Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика педагогического процесса



2019-12-29 744 Обсуждений (0)
Характеристика педагогического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятие педагогического процесса

Педагогический процесс - это совокупность последовательных действий, ведущих к достижению цели.

Педагогический процесс происходит в результате взаимодействия педагога и учащегося, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников процесса, становление их личности и самореализация, т. е.:

взаимодействие педагог-учащийся

педагогический процесс

межсубъектный обмен

взаимообогащение

становление личности педагога и учащегося

самореализация.

Из данной схемы видно, что цель педагогический процесса - самореализация личности.

Какие действия конкретно приводят к самореализации? Это действия, которые приводят к межсубъектному обмену знаниями, ценностями, опытом. В ходе педагогического процесса происходит межсубъектный обмен деятельностями. Деятельность состоит из трёх компонентов:

Цели

Средства

Результаты

Т. е.: Цель                  средство                    результат

Теоретическая модель педагогического процесса.

 

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Цель

Цель

Средства

Средства

результат

результат
Предметный результат Личностный результат

       

 

Цель педагога создать условия для самореализации учащегося средствами своего предмета.

Средства педагога: - внешние: упражнения, книги, приборы и т. д.

                            - внутренние: педагог-личность.

 Результаты педагога

Предметный Личностный
Учащийся обладает умениями и навыками Стимулирует потребность к самореализации

Цель учащегося - реализовать себя.

Средства учащегося - внутренние: воображение, мышление, самоконтроль.

Результат учащегося - достигнутый на данный момент уровень самореализации.

Исходя из результатов вносятся изменения и определяется цель, средства, результаты для дальнейшего этапа.

Педагогический процесс - это межсубъектный обмен деятельности педагога и учащегося, ведущий их к самореализации.

Педагогический процесс - это единство обучения и воспитания, это способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников (В.С.Безрукова).

Воспитательные отношения - это разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения (В.С.Безрукова).

Основные характеристики педагогического процесса

1.Педагогический процесс - процесс двусторонний.

2.Педагогический процесс - процесс творческий.

3. Педагогический процесс длительный и цикличный во времени.

4. Педагогический процесс - процесс целенаправленный.

5. Педагогический процесс - процесс целостный.

Структурные компоненты педагогического процесса.

1.Цель - системообразующий компонент

2.Содержание

3.Методы

4.Средства

5Формы

6.Результат: оценка, контроль

Структура педагогического процесса по В.С.Безруковой:

Цель

Принципы

Содержание

Методы

Средства

Формы

Функции педагогического процесса

Педагогический процесс призван осуществлять три основные функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная функция заключается:

- в формировании у учащихся системы знаний: фактов, закономерностей, теорий, явлений, процессов;

- в формировании умений применять полученные знания на практике;

- в формировании общенаучных, политехнических и профессиональных умений.

Образовательная функция - основа педагогического процесса.

Воспитательная функция проявляется в том, что обучение воспитывает обучаемых.

Воспитывающее воздействие педагогического процесса заключается в его направленности, в раскрытии обучаемых связей профессиональных знаний и умений с жизнью, с практикой. Воспитание обеспечивается:

- личностью педагога;

- его компетентностью;

- отбором значимого материала;

- высоким научным уровнем преподавания;

- методами обучения.

Развивающая функция проявляется в формировании у учащихся рациональных приёмов мышления, в развитии познавательной активности. Развитие учащихся - это результат педагогического процесса.

Этапы педагогического процесса

Прогностический этап

На данном этапе идёт осознание и осмысление общей цели педагогического процесса (это делает педагог).

Педагог проводит диагностику. Он изучает учащихся. На основе диагностики определяет конкретную цель работы с конкретной группой.

Конструктивно-организационный этап

Педагог отбирает, конструирует содержание и определяет, какие формы и методы дадут возможность это реализовать.

Контрольно-оценочный или результативно-оценочный этап

На данном этапе осуществляется сопоставление результата и цели - насколько достигнута цель на основе диагностики и оценки работы учащихся.

 



2019-12-29 744 Обсуждений (0)
Характеристика педагогического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика педагогического процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (744)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)