Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПАРОДИЯ НА ГОТИЧЕСКИЙ ЖАНР В РОМАНЕ ДЖЕЙН ОСТЕН «НОРТНГЕРСКОЕ АББАТСТВО»



2019-05-24 606 Обсуждений (0)
ПАРОДИЯ НА ГОТИЧЕСКИЙ ЖАНР В РОМАНЕ ДЖЕЙН ОСТЕН «НОРТНГЕРСКОЕ АББАТСТВО» 0.00 из 5.00 0 оценок




Шубная П.В.

студент Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected]

Научный руководитель: Захарова Н.Н., к. филол. н., доцент кафедры литературы ВШСГНиМК

 

Английская писательница Джейн Остен (1775-1817) является одним из самых читаемых классиков XIX века. Она была современницей французской революции и наполеоновских войн, свидетельницей промышленного переворота в Англии: мир стремительно менялся. Менялась и литература, в это время в Англии творили Вальтер Скотт и Уильям Годвин, Гораций Уолпол, и Анна Радклиф, и несколько странно на фоне их захватывающих, остросюжетных произведений выглядят сдержанные романы «первой леди английской литературы». В них, по словам Вирджинии Вулф, нет «ни трагедии, ни героизма» [2, с. 499], и действительно, читая Джейн Остен, мы погружаемся в жизнь провинциального городка, где главными событиями являются званые обеды и редкие балы. В ее романах нет масштабов Скотта или трагизма Байрона, однако что-то влечёт нас в этот мир повседневной жизни снова и снова: «Вот большой дом, вот маленький; гости к чаю, гости к обеду, иногда ещё пикник; жизнь, ограждённая полезными знакомствами и достаточными доходами, да ещё тем, что дороги развозит, обувь промокает и дамы имеют склонность быстро уставать; немножко принципов, немножко ответственности и образования, которое обычно получали обеспеченные обитатели сельских местностей. А пороки, приключения и страсти остаются в стороне. Но из того, что у неё есть, из всей этой мелочи и обыденности Джейн Остен не упускает и не замазывает ничего» [2, c. 500]. Остен обладала тем, что Сомерсет Моэм назвал «остротой глаза» [7], а Шарлотта Бронте – «проницательностью и наблюдательностью» [10, с. 244]. Самые, казалось бы, заурядные события под её пером теряют свою заурядность: они повествуют о жизни внутренней, о движениях ума и сердца. Внимание Остен к человеку как таковому во многом и определяет очарование её романов.

Её повествование отличает простота и естественность: мы не встретим у Остен ни языковых штампов, ни вычурных отделок. Чёткий и лаконичный стиль «несравненной Джейн» далёк от экзальтированной манеры сестер Бронте. Остен обладала безупречным литературным вкусом, и безошибочно отделяла настоящую литературу от искусной подделки. Представление о литературных предпочтениях Остен дают её романы, персонажи которых нередко характеризуются через их читательское восприятие. Можно быть уверенным: если персонаж романа Остен, человек недалекий, с похвалой отзывается о каком-то произведении, значит, писательница насмехается и над дурным вкусом своего героя, да и над самим произведением. И напротив, стоит ему высмеять какую-либо книгу, как нам становится понятно, что та заслужила восхищение Остен.

Начала писать Остен рано – в 14 лет, и первыми ее сочинениями были пародии на современную ей литературу, на чувствительные романы и готический жанр. Продолжая традиции века Просвещения, в своем оригинальном творчестве Остен развивает традиции нравоописательного романа. «Нортенгерское аббатство» (Northanger Abbey, 1817) является одним из вариантов этого жанра и «романа воспитания». Интересна судьба этого романа: закончив его около 1798 года, Остен отослала рукопись издателю, и тот её купил, но продержал, не печатая, целых десять лет. Причина такой задержки, вероятно, кроется в самом произведении: полное весёлой иронии и сатиры, оно высмеивает весьма популярный тогда жанр готического романа. Издатель же, которому Остен отослала рукопись, публиковал преимущественно произведения готического жанра. Роман, написанный в конце ХVIII века, был опубликован только после смерти писательницы. Стоит отметить, что для писательницы характерно было подолгу работать над своими произведениями: все они откладывались и неоднократно редактировались ею. Даже отослав рукопись «Нортенгерского аббатства» в издательство, Остен продолжала дорабатывать роман. Такое стремление к совершенству в известной мере затрудняет разговор об эволюции ее творчества, тем не менее, «Нортенгерское аббатство» принято относить к раннему периоду её творчества, а начинала она с литературных пародий. «Редкостное чувство юмора» (С. Моэм) определяет и построение повествования, и особый тип психологизма, и точность иронического комментария в произведениях Остен.

Для лучшего понимания «Нортенгерского аббатства» обратимся к природе самого готического романа. В предромантической литературе Англии во второй половине XVIII века появляется новая форма, готический роман («чёрный роман», «роман тайн и ужасов»). Кризис просветительской философии, сомнения во всесилии культа разума привели к развитию нового течения – предромантизм. Идеология Просвещения начинала изживать себя, становилось очевидным, что иногда простой здравый смысл беспомощен перед лицом жизненных загадок. Зло, которое раньше приобретало вполне конкретные и объяснимые формы, теперь казалось чем-то стихийным, загадочным, непостижимым. Отсюда и характерные черты готического романа: мрачные и таинственные сюжеты, тяготение к мелодраматичности. Действие в готическом романе часто разворачивается в средневековом замке или старинных развалинах. Кроме того, для этого жанра характерны герои, в определённой мере абсолютизированные в своих качествах. Так, герои отрицательные предстают злодеями поистине небывалых масштабов, они полны исключительных пороков и готовы пойти в своих стремлениях на всё. Герои же положительные – положительны во всём, они доблестны, умны и красивы.

Пожалуй, самой яркой фигурой английского предромантизма является Анна Радклиф. Именно её «Удольфскими тайнами» зачитывается главная героиня «Нортенгерского аббатства», Кэтрин Морлэнд. Кэтрин – молодая девушка, вступающая в жизнь. Её страстное увлечение готическими романами заставляет её искать загадочное и таинственное там, где этого нет и в помине, что и обуславливает пародийное начало в произведении. Кэтрин отправляется в Бат, а затем – в Нортенгерское аббатство, где её иллюзии, навеянные готической литературой, рушатся.

«Нортенгерское аббатство» начинается как пародия на готический роман (уже само заглавие отсылает нас к традиционному хронотопу готического романа). Произведение открывается ироничным замечанием: «Когда Кэтрин Морлэнд была ребёнком, никто из окружающих не мог и предположить, что она рождена, чтобы стать героиней романа» [8, c. 7]. Остен высмеивает каноны готического романа, подчёркнуто противореча им. Например, главные действующие лица подобных произведений всегда отличаются необычайными добродетелями и красотой. Так героиня «Удольфских тайн» А.Радклиф описывается как девушка, с «особой трогательной грацией» [7] и врождённым чувством прекрасного, она натура возвышенная и утонченная. Остен же начинает характеристику своей героини на совершенно иной ноте: «...Кэтрин многие годы ничем особым от других не отличалась. Она была худенькой, с нескладной фигуркой, с желтовато-бледной кожей, с тёмными гладкими волосами, с довольно грубыми чертами лица – вот и весь её портрет. А её склад ума вовсе не располагал к какому-либо героизму» [8, с. 7]. Ирония проявляется и в том, что Остен, опять же вопреки канонам готического романа, не делает свою героиню богатой дворянкой, или, напротив, бедной сиротой: Кэтрин Морлэнд – дочь вполне преуспевающего священника. Пародия на штампы и клише сентиментальной и готической литературы обуславливает двуплановое построение романа Остен. Так, описывая миссис Аллен, с которой по сюжету романа Кэтрин отправляется в Бат, Остен сначала рисует героиню в стиле готического романа: «Теперь наступила пора привести описание самой миссис Аллен, чтобы читатель мог судить, в какой мере её поступки впоследствии создадут всю мрачную картину этого сочинения, приведут несчастную Кэтрин к такому глубокому отчаянию, к такому ужасному положению, к которому способен привести самый последний человек либо в силу своего неблагоразумия, вульгарности манер, или ревности, желания перехватить её письма, погубить эту девушку и в конце концов выставить её за дверь» [8, c. 15]. Далее мы видим подлинную, прямо противоположную характеристику героини: «Миссис Аллен была представительница того многочисленного класса женщин, чьё содружество обычно не проявляет никаких иных эмоций, кроме удивления тем, что в этом мире, оказывается, есть ещё мужчины, которым так они нравятся, что те даже готовы жениться на них» [8, c. 16].

Характерным приёмом литературной манеры Остен является «снижение» при пародировании известных клише готического романа. Характерное для жанра похищение главной героини злодеем оборачивается в романе всего лишь поездкой по окрестностям Бата. Другой пример уже развернутой пародии дается в сцене, когда Кэтрин видит в своей комнате старинный шкаф и, поддавшись любопытству, с трудом отпирает его. Внутри она обнаруживает, как ей кажется по началу, загадочный манускрипт: «Непослушной рукой она схватила драгоценную рукопись – одного взгляда было достаточно, чтобы различить на бумаге буквы... [она] решила прочесть всё до последнего слова, и пока этого не сделает – спать не ляжет» [8, с. 210]. Затем единственная свеча в её комнате гаснет, оставляя героиню в полной темноте. Испуганной Кэтрин всю ночь слышатся «какие-то шумы и отдалённые стоны, от которых у неё леденеет кровь» [8, c. 211]. На утро же то, что она принимала за старинную рукопись, оказывается счётом от прачки: «Жадным взглядом она пробежала первую страницу. То, что она увидела, её ошарашило. Возможно ли такое или глаза её обманывали? Перед ней был всего лишь перечень белья, написанный корявыми буквами современного алфавита! Она не верила своим глазам. Она держала в руках, выходит, счёт от прачки!» [8, с. 212]. Бурная фантазия главной героини не раз играет с ней злую шутку. Кэтрин склонна видеть в окружающих ее обычных людях героев готических романов. Так генерал Тилни кажется ей классическим инфернальным злодеем. Он вдовец, и без всяких на то оснований, Кэтрин решает, что он сам погубил свою жену – а может быть, только подстроил её кончину, чтобы заточить её в темницу. Правда оказывается прозаичней фантазий Кэтрин: пусть Тилни и не готический злодей, но он жаден и корыстолюбив. Образ генерала благодаря такой литературной игре психологически превосходно выписан.

Остен часто характеризует своих персонажей через психологию их читательского восприятия. Помимо самой Кэтрин, примером такого раскрытия образа является другая героиня, Изабелла Торп. Она, подражая чувствительным героиням современных ей романов, говорит: «...я так боялась, что сегодня утром пойдёт дождь, как раз тогда, когда я собиралась выходить, на самом деле было пасмурно, собирались тучи, и это причиняло мне тысячу терзаний!» [8, с. 41] Как и они, Изабелла приписывает себе различные добродетели: «Я готова сделать всё ради своих настоящих друзей. Я не умею любить людей лишь наполовину, это не в моём характере. Если я к кому привязываюсь, то всегда накрепко. На одном из зимних собраний я заявила капитану Ханту, что если он будет меня дразнить весь вечер, то я не стану танцевать с ним, пусть прежде признает, что мисс Эндрюс – прекрасна, как ангелочек», и тут же: «...вы такая живая по характеру, а живости как раз не хватает мисс Эндрюс, в ней чувствуется поразительная вялость» [8, с. 43].

Несмотря на то, что в «Нортенгерском аббатстве» Джейн Остен широко представлено пародийное начало, мы не можем ограничить его рамками жанра литературной пародии. По своему характеру и замыслу это роман воспитания, нравственного прозрения. Для современного читателя актуальность пародии на готическую литературу во многом теряется, но сам роман и сегодня пользуется неизменным вниманием и любовью не только читателей, но и писателей, кинематографистов, критиков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова, О.Н. Пародия на "готические романы" в творчестве Джейн Остин (на примере романа "Нортенгерское аббатство") // Культура народов Причерноморья. –2001. – № 19. – С. 126-131.

2. Вулф, В. Джейн Остен // Эти загадочные англичанки: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992. – С. 495 – 505.

3. Елистратова, А. А. Предромантизм: [Английская литература XVIII в.] // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 5. –1988. – С. 79—82.

4. Ивашева, В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. – М., Худож. лит., 1974. – 464 с.

5. Кудряшова, О.М. Художественное воплощение концепта «гордость» в романах Джейн Остен: автореф. дис. ... канд. фил. наук – Нижний Новгород, 2007. – 20 с.

6. Луков, В. А. Принцип суггестии: Рэдклиф в сравнении с Уолполом [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 4 (июль — август). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/4/Lukov_Suggestion-Radcliffe-Walpole/ (дата обращения: 18.03.2018).

7. Моэм, С. Джейн Остен и «Гордость и предубеждение». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.e-reading.club/bookreader.php/40021/Moem_-_Dzheiin_Osten_i_Gordost%27_i_predubezhdenie.html (дата обращения: 19.03.2018). – Загл. с экрана.

8. Остен, Д. Нортенгерское аббатство. – М., Мир книги, 2005. – 320 с.

9. Радклиф, А. Удольфские тайны. Том 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://az.lib.ru/r/radklif_a/text_0020.shtml (дата обращения: 18.03.2018). – Загл. с экрана.

10. Thombury, E.M. Henry Fielding's Theory of the Comic Epic.- Madison, 1931.237, Watkins W.B. Perilous Balance. The Tragic Genius of Swift, Johnson and Sterne. Princeton, Princeton univ. press, 1939, – 172 p.




2019-05-24 606 Обсуждений (0)
ПАРОДИЯ НА ГОТИЧЕСКИЙ ЖАНР В РОМАНЕ ДЖЕЙН ОСТЕН «НОРТНГЕРСКОЕ АББАТСТВО» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПАРОДИЯ НА ГОТИЧЕСКИЙ ЖАНР В РОМАНЕ ДЖЕЙН ОСТЕН «НОРТНГЕРСКОЕ АББАТСТВО»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (606)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)