Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




   Особенности младшего школьного возраста характеризуются тем, что от 7 до 11 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребёнка складывается новая для него деятельность - учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывается совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на всё его поведение. Ребёнок не просто овладевает в школе определённым кругом знаний. Он учится учиться [37].

   Школьные годы являются важнейшим периодом в жизни ребёнка. Изменяется режим дня, увеличиваются умственные и статистические нагрузки. В то же время данный период характеризуется завершением формирования всех органов и систем ребёнка, совершенством всех его функций.

   В возрасте 7-8 лет ребёнок пытается выйти за рамки детского игрового образа и участвовать во взрослой жизни, т.е. реальной, серьёзной деятельности. Поступление в школу ребёнок воспринимает как работу, как шаг к самостоятельности [33].

   В дальнейшем адаптация ребёнка в школьной жизни протекает легче, если вместе с ним в преодолении трудностей участвуют родители, педагоги, психологи.

   По мере того, как младший школьник овладевает учебной деятельностью, у него пробуждаются и формируются новые важные качества психики.

   В ходе учения постоянно требуется умение анализировать собственные действия, оценивать их: успешны ли они были, удались ли с их помощью решить поставленную задачу, достичь цели? Такое умение особо важно для младшего школьника. Оно лежит в основе формирования рефлексии, «обращенности на себя» - одного из важнейших качеств, без которых невозможно теоретическое мышление.

   Развитие произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии – всего того, что психологи называют новообразованиями младшего школьного возраста: его восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Развитие этих психических процессов проходит под знаком роста их произвольности, управляемости, осознанности [37].

   Разнообразные учебные задания требуют от школьника, чтобы он мог дать о воспринимаемом развёрнутый отчёт по определённому плану, мог ответить на вопросы. Но систематическое планомерное восприятие, служащее решению определённого вопроса, как считал П.П.Блонский, и есть наблюдение» [14]. Наблюдение – это та новая форма восприятия, которая развивается тогда, когда ребёнок включается в учёбу и в которой восприятие неразрывно связано с другими познавательными процессами – вниманием и мышлением.

   Затруднения ребёнка часто связаны с отсутствием причин в его лексиконе необходимых слов. Обогащение словарного запаса ребёнка способствует развитию его познавательной деятельности. Овладение словами, обозначающими свойства одного предмета, позволяет детям подметить те же свойства и у других предметов; так расширяется кругозор. Вот почему важно, чтобы родители помогали ребёнку пополнять его словарный запас [33].

   Особенности внимания ребёнка в этом возрасте - непроизвольность, лёгкая переключаемость, отвлечение. Это не позволяет ему на первых порах надолго сосредоточиться на одном объекте или действии. Ребенок обращает внимание лишь на то, что вызывает его непосредственный интерес; интересное мешает воспринимать главное [44].

   В возрасте от 7 до 10 лет происходят значительные сдвиги в развитии внимания. Если в первые месяцы школьной жизни детей интересуют не столько собственно учебные занятия, сколько всё, что с ними связано и что окружает их, то постепенно интересы начинают «привязываться» к тому, что изучают в школе, причем, к одному в большеё степени, а к другому в меньшей. В связи с этим ребёнок становится более внимательным при одних видах работы и отличается рассеянностью при других. Понятно, что такое непроизвольное внимание, зависящее от непосредственных интересов ребёнка, в значительной мере связано с наглядностью и конкретностью материала, его яркостью, с тем, насколько он затрагивает эмоциональную сферу [37].

   Объём внимания первоклассников ещё узок. Рассматривая картинку, первоклассники сосредотачиваются по преимуществу на 2-3 предметах. Чтобы дети обратили внимание на большое количество их, необходимо показывать картинку ещё и ещё раз.

   В младшем школьном возрасте развивается и существенно обогащается воображение детей; этому способствует учение, самостоятельное чтение, расширение отношений с товарищами и взрослыми.

   Развитие воображения происходит в тесной связи с другими познавательными процессами: восприятием и мышлением.

   Ребёнок накапливает опыт и знания, его интересы расширяются, усложняются его отношения с другими людьми – всё это обогащает воображение, позволяет ребёнку строить новые комбинации образов не случайно, а с отчётливым пониманием, насколько возможно совершение того или иного события в действительности [53].

   Развитие памяти первоклассников достигает уже довольно высокого уровня. Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события своей жизни, эмоционально насыщенные рассказы, сказки, картинки или описания. Запоминают они в основном непроизвольно. Однако с момента прихода в школу перед ребёнком возникает множество задач, требующих постановки специальной цели запомнить. В одних случаях ученик должен буквально запомнить материал (например, заучить стихотворение), а в других требуется пересказать что-то своими словами с разной степенью близости к тексту, в-третьих – воспроизвести структуру изучаемого материала. Развить память помогает заинтересованность материалом, положительное отношение к запоминаемому [44].

   Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Поэтому для развития памяти полезно формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

   В учении становится очевидной связь памяти с мышлением. Надо не просто загрузить свою память беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в любой момент можно было бы взять нужное для работы.

   Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действий (действия «в уме») и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия) [40].

   Основой развития мышления ребёнка становятся знания, которые он приобретает в школе. Именно знания делают умственные операции менее связанными с непосредственной наглядной опорой или с прямой практической деятельностью. Круг понятий, которыми владеет школьник, всё больше расширяется, включая в себя новые области [37].

   В период школьного обучения у ребёнка происходит накопление нравственного опыта ребёнка. Общественные оценки поступков, знаний и личных качеств младшего школьника уже обладают для него большой значимостью. Но вместе с тем доверчивость и открытость младших школьников по отношению к взрослому (в первую очередь – к учителю) ещё очень велика. Одно из основных противоречий формирования личности ребёнка на этом этапе как раз в том и состоит, что, с одной стороны, растёт его способность управлять собственным поведением, а с другой - он достаточно безоговорочно, с полной готовностью стремится следовать за нравственными образцами, даваемыми взрослыми. Вот почему огромна роль личного примера тех взрослых, с которыми ребёнок находится в постоянном общении [1].

   Изменение нравственной сферы связано с появлением у младшего школьника собственных взглядов и оценок – того, что образует внутренний стержень личности. Изменения происходят в самооценке младшего школьника.

   В годы пребывания ребёнка в младших классах происходят глубокие изменения его потребностей и интересов. В их характере (широта - узость), особенностях (стойкие - нестойкие) и направленности (эгоистическая - коллективистическая) можно увидеть качества личности ребёнка, в значительной мере уже сложившиеся и требующие либо укрепления, либо, увы, преодоления [57].

  Важно, чтобы развитие ребёнка происходило без психологических травм. Такие травмы могут быть вызваны испугом, переживанием обиды, несправедливости, боязнью неудачи в учебных занятиях или насмешками и недоброжелательством сверстников. Подобные травмы вызывают у детей состояние повышенной тревожности, и сказывается на их поведении и занятиях.

   Младший школьный возраст – это время, когда контакты взрослых с ребёнком, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребёнка, его забот, волнений, переживаний. О них он сам готов рассказать взрослому (если, конечно, его слушают). В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего развития маленького школьника, залог возникновения, роста и укрепления необходимых качеств и свойств личности[47].

 

 



2019-12-29 207 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)