Стратегия развития учебного заведения в условиях рыночной экономики
В условиях рыночной экономики учреждения НПО должны считаться с объективными законами рынка, обеспечивать подготовку, распределение, высвобождение и трудоустройство. Чтобы выжить в рыночных условиях, каждое образовательное учреждение должно: - проводить набор абитуриентов в соответствии с проектной мощностью и количеством мест; - готовить учащихся на уровне федерального или международного стандарта по профессиям, имеющим спрос на рынке труда; - экономно использовать все ресурсы в рамках бюджетного финансирования и дополнительных внебюджетных доходов; - обеспечивать социальную защиту обучающихся и инженерно-педагогического персонала. Выбор приоритетных направлений деятельности должен осуществляться образовательным учреждением. Возможны следующие ориентации: - на потребность рынка и профессиональных намерений молодежи; - на потребность предприятий в переподготовке и повышении квалификации рабочих; - на коммерческую деятельность, направленную на возрождение и развитие традиций, художественных промыслов и ремесел; - только на коммерческую деятельность. При этом речь может идти о четырех возможных вариантах разработки стратегического плана: а) Стратегия проникновения на рынок эффективна, когда рынок не насыщен. Образовательное учреждение стремится максимально использовать и расширять свой потенциал. б) Стратегия развития рынка эффективна, если образовательное учреждение ищет на рынке труда и товаров, расширяет географию коммерческих связей. в) Стратегия эффективна, если образовательное учреждение начинает подготовку по новым современным профессиям, поднимает уровень выпускников, разрабатывает новые товары и услуги и стремится улучшить их качество. г) Стратегия диверсификации — используется для выпуска новых товаров, ориентированных на новые рычаги. Выбрав тот или иной вариант, нужно подумать о его осуществлении. Нужна своевременная корректировка стратегии. При этом необходимо решить следующие вопросы: - кого, по каким профессиям и как должно готовить училище; - какой хозяйственной деятельностью (без ущерба для основной — учебной) оно может заниматься; - какова внешняя среда училища, определяющая принципы его деятельности (демографическая ситуация в регионе, потребность в подготовке кадров, потребность в производстве товаров потребления и услуг населению), каковы взаимоотношения с базовым предприятием и спонсорами; - соответствуют ли потенциальные возможности училища поставленным целям и задачам (каковы его площади, оборудование, кадры, финансовые средства); - соответствует ли существующая структура и схема управления училищем целям и задачам его деятельности; - отвечает ли организационно-правовая форма образовательного учреждения современным требованиям и задачам; - какие товары и услуги населению образовательное учреждение хочет и может оказывать, каково соотношение между основной (учебной) и дополнительной (коммерческой) деятельностью; - как образовательное учреждение будет конкурировать с партнерами на рынке труда (за счет качества подготовки кадров, товара или за счет снижения издержек); - какова стратегия образовательного учреждения — на дифференциацию услуг или на их концентрацию; - каковы связи с предприятиями-заказчиками, целесообразна ли в той или иной форме интеграция с ними; - каковы каналы продвижения товаров и др. Таким образом, перепрофилирование образовательных учреждений и стратегию их развития можно определить только после тщательного изучения наличия и состояния учебно-материальной базы, состава педагогов, демографической ситуации, а также баланса распределения молодежи и трудовых ресурсов на учебу и работу, интересов, мотивов и склонностей учащихся. Разработка стратегии развития образовательного учреждения зависит, прежде всего, от внешней среды и потенциала самого образовательного учреждения. Под внешней средой имеется в виду рынок труда, формирующийся в зависимости от потребностей производства, социально-демографической ситуации в регионе, а также от наличия образовательных учреждений-конкурентов. Рыночные возможности образовательного учреждения ограничены его потенциалом, в том числе учебно-материальной базы, педагогическим коллективом, учебно-методическим и финансовым обеспечением. Стратегический план развития образовательного учреждения позволяет: - уточнять направление его деятельности; - успешно планировать подготовку и переподготовку рабочих, производство и сбыт товаров и услуг; - рационально распределять имеющиеся ресурсы; - проводить рациональную политику ценообразования; - координировать усилия всех подразделений образовательного учреждения, оценивая реальный вклад каждого работника и проводя справедливую политику стимулирования труда. Процесс стратегического планирования состоит из ряда взаимосвязанных этапов. На первом этапе определяются основные цели и задачи организации образовательного учреждения и его коммерческой деятельности; на втором — происходит оценка и выбор соответствующего сегмента рынка (потенциальных покупателей); на третьем — разработка технических характеристик и отличительных качеств товаров и услуг. На четвертом этапе определяются ожидаемые объемы продаж; на пятом — разрабатывается политика ценообразования. На шестом определяются ответственные исполнители по каждой задаче и сроки выполнения работ. На седьмом этапе намечается порядок контроля за ходом выполнения стратегического плана, сравнение планируемых показателей с реальными достижениями за определенный период, а также анализ бюджета, данных сбыта и издержек. Для разработки, реализации и пересмотра стратегии образовательного учреждения необходимо получать адекватную информацию о положении на рынке товаров и услуг. Этому способствуют маркетинговые исследования. Чтобы быть эффективными, эти исследования должны носить систематический характер и выполняться независимыми консультативными организациями или специалистами. Данные могут поступать из различных источников: самого образовательного учреждения, статистических отчетов предприятий и организаций, материалов анкетирования, интервью и из экспертных опросов. Маркетинговые исследования включают в себя довольно широкий круг вопросов: - краткосрочное прогнозирование (до 1 года); - долгосрочное прогнозирование (более 1 года); - измерение рыночного потенциала; - анализ сбыта; - исследование потенциала новой продукции; - изучение каналов сбыта; - анализ ценообразования; - анализ эффективности деятельности образовательного учреждения (обратная связь). С помощью аналитических материалов, полученных при маркетинговом исследовании, разрабатывается стратегия развития образовательного учреждения, представляющая собой детальный комплексный план, нацеленный на достижение поставленных задач в течение длительного периода. Важнейшей составной частью разработки стратегии развития образовательного учреждения в условиях рыночной экономики является обоснование и выбор организационно-правовой формы его деятельности. Для выбора оптимального варианта организационно-правовой формы и типа образовательного учреждения рекомендуется следующий алгоритм действий: 1. Изучить диагноз и прогноз конкретной ситуации на рынке труда. 2. Изучить соответствующие технико-экономические показатели деятельности образовательного учреждения и его потенциальные возможности (учебно-материальную базу, кадровый потенциал, учебно-программную документацию, финансовые возможности). 3. Изучить альтернативные варианты образовательных учреждений. 4. Выбрать оптимальный вариант. 5. Согласовать с заказчиками и заинтересованными организациями. 6. Разработать проекты учредительных документов (Положение, Устав, Учредительный договор и др., указать в пояснительной записке мотивы выбора организационно-правовой формы образовательного учреждения, отметив ее преимущества и недостатки). 7. Наметить план мероприятий по реализации выбранного варианта. В современных условиях можно построить образовательные учреждения, основанные на различных формах собственности: государственной, муниципальной, арендной, акционерной, частной. С учетом перечисленных факторов можно определить оптимальный вариант организационно-правовой формы для реализации целей образовательного учреждения.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |