Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды воспитания, задачи



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
Виды воспитания, задачи 0.00 из 5.00 0 оценок




Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы – гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, её ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

 

Уровни организации воспитательного процесса

Воспитательный процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать или организовывать на нескольких уровнях (В.И.Гинецинский).

Первый, так называемый социетарный уровень даёт представление о воспитании как постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех её формах и проявлениях молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в законе «Об образовании», в Конституции, в Международной Конвенции о правах человека и других государственно-политических документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика нашей страны и всего международного сообщества.

Второй, институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. То есть, организаций и учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.

Третий, социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов – на своих коллег, ассоциация женщин-матерей погибших воинов, выступая против войны, - на государственные органы, ассоциация педагогов – на развитие творческого потенциала педагогов.

Четвертый, межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учётом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут послужить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы.

Пятый, интраперсональный уровень по сути является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие на самого себя в разных жизненных обстоятельствах. Например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования.

 

Принципы воспитания

Воспитание основано на педагогических принципах.

Принципы - основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки в целом.

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Требования, предъявляемые к этим принципам:

1. Обязательность. Принципы – не совет, они требуют обязательного и полного воплощения в практику.

2. Комплексность. Предполагает их одновременное применение на всех этапах воспитания.

3. Равнозначность. Все принципы равнозначны, среди них нет главных и второстепенных.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:

1. Общественная направленность воспитания

2.  Связь воспитания с жизнью, с трудом

3. Опора на положительное в воспитании

4. Гуманизация воспитания

5. Личностный подход

6. Единство воспитательных воздействий.

Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.

Педагогические принципы являются нормативными, а следовательно, имеют практическое, прикладное значение, так как:

1.Посредством их более подробно и содержательно раскрываются цели, которые, как правило, выражаются в сжатой, лаконичной форме.

2.Принципы используются для построения педагогического процесса, т. е. Отбора его содержания, методов, средств, форм и связи между ними.

3.Принципы являются критериями эффективности протекающих воспитательных отношений, обеспечивающих развитие их участников.

4.Они используются как закономерности развития самого педагогического процесса.

Педагогические принципы, как и цели, неоднородны. В них входят принципы самих учащихся и принципы, которые соблюдает педагог.

Принципы учащихся - это зачаточные формы их убеждений, взглядов, ценностных ориентаций, установок.

Принципы педагогов, в свою очередь, состоят из научно обоснованных педагогических принципов и тех, которые каждый из педагогов имеет индивидуально.

Классификация педагогических принципов основана на выделении важнейших факторов, определяющих эффективность воспитательных отношений. К таким факторам относятся: воспитанник, педагогический процесс, создаваемый для его развития, и связь педагогического процесса со средой.

Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов.

Суть данного принципа заключается в том, чтобы основой любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.

Человек - часть природы и часть культуры. Человек развивается по законам природы. Учебное заведение должно быть приспособлено для развития учащегося.

Принцип социобразности - жить в обществе и быть от него свободным нельзя. Надо помочь учащимся ориентироваться в этом мире.

Принцип культуросообразности. Образование - это часть культуры. Обучать культуросообразности означает обучение и воспитание в контексте культуры, ориентация на характер и ценности культуры, на освоение её достижений, на привитие социокультурных норм и включения учащегося на их дальнейшее развитие.

Принцип демократизации - создание предпосылок для развития активности, для развития и раскрепощения преподавателя и учащегося. Предоставление свободы выбора ребёнку.

Принцип гуманизации -очеловечивание педагогического процесса - усиление внимания к личности каждого учащегося как к высшей социальной ценности.



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
Виды воспитания, задачи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды воспитания, задачи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)