконституционноститакойнормы, конечно, возник. КСвыразилсвоюпозициювОпределенииот20 июля2011 года№20-П: егонадопрочитать. Мысльидеттамоченьинтересно. Судпришелквыводуотом, чтосоответствующиеположенияобустановленииспециальныхправилонеприменениисрокаисковойдавностинепротиворечатКонституции. Этотвыводвызываетбольшиевопросы, особенноеслиобратитьсяктому, чтопишетКСвэтомОпределении. Вобщем, судсказалотом, чтосоответствующиеправоотношенияпопредоставлениюбюджетногокредитаобладаютособымхарактером, посколькупосредствомпредоставлениябюджетныхкредитовосуществляетсяподдержкаопределенныхотраслейэкономики. Посвоемуконституционно-правовомусмыслусоответствующеезаконоположениенепредполагаетустановлениесовсемужнеограниченногоповременисрокаисковойдавности. Применениенеограниченногосрокаисковойдавностинепредполагаетпримененияегововсехслучаях: еслисрокисковойдавностипообязательствуистеккмоментувступлениявсилунормы, тообратнаясила, преданнаязакону, недействует. СучетомэтойпозицииКСвст.93.4 быливнесеныизменения–с1 января2013 срокисковойдавности–5 лет. ОбщийсрокисковойдавностипоГК–3 года, ауРФестьдополнительные2 года. Правилоотом, чтосрокисковойдавностисоставляет5 летприменяетсяктемтребованиям, покоторымобщийсрокисковойдавностинеистекна1 января2008 года, атакжектребованиям, возникшимпосле1 января2008года. Врамкахновогозаконодательствазаконодательотказалсяотпримененияобратнойсилы. Наэтойсчастливойнотемызаканчиваемобсуждениебюджетногокредита.
Продолжаем: однимизспособовобеспечениядолгосрочнойсбалансированностиявляетсяаккумулированиефинансовыхрезервов. ФинансовыерезервысоздаютсянафедеральномуровнеирегулируютсяБКРФ, атакжепосредствомиспользованияразличныхмеханизмовдлясубъектовРФиМО. ВгосударственнойпрограммеРФобуправлениигосударственнымифинансами, котораябылаутвержденаРаспоряжениемПравительстваот4 марта2013 года№293-Р, наличиефинансовыхрезервоврассматриваетсякакодинизважнейшихфакторовинвестиционнойсостоятельностиРФ. Нафедеральномуровневнастоящеевремяфинансовыерезервыпредставленырезервнымфондом, фондомнациональногоблагосостояния. Вместестем, правовоерегулированиестатусовфондов, которыесоздаютсянафедеральномуровневцеляхобособленияденежныхсредств, которыебудутиспользованыдляфинансированиярасходоввситуациидефицитабюджетаподверженодостаточночастымизменениям. Законодательсовместносорганамиисполнительнойвластиищетоптимальнуюформуработыданныхфондов. Есливзятьисториювопроса, тостоитотметить, чтотолькос1 января2004 годавБКпоявиласьглава, котораябылапосвященарегулированиюстабилизационногофондавсоставефедеральногобюджета. Далеебыливнесеныизмененияс1 января2008 года: стабилизационныйфондпрекратилсвоесуществование. Соответствующиесредствастабилизационногофондабылираспределенымеждурезервнымфондомифондомнациональногоблагосостояния. Одновременносотказомотстабилизационногофондаивведением2-ухновыхфондоввБКпоявилсяспециальныйправовойрежимнефтегазовыхдоходовфедеральногобюджета, которыйтоженеоставалсянеизменным. С2008 былиопределенныеизменениявправовомрежименефтегазовыхдоходов, нонекоторыеизнихдаженевступиливсилу: онибылиотменены, невступиввсилу. Понятиенефтегазовыйдоходфедеральногобюджетаестьвст. 96.6 БКРФ: включаетсявсоставнефтегазовыхдоходовдоходыфедеральногобюджетаотуплатырядаплатежей. Такилииначе, этиплатежисвязанысприроднымиресурсами. Конкретно: этоналогнадобычуполезныхископаемыхввидеуглеводородногосырья(даетсяпонятиеуглеводородногосырья–этоинефть, игаз), таможенныепошлинынанефтьсырую, таможенныепошлинынагазприродный, таможенныепошлинынатовары, произведенныеизнефти. Спецификастатусаданноговидадоходовсостоитвтом, чтоонииспользуютсянаопределенныецели, приэтом, то, накакиецелиидетдоходоставалосьнеизменным, новсвязисдинамикойрегулированиядоходовследуетупомянутьонефтегазовомтрансферте: соответствующеепонятиеирегулированиесодержалосьвст. 96.8 БК. Данныйтерминсейчаснеиспользуется–утратилсилус2013 года. Даннаястатьязамечательныйпримертого, какстатья, невступиввсилу, прекратиласвоесуществование. П. 2 ст. 96.8, которыйпосвященразмерунефтегазовоготрансфертабылотменен3 годамираньшесвоеговступлениявсилу(долженбылвступитьвконце2015г.). Итак, нефтегазовыйтрансферт–частьсредствфедеральногобюджета, используемаядляфинансированияненефтегазовогодефицитафедеральногобюджетазасчетнефтегазовыхдоходовбюджетаисредстврезервногофонда. Мыможемвыделить, чтоформировалсятрансфертизнефтегазовогодоходаисредстврезервногофонда, нотратилсянафинансированиененефтегазовогодефицитабюджета. Чтотакоененефтегазовыйдефицит? Этост. 92.7 БКРФ: разницавобъемахфедеральногобюджета, вкоторомнеучтеныненефтегазовыедоходыидоходыотуправлениярезервногофондаифондафедеральногоблагосостояния(соответственно, все, кромедоходовотнефти) иобщимобъемомрасходов. Этопонятиетожеутратилосвоюсилу. Указанныйтрансфертдолженбылбытьутверждензакономобюджетенасоответствующийфинансовыйгодвопределенномразмере–исчислялсяв% отВВП, утвержденногонасоответствующийфинансовыйгод. Внастоящеевремясредстванефтегазовыхдоходовиспользуютсядляформированиярезервногофондаифонданациональногоблагосостояния.
Выспросите: ЗАЧЕМэтотэкскурсвисторию? ПростоКилинкаровазашланасайтМинФинаиувиделатамчто-топронефтегазовыйтрансферт! «Малоли, думала, еговернулиилихотябысобираются, нонет!»ЯРАДИЭТОГОЗАПЕЧАТЫВАЛАЭТУХРЕНЬ!
Говориморезервномфонде. Резервныйфонд, всоответствиисост. 96.9 БКРФпредставляетсобойчастьсредствфедеральногобюджета, подлежащуюособомуучету, выполнениюииспользованиювцеляхобеспечениясбалансированности, т.е. покрытиядефицитафедеральногобюджета. Соответственно, вБКестьрамочноерегулированиерезервногофонда, котороеотправляетнаскопределеннымподзаконнымактам. ЧтоинтересногоорезервномфондевБК? Во-первых, установленанормативнаявеличинарезервногофонда. Онаопределяетсяфедеральнымзакономофедеральномбюджетенасоответствующийпериод. Нормативнаявеличинаопределяетсявабсолютномразмере, исходяизтого, чтоонадолжнасоставлять7 % отпрогнозируемогонасоответствующийфинансовыйгодВВП. ВчастностивФЗна2014 годсуммасоставляетпримерно5 000 000 000 руб. Во-вторых, определяютсяисточники, изкоторыхформируетсярезервныйфонд. Вп. 3 ст. 96.9 БКопределеныдополнительныенефтегазовыедоходыфедеральногобюджетаидоходыотуправлениясредствамирезервногофонда.Вместестем, вотношениикаждыхизэтихисточниковестьсвоиограничения. Вчастности, дополнительныенефтегазовыедоходыможноиспользоватьдляформированиярезервногофондатольковтомслучае, еслиобъемсредстврезервногофонданедостигаетнормативнойвеличины, котораяустанавливаетсявзаконеобюджете. Нормативнаявеличина, какбылоотмеченоранее, 7 %. Внастоящеевремянормативнойвеличинырезервныйфондещенедостиг. Чтокасаетсятакогоисточникакакдоходотуправлениясредствамирезервногофонда, товсилуустановленныхзаконодательствомположенийдо1 февраля2016 годадоходыотуправлениясредствамирезервногофондаидутненаформированиерезервногофонда, анафинансовоеобеспечениерасходовфедеральногобюджета. Соответственно, цели, накоторыемогутбытьиспользованысредстварезервногофондаопределеныкакобеспечениесбалансированностифедеральногобюджета. Кромеэтогоопределяютсяправилауправлениясредствамифонда: правиласхожисправиламиуправлениясредствамифонданациональногоблагосостояния.
Второйрезервныйфонд–фонднациональногоблагосостояния. Правовоерегулирование: ст. 96.10 БКРФ. Онпредставляетчастьсредствфедеральногобюджета, котораяподлежитобособленномуучету, целевомуиспользованию. СредстваизфонданациональногоблагосостоянияидутнаобеспечениесофинансированиядобровольныхпенсионныхнакопленийгражданРФ, атакженаобеспечениесбалансированностибюджетаПФРФ. Применительнокфондунациональногоблагосостоянияточнотакжеустановленыисточникиформированияфонда: вчастности, онформируетсязасчетдополнительныхнефтегазовыхдоходов. Приэтомраспределяютсядополнительныенефтегазовыедоходыследующимобразом: вначалесредстваидутнаформированиерезервногофонда, затем–наформированиефонданациональногоблагосостояния. Такжесосредствамирезервногофонда. До1 февраля2016 годадоходыотуправленияфондомнациональногоблагосостояниянаправляютсянафинансированиерасходовфедеральногобюджета. Обратитевниманиенато, чтоесливотношениирезервногофондамыговорилионормативнойвеличине, товотношениифонданациональногоблагосостояниякаких-торазмеров, нормативнойвеличинывБКнеустанавливается. Взаконеофедеральномбюджететакженельзянайтиуказаниянанормативнуювеличинуфонданациональногоблагосостояния. Чтокасаетсяуправлениясредствамирезервногофондаифонданациональногоблагосостояния, тосоответствующееуправлениеосуществляетсяМинФином. РуководствуетсяМинФинприэтомст. 96.9 БКРФ, атакже2-мяположениями: 1. Положениеопорядкеуправлениясредствамирезервногофонда, утвержденноеПостановлениемПравительстваРФот29 дек. 2007 года№955 2. ПостановлениеПравительстваРФот19 янв. 2008 года№18 - определяетуправлениесредствамифонданациональногоблагосостояния. Приуправлениисредствамифондовпреследуютсясоответствующиецели: обеспечениесохранностисредствиобеспечениестабильногоуровнядоходовотихразмещениявдолгосрочнойперспективе. ВБКпрямосказано, чтодостижениестабильногоуровнядоходовотразмещениявдолгосрочнойперспективедопускаетвозможностьполученияотрицательныхрезультатоввкраткосрочномпериоде. Соответственно, вст. 96.11 БКсказано, чтосредствасоответствующихфондовмогутразмещатьсявиностраннойвалюте. Средствафондовмогутпередаватьсявдоверительноеуправлениеспециализированнымвластныморганизациям. Всоответствиисост. 96.12 БКсредствафондовучитываютсянаотдельныхсчетахпоучетусредствфедеральногобюджета, которыеоткрываютсявцентральномбанке. Операциисосредствамифондовотражаютсявотчетеобисполнениисоответствующегобюджетазасоответствующийпериод. Нарядусформированиемрезервногофонданауровнефедерации, БКдопускаетвозможностьформированиярезервногофонданауровнесубъектаРФ. Резервнымфондамнарегиональномуровнепосвященаст. 81.1 БКРФ. РезервныйфондсубъектаРФпредставляетсобойчастьсредствбюджетасубъекта, котораяпредназначенадляисполнениярасходныхобязательствсубъектавслучаенедостаточностидоходовбюджетасубъектадляфинансовогообеспечениярасходныхобязательств. Посути, дляситуациидефицитабюджета. Резервныйфондсоздаетсязакономсубъектаидействуетнапостояннойоснове, т.е. закономобюджетесубъекта
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |