Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация и методы экспериментального исследования  особенностей коррекционной работы с педагогически запущенными младшими школьниками



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Организация и методы экспериментального исследования  особенностей коррекционной работы с педагогически запущенными младшими школьниками 0.00 из 5.00 0 оценок




   Основной целью исследования является выявление особенностей коррекционно – профилактической работы школьного психолога с педагогически запущенными младшими школьниками. Кроме того, в связи с отсутствием разработанного диагностического материала, удовлетворяющего экспериментальным требованиям, перед нами определилась задача подбора комплекса диагностических средств. Нами были выбраны следующие методики: социометрия Дж. Морено для выявления «непринятых» детей в детский коллектив (Приложение 1), комплексная экспресс – диагностика социально – педагогической запущенности детей под редакцией Р.В.Овчаровой для выявления статуса ребёнка (Приложение 2), тест «Какой я в общении?» под редакцией А.С.Прутченкова (Приложение 3), анкета для определения школьной мотивации Н.Г.Лускановой (Приложение 4), проективный тест «Рисунок семьи» В.К.Лосевой (Приложение 5), определение степени самооценки Р.В.Овчаровой (Приложение 6).

   В связи с актуальностью проблемы педагогической запущенности младших школьников, причинами и факторами её обуславливающими, интерес к изучению данного вопроса среди отечественных психологов резко возрос. Тем не менее, многие аспекты данной темы до сих пор не получили своего обоснования. В современной литературе представлено крайне мало работ по психологическому анализу коррекционной работы с педагогически запущенными младшими школьниками.

   Теоретический анализ проблемы педагогической запущенности младших школьников, причин и факторов, обусловливающих запущенность, позволил выдвинуть гипотезу экспериментального исследования. Гипотеза исследования состоит в следующем, что если своевременно выявить причины и факторы, обуславливающие педагогическую запущенность младших школьников, и провести коррекционно – профилактическую работу, то количество педагогически запущенных детей изменится.

   Базу исследования составили учащиеся 2б класса МОУ г.Горно – Алтайска: школа № 5. Организация исследования осуществлялась следующим образом:

   На первом этапе (сентябрь – ноябрь 2006г.) проводилось теоретическое изучение литературных источников по проблеме, проводился сравнительный анализ проблемы в России и за рубежом.

   На втором этапе (декабрь 2006 – январь 2007г.) формировался банк диагностических методик и психологического инструментария, проводился подбор методик, проводился анализ полученных данных.

   На третьем этапе (февраль – май 2007г.) проводилась коррекционно – развивающая программа с педагогически запущенными младшими школьниками, разрабатывались практические рекомендации по профилактике педагогической запущенности младших школьников.

   В работе нами были использованы основные формы экспериментального исследования: тестирование, анкетирование, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, интерпритационно- описательные методы – количественный и качественный анализ полученных данных.

   Таким образом, экспериментальное исследование включает в себя:

1. Подбор методик для исследования причин и факторов, обуславливающих педагогическую запущенность младших школьников.

2.Социально—психологическое исследование особенностей распространения педагогической запущенности в различных общественных средах (семья, школа и т. д.).

3. Констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей эмоционально-личностного развития педагогически запущенных учащихся и влияния ряда факторов, обуславливающих педагогическую запущенность.

4. Формирующий эксперимент, направленный на проведение коррекционной работы и разработку рекомендаций по профилактике педагогической запущенности у младших школьников.

При организации экспериментального исследования первым этапом выступает подбор  психодиагностических методик.

Целью психодиагностической деятельности является постановка психологического диагноза, то есть оценка наличного психологического состояния испытуемого.

При подборе психодиагностических методик и, особенно при их применении необходимо помнить о профессионально-этических аспектах психодиагностики, которые мы представим и рассмотрим в виде следующих принципов:

Принцип соблюдения тайны предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях  младшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять.

Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергался психодиагностике.

Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и ни как не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.

   Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым  последствиям.

Описанные выше принципы лежат в основе исследовательской и диагностической деятельности, как при выборе методик, так и при их применении.

Среди основных требований, которым должны отвечать применяемые диагностические методики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Рассмотрим каждое из этих требований в отдельности [35].

   Характеристика валидности методики включает в себя не только сведения о том, данная методика на самом деле измеряет, но также информацию об условиях, о сфере ее применения.

Важно знать критерии валидности. Это основные признаки, по которым можно практически судить о том, является или не является данная методика валидной. Такими критериями могут стать следующие:

1. Поведенческие показатели реакции, действия и поступки испытуемого в различных жизненных ситуациях.

2. достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и других.

3. данные, свидетельствующие о выполнении различных контрольных проб и заданий.

4. данные, получаемые при помощи других методик, валидность или связь которых с проверяемой методикой считается достоверно установленной.

   Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей [50].

   Результаты психологического тестирования зависят от множества трудно контролируемых факторов: качества измерительного инструмента, постоянства релевантных характеристик ситуации психологического тестирования, правильности понимания инструкции испытуемым, поведения экспериментатора, актуального психологического состояния испытуемого. Изменение любого из этих факторов в ходе психодиагностического обследования обычно ведет к снижению степени надежности измерений. Поскольку держать все эти факторы в постоянстве всегда практически невозможно, то рассчитывать на высокую надежность любой психодиагностической методики не приходится. Из всех этих факторов наиболее важным является надежность самой методики, так как все остальные вносят гораздо меньший вклад в постоянство получаемых результатов.

   Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.

   Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

   Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества.

   Кроме применяемой методики, на результаты психодиагностики влияют ситуация, ее понимание испытуемым, получаемая им инструкция, а также личность и поведение самого экспериментатора во время тестирования. Высокотревожный человек, вероятно, всегда и всюду будет испытывать повышенное беспокойство, видеть угрозу для своей личности, следовательно, воспринимать любую ситуацию как потенциально несущую в себе опасность для его личности. Низкотревожный индивид, напротив, даже в реально угрожающей его Я ситуации будет вести себя относительно спокойно [54].

   Поведение испытуемых и результаты, которые они показывают, зависят и от того, как они понимают инструкцию. Поэтому к доступности и точности формулировок инструкции в психодиагностике предъявляются особые требования. Инструкция должна быть достаточно простой и понятной, не содержать в себе неоднозначно трактуемых слов и выражений. Лучше всего, если инструкция будет предложена испытуемым в письменном виде, так как устная инструкция разными людьми произносится с различными паралингвистическими компонентами: жестами, мимикой, пантомимикой, интонациями, темпом, паузами и т.п. Кроме того, устная инструкция довольно быстро забывается испытуемыми и, следовательно, возможны непроизвольные отклонения от нее.

   Иногда на результаты исследования влияют личность и поведение экспериментатора. Замечено, например, что если экспериментатор лично симпатичен испытуемым, если его поведение свидетельствует об уважении и добром отношении к испытуемым, то они в свою очередь невольно будут стараться подыграть ему и показать такие результаты, которые должны доставить экспериментатору удовольствие. Напротив, если он вызывает антипатию у испытуемых, демонстрирует недоброе и неуважительное к ним отношение, то они, как правило, отвечают ему тем же: стараются дать такие результаты, которые, по их мнению, не понравятся экспериментатору.

Основная рекомендация, которая касается поведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение — ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым [21].

Кроме основных, есть и ряд дополнительных требований, предъявляемых к выбору психодиагностических методик.

   Во-первых, избираемая методика должна быть наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкой из тех, которые позволяют получить требуемый результат. В этой связи простая опросная методика может быть предпочтительнее сложного теста.

   Во-вторых, избираемая методика должна быть понятной и доступной не только для психолога, но и для испытуемого, требующей минимума физических и психологических усилий на проведение психодиагностики.

   В-третьих, инструкция к методике должна быть простой, короткой и достаточно понятной без дополнительных разъяснений. Инструкция должна настраивать испытуемого на добросовестную доверительную работу, исключающую возникновение у него побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты, сделать их сомнительными. В ней, например, не должно слов, настраивающих испытуемого на определенные ответы или намекающих па ту или иную оценку этих ответов.

   В-четвертых, обстановка и другие условия проведения психодиагностики не должны содержать в себе посторонних раздражителей, отвлекающих внимание испытуемого от дела, изменяющих его отношение к психодиагностике и превращающих его из нейтрального и объективного в пристрастное и субъективное. Не допускается, как правило, чтобы во время проведения психодиагностики присутствовал еще кто-либо кроме психодиагноста и испытуемого, звучала музыка, слышались посторонние голоса и т.п [26].

   Нами были выбраны следующие методики:

   1. социометрия Морено (Приложение 1).

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

 Ход выполнения: эксперимент может протекать в двух формах: путём выбора товарища по парте и «выбора в действии». Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нём фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определённым (3-5 учащихся). В нашем случае 3 человека. Желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2), в третью (3) очередь). Нами был предложен вопрос: «Кого из своих одноклассников ты бы взял в путешествие? в первую (1), во вторую (2), в третью (3) очередь ».

Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку – номера, под которыми значится фамилия школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1,2 или 3). Затем вычерчивается социограмма. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которых помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звёзды» - лидеры класса), во второй круг – «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий круг – «принятых» (число выборов меньше среднего), в четвёртый – «непринятых» (не получившие ни одного выбора). 

   2. Комплексная экспресс – диагностика социально – педагогической запущенности детей под редакцией Р.В.Овчаровой для выявления статуса ребёнка (Приложение 2).

Ее целью является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей — определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка.

Содержательными критериями диагностики в рассматриваемом случае должны стать:

а) отсутствие патологии развития;

б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация развития;

в) неадекватная, несоответствующая возрастным требованиям и индивидуальным возможностям активность ребенка как субъекта общения и деятельности;

г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания;

д) общая средовая адаптация;

е) педагогическая трудность ребенка.

   Названные критерии выведены из сущностных характеристик социально-педагогической запущенности в детском возрасте и экспериментально подтвержденных имманентно присущими ей признаками и проявлениями.

Методическими критериями комплексной диагностики запущенности в детском возрасте могут служить: объективность, предупреждение предвзятости; выявление доминирующих тенденций, изучение явлений, состояний и процессов в развитии; диагностика целостной индивидуальности, единство изучения ребенка и социальной среды, необходимость, достаточность и взаимодополняемость используемых методов; единство диагностических и прогностических функций; валидность, надежность и корректность; сотрудничество с ребенком, его изучение в процессе деятельности и общения.

   Диагностически значимыми признаками социально-педагогической запущенности являются:

1) нарушение образа «Я», выраженное в неадекватной самооценке и уровне притязаний;

2) низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отвержении родителями и обструкции педагогов;

З) трудности и неуспешность в учебной деятельности, связанные с дисгармониями развития социально-педагогического генеза;

4) неадекватное поведение в социальных ситуациях;

5) гиперсоциализированность и авторитарность педагогов и родителей.

   В основе метода лежат независимые характеристики ребенка педагогом и психологом. Метод определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений.

   Этот метод используется одновременно с наблюдением за детьми, которое параллельно ведут педагоги, психологи. При этом изучаются продукты деятельности ребенка, «история его поведения» (беседы с родителями), медицинская карта.

   Преимуществом метода являются нетрудоемкость, возможность на начальном этапе «отграничить» запущенность от сходных с ней состояний.

Инструкция. Внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если указанное утверждение подходит к характеристике вашего умения, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет ребенку преодолеть имеющиеся трудности.

Полученные сведения о ребенке обобщаются.

   Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10—25%, при выраженной степени — 25—50%, при высокой — 50% и более. При легкой степени запущенности совпадения суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений [43].

3. Тест «Какой я в общении?» под редакцией А.С.Прутченкова (Приложение 3).

Цель: получить информацию об уровне коммуникабельности, общительности.

Инструкция: внимательно прочитайте тест и ответьте на него с предельной искренностью и откровенностью. Тестирование помогает настроить учащихся на изучение своих особенностей, проявляющихся в процессе общения, более глубокое самораскрытие и изучение самого себя [6].

4. Анкета для определения школьной мотивации Н.Г.Лускановой (Приложение 4).

Тест даёт возможность определить уровень школьной мотивации детей. Наличие у ребёнка стремления выполнять все предъявленные школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность. При низком уровне мотивации наблюдается снижение успеваемости.

Инструкция: детям зачитываются вопросы, которые описывают их отношение к школе. Предлагается три варианта ответа. Выбирается тот ответ, который подходит ребёнку.

   5. Проективный тест «Рисунок семьи» В.К.Лосевой (Приложение 5).

Тест помогает выявить семейные взаимоотношения, семейную атмосферу.

Инструкция: детям предлагают нарисовать рисунок своей семьи. Тест интерпретируется по разным показателям.

   6. Определение степени самооценки Р.В.Овчаровой (Приложение 6).

 Цель: определение уровня самооценки.

Инструкция: даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Дети выделяют те, которым отдают предпочтение.

   Таким образом, подобранный комплекс методик позволяет выявить причины педагогической запущенности младших школьников и разработать коррекционно – развивающую программу для работы школьных психологов и педагогов с педагогически запущенными младшими школьниками.

 



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Организация и методы экспериментального исследования  особенностей коррекционной работы с педагогически запущенными младшими школьниками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация и методы экспериментального исследования  особенностей коррекционной работы с педагогически запущенными младшими школьниками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)