Анализ данных и интерпретация результатов экспериментального исследования
Целью нашего исследования является выявление особенностей коррекционно – профилактической работы школьного психолога с педагогически запущенными младшими школьниками. Задачи исследования сформулированы следующим образом: 1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы педагогически запущенных младших школьников в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. 2. Экспериментально исследовать особенности коррекционной работы школьного психолога с педагогически запущенными младшими школьниками. 3. Разработать рекомендации для коррекционной работы школьного психолога с педагогически запущенными младшими школьниками. В соответствии с целью эксперимента и намеченными задачами мы выдвинули следующую гипотезу: если своевременно выявить причины и факторы, обуславливающие педагогическую запущенность младших школьников, и провести коррекционно – профилактическую работу, то количество педагогически запущенных детей изменится. На первом этапе исследования (сентябрь – ноябрь 2006г.) проводилось теоретическое изучение литературных источников по проблеме, проводился сравнительный анализ проблемы в России и за рубежом. На втором этапе (декабрь 2006 – январь 2007г.) формировался банк диагностических методик и психологического инструментария, проводился подбор методик, проводился анализ полученных данных. На третьем этапе (февраль – май 2007г.) проводилась коррекционно – развивающая программа с педагогически запущенными младшими школьниками, разрабатывались практические рекомендации по профилактике педагогической запущенности младших школьников. В работе нами были использованы основные формы экспериментального исследования: тестирование, анкетирование, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, интерпритационно- описательные методы – количественный и качественный анализ полученных данных. В исследовании приняли участие учащиеся 2б класса МОУ г.Горно – Алтайска: школа № 5 в количестве 23 человек. Из них 12 мальчиков, 11 девочек. Средний возраст респондентов составил 8 – 9 лет. Для диагностического исследования нами была использована социометрия Морено. Выбор методики обусловлен выявлением «непринятых» детей в детский коллектив. С этой группой «непринятых» детей и планируется вся дальнейшая коррекционно – профилактическая работа. В целях неразглашения результатов имена и фамилии детей не указываются, каждый ребёнок будет под определённым порядковым номером. В данном эксперименте участие принимали23 человека: из низ 12 мальчиков и 11 девочек. Матрица выбора представлена в виде таблицы 1 (см. приложение 7). Результаты оформлены в виде диаграммы 1.
Диаграмма 1 Результаты социометрического опроса младших школьников Дж. Морено
По данным результатов мы выявили, что «лидеров» в классе 2 человека (№ 21; 14), что составляет 9% от общего количества детей. «Предпочитаемыми» являются 5 человек (№ 2;5;6;13;16) – это 22% от общего количества учащихся класса. «Принятыми» явились 11 человек (1;3;4;7;10;12;15;18;19;20;22) – 47% от общего количества. «Непринятыми» оказалось 22%, в количестве 5 человек (8;9;11;17;23). Эти дети в количестве 5 человек и стали испытуемыми, с ними проводилась вся коррекционно- профилактическая работа. Для того чтобы выявить причины, по которым учащиеся оказались «непринятыми» в классный коллектив, необходимо провести ряд подобранных методов исследования, а именно: комплексная экспресс – диагностика социально – педагогической запущенности детей под редакцией Р.В.Овчаровой для выявления статуса ребёнка; тест «Какой я в общении?» под редакцией А.С.Прутченкова; анкета для определения школьной мотивации Н.Г.Лускановой; проективный тест «Рисунок семьи» В.К.Лосевой; определение степени самооценки Р.В.Овчаровой. Комплексная экспресс – диагностика социально – педагогической запущенности детей под редакцией Р.В.Овчаровой — это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка: выявление положительных сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач — гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса. Ее целью является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей — определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка. В исследовании принимали участие 5 учащихся: из них 4 мальчика и 1 девочка. С помощью классного руководителя, школьного психолога, социального педагога была заполнена таблица, в которой отражены независимые характеристики, которые определяют наличие или отсутствие состояния, выявляют картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений. Результаты данной экспресс – диагностики отражены в диаграмме 2.
Диаграмма 2 Результаты комплексной экспресс – диагностики социально-педагогической запущенности Р.В.Овчаровой
По результатам диагностики выявилось следующее: выраженная степень запущенности у 2 учащихся, что составляет 40% (№8;9). Лёгкая степень запущенности у 1 человека, это составляет 20% (№ 17). У 2 учащихся (№ 11;23) – это 40% степень запущенности не выражена. Эти дети, у которых степень запущенности не выражена также будут принимать дальнейшее участие в исследовании, для того, чтобы выяснить причины, по которым они оказались в числе «непринятых». Для определения отношения к школе, школьным предметам, желания учиться и получать новые знания нами была выбрана анкета для определения школьной мотивации под редакцией Н.Г.Лускановой. Результаты отражены в диаграмме 3.
Диаграмма 3 Результаты определения школьной мотивации Н.Г.Лускановой
По итогам анкеты можно сказать, что у 60%учащихся – это 3 человека (№ 8;9;17) низкая школьная мотивация. У этих учащихся нет желания посещать школу, получать новые знания, узнавать что – то новое и интересное, школу посещают потому что требуют родители. 40% испытуемых, в составе 2 человек (№ 11;23) имеют хорошую школьную мотивацию.
Диаграмма 4 Результаты определения уровня самооценки Р.В.Овчаровой
Определение уровня самооценки под редакцией Р.В.Овчаровой показало, что у всех учащихся заниженный уровень. 60% учащихся (№8;9;23) имеют низкий уровень самооценки, 20% (№ 17) – уровень ниже среднего, 20% (№ 11) – средний уровень самооценки. Дети не могут оценить себя на высший балл, что и мешает наладить контакт с одноклассниками. Результаты отражены в виде диаграммы 4. Большое влияние на личность ребёнка, его взаимодействие с окружающими, успехи в учебной деятельности оказывают семейные взаимоотношения. Проективный тест «Рисунок семьи» В.К.Лосевой позволил выявить атмосферу в семьях учащихся. Итоги теста отражены в диаграмме 5.
Диаграмма 5 Результаты проективного теста «Рисунок семьи» В.К.Лосевой
По результатам теста 40% испытуемых (№ 8;9) имеют неблагоприятные семейные взаимоотношения. Эти дети имеют проблемы в самовыражении относительно близких людей, им не хватает поддержки, тепла, в семье существует психологическая дистанция между ребёнком и членами семьи. 60% детей (№ 11;17;23) имеют благоприятные семейные отношения, это определилось по интерпретации рисунка. Большую роль в процессе обучения играет общение, умение общаться. Если этого нет, то возможность избежать изолированности мало вероятна. Тест «Какой я в общении?» А.С.Прутченкова позволил нам выявить уровень общительности детей. Результаты отражены в диаграмме 6.
Диаграмма 6 Результаты теста «Какой я в общении?» А.С.Прутченкова
Абсолютно все испытуемые имеют проблемы в общении.80% детей (№ 8;9;11;17) замкнуты в себе, имеют барьер при общении. 20% (№ 23) – в меру общительный, но испытывает большие трудности при общении. Именно проблемы в общении могут стать основной причиной непринятия детей в детский коллектив. В сводной таблице – диаграмма 7, отражены проблемы, которые имеются у испытуемых. Диаграмма 7 Сводная таблица по проводимым методикам
У 2 учащихся (№11;23) степень запущенности не выражена, у них выявлены проблемы в заниженной самооценке, замкнутости в процессе общения. Возможно по этим причинам дети являются «непринятыми» в классный коллектив. У одного ребёнка (№ 17) лёгкая степень запущенности, имеются трудности в общении, самооценка занижена, низкая школьная мотивация. У 2 детей (№ 8;9) – выраженная степень запущенности, так же они имеют заниженный уровень самооценки, неблагоприятные семейные взаимоотношения, трудности в общении, имеют негативное отношение к школе. Для решения проблем, которые имеются у данных испытуемых разработана коррекционно – развивающая программа для работы школьного психолога с педагогически запущенными младшими школьниками (см. приложение 8). Цель коррекционно – развивающей программы: раннеевыявление признаков и проявлений педагогической запущенности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции, прогнозирование дальнейшего развития ребёнка. Задачи коррекционно – развивающей программы: 1. Формирование образа «Я». 2. Снижение эмоциональной напряжённости, тревожности. 3. Повышение уверенности в себе. 4. Формирование адекватной самооценки. 5. Помощь ребёнку в преодолении негативных переживаний. После коррекционно – развивающей программы проводилась повторная диагностика, использовались те же методики, что и при первичной диагностики, для выявления эффективности программы и разработки рекомендаций для работы с педагогически запущенными младшими школьниками. Комплексная экспресс – диагностика социально – педагогической запущенности детей под редакцией Р.В.Овчаровой. В исследовании принимали участие 5 учащихся: из них 4 мальчика и 1 девочка. Результаты данной экспресс – диагностики отражены в диаграмме 8.
Диаграмма 8 Результаты повторной комплексной экспресс – диагностики педагогически-запущенных детей Р.В.Овчаровой
По результатам диагностики выявилось следующее: выраженная степень запущенности у 1 учащегося, что составляет 20% (№8). Лёгкая степень запущенности у 2 человек, это составляет 40% (№ 9;17). У 2 учащихся (№ 11;23) – это 40% степень запущенности не выражена. По результату видно, что у 1 ребёнка (№ 9) выраженная степень запущенности приобрела лёгкую степень. И только у 1 ребёнка (№ 8) степень запущенности не изменилась. Анкета для определения школьной мотивации под редакцией Н.Г.Лускановой. По итогам анкеты можно сказать, что произошли изменения – диаграмма 9.
Диаграмма 9 Результаты повторного определения школьной мотивации Н.Г.Лускановой
Если первоначально у 60%учащихся – это 3 человека (№ 8;9;17) была низкая школьная мотивация, то после проведённых занятий стало 40% учащихся (№ 8;9) с низкой мотивацией. Хорошая школьная мотивация повысилась на 20%, т.е стало 60% учащихся (№ 11;17;23). Определение уровня самооценки под редакцией Р.В.Овчаровой показало, что значительных изменений не произошло. Лишь у 40% учащихся (№ 11;23) уровень самооценки достиг среднего. 60% учащихся (№8;9;17) имеют уровень самооценки ниже среднего. Результаты отражены в виде диаграммы 10.
Диаграмма 10 Результаты повторного определения уровня самооценки Р.В.Овчаровой
Проективный тест «Рисунок семьи» В.К.Лосевой позволил выявить атмосферу в семьях учащихся. Итоги теста отражены в диаграмме 11.
Диаграмма 11 Результаты повторного проективного теста «Рисунок семьи» В.К.Лосевой
Уровень неблагоприятных семейных взаимоотношений снизился на 20%. 20% детей (№ 8) имеют проблемы в самовыражении относительно близких людей, им не хватает поддержки, тепла, в семье существует психологическая дистанция между ребёнком и членами семьи. 80% детей (№ 9;11;17;23) имеют благоприятные семейные отношения, это определилось по интерпретации рисунка. Тест «Какой я в общении?» А.С.Прутченкова позволил нам выявить уровень общительности детей. Результаты отражены в диаграмме 12.
Диаграмма 12 Результаты повторного теста «Какой я в общении?» А.С.Прутченкова
Изменения произошли незначительные, трудности в общении остались и над этим стоит поработать. Проблемы в общении имеют 60% детей (№ 8;9;11) замкнуты в себе, имеют барьер при общении. 40% (№ 17; 23) – в меру общительный, но испытывает большие трудности при общении. В сводной таблице – диаграмма 13, отражены изменения, которые произошли после проведения коррекционно – профилактической программы.
Диаграмма 13 Сводная таблица по повторно проводимым методикам
У 2 учащихся (№11;23) степень запущенности не выражена, как и при первоначальном исследовании. У двух детей (№ 9;17) лёгкая степень запущенности. У одного ребёнка (№ 8) – выраженная степень запущенности, хотя первоначально таких детей было двое. Также нами повторна была проведена социометрия Морено, чтобы наглядно увидеть изменения. Матрица выбора представлена в виде таблицы 2 (см. приложение 9). Результаты оформлены в виде диаграммы 14. По данным результатов мы выявили, что «лидеров» в классе так же остались 2 человека (№ 21; 14), что составляет 9% от общего количества детей. «Предпочитаемыми» являются 9 человек (№ 1;2;4;5;6;13;15;16;20) – это 39% от общего количества учащихся класса, хотя первоначально составляло 22%. «Принятыми» явились 9 человек (3;7;10;11;12;18;19;22;23) – 39% от общего количества, при первичном исследовании было 54% - это является хорошим показателем. «Непринятыми» стало 13%, в количестве 3 человек (8;9;17), надо отметить, что процент «непринятых» изменился, что указывает на хороший результат, так как первоначально «непринятые» составляли 22% от общего числа детей. Изменения произошли, но проблемы не решились полностью, для их искоренения необходимо продолжать коррекционную работу.
Диаграмма 14 Результаты повторного социометрического опроса Дж.Морено
По итогам работы можно сделать вывод: произошли небольшие изменения в решаемых проблемах испытуемых, но и это позволяет судить о том, что коррекционо – профилактическую программу уместно использовать школьному психологу при работе с педагогически запущенными младшими школьниками. В заключении коррекционно – развивающей работы представлены несколько рекомендаций по профилактике педагогической запущенности: 1. Очень полезным для работы школьного психолога может стать фиксация на бумаге, то есть формализация тех сторон школьной жизни, вокруг которых наиболее часто возникают конфликты (например, правил поведения, требований к ученикам и родителям и т.д.). Следующей после описания станет задача информирования. Родители должны знать требования школы, принципы воспитания; ученики должны знать правила поведения. 2. Дети могут критиковать школу и учителей по разным причинам. Для «открытой» критики можно предложить следующее: все ученики школы имеют возможность написать свои предложения и замечания. Всё написанное необходимо рассмотреть. Такой подход поможет совершенствовать деятельность школы, раскрыть причины возникновения низкой школьной мотивации. 3. Очень важно вовлечь педагогически запущенных детей в ученический комитет, доверить им выполнение какого – либо интересного, полезного дела. 4. Педагогически запущенных школьников можно привлекать к занятию спортом, чтобы дети могли почувствовать себя увереннее, сильнее. Также можно их привлечь к посещению различных кружков. 5. Недостаточно развитая позитивная Я-концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, особенности стереотипов поведения, принятых в семье, ближайшем окружении, неуверенности в себе делают педагогически запущенных детей беспомощными. Для того, чтобы педагогически запущенный ребёнок легче адаптировался и преодолевал трудности в общении в коллективе, ему необходимо либо сохранить, либо развить, либо сформировать позитивное представление о себе. Поэтому мы рекомендуем проводить работу над повышением самооценки педагогически запущенных учащихся. 6. Одним из главных направлений в профилактике педагогической запущенности является работа с семьёй. Начинать работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к своему ребёнку. Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помощь родителям в преодолении проблем ребёнка. 7. Трудности при обучении у педагогически запущенных детей неизбежны. Они оказывают негативное влияние на представление таких детей о себе, на уровне их самооценки. Поэтому необходимо работать над развитием познавательных способностей. Мы рекомендуем развитие познавательных через различные формы ручной деятельности: рисование, лепка и другие. Можно предложить конструктор, счётные палочки. 8. Рекомендуем хвалить ребёнка, если он этого заслужил, если есть успехи в выполнении какого-либо задания. 9. В игре ребёнок может раскрыть свои способности, поэтому рекомендуем вовлекать детей в различные игры, мероприятия. Можно предложить ребёнку роль ведущего на празднике.
Заключение Период начального школьного обучения – важнейший период в психосоциальном развитии человека. В этот ответственный период становления личности складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Нельзя допускать, чтобы в столь важный момент, дети столкнулись с проблемами педагогической запущенности и приобретённая запущенность вследствие этого оказала своё негативное влияние на всю последующую жизнь. Педагогически запущенные – это те дети, которым не хватает заботы, внимания. В отношении педагогически запущенных детей игнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании, дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их личности. Это школьники, выпавшие из нормального обучения, дети, у которых не сложились правильные отношения с педагогами, родителями, которые не нашли места в коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нём. На эту группу детей необходимо вовремя обратить внимание и принять своевременные меры к коррекции их личности. К сожалению, большинство таких детей остаётся в стороне, они обучаются, испытывая трудности в обучении. Эти проблемы обусловили выбор данного исследования и его темы «Особенности коррекционной работы школьного психолога с педагогически запущенными младшими школьниками». Большая роль отводится школьному психологу, поскольку необходимо предотвратить педагогическую запущенность на ранних этапах, так как она может перейти в социально-педагогическую. Изучая различные источники литературы при работе над темой «Особенности коррекционной работы школьного психолога с педагогически запущенными младшими школьниками», мы установили, что понимание, поддержка и сочувствие со стороны педагогов, психологов, классных руководителей, снятие напряженности, использование воспитательно-образовательного процесса, развитие культурных возможностей детей – это все является основными средствами психолого – педагогической коррекции развития, эмоциональной нестабильности. Доверительное отношение к ребенку, помощь в разрешении конфликтных ситуациях, дружеское общение с одноклассниками помогают преодолевать тревожность педагогически запущенных учащихся. При работе с педагогически запущенными учащимися психологу необходимо использовать коррекционные методы: поэтапное формирование умственных действий, помощь в учебной деятельности, наглядные и опорные схемы в обучении. Для заинтересованности детей в учебной деятельности необходимо применять новые методы и формы работы, использовать жизненные ситуации, занимательный материал. В первой главе нашей работы представлен анализ понятия «педагогическая запущенность». Дана психологическая характеристика детей младшего школьного возраста. Описан психологический портрет педагогически запущенного ребёнка. Вскрыты причины и факторы, обуславливающие проявления педагогической запущенности. Во второй главе дано описание организации и методов экспериментального исследования, представлен анализ данных, полученных в ходе эксперимента, и интерпретация результатов, а также представлена коррекционно-развивающая программа для работы с педагогически запущенными младшими школьниками и практические рекомендации по профилактике педагогической запущенности у младших школьников. Данные рекомендации предложены с учётом теоретического и экспериментального изучения проблемы по теме исследования. Они предназначены для оказания помощи в общении с данной категорией детей, в организации деятельности психологов, родителей, педагогов. При исследовании использовались такие методы, как наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты, количественный и качественный анализ экспериментальных данных. В исследовании принимали участие учащиеся 2б класса МОУ г. Горно-Алтайска, школы № 5. Количество детей – 23 человека: 12 мальчиков и 11 девочек. Средний возраст респондентов 8-9 лет. В ходе констатирующего эксперимента с помощью социометрии Дж. Морено мы выявили «непринятых» детей класса. С этими учащимися проводилась диагностика, которая позволила выявить причины, обуславливающие педагогическую запущенность. На основе данных проблем нами была разработана коррекционно-развивающая программа для работы с педагогически запущенными младшими школьниками с целью раннеговыявления признаков и проявлений педагогической запущенности, выявления путей и способов их профилактики и коррекции, прогнозирования дальнейшего развития ребёнка. В ходе формирующего эксперимента была проведена эта коррекционно-развивающая программа. Затем для выявления эффективности данной программы и для сравнения результатов проводилась повторная диагностика. После проведения коррекционно – профилактической работы мы вывели некоторые правила, которые могли бы помочь при преодолении педагогической запущенности: - разнообразить культурно-досуговую деятельность детей; - поддерживать связь с семьей; - устанавливать доверительные отношения с ребенком; - контролировать учебную деятельность ребенка, поощрять за хорошие результаты. На наш взгляд, педагогически запущенные учащиеся требуют большой и тщательной работы с ними, много времени и сил, настойчивости и терпения. Если воспитательную работу с данной категорией детей вести целенаправленно и планомерно, то в работе будут положительные результаты. Важным моментом в организации работы с педагогически запущенными учащимися - вовлечь семью ребенка. И кроме этого, необходимо знать причины неуспеваемости младших школьников, их индивидуальные особенности, а также знать, как правильно организовать свою работу, чтобы были высокие результаты. После проведённой коррекционной работы и сравнения результатов можно сделать вывод: наше предположение о том, что если своевременно выявить причины и факторы, обуславливающие педагогическую запущенность младших школьников, и провести коррекционно-профилактическую работу, то количество педагогически запущенных детей изменится, подтвердилось. Список используемой литературы: 1. Абрамов, Г. С. Возрастная психология: [Текст] / Г. С. Абрамов // Учебн. пособие для студентов вузов.- М. : Академический Проект, 2003. -704с. 2. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: [Текст] / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с. 3. Алексеева, Л. С. Зависимости отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи. [Текст] / Л. С. Алексеева // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. - М. : НИИОП, 1980. – 150 с. 4. Алемаскин, М. А. Воспитательная работа с подростками. [Текст] / М. А. Алемаксин. - М. : Просвещение, 1979. - 47 с. 5. Бабанский, Ю. К. Победоносцев Комплексный подход к воспитанию школьников. [Текст] / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. - М. : Просвещение, 1980. – 158 с. 6. Бабанский, Ю. К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников [Текст] / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. - 1980. - № 23 - С. 99-106 7. Баженов, В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. [Текст] / В. Г. Баженов. - Киев, 1986. – 243 с. 8. Байбородова, Л. В. Рожков Воспитательный процесс в современной школе: [Текст] / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков // Учебн. пособие. - Ярославль, 1997. – 374 с. 9. Байярд, Т. Д. Байярд. Ваш беспокойный подросток. [Текст] / Т. Байярд, Д. Байярд. - М. : Просвещение, 1991. – 146 с. 10. Беззубова, Е. Б. Типология школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. [Текст] / Е. Б. Беззубова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 1995. - С. 33-34. 11. Белкин, А. С. Внимание ребенок!: Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. [Текст] / А. С. Белкин. - Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1981. - 126с. 12. Белозерова, Л. И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми. [Текст] / Л. И. Белозерова. - Киров: КПИ, 1992. - 243с. 13. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст] / Д. И. Бойков // Учебно – методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2005. – 288 с. :ил. 14. Блонский, П. П. О так называемой моральной дефективности [Текст] / П. П. Блонский // Избр. пед. и психол. - М., 1979. 15. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 347с. 16. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: [Текст] / М. И. Буянов // Книга для учителей и родителей. - М. : Знание, 1988. - 207с. 17. Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция: [Текст] / Н. В. Вострокнутов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М. : МАИ, б/л, 1992. - С. 8-9. 18. Гиндикин, В. Я. Социально-психическая характеристика различных контингентов трудных подростков //Дети с отклонениями в поведении. [Текст] / В. Я. Гиндикин. - М., 1968. - С.78-94. 19. Гонеев, А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: [Текст] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина // Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 280с. 20. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. [Текст] / Н. И. Дереклеева. - М. : «ВАКО», 2003. - 240 с. 21. Елизаров, А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей [Текст] / А. Н. Елизарова. - Социс. - 1995. - № 7. - С.93-99. 22. Завадченко, Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. [Текст] / Н. Н. Завадченко. - М. : Педагогика, 2000. - 112с. 23. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация: [Текст] / В. И. Загвязинский // У чеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 192с. 24. Зайка, Е. В. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением [Текст] / Е. В. Зайка, Н. П. Крейдук, А. С. Ягина // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С.83-90. 25. Зюбин, Л. М. Воспитательная работа с педагогически запущенными учащимися [Текст] / Л. М. Зюбин // Методические рекомендации для мастеров и преподавателей проф. тех. училищ. - М., 1969. - 213с. 26. Зюбин, Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: [Текст] / Л. М. Зюбин // Метод, пособие. - М., 1982. 27. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: [Текст] / В. П. Кащенко // Кн. для учителя. -М., 1994. 28. Коджаспирова, Г. М. Педагогическая практика в начальной школе: [Текст] / Г. М. Коджаспирова // Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 352 с. 29. Королев, В. В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. [Текст] / В. В. Королев. - М., 1992. 30. Костяшкин, Э. Г. Индивидуальная работа с трудными подростками [Текст] / Э. Г. Костяшкин // Лекции для педагогов - М. : Знание, 1971. - 95с. 31. Кочетов, А. И. Верцинская Работа с трудными детьми: [Текст] / А. И. Кочетов, М. Н. Верницкая // Кн. Для учителя.- М. : Просвещение, 1986.-160 с. 32. Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение [Текст] / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса // Серия «Медицина для Вас» - Ростов н/Д : Феникс, 2003-383 с. 33. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения [Текст] / В.С. Кукушин // Высшее образование. – Ростов н/Д, 2005. – 474, с 34. Лукьяненко, Т. И. Практикум по психодиагностике: Учеб. – метод. Пособие для студ. псих. – пед. факультета [Текст] / Т. И. Лукьяненко. - Горно – Алтайск, 2001. – 171 с. 35. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: [Текст] / А. В. Мудрик // Учебник для студентов педагог. вузов; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 1999. - 184с. 36. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: [Текст] / В. С. Мухина // учебн. для студ. Вузов. - Стереотип- М. : изд. центр «Академия», 2000,-456 с. 37. Натанзон, Э. Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся: [Текст] / Э. Ш. Натанзон // Пособие для учителей. - Кишинев, 1980. 38. Невский, И. А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников. [Текст] / И. А. Невский. - М. : Просвещение, 1982. - 212с. 39. Немов, Р. С. Психология: [Текст] / Р. С. Немов // Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений:- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с. 40. Новоселова, А. С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. [Текст] / А. С. Новоселова. - Пермь: ПГПИ,1988. - 80с. 41. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе. [Текст] / Р. В. Овчарова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 240 с. 42. Овчарова, Р. В. Ранняя профилактика и коррекция социально педагогически запущенных детей. [Текст] / Р. В. Овчарова // Дис. д-ра пед. наук. - М., 1995. 336с. 43. Общая психология: [Текст] : Учеб. Для студ. Пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.Б. Брушилинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. - перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1986 464 с., ил. 44. Петровский, А. В. Быть личностью. [Текст] / А. В. Петровский. - М., 1990. 45. Поварницына, В. А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися. [Текст] / В. А. Поварницына. – Челябинск : Урал, 1984. - 87с. 46. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: [Текст] / И. П. Подласый // Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 400с. 47. Проблема подросткового возраста: Психолого-педагогическое исследование // Классный руководитель [Текст] : Научно-методический журнал. - 1997. - № 5. 48. Прутченков, А. С. Социально – психологический тренинг в школе. [Текст] / А. С. Прутченков. - дополн. и перераб.– М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 640 с. 49. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, перераб и доп., - М. : Педагогика-Пресс,1996.- 440с. 50. Раттер, М. Помощь трудным детям. [Текст] / м. Раттер. - М. : Наука, 1987. - 424с. 51. Рожков, М. Л. Развитие самоуправления в ученических коллективах. [Текст] / М. Л. Рожков. -Казань, 1987. 52. Рожков, М. И. Социальное закаливание как компонент воспитания личности // Развитие личности и формирование индивидуальности: [Текст] / М. И. Рожков // Сб. материалов. - Ярославль, 1996. – 234с. 53. Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. — Т. 1 [Текст] / под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. - М., 1997. - 364 с.; - Т. 2. 54. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2 т [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488 с.; - Т. 2. - 1989. 55. Сластенин, В. А. Педагогика. [Текст] / В. А. Сластенин // Учеб. Пособие для студентов пед. уч. завед. - М. : Школа - Пресс, 1997. - 512с. 56. Словарь практического психолога. [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. – Минск , 1998. - 365с. 57. Снайдер, Д. Для подростков, или Как найти свое место в жизни [Текст] / Д. Снайдер // Практическая психология. - М., 1997. 58. Социальная адаптация учащихся [Текст] / под ред. М. И. Рожкова. - Ярославль, 1995. 59. Социальная педагогика. [Текст] / под ред. М. А. Галагузовой. - М., 2000. 60. Социальная педагогика, социальная работа: Социально-юридический словарь [Текст] / под ред. Г. В. Мухамедзяновой. - М., 1995. 61. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников. [Текст] / В. Г. Степанов // Учеб. пособие для учителей и родителей - 2-е изд., - М. : «Академия», 1998. - 320с. 62. Федорова, Г. Г. Трудный подросток: становление личности. [Текст] / Г. Г. Федорова. - Спб: Общ. Знание РСФСР, 1992. - 32с. 63. Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога. [Текст] / Т. А. Шишковец. – М. : ВАКО, 2005. – 208 с.
Приложения
Приложение 1 Социометрия Дж. Морено. Цель: выявление межличностных отношений в классе. Ход выполнения: эксперимент может протекать в двух формах: путём выбора товарища по парте и «выбора в действии». Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нём фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определённым (3-5 учащихся). В нашем случае 3 человека. Желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2), в третью (3) очередь). Нами был предложен вопрос: «Кого из своих одноклассников ты бы взял в путешествие? в первую (1), во вторую (2), в третью (3) очередь ». Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку – номера, под которыми значится фамилия школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1,2 или 3). Затем вычерчивается социограмма. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которых помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звёзды» - лидеры класса), во второй круг – «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий круг – «принятых» (число выборов меньше среднего), в четвёртый – «непринятых» (не получившие ни одного выбора). Приложение 2 Комплексная экспресс-диагностика педагогически-запущенных детей Р.В.Овчаровой Комплексная психолого-педагогическая диагностика — это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка: выявление положительных сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач — гармонизацию развития личности и повыш
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |