Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Забота о развитии науки и техники



2018-06-29 430 Обсуждений (0)
Забота о развитии науки и техники 0.00 из 5.00 0 оценок




В. И. Ленин не раз подчеркивал огромное значение науки и техники в социалистическом строительстве. Наука, говорил он, должна помогать массам в создании общественного строя без эксплуататоров. Владимир Ильич высказывал убеждение, что «перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила». Развитие науки и внедрение ее достижений в практику Ленин считал могучим фактором роста производительных сил общества. Он писал, что наука должна отвечать потребностям хозяйственного и культурного строительства, что непременным условием плодотворного развития науки является ее неразрывная связь с жизнью, с производством, с задачами строительства социализма и коммунизма.

Чутко и внимательно относился Владимир Ильич к нуждам научных учреждений, давал указания и советы в отношении их работы. Он высоко ценил и поддерживал крупнейших деятелей русской науки, отдававших свои знания советскому народу, — К. А. Тимирязева, И. П. Павлова, И. В. Мичурина, Н. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского, И. М. Губкина, М. А. Бонч-Бруевича и других, проявлял исключительную заботу об улучшении быта ученых, о создании необходимых условий для их научной работы.

К. А. Тимирязев прислал Ленину свою книгу «Наука и демократия» с надписью: «Глубокоуважаемому Владимиру Ильичу Ленину от К. Тимирязева, считающего за счастье быть его современником и свидетелем его славной деятельности». В этой книге Тимирязев призывал людей науки к единству с трудящимся народом, разоблачал клевету империалистов на Советскую власть и на большевиков. Прочитав книгу, Владимир Ильич ответил Тимирязеву: «Дорогой Климентий Аркадьевич! Большое спасибо Вам за Вашу книгу и добрые слова. Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть. Крепко, крепко жму Вашу руку и от всей души желаю Вам здоровья, здоровья и здоровья!»1

В. И. Ленин считал, что социалистическое народное хозяйство должно основываться на последних достижениях науки, на передовой технике, что технический прогресс должен составлять предмет постоянной заботы Советского государства. «Нужно всюду больше вводить машин, переходить к применению машинной техники возможно шире».2 Необходимо поставить дело так, говорил Владимир Ильич, чтобы облегчить рабочему его работу, перекладывая на машину тяжелый физический труд и оставляя за рабочим лишь регулирование работы машины, поднимая в то же время общую производительность труда. Он призывал изучать и использовать все лучшее, что дает зарубежный опыт в науке, технике и в технико-организационной области, учиться, если нужно, у капиталистов, перенимать то умное и выгодное, что есть у них.

С громадным вниманием Ленин относился к новым завоеваниям в области науки и техники, настаивал на принятии самых экстренных мер для проверки эффективности тех или иных изобретений и внедрения их в производство. Его энергичную поддержку встретили такие важные начинания, как применение врубовых машин в угольной промышленности, бурение нефтяных скважин новым методом, гидравлический способ добычи торфа, использование сланцев в промышленности, применение тепловозов на транспорте и электрификация железных дорог, работы в области радиотехники, электропахота, селекция в сельском хозяйстве и многие другие. Владимир Ильич проявил интерес к работе Ф. А. Цандера в области создания аппаратов для межпланетных полетов.

Ученые, инженеры, изобретатели, встречавшиеся с Лениным, поражались его эрудиции, его способности быстро разбираться в сложных научных и технических вопросах. Однажды Владимир Ильич вместе с А. М. Горьким поехал в Главное артиллерийское управление ознакомиться с одним изобретением. Выслушав изобретателя, он стал задавать ему много специальных вопросов, спрашивая его так же свободно, как будто беседовал с ним по вопросам политики. Старые специалисты, присутствовавшие там и не знавшие, что это Ленин, потом были страшно удивлены: «...как? Не похоже! И — позвольте! — откуда он знает наши премудрости? Он ставил вопросы как человек технически сведущий! Мистификация!» А Владимир Ильич на обратном пути говорил Горькому:

— Эх, если б у нас была возможность поставить всех этих техников в условия идеальные для их работы! Через двадцать пять лет Россия была бы передовой страной мира!3

Ленинская мечта стала явью. Советский Союз ныне занимает передовые позиции в мировом научно-техническом прогрессе.

Особую заботу Ленин проявлял о развитии общественных наук. В январе 1921 г. ЦК РКП (б) принял решение об организации Института К. Маркса и Ф. Энгельса, который должен был исследовать историю зарождения и развития марксизма, а также изучать и обобщать опыт международного рабочего движения. В сентябре 1921 г. постановлением СНК была организована Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП (б). Все шире развертывалась деятельность Социалистической Академии: в 1921 — 1922 гг. возникли секции Советского строительства, Теории государства и права, Экономики, Теории и истории рабочего движения и др.

В марте 1922 года Ленин написал очень важную статью «О значении воинствующего материализма», которая была опубликована в журнале «Под Знаменем Марксизма». По своему содержанию эта статья примыкает к великому философскому труду Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», а также к «Философским тетрадям», являясь как бы их продолжением.

В своей статье Ленин сформулировал основные, актуальные задачи журнала «Под Знаменем Марксизма» и вместе с тем определил важнейшие направления философской работы в стране, охарактеризовал ее цели, наметил практические меры в этой области.

Вся статья пронизана мыслью о величайшем значении диалектического и исторического материализма для развития общественных и естественных наук, для правильного понимания законов природы и общества, для революционного преобразования мира. Коммунисты, писал Ленин, должны последовательно отстаивать философию марксизма, вести систематическую и непримиримую наступательную борьбу со всякого рода современными идеалистическими течениями, вскрывая под мишурой «последнего слова» буржуазной науки реакционность этих модных философских учений, разоблачать все, в том числе самые утонченные формы защиты поповщины, мистики, идеализма как представителями официальной науки, так и теми, кто называет себя «демократическими» и «социалистическими» публицистами.

Одной из самых важных задач Ленин считал осуществление неразрывной связи марксистской философии с естествознанием. Необходимо, писал он, внимательно следить за вопросами, которые выдвигает новейшая революция в области естествознания, обобщать достижения и открытия естественных наук и делать из них диалектико-материалистические выводы. Напоминая, что именно из крутой ломки, которую переживает современное естествознание, родятся сплошь и рядом реакционные школы и школки, направления и направленьица, Владимир Ильич призывал разоблачать попытки идеалистически истолковывать величайшие открытия в области естествознания, например попытки идеалистов ухватиться за открытие радия, за теорию относительности Эйнштейна и т. п.

Вместе с тем, отмечал Ленин, естествознание прогрессирует так быстро, во всех его областях происходит такая глубокая ломка, что без философских выводов ему не обойтись ни в коем случае. И только в диалектическом материализме естествоиспытатели могут найти ответ на те философские вопросы, которые ставятся революцией в естествознании. «...Без солидного философского обоснования, — писал Ленин, — никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом».4

Огромное значение Владимир Ильич придавал всесторонней разработке диалектики на основе обобщения явлений и процессов общественной жизни, а также достижений естествознания.

Большое внимание Ленин всегда уделял борьбе против религиозных предрассудков. В статье «О значении воинствующего материализма» он конкретизировал задачи атеистической работы в условиях советского строя. Он требовал шире развернуть атеистическую пропаганду в массах, используя самые разнообразные формы и способы научно-просветительной деятельности, и, опираясь на достижения современной науки, раскрывать корн.; религии, прививать массам научное, материалистическое мировоззрение. Ленин подчеркивал, что атеистическую работу надо вести систематически и энергично, но только идейным оружием, строго соблюдая свободу совести, не оскорбляя чувств верующих и терпеливо разъясняя им несостоятельность религии.

Непременным условием успешного решения всех задач на философском фронте Ленин считал тесный союз философов-коммунистов с материалистами-некоммунистами, особенно с представителями современного естествознания. При этом он имел в виду объединение коммунистов не только с беспартийными учеными, стоящими на позициях диалектического материализма. Владимир Ильич подчеркивал, что в борьбе с реакционными философскими течениями, с религиозным мракобесием необходим «в той или иной форме, в той или иной степени» «союз» и с прогрессивными буржуазными учеными; но и при этом «союзе» не должно забывать о критике их непоследовательности.

Важнейшие принципиальные положения, содержащиеся в статье Ленина «О значении воинствующего материализма», не утратили своего программного значения и в наши дни.

Придавая большое значение общественным наукам, Ленин внимательно следил за литературой в этой области. В частности, он весьма положительно оценил книгу М. Н. Покровского «Русская история в самом сжатом очерке».

«Очень поздравляю Вас с успехом, — писал Владимир Ильич Покровскому, — чрезвычайно понравилась мне Ваша новая книга: «Русская история в самом сжатом очерке». Оригинальное строение и изложение. Читается с громадным интересом. Надо будет, по-моему перевести на европейские языки»5. Далее Ленин советовал автору дополнить книгу хронологическим указателем, чтобы она могла стать учебником.

Примечание:

1 В. И. Ленин. Соч., т. 51, стр. 185.

2 В. И. Ленин. Соч., т. 42, стр. 153.

3 См. Воспоминания о В. И. Ленине, т. 2, 1969, стр. 207.

4 В. И. Ленин. Соч., т. 45, стр. 29-30.

5 В. И. Ленин. Соч., т. 52, стр. 24.

 

Культурная революция. Учиться коммунизму!

В своих произведениях и выступлениях Ленин выдвинул важнейшие положения о строительстве социалистической культуры, о сущности и путях культурной революции в период перехода от капитализма к социализму. Культурная революция — это, по определению Ленина, целая полоса культурного развития всей народной массы, это — глубочайший переворот в сознании, идеологии и духовной жизни трудящихся, перевоспитание их в духе социализма.

Если переход власти в руки рабочего класса является решающей предпосылкой культурной революции, то рост культуры народа в свою очередь представляет собой обязательное условие социалистического преобразования общества, достижения высшей, чем при капитализме, производительности труда, вовлечения широчайших народных масс в управление государством. Культурная революция, указывал Ленин, совершается под руководством коммунистической партии, при активном участии самих трудящихся.

Пролетарская, социалистическая культура вырастает не на пустом месте. Она должна явиться закономерным развитием всех духовных, интеллектуальных богатств, всех запасов знаний, созданных человечеством. Резко критикуя антимарксистские, политически вредные взгляды руководителей «Пролеткульта» (культурно-просветительная организация «Пролетарская культура») — А. А. Богданова и других, которые пренебрежительно относились к культурному наследию прошлого, призывали к созданию, так сказать лабораторным путем, искусственно какой- то особой «пролетарской культуры», Ленин писал: «Не выдумка новой пролеткультуры, а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры»1.

Громадное значение в культурном строительстве Ленин придавал самодеятельности трудящихся. «Он говорил, — пишет Крупская, — что необходимо не только обслуживание масс книгами, клубами и т. д., но он постоянно спрашивал и добивался узнать, насколько массы были втянуты в это дело, насколько они творчески подходят, заинтересованы и сами принимают в этом участие... Помню, как Владимир Ильич, придя на одно наше заседание, на котором собрались местные работники, прислушивался к тому, что они говорили, а в заключение сказал, что необходимо более углубленно ставить работу, втягивать массы. Не только их обслуживать, но и втягивать их в работу. Это была его постоянная мысль, которую он проводил во всех своих указаниях по линии политпросветской работы».2

С особенным вниманием Ленин всегда относился к воспитанию и обучению молодежи. В октябре 1920 года он выступил на III Всероссийском съезде РКСМ с исторической речью «Задачи союзов молодежи)), которая стала программным документом партии в деле формирования молодых поколений строителей коммунизма, определила направление и методы работы комсомола.

— Молодому поколению, сказал Владимир Ильич, предстоит строить на расчищенной почве коммунистическое общество. И подходя с этой точки зрения, задачи молодежи вообще, и союзов коммунистической молодежи и других молодежных организаций в частности, можно выразить одним словом: учиться.

Комсомольцы — участники съезда были буквально потрясены. Съезд собрался в то время, когда еще шли горячие бои против Врангеля. Все ждали от Ленина доклада о международном и внутреннем положении, о том, как нужно сражаться с белогвардейцами, бороться с бандами, собирать продразверстку, а услышали — призыв учиться. Не сразу смогли они перестроиться, усвоить ленинскую постановку вопроса. Владимир Ильич хорошо чувствовал и понимал это настроение съезда. С удивительной ясностью и убедительностью он развил свои положения о задачах молодежи, открыл перед нею захватывающие перспективы борьбы за построение коммунизма.

Чему нужно учиться и как учиться, поставил вопрос Ленин и ответил: молодежь должна учиться коммунизму. А коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех богатств, которые выработало человечество. Переход к коммунизму предполагает перестройку всего народного хозяйства на основе последних достижений современной науки и техники. Осуществить эту перестройку можно, только овладев большими знаниями и умея применять их на конкретном деле, превращая коммунизм из заученных формул и программ в то живое, что составляет непосредственную практическую работу по строительству нового общества.

Учиться, внушал Ленин молодежи, не значит замыкаться в стенах школы. Каждый шаг обучения и воспитания необходимо связывать с борьбой трудящихся за коммунизм. Быть членом Союза молодежи — значит отдавать свои силы на общее дело. «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами». Комсомол должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин. Нужно поставить дело так, чтобы каждый день, в любом городе и в любой деревне молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пусть самую маленькую, самую простую. Лишь в такой работе молодой человек или девушка превращается в коммуниста. «Надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал вгех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде».3

В тесной связи с этими ленинскими идеями находятся мысли, высказанные на съезде Владимиром Ильичом по вопросам коммунистической морали.

Старое, эксплуататорское общество и его мораль, говорил Ленин, основаны на таком принципе: либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя. Человеконенавистнической морали буржуазного общества с его частнособственнической психологией, индивидуализмом, эгоизмом Ленин противопоставил коммунистическую нравственность — самую справедливую и благородную мораль, выражающую интересы и идеалы трудящихся. Наша мораль, говорил он, подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. Она служит разрушению старого, эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг рабочего класса, созидающего новое общество.

«В основе коммунистической нравственности, — говорил Ленин, — лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Вот в чем состоит и основа коммунистического воспитания, образования и учения. Вот в чем состоит ответ на вопрос, как надо учиться коммунизму».4

Слушая Владимира Ильича, не один комсомолец-делегат съезда думал о том, что сам Ленин — это вдохновляющий образец того, как должен жить и работать коммунист, человек коммунистического общества. Отличительными чертами морального облика Ленина являлись — преданность делу коммунизма, подчинение всей своей жизни и деятельности борьбе за счастье трудящихся, любовь к Родине, интернационализм, непримиримость к врагам коммунизма, коллективизм, труд на благо всего общества. Для него были характерны гуманность, уважение, чуткость и внимательность к людям, любовь к жизни во всей ее многогранной красоте, разносторонность, нравственная чистота, простота и скромность. «Прост как правда», — говорили о нем рабочие. Ленин — человек с кристально чистым сердцем. Он не терпел в людях такие черты, как эгоизм, тщеславие, зависть, злобность и мстительность, мелочность.

Очень важно подчеркнуть, что Владимир Ильич, как писала Н. К. Крупская, никогда не отделял личное от общественного. Как в работе, так и в быту он был один и тот же — строго требователен к себе в большом и малом. Верный друг и соратник Ильича — Надежда Константиновна рассказывала, что даже при решении сугубо личных вопросов Владимир Ильич спрашивал себя: «Что скажут об этом рабочие?»

Положения Ленина о задачах и характере обучения и воспитания молодежи определили и определяют направление работы советской школы. По мысли Ленина, школа должна служить делу построения коммунизма, давать молодежи широкое общее образование, достаточную политехническую подготовку и хорошие трудовые навыки, быть «орудием воспитания человеческой личности». Вслед за Марксом и Энгельсом он особенно подчеркивал необходимость соединения обучения с общественно-производительным трудом. В Программу партии Ленин включил как одну из основных задач школы политехническое обучение детей обоего пола до 17 лет, ознакомление их в теории и на практике со всеми главными отраслями производства.

В своих «Заметках» на тезисы Н. К. Крупской о политехническом образовании, написанных в конце 1920 года, Ленин писал, что нужно поставить безусловным заданием немедленный переход к политехническому образованию или, вернее, немедленное осуществление ряда доступных тогда шагов к политехническому образованию. Такими шагами он считал посещение учащимися электрических станций, выполнение практических работ с электричеством, какие только возможны, ознакомление с производством, посещение совхозов, заводов, устройство маленьких музеев по политехническому образованию и прочее. Ленин указывал при этом, что вопросы политехнического образования нельзя ставить отвлеченно, их надо решать в тесной связи с конкретными задачами того или иного этапа социалистического строительства.

Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения, писал Ленин. Для коммунизма нужны хорошо образованные люди, способные и к физическому, и к умственному труду. Переход к коммунизму предполагает воспитание, обучение и подготовку «всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать. К этому коммунизм идет, должен идти и придет, но только через долгий ряд лет»5.

Владимир Ильич очень любил детей. Он любил повозиться, пошутить с ними. Но главное, он умел подойти к ним, говорить, с ними. И дети сразу чувствовали в нем близкого, хорошо понимающего их человека и поэтому тоже любили его. В детях Ленин видел будущее. «Часто, когда он говорил с детьми, — писала Н. К. Крупская, — он полушутя, полусерьезно спрашивал: «Не правда ли, ты вырастешь хорошим коммунистом?» Конечно, это была полушутка, но это было и его глубокое желание, чтобы каждый ребенок вырос сознательным коммунистом и продолжал то дело, за которое мужественно боролись и борются революционеры всех стран».6

Придавая огромное значение обучению и коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, Владимир Ильич, пишет Н. К. Крупская, всегда принимал близко к сердцу дело постановки народного образования. Ленин глубоко вникал, доходя до мельчайших деталей, во все дела, связанные с работой Наркомпроса, с работой школ; он часто беседовал с деятелями народного образования, выясняя, как работает советская школа, какие знания она дает детям и что нужно сделать, чтобы эти знания были глубже и прочнее.

Одним из главных врагов, с которым нужно было покончить прежде всего, Ленин считал безграмотность. Он настойчиво добивался не только увеличения числа школ для детей, но и создания широкой сети учебных заведений и курсов для обучения взрослых. Владимир Ильич выражал убеждение, что можно ликвидировать безграмотность в короткий срок, если за это возьмутся массы.

С большим уважением относился Ленин к учителям. Он настойчиво советовал привлекать старое учительство к решению новых задач, заинтересовывать его новой постановкой вопросов педагогики, заботиться о духовном росте и всесторонней подготовке учителей, о создании условий для их работы. «Народный учитель, — писал Ленин, — должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе».7

Незабываемой назвал свою встречу с Лениным старый учитель из Весьегонского уезда А. А. Виноградов. Владимир Ильич подробно расспрашивал его о настроении учителей, об их жизни, работе, взаимоотношениях с местными органами.

— Наше учительство, — сказал Ленин, — всегда смело может рассчитывать на поддержку Советской власти. Двери для учителя к нам всегда открыты. Передайте им об этом вместе с моим приветом.8

Одним из важнейших участков культурного строительства Ленин считал высшую школу. Заботясь о том, чтобы в высшие учебные заведения пошли учиться прежде всего рабочие и крестьяне, он уделял большое внимание созданию и укреплению рабочих факультетов (рабфаков). Вместе с тем он обращал внимание на необходимость полной перестройки и изменения всего содержания учебного процесса в высших учебных заведениях и в первую очередь улучшения преподавания общественных наук. По его инициативе в Москве и Петрограде были созданы институты красной профессуры, давшие партии немало теоретических работников. Он выдвинул также широкий план марксистской переподготовки лучшей части старой профессуры.

В. И. Ленин всегда проявлял большую заботу о приобщении женщин к работе по налаживанию новой жизни, об их политическом просвещении. В своих выступлениях на собраниях и конференциях работниц и крестьянок он призывал их активно участвовать в управлении государством и хозяйственном строительстве. Наша задача, говорил он, состоит в том, чтобы сделать политику доступной для каждой трудящейся женщины. В то время как даже в самых демократических буржуазных странах женщина не имеет полного равенства с мужчиной по закону, Советская власть не оставила камня на камне от подлых законов о неравноправии женщин; мы, говорил Ленин, вправе гордиться этим. Но это только начало. Для полного освобождения и действительного равенства женщины с мужчиной ее нужно освободить от мелкого домашнего хозяйства, создав широкую сеть общественных столовых, детских садов, яслей и т. п. Тогда миллионы и миллионы женщин получат возможность активно участвовать в общественном производстве и в политической жизни.

В. И. Ленин исключительно высоко оценил роль советских женщин в гражданской войне и в борьбе за восстановление народного хозяйства страны, назвав женщин-пролетарок «великими героинями».

— Представьте себе страдания и лишения, которые они выносят, — говорил Владимир Ильич в беседе с К. Цеткин. — И они держатся, держатся потому, что хотят отстоять Советы, потому, что хотят свободы и коммунизма. Да, наши работницы великолепны, они — классовые бойцы. Они заслуживают восхищения и любви9.

Примечание:

1 В. И. Ленин. Соч., т. 41, стр. 462.

2 Н. К. Крупская. О Ленине, 1965, стр. 260.

3 В. И. Ленин. Соч., т. 41, стр. 318.

4 Там же, стр. 313. (Курсив наш. — Ред.)

5 В. И. Ленин. Соч., т. 41, стр. 33.

6 Н. К. Крупская. О Ленине. М., 1960, стр. 297.

7 В. И. Ленин. Соч., т. 45, стр. 365.

8 См. Воспоминания о В. И. Ленине, т. 3, 1969, стр. 417

9 Воспоминания о В. И. Ленине, т. 5, 1969, стр. 40

 

Идеологическая работа

В. И. Ленин неоднократно говорил, что идеологическая работа Коммунистической партии и Советского государства является важнейшим фактором в успешном решении задач строительства социализма и коммунизма. В речи на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 года он подчеркнул, что главное состоит в том, чтобы «преодолеть старые привычки, старые навыки, оставшиеся нам в наследие от старого строя», «пропитать» рабочих, крестьян и интеллигенцию «духом коммунизма, заинтересовать их тем, что делают коммунисты».

Вся идеологическая работа партии, вся пропаганда и агитация, указывал Ленин, должны быть построены «на политическом опыте хозяйственного строительства». Нельзя ограничиваться теоретическими разъяснениями того, что такое коммунизм. Нужно практически показать, как надо строить социализм и коммунизм. «Коммунизм должен стать доступным рабочим массам, как собственное дело».1 Ленин подчеркивал, что важнейшим принципом партийного руководства является неразрывное единство идеологической и организаторской работы. Каждый пропагандист и агитатор обязан быть вместе с тем организатором масс в деле государственного и хозяйственного строительства. «Поменьше политической трескотни, поменьше общих рассуждений и абстрактных лозунгов, которыми услаждаются неопытные и не понявшие своих задач коммунисты, побольше производственной пропаганды, а всего больше делового, умелого, приспособленного к уровню развития массы учета практического опыта».2

Выдвинутый Лениным план производственной пропаганды предполагал сочетание политико-просветительной работы с борьбой рабочего класса и всех трудящихся за восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства. Большую роль в этом деле, по мысли Ленина, должны сыграть газеты, брошюры и листовки, лекции и беседы по производственным вопросам, кино, популяризация достижений лучших предприятий и передовых рабочих и т. д.

В. И. Ленин настойчиво добивался широкого распространения книг и газет в народе, образцовой работы библиотек и изб-читален. Он подчеркнул роль радио как могучего орудия в политической и культурной работе партии. «Газета без бумаги и «без расстояний»» — так характеризовал он радио. Благодаря его энергичной поддержке, в 1922 году в Москве вступила в строй мощная радиостанция. Мечта Ленина сбылась — голос советской столицы услышала вся страна, услышал весь мир.

В обстановке нэпа, на почве некоторого роста капиталистических элементов и усиления мелкобуржуазной стихии, оживились враждебные идеи, усилилось влияние буржуазной идеологии. Именно в тот период сложилось «сменовеховство» (по названию сборника «Смена Вех», издававшегося в Праге белоэмигрантской интеллигенцией с июля 1921 года). Сменовеховство явилось идеологией буржуазной контрреволюции, которая, потерпев поражение в открытой вооруженной борьбе против Советской власти, сделала ставку на перерождение Советского государства и Коммунистической партии, на «мирную» реставрацию капитализма в России. Тактикой сменовеховцев было так называемое «обволакивание», врастание в советский режим, использование легальных возможностей в целях контрреволюции. Они выдвинули лозунг «эмансипации Советов», имея в виду отрыв государственных органов от Коммунистической партии. Сменовеховцы ставили задачей проникнуть в Советы, изменить их состав, проложив тем самым дорогу буржуазной демократии.

В этих условиях, наряду с пресечением деятельности контрреволюционеров, особенно важное значение приобретала борьба партии против буржуазной идеологии.

«Наша задача, — указывал Ленин, — побороть все сопротивление капиталистов, не только военное и политическое, но и идейное, самое глубокое и самое мощное».3

Владимир Ильич энергично боролся за большевистскую партийность советской печати, повседневно следил за работой издательств, редакций газет и журналов, поощрял хорошие начинания, критиковал их ошибки и упущения.

В августе 1921 года Ленин ознакомился с книгой С. Маслова «Крестьянское хозяйство», изданной Государственным издательством, и написал в Госиздат следующее письмо:

«Из просмотра видно, что — насквозь буржуазная пакостная книжонка, одурманивающая мужичка показной буржуазной «ученой» ложью.

Почти 400 страниц и ничего о советском строе и его политике — о наших законах и мерах перехода к социализму и т. д.

Либо дурак, либо злостный саботажник мог только пропустить эту книгу.

Прошу расследовать и назвать мне всех ответственных за редактирование и выпуск этой книги лиц».4

С негодованием Ленин встретил выход в свет журнала «Экономист» № 1, изданного Русско-техническим обществом. Он писал, что этот журнал «является, не знаю насколько сознательно, органом современных крепостников, прикрывающихся, конечно, мантией научности, демократизма и т. п.».5

6 мая 1922 года в газете «Сельскохозяйственная Жизнь» было напечатано несколько статей (А. Вайнштейна, Н. Огановского и др.) с критикой декрета ВЦИК и СНК «Об едином натуральном налоге на предметы сельского хозяйства на 1922 — 1923 гг.».

По этому поводу Владимир Ильич написал в Наркомзем:

«т. Осинский!

По-моему, надо сместить редактора «Сельскохозяйственной Жизни», а Вайнштейна и Огановского взять под особый надзор. Таков мой вывод после прочтения «Сельскохозяйственной Жизни» № 34 (75). Покажите это письмо строго секретно тт. Яковенко и Теодоровичу (последний сугубо виновен) и верните мне с добавлением сведений о редакторе А. Н. Моросанове (?) и двух других поподробнее. Их стаж и т. п. поподробнее. Вероятно, это правые эсеры, жертвой которых вы трое «пали».

Какие меры вы трое принимаете, чтобы это не могло повториться?»6.

И еще один пример. Ленин указал Бухарину, бывшему тогда редактором «Правды», что газета поступила неправильно, напечатав ошибочную статью председателя Пролеткульта В. Ф. Плетнева «На идеологическом фронте». «Неужели редакция «Правды», — писал Владимир Ильич, — не разъяснит автору его ошибки? Ведь это же фальсификация исторического материализма! Игра в исторический материализм!»7

Большое значение Ленин придавал репертуару кинотеатров. Он считал необходимым «картины пропагандистского и воспитательного характера... давать на проверку старым марксистам и литераторам...»8.

Примечание:

1 В. И. Ленин. Соч., т. 41, стр. 408.

2 В. И. Ленин. Соч., т. 42, стр. 330.

3 В. И. Ленин. Соч., т. 41, стр. 406. (Курсив наш. — Авт.)

4 В. И. Ленин. Соч., т. 53, стр. 104.

5 В. И. Ленин. Соч., т. 45, стр. 31.

6 В. И. Ленин. Соч., т. 54, стр. 262.

7 Там же, стр. 291.

8 В. И. Ленин. Соч., т. 44, стр. 360 — 361.

 



2018-06-29 430 Обсуждений (0)
Забота о развитии науки и техники 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Забота о развитии науки и техники

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)