Формы воспитательного процесса
В практике воспитания мы постоянно оперируем таким понятием, как «форма воспитания». Чаще всего, объясняя, что такое форма воспитания, и ученые, и практики говорят — это: вид организации воспитательной деятельности и взаимодействия с учащимися (например, урок, лекция, беседа, консультация, конкурс, деловая игра и т.д.), подразумевая под формой вид организации того или иного учебно-воспитательного акта; совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач (например, урок как совокупность определенных методов и приемов регулирования познавательной деятельности учащихся). Эти определения верны, но они относятся только к двум функциям педагогической деятельности — организаторской (форма организации педагогического акта) и формирующей (форма осуществления педагогического акта). С.Я.Батышев, исследовавший многообразие видов построения учебно-производственной деятельности учащихся, еще в начале 70-х годов пришел к выводу, что существующее объяснение форм учебно-воспитательного процесса является, деликатно говоря, ограниченным. Было доказано, что педагогические формы нельзя связывать только с отдельными функциями преподавателя или мастера производственного обучения, так как они характеризуют все стороны профессиональной подготовки. Была разработана многоуровневая теория форм профессиональной подготовки, что позволило объяснить множество новых форм учебно-воспитательной деятельности, в том числе — коллективные и индивидуальные формы решения учебно-воспитательных задач, формы взаимодействия учебного заведения и базового предприятия, формы взаимодействия мастеров производственного обучения и наставников, формы обеспечения производственного обучения и т.д. Согласно этой теории, формы учебно-воспитательного процесса не рассматриваются узкофункционально и не соотносятся к отдельным функциям педагога, а берутся на всех уровнях педагогического процесса. К подобным же выводам пришел Ю.К. Бабанский при анализе форм теоретического обучения. Иначе, в педагогике давно уже начался пересмотр воззрений на формы учебно-воспитательного процесса на основе принципов системности и многоуровневости. Но в то время, как в дидактике началось обновление воззрений на формы обучения, в теории воспитания сохранились прежние воззрения, основанные на монофункциональном подходе, что заметно тормозит развитие практики воспитания. Проблема форм воспитательного процесса является исключительно актуальной, и она заслуживает самого пристального внимания, как со стороны ученых, так и практиков. Типы воспитания Первый исторический тип воспитания относится к первобытному человеку. Его специфика – высокая эффективность и соответствие целей, средств и результатов воспитания. Воспитывала сама жизнь, природа требовала от человека такого поведения и действия, которые позволили бы ему выжить. По мере становления цивилизации первый тип, основанный на естественном разделении труда, уступает место второму. Этот тип был детерминирован общественным разделением труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие. Для каждой цивилизации характерны свои особенности. Дальневосточная сложилась в Китае во второй половине первого тысячелетия до н. э., а также утвердилась в Корее и Японии. Содержание воспитания оставалось неизменным до начала 20 века. Воспитание основано на идее Конфуция – всестороннее развитие личности. Первичным должно быть нравственное начало. Престиж образованного человека был очень высок. Но воспитание носило семейно – сословный характер. Южноазиатская цивилизация. Центр – Индия. Для них характерны общинный уклад и кастовая организация общества. Педагогика опиралась на принцип единства трех обязательств человека: перед богом, мудрецами и предками. Мировоззренческой основой был индуизм, а позднее – буддизм. Ближневосточная цивилизация. Формировалась под влиянием иудаизма, ислама и христианства. Педагогика была проникнута глубокой монотеистической религиозностью сочетающейся с элементами рационализма. Цивилизация Востока. Педагогика базируется на восточном типе воспитания – жесткие требования относительно соблюдения традиционных норм и канонов. Человек – это духовное единство эмоций, воли и разума. Знание носит вторичный характер ограничены индивидуальные свободы, независимость мышления. Западная цивилизация. Зародилась в античную эпоху. Становление педагогики началось в Древней Греции. Именно тогда сложились спартанская и афинская модели обучения и воспитания. Спарта продемонстрировала миру образец общественного и военно - _физического воспитания, Афины – систему всестороннего и гармонического развития человека. Основные черты педагогики: Ценностно – рациональный характер обучения и воспитания; Ориентация на развитие воли и разума; Утверждение в человеке индивидуального и творческого начала.
3.9 Модели и стили воспитания
В процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспитания выделяют три основные парадигмы; Парадигма социального воспитания – П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Биопсихологическая парадигма – Р. Галь, А. Медичи, К. Роджерс, А. Фабр признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего. Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания – З.И. Васильева, Л.И. Новикова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают: Авторитарное, демократическое, либеральное, попустительское воспитание. Авторитарное – тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Демократическое – характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, интересов. Либеральный стиль (невмешательство) – отсутствие активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Попустительский стиль – равнодушие со стороны педагога в отношении уровня воспитанности своих воспитанников.
Модели воспитания
Идеализм в воспитании восходит к идеям Платона. Рассматривали воспитание как создание такой среды благодаря которой, заложенные в душе идеи достигли бы расцвета, личность развилась бы. ТО есть – восхождение от природного начала – к духовности. И, Г, Песталоцци – главная цель воспитания – осознание воспитанником себя как самоценности. Сторонники идеализма: Ф. Фребель, И. Гербарт. В. Дильтей. Реализм. Исходит из положений о передаче воспитуемому знаний и опыта в препарированном виде, истины и ценностей культуры через разделение целостной реальности на предметное отображение с учетом возрастных возможностей их присвоения. Приоритет отдается воздействию на сознание воспитанника и практическую деятельность. Прагматизм. Воспитание – не как подготовка к будущей жизни, а как жизнь в настоящем. Надо научить воспитуемого решать реальные жизненные проблемы. Антропоцентристская модель. Воспитание опирается на понимание человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся. Воспитание строиться так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии проявлений человека. Сициетарная модель. Ориентирована на выполнение социального заказа для группы людей. Гуманистическая. - Учет личных и индивидуальных особенностей человека. Свободное воспитание. Вариант демократического стиля воспитания, направленного на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Воспитанник должен нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей. Технократическая модель. Процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |