Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика педагогических методов



2019-12-29 355 Обсуждений (0)
Характеристика педагогических методов 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.

Согласно В.С.Безруковой метод воспитания - те практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта.

Метод делится на методические приёмы. Приём - часть метода, повышающая его эффективность.

Классификация методов - это упорядоченная по определённому признаку их система. Эта система должна быть динамичной, чтобы отражать подвижность процесса обучения, учитывать изменения, происходящие в практике использования методов.

1.Традиционная классификация (берёт начало в древних философских и педагогических системах, уточнена для нынешних условий).

Признак классификации - источник знаний.

Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. К ним присоединились: книга, видео.

Практический Наглядный Словесный Работа с книгой Видеометод
Опыт Упражнение Учебно-производствен-ный труд Иллюстрация Демонстрация Наблюдения учащихся   Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссия Диспут Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана Конспектирование   Просмотр Обучение Упражнения под контролем "электронного учителя"  

 

2.Классификация методов по назначению

Признак - последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке.

Методы:

- приобретения знаний;

- формирование умений и навыков;

- применение знаний;

- творческая деятельность;

- закрепление;

- проверка знаний, умений, навыков.

3.Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

Тип познавательной деятельности - это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которые достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частично-поисковый (эвристический);

- исследовательский.

4.Классификация методов по дидактическим целям:

- методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;

- методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний (Г.И.Щукина, И.Т.Огородников и др.).

К первой группе относятся информационно-развивающие методы (устное изложение учителем, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) (эвристическая беседа, диспут лабораторная работа); исследовательский метод.

Ко второй группе относятся упражнения по образцу, вариативные упражнения, практические работы.

5.Классификации бинарные и полинарные

Методы группируются на основе 2-х или более признаков.

Признаки (по М.И.Махмутову): методы преподавания, методы учения.

Методы

Метод преподавания Метод учения
Информационно-сообщающий Объяснительный Инструктивно-практический Объяснительно-побуждающий Побуждающий Исполнительный Репродуктивный Продуктивно-практический Частично-поисковый Поисковый

 

6.Классификация методов по Ю.К.Бабанскому

В ней выделяются три больших группы методов.

1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

2.методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

3.Методы контроля и самоконтроля за учебно-познавательной деятельностью.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

 

Словесные Наглядные Практические Индуктивные и дедуктивные Репродуктивные и проблемно-поисковые Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя
Источники Логика Мышление Управление

 

Методы стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности

 

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении

 

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

 

Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля

 

7.Классификация методов по В.С.Безруковой.

Классификация методов по источникам познания

 

1 группа Словесные методы Рассказ, беседа, инструктаж и др.
2 группа Практические методы Упражнение, тренировка, самоуправление
3 группа Наглядные методы Иллюстрирование, показ и т. д.

 

Классификация методов на основе структуры личности

 

1 группа Методы формирования сознания Рассказ, беседа, инструктаж показ, иллюстрирование
2 группа Методы формирования поведения Упражнение, тренировка, самоуправление
3 группа Методы формирования чувств (стимулирования) Одобрение, похвала, порицание и др.

Классификация методов по степени прудуктивности

 

1 группа Объяснительно-иллюстративные Рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа
2 группа Репродуктивные Лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, поручение, упражнение
3 группа Проблемные Беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии, обобщение
4 группа Частично-поисковые Диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, самоуправление, соревнование
5 группа Исследовательские Исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, техническое творчество, проектирование, поиск неисправностей

3.Функции методов

Методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции:

- обучающую;

- развивающую;

- воспитывающую;

- побуждающую (мотивационную);

- контрольно-коррекционную.

Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода обучения.

1.Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.

2.Содержание и методы определённой науки вообще и предмета в частности.

3.Цели и задачи обучения.

4.Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности коллектива класса).

5.Внешние условия (географическое, производственное окружение).

6.Возможности учителя (опыт, уровень подготовленности и т. д.).

 



2019-12-29 355 Обсуждений (0)
Характеристика педагогических методов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика педагогических методов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)