Основные пути трансформации классно-урочной системы обучения
Классно-урочная форма обучения возникла в XVII веке, её основатель Л.А. Каменский. Ушинский развил учение Каменского: - обосновал все преимущества классно-урочной формы обучения; - создал стройную теорию урока; - разработал типологию урока. Классно-урочная система остаётся почти неизменной 400 лет. Наблюдается 2 направления в перестройке классно-урочной системы обучения. 1.Проблема количественного охвата обучающихся. 2.Управление процессом обучения. Урок - это законченная в содержательном, организационном и временном отношении часть учебного процесса. Дидактические цели урока 1.Сообщение новых знаний. 2.Организация самостоятельного изучения нового материала. 3.Формирование идейных взглядов, убеждений. 4.Повторение и закрепление пройденного. 5.Систематизация знаний. 6.Формирование практических умений. 7.Контроль, анализ и оценка знаний. 8.Развитие познавательной способности учащихся. Особенность урока - широкий комплекс дидактических целей. Урок - наиболее гибкая и подвижная форма организации учебных занятий, даёт возможность преподавателю оперативно реагировать на результаты обучения. Дидактические требования к уроку 1.Реализация основных принципов дидактики. 2.Чёткое определение целей урока. 3.Определение оптимального содержания урока. 4.Высокое педагогическое мастерство преподавателя. 5.Обеспечение высокой познавательной активности. 6.Взаимосвязь фронтальной и индивидуальной работы. 7.Дифференциальный подход к учащимся (использование дидактических материалов разной степени сложности). 8.Рациональное чередование различных видов деятельности на уроке. 9.Приемственность в обучении (связь с предыдущим уроком, межпредметные связи). Психологические требования к уроку 1.Направлять учащихся на развитие психологических познавательных процессов (внимания, представлений, памяти, мышления, воображения и др.). 2.Учёт психологических особенностей и психологического состояния учащихся на уроке. 3.Собранность преподавателя, доброжелательность, справедливость. Воспитательные требования к уроку 1.Постановка воспитательных задач, обеспечение идейно-нравственной направленности. 2.Реализация воспитательных возможностей, заложенных в содержании и методах обучения. 3.Воздействие на мотивацию учащихся к обучению. 4.Высокая требовательность, уважение к личности учащихся, педагогический такт. Преимущества классно-урочной формы обучения: - даёт возможность обучать большое количество детей; - экономически выгодна; - обеспечивает систематичность, доступность и наглядность обучения. Недостатки классно-урочной формы обучения: - на уроке идёт ориентация на среднего ученика; - на уроке затруднён индивидуальный подход, затруднён учёт типов высшей нервной деятельности, интересов, способностей; - ограничены возможности для организации самостоятельной работы учащихся; - привязанность к определённому месту; - ограниченность во времени (компенсация - использование лекций); - стандартное построение урока от 1-го до 11-го классов в группах (компенсации - применение разнообразных форм). Специфические признаки урока - те признаки, которые отличают его от других форм организации обучения. 1.Занятия проводятся с постоянным однородным по возрасту составом учащихся. 2.Занятия ведутся по твёрдому расписанию со всей группой, определённый строгий регламент. 3.На уроке остаётся коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся. 4.Руководство осуществляет преподаватель с учётом особенностей каждого учащегося и его учебными возможностями. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока. Классификация уроков Признаки классификации: - метод обучения; - образовательная цель. Типы уроков по первому признаку: - урок-лекция; - урок-беседа; - киноурок; - урок самостоятельной работы учащихся. Типы уроков по второму признаку: - вводный урок; - урок изучения нового материала; - урок обобщения материала; - урок усвоения новых знаний; - урок формирования навыков и умений; - проблемный урок. Структура урока Под структурой урока понимается соотношение элементов урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой. В понятие структуры урока вкладывается 3 признака: 1) состав (из каких элементов состоит урок); 2) последовательность (в какой последовательности элементы); 3) связь между элементами. Структура урока может быть простой и очень сложной. Это зависит от содержания учебного материала, от дидактических целей, от возрастных особенностей учащихся, личности преподавателя и материальной базы учебного заведения. К структурным элементам урока относятся: - вводная часть урока - рассматривает организационный момент, мотивацию, сообщение цели урока, его задач; - изучение нового материала; - закрепление учебного материала4 - применение повторения; - контроль-самоконтроль; - домашнее задание. Структура урока формирования навыков и умений 1.Актуализация и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся. 2.Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация. 3.Изучение нового материала (вводные упражнения). 4.Первичное применение приобретённых знаний (пробные упражнения). 5.Применение знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения). 6.Итоги урока и сообщение домашнего задания.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |