Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАБОТА С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НАУЧНОМУ СТИЛЮ (ИНЖЕНЕРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ)



2019-05-24 350 Обсуждений (0)
РАБОТА С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НАУЧНОМУ СТИЛЮ (ИНЖЕНЕРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Самойлова В.А.,

магистрант Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected]

Научный руководитель: Марьянчик В.А., д. филол. н., доцент, профессор кафедры русского языка и речевой культуры ВШСГНиМК

 

Оценивание различных фрагментов мира является одной из важнейших составляющих когнитивной деятельности человека. В русском языке для выражения категории оценки используются слова, принадлежащие разным частям речи, обладающие разнообразной оценочной семантикой. Объектом нашего внимания в рамках этой статьи являются имена прилагательные.

Лингвисты выделяют два аспекта оценки: эмоциональный и рациональный. Е.М. Вольф в одной из работ, посвященной функциональной семантике оценки, пишет, что «эмоциональное и рациональное в оценке подразумевают две разные стороны отношения субъекта к объекту, первая – его чувства, вторая – мнение» [1, с. 42]. Однако соотношение рационального и эмоционального не всегда строго дифференцируются. По словам Е.Д. Гавриловой, рациональная сторона оценки в отличие от эмоциональной в большей степени направлена на систему, сложившиеся в обществе нормы и стереотипы [2, с. 8]. Рациональная оценка, отражающая отношение субъекта (человека) к объективной действительности, преимущественно встречается в текстах научного стиля.

Прилагательные рациональной оценки являются особым объектом изучения. Основной интерес для нас представляет методика работы с конструкциями рациональной оценки на занятиях русского языка как иностранного с обучающимися подготовительного факультета инженерного направления. В соответствии с Государственными образовательными стандартами по русскому языку как иностранному программа курса предполагает подготовку иностранных студентов до первого сертификационного уровня владения языком. Актуальность для студентов навыков и умений общения в учебно-научной и учебно-профессиональной сферах обусловливает формирование коммуникативной, речевой и языковой компетенций в рамках изучения именно научного стиля речи. В текстах научного стиля широко используются слова с рационально-оценочным компонентом, поэтому в содержание занятий со студентами инженерного направления необходимо включать упражнения, способствующие формированию понимания сути рациональной оценки, а также формированию навыков употребления в письменной и устной речи конструкций с прилагательными рациональной оценки.

Рассмотрим ряд упражнений с прилагательными рациональной оценки, направленных на формирование оценочной компетенции.

Первым шагом работы с оценочной семантикой является поиск в тексте научного стиля (процент незнакомых слов до 5%) прилагательных рациональной оценки. При выполнении задания студенты опираются на языковую интуицию. У выделенных после прочтения рациональных прилагательных определяется характер оценки: положительный, отрицательный или отсутствие оценки (нейтральность). Наличие оценки доказывается с помощью подбора антонимов и моделирования оценочной рамки «Х – и это хорошо/плохо»: естественный – искусственный, ошибочный – правильный.

Далее к выделенным в тексте прилагательным добавляется ряд прилагательных рациональной оценки (не более 20 единиц) для составления согласованных атрибутивных словосочетаний вида прилагательное + существительное. В ходе выполнения задания у студентов формируется понимание того, что одно прилагательное в разных сочетаниях может обладать различной оценочной семантикой, ср.: простая задача – положительное, простые металлы – нейтральное.

Следующее задание заключается в заполнении таблицы, которая представляет собой оценочную шкалу, состоящую из пяти делений: очень плохой / плохой / нейтральный / хороший / очень хороший. Студентам необходимо распределить прилагательные в соответствии с характером их оценочного значения, учитывая тот факт, что при согласовании с разными зависимыми словами, оценочное значение может меняться. В результате прилагательные естественный, среднестатистический, строгий, простой, перспективный и субъективный помещаются в разные столбцы.

Таким образом, упражнения помогают студентам внимательно относиться к семантике оценки.

Также при работе с прилагательными рациональной оценки целесообразно закрепление темы образования степеней сравнения. Сравнительная степень большинства русских прилагательных образуется при помощи присоединения суффикса – ее к основе: актуальный – актуальнее. Необходимо выучить минимум исключений. Например, слова с основой на «г», «к», «х» и некоторые прилагательные с основой на «д», «т», «ст», «ск» образуют сравнительную степень с помощью суффикса – е с последующим чередованием данных согласных: строгий – строже, простой – проще. Также для запоминания предлагаются случаи с выпадением согласных основы с последующим чередованием и образование сравнительной степени при помощи суффикса – е у таких прилагательных как: редкий – реже, высокий – выше.

Образование аналитической превосходной степени прилагательных является универсальным и не вызывает трудностей, см.: самый эффективный, самый перспективный. Но стоит обратить особое внимание учащихся на тот факт, что вспомогательное слово самый изменяется по родам, числам и падежам, а также согласуется с определяемым существительным: Его решение было самым эффективным. Ему предложили самую перспективную должность в компании. Простой способ образования превосходной степени при помощи суффиксов -ейши, -айши подходит не для всех прилагательных [3, с. 20].

Формирование речевых компетенций предполагает упражнения, направленное не только на понимание значения рациональных прилагательных, но и их употребление в контексте. Типовое упражнение, которое актуализирует лексический запас, – это заполнение рациональными прилагательными пропусков в предложениях, относящихся к научному стилю. При выполнении описанных выше упражнений большинство студентов справляются с этим заданием, что является подтверждением эффективности описанной в данной статье системы работы.

В заключении отметим значимость изучения рациональной оценки и способов ее выражения в письменной и устной речи не только в рамках научного стиля, но и в рамках других функциональных стилей русского языка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. – М., 1985. – 246 с.

2. Гаврилова, Е. Д. Оценочные категории «good» и «bad» в современном английском языке: автореф. дис. … канд.филол. наук. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2005. – 16 с.

3. Кузнецова, М. В. Работа над русскими прилагательными в аспекте преподавания РКИ // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2005. №1. – С. 19-25.

 



2019-05-24 350 Обсуждений (0)
РАБОТА С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НАУЧНОМУ СТИЛЮ (ИНЖЕНЕРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАБОТА С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НАУЧНОМУ СТИЛЮ (ИНЖЕНЕРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)