Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогически запущенных учащихся



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Педагогически запущенных учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок




  Вопрос о совокупности факторов, обуславливающих педагогическую запущенность учащихся, по нашему мнению, является основополагающим для ее сущности. Большой диапазон форм педагогической запущенности предполагает и достаточно обширный перечень факторов, ее порождающих.

  Фактор-рычаг, способствующий проявлению той или иной формы отклонения и способный стать причиной педагогической запущенности.

В свою очередь факторы делятся на внешние (социально­ экономические, природно-климатические) и внутренние (психологические, биологические и физиологические).

   А.В. Мудрик, анализируя процесс социализации, раскрывает влияние мегафакторов, макрофакторов, мезофакторов и микрофакторов [36].

   Под мегафакторами подразумевается космос, планета, мир; под макрофакторами - страна, этнос, общество, государство; под мезофакторами ­регион, средства массовой информации, тип населения; под микрофакторами -­ семья, соседи, группы сверстников, воспитание.

 

Социальные факторы.

  Наиболее многочисленную группу факторов составляют социальные, к которым относят неблагоприятные условия окружения и воспитания. Их

условно можно разделить на две большие группы - макрофакторы (социально-экономическое устройство общество, система ценностей, норм, культура) и микрофакторы (социально-педагогические - семья, школа).                           Педагогическую запущенность провоцируют социально-экономические условия, семейно­ бытовые отношения, потребности, социально-культурное окружение, общение людей и межличностные отношения.

  Нужно заметить, что из-за плохого материального положения семей дети вынуждены подрабатывать, иногда в условиях, наносящих прямой вред здоровью, создающих угрозу для жизни.

     Рост проявлений педагогической запущенности многие исследователи связывают с широким социальным контекстом жизни и, в частности, с отчуждением духовной культуры, её тотальной недоступности для большинства молодых людей. Многих культурных ценностей подростки просто не могут увидеть. Чаще всего они увлекаются безвкусными и аморальными фильмами, рекламами. Неокрепшая психика подростков подвергается идеологической обработке, призывается к употреблению спиртных напитков, курению, насилию, отвержению устоев семьи, моральных и нравственных ценностей [29].

  Боевики, фильмы ужасов несут идеологию обесценивания гуманных отношений, а зачастую - человеческой жизни. Однако, до сих пор на уровне государства проблема цензуры на телевидении не решена. Школа не в состоянии нивелировать все то негативное, что дети приобретают, сидя у голубых экранов. Раздвоение морали ещё более обостряют проблему педагогической запущенности детей.

 

Семья.

  В определении направленности поведения педагогически запущенных учащихся семье отводится решающая роль. В зависимости от того, как складываются взаимоотношения супругов, родителей и детей, общение, какой воспитательный потенциал имеет семья, так и формируется личность ребенка, закладываются основы норм и правил нравственности, формируется мировоззрение, ценностные ориентиры, идеалы, жизненные планы, навыки совместной деятельности. Исторически семье отводилась роль хранительницы многовекового нpaвcтвeннoгo и культурного опыта, обычаев и традиций, которые передавались из поколения в поколение. Воспитание определяется как передача от одного поколения другому навыков общения, традиций, духовных ценностей, нравственных и культурных норм, что до недавнего времени осуществлялось в семье. Чтобы «врасти» в культуру, пройти процесс социализации, освоить нормы взаимодействия индивидов в обществе, ребенку необходим «проводник», каким является его семья [22].

   Различные исследования показывают (М.А.Алемаскин, А.С. Белкин, Н.А.Коваль, А.М.Печенюк, М.Рэттэр и др.), что самым распространенным источником педагогической запущенности подростков является неблагополучная семья (та семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию - воспитание полноценной личности), и описывают типичные ошибки семейного воспитания, их влияние на формирование личности ребенка [13].

  Так, А.С.Белкин считает, что дефекты воспитания являются первейшими и главнейшими показателями неблагополучия семьи, а степень неблагополучия характеризует отношение к ребенку, перевешивая показатели материального достатка, быта и др. Однако нельзя не учитывать и структурные изменения в семье, изменения их ценностных ориентаций [11].

   Есть несколько подходов классификаций неблагополучных семей, берущее за основу различные критерии.

   А.Д. Гонеев [20] и др. предлагают несколько классификаций, определяя показатели благополучия семьи:

- Структурная деформация семьи;

- Уровень общего и педагогического образования родителей;

- Отношения к общественным нормам и ценностям;

- Характер семейного общения и стиль отношений.

  Для разностороннего освещения проблем неблагополучной семьи мы взяли за основу классификацию А.Д. Гонеева:

 1.Структурная деформация семьи предполагает отсутствие одного из родителей ввиду развода или смерти. Такие семьи называют неполными. Если воспитание осуществлялось матерью и отчимом, то в половине таких семей происходит эмоциональное отвержение ребёнка. Воспитываясь в такой семье, часто без отцовской заботы, ребенок усваивает неправильную модель взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, испытывая трудности в выборе друзей, часто запущенные подростки акцентируют свое внимание на

занимая позицию отверженного. Структурная деформация семьи оказывает негативное влияние на процесс развития подростка не сама по себе, а в сочетании с другими факторами (иначе во всех таких семьях были бы неблагополучные дети, и это не так). В большинстве случаев одному из родителей приходится много работать, что усиливает дефицит внимания,

полноценного общения. У ребенка развивается обида, недоверие к окружающим, агрессивность и злоба.

2. Уровень общего образования и педагогическая компетентность родителей. Уровень образования определяет место работы, круг интересов, сферу общения семьи и ее педагогическую компетентность. Среди факторов семьи, оказывающих влияние на их поведение, благополучные подростки выделяют высокий образовательный уровень родителей, их профессиональный статус, нравственный климат в семье. А педагогически запущенные воспитываются на негативных факторах: безработные родители, конфликтность отношений, алкоголизм в семье. Многие родители, имея низкий культурный и образовательный уровень, расписываются в своем воспитательном бессилии, не могут, а иногда и не желают справляться с проблемами семейного воспитания. Вместе с тем, такие родители не являются объектом для подражания у подростков, не пользуются у них авторитетом, что негативно сказывается на формировании у подростков жизненных перспектив, снижается познавательная деятельность, формируется узость интересов, низкая эрудиция и другие моменты, связанные с интеллектуальным развитием ребенка и культурно-воспитательной среде семьи. Семьи по результатам и возможностям педагогического воздействия делятся на три группы: педагогически несостоятельные (48%), педагогически пассивные (34%), антипедагогические (180/0).

3. Отношение к общественным нормам и ценностям родителей оказывает решительное воздействие на формирование мировоззрение подростков. Взгляды родителей передаются детям в виде общего гуманистического настроя, любви к людям, уважения к людям, уважения к ним. В семье закладываются образцы и культура человеческих отношений, некий нравственный эталон, по которому сверяются действие и поступки. Негативное влияние оказывают пьянство, последние время угрожающие размеры. Пьянство родителей еще более обостряет материальное положение семьи, наносит огромный вред растущей и формирующейся личности подростка. В такой семье речь идет об «антивоспитании».

4. Характер семейного общения и стиль отношений проявляются во взаимодействии членов семьи. Эмоционально положительные отношения способствуют семейному общению, взаимопониманию. Ребенок в такой семье чувствует себя комфортно, доверяет родителям, с любой проблемой обращается, прежде всего, к ним. Конфликтные, эмоционально отрицательные дискомфорт, отношения создают у ребенка душевный провоцируют проявление педагогической запущенности. Во взаимоотношениях между родителями и детьми выделяют такие характерные ошибки: гипопротекция, гиперпротекция, эмоциональное отвержение, противоречивое воспитание. Такие взаимоотношения между родителями и детьми (А.Д. Гонеев, Э.Г. Эйдемиллер и др.) приводят к внутрисемейному конфликту, который проявляется при воздействии других факторов педагогической запущенности [20].

     Наличие в семье постоянных конфликтов ( ссор, оскорблений) закрепляется в сознании ребенка и проявляется при общении с другими. людьми. Вместе с тем, такая семейная атмосфера действует на ребенка угнетающе, разрушает психику. Авторитет и ценности семьи в их глазах падают.

   Для семей педагогически запущенных учащихся характерны такие отклонения в содержании и направленности семейного общения:

- эпизодический, ограниченный характер;

-односторонний характер (решение материально-бытовых проблем);

-отсутствие нравственных вопросов;

  -непрочность эмоциональных связей, неустойчивость, конфликтность

   Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицким [44] описан ряд ролей у родителей учащихся из негармоничных семей (при классификации семей на гармоничную, собственно негармоничную и псевдосолидарную рассматривают собственно негармоничные семьи педагогически запущенных учащихся):

1. Расширение сферы родительских чувств. Нарушение воспитания по типу гиперпротекция потворствующая или доминирующая.

2. Предпочтение детских качеств - создание роли «маленького ребенка», потворствующая гиперпротекция.

3. Проекция собственных нежелаемых качеств.

4. Неразвитость родительских чувств.

5. Предпочтение мужских или женских качеств – потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

6. Воспитательная неуверенность родителей.

7. Фобия потери ребенка [45].

    Н.Т. Молчанов выделяет такие ошибки семейного воспитания: чрезмерное внимание к детям; слепая любовь к ним; жестокое отношение к ребенку; беспечное отношение к родительским обязанностям; безответственное, аморальное поведение взрослых [22].

    Нельзя не признать влияния экономических факторов на психологический климат в семье. Родители в процессе решения материально­бытовых проблем находятся в состоянии стресса, который сказывается, прежде всего, на детях. Невнимание, холодность, агрессивность родителей могут вызывать такие виды отклонений как побеги из дома, бродяжничество. Участились случаи лишения родительских прав не только за невыполнение своих родительских обязанностей, но и за жестокое обращение с детьми.

   Вследствие длительного влияния дезорганизации, неблагополучия семьи у учащихся формируется деструктивное поведение. Деструкция проявляется в пассивности, конфликтности, некритичности, разрушении ценностных и нормативных установок и оценок, в недооценивании прошлого негативного опыта, преувеличении отрицательного влияния, идеализации будущего.

   Таким образом, следует отметить, что семья играет основную роль в формировании личности ребенка, становлении его характера, при обретении

навыков общения.

 

Школа.

   Важное место в жизни ребенка занимает школа, где он проводит много времени, постигая азы наук, человеческого общения, умения жить в коллективе. Учебная деятельность является ведущей на протяжение десять школьных лет. Однако у педагогически запущенных учащихся наблюдаете систематическое отставание от темпов усвоения школьной программы неуспеваемость, что может быть обусловлено не только педагогической запущенностью, но и нарушением умственной деятельности.

   В данном случае школьная неуспеваемость может выступать как фактор, провоцирующий педагогическую запущенность, Т.к. учащийся, не находя возможности реализовать себя в учебной деятельности, начинает искать пути самоутверждения в дурных поступках [9].

  Исследования ученых показывают, что педагогически запущенные учащиеся часто занимают изолированное положение в организованном классном коллективе, равнодушно или агрессивно настроены по отношению к учителям [25]. Среди причин конфликтных отношений учителя и ученика, выражающихся в пропусках занятий, систематической неподготовленности к урокам, низкой познавательной активности можно выделить:

-причины внутреннего плана самого ученика, недостаток запаса знаний, несформированность умений, неверие в своисилы, психологический дискомфорт в отношениях;

-недостатки дидактики и методики, личностные особенности учителя, отсутствие индивидуального подхода, неверие в результат своей работы, грубость, бестактность.

      В школе распространены случаи агрессивного отношения к учащемуся не только со стороны сверстников, но и отдельных педагогов. Происходит отвержение педагогически запущенного учащегося со всех сторон. Он, находясь в роли аутсайдера, вынужден искать возможность для общения в неформальных группах.

  Таким образом, среди школьных факторов, влияющих на преодоление педагогической запущенности можно выделить систему учебно-­ воспитательной работы в школе, личностно-ориентированный подход педагогов, уровень сформированности и психологический климат классного коллектива, способных стимулировать гармоническое развитие личности [25].

 



2019-12-29 211 Обсуждений (0)
Педагогически запущенных учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогически запущенных учащихся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)