Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


З.2. Проблемный анализ здоровьесберегающей деятельности школы



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
З.2. Проблемный анализ здоровьесберегающей деятельности школы 0.00 из 5.00 0 оценок




Во многих программах оздоровительной работы школ этот раздел отсутствует вовсе и программа начиналась прямо с "целей".

Цели программы конкретной школы невоз­можно определить без проблемно ориентированного анализа ее деятельности по здоровьесбережению.

Цель - это не только образ желаемого результата, но и результата возможного. Поэтому раньше, чем будут определены акту­альные потребности и найдены возможности их удовлетворения, цель сформулированной быть не может. Могут быть желания, намерения, нужды и т. п., но не цели.

Анализ - первый шаг на пути к определению целей и способов их достижения. В результате анализа должно быть ясно, что требуется изменить, чтобы школа в будущем могла лучше, чем в настоящем, выпол­нять свои функции по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Степень конкретности ответа на этот вопрос должна быть достаточной для перехода к поиску идей решения проблем. Если это условие не выполняется, то проблемы должны быть конкретизированы путем расчленения на составные части (подпроблемы). Эта процедура называется в методологии, на которой мы базируемся, структурировани­ем проблем.

Но поскольку, разрабатывая программу, мы хотим, чтобы наши усилия при ее реализации дали максимально полезный эффект, то на воп­рос "Что нужно изменить?" мы должны ответить так, чтобы выделить на­иболее значимые проблемы, т. е. такие, решение которых даст мак­симально полезный результат.

Исходя из этого, анализ ситуации в школе, должен обеспечивать:

1) полноту и операциональность выделения значимых проблем;

2)конкретность определения проблем (уровень структурированности проблем должен быть таким, чтобы можно было переходить к поиску идей их решения без дальнейшего расчленения проблемы на более мелкие части);

3) обоснованность оценок значимости выделенных проблем;

4) прогностичность анализа (ориентированность анализа не только на требования настоящего, но и прогнозируемого будущего)

Если проанализировать существующие программы оздоровления, то в них часто можно обнаружить следующие недостатки: неоперациональность определения проблем (проблемы определяются посредством абстрактных формулировок типа «неудовлетворительная», «недостаточная» «низкая», ничего не говорящих о степени неудовлет­ворительности или недостаточности); неопределенность источников проблем; неполноту выявления проблем; необоснованность приоритетности выделенных проблем; неопределенность структуры проблем (вместо структуры так называ­емое «проблемное месиво»); ориентацию в определении проблем только на требования сегодняш­него дня без учета требований, идущих от будущего.

Всякая программа оздоровительной работы школы в конечном итоге ориентирована на решение одной общей проблемы – сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения. Но в таком абстрактном виде проблему решать нельзя, в каждом случае ее нужно конкретизировать и структурировать, т. е. представлять в виде совокупности связанных между собой частных проблем, решая которые можно получить решение общей проблемы. Задача анализа, как мы от­мечали ранее, и состоит в том, чтобы конкретизировать и струк­турировать общую проблему, обеспечивая тем самым возможность ее решения по частям.

Это на первый взгляд, понятное и как будто бы легко выполнимое требование предполагает очень непростую мыслительную деятельность разработчиков программы. Обычно анализ начинают со сравнения того, что хотят достичь, с результатами последнего года. А сравнивать нуж­но желаемое и с тем, что достигнуто, и с тем, что нужно получить в будущем, т. е. учитывать тенденции развития общества и школы.

Рекомендуемая схема анализа предполагает движение "от конца к началу", т. е. от выявления того, что не удовлетворяет в результатах работы школы по здоровьесбережению, к недостаткам учебно-воспитательного процесса, порожда­ющего недостатки в результатах, а затем к недостаткам в условиях, оп­ределяющих дефекты оздоровительной работы (рис.2).

 

 


Направление анализа

Рис. 2. Схема проблемно-ориентированного анализа

Такой ход анализа отличается от традиционного, идущего наоборот от "начала к концу", когда прежде всего начинают выделять недостатки в ус­ловиях (нехватка педагогических кадров, неудовлетворительная материально-техническая база и т. п.), а потом без достаточных логичес­ких обоснований связывают их с результатами. Этот традиционный путь плох тем, что не дает оснований для ограничения области анализа. Если ст­рого следовать ему, разработчики программы вынуждены рассматривать все теоретически возможные недостатки условий, а также он не дает логических оснований для связывания условий и результатов, поэтому возможна только экспертная (интуитивная) оценка значимости тех или иных проблем, которая крайне ненадежна. Рекомендуемый современной методологией путь «от конца к началу» позволяет отсекать несуществен­ные для конечного результата возможные области поиска проблем и ос­тавлять в поле зрения только наиболее значимые. Тем самым раци­онализируется процесс анализа и «экономится мышление». Наряду с этим в ходе анализа выстраиваются логические связи между следствием (результат) и причиной (недостатки оздоровительной работы).

Реализация такой схемы предусматривает:

- анализ учебно-воспитательного процесса с точки зрения здоровьесбережения;

- анализ условий, которые обеспечивают здоровьсберегающую деятельность школы.

Анализ результатов оздоровительной работы образовательного учреждения. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между «тем, что есть», и «тем, что требуется». Поэтому на первом шаге определения проблем разработчики программы должны от­ветить на вопрос: «Каким требованиям должна удовлетворять оздоровительная работа школы?» Эти требования задаются в социальном заказе школе. Вспомним, что такое социальный заказ.

Различные социальные группы и сферы деятельности (люди, входя­щие в структуры представительной и исполнительной, т. е. государствен­ной власти; люди, представляющие интересы региона, конкретного района, города, этноса, населения; производство, вузы, средние специ­альные учебные заведения, армия, религиозные конфессии, коммерчес­кие структуры, наконец, учителя, учащиеся, их родители) предъявляют разные требования к школе, которые и именуются социальным заказом. Выполнить все требования в полном объеме школа не может никогда, но их нужно знать и выбрать те, на реализацию которых школа будет ориентироваться. На наш взгляд, подготовка физически, психически, нравственно здорового, физически развитого, физически подготовленного выпускника школы, владеющего определенными знаниями, умениями и навыками в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья, способного вести активную, общественно значимую трудовую деятельность, является одной из важных составных частей социального заказа современной школе.

На втором шаге анализа результатов требования социального заказа сравниваются с тем: «Каково состояние здоровья обучающихся на момент разработки программы? (уровень заболеваемости, болезненности, количество учащихся разных групп здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности)». В результате сопоставления, анализа требуемого и имеющегося (достигнутого) выделяются те пункты, по которым существуют наиболее значимые несо­ответствия (признаваемые разработчиками программы как требующие устранения), и тем самым определяется совокупность проблем, под­лежащих решению.

Анализ учебно-воспитательного процесса в контексте здоровьесбережения. Чтобы искать способы улучшения здоровья учащихся на выходе школы, нужно определить причины появления проблем. Непосредственно на результаты воздейст­вовать нельзя. Изменять их можно, только опосредствовано, через из­менения в содержании, технологии или организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому, продолжая анализ каждой проблемы, необходимо дать не общие, а конкретные ответы на вопрос: «Из-за каких недостатков (назвать их) учебно-воспитательного процесса существует разница в результатах, которых требует социальный заказ и которые есть?» Это может быть:

1. Гигиенические условия учебно-воспитательного процесса (шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, кубатура, дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы), используемые стройматериалы, краска, мебель: размеры, размещение в помещении, видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры, пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой воды, используемой в школе, экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние сантехнического оборудования.

2.Учебно-организационные факторы, зависящие в большей степени от администрации школы (объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и инди­видуальным возможностям школьника, расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году, организационно-педагогические условия проведения урока (плот­ность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкуль­тминуток, упражнений для зрения и т. п., объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время), особенности устава школы и норм школьной жизни, медицинское и психологическое обеспечение школы, участие родителей учащихся в жизни школы, стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали», психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали», интегрированность школы в окружающий социум, влияние ад­министрации района и других организаций на жизнь школы, наличие/отсутствие системы работы по формированию куль­туры здоровья и здорового образа жизни учащихся, позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся).

3.Психолого-педагогические факторы, зависящие в боль­шей степени от учителя (психологический климат в классах, на уроке, наличие эмо­циональных разрядок, стиль педагогического общения учителя с учащимися, характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, степень реализации учителем индивидуального подхода к уче­никам (особенно, группы риска), особенности работы с «трудными учащимися» в классе, соответствие используемых методик и технологий обучения воз­растным и функциональным возможностям школьников, степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоци­ональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе), личностные, психологические особенности учителя, его харак­тера, эмоциональных проявлений, состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью, обремененность учителя собственными проблемами, его спо­собность психоэмоционального переключения, степень педагогической автономии и возможности иннова­ционной деятельности учителя, профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий).

Недостатки учебно-воспитательного процесса также должны оп­ределяться через несоответствие того, что есть, и тому, что должно быть, с указанием степени этого несоответствия. По каждой проблеме может быть выделено множество недостатков учебно-воспитательного процесса, в той или иной степени влияющих на отклонение фактических результатов на выходе школы от требуемых. Разработчики программы должны экспертно оценить степень влияния каждого недостатка (по шкале: «сильно», «средне» и «слабо») и выделить не более трех (в иск­лючительных случаях - не более пяти) в качестве основных причин не­удовлетворительности данного результата. Тем самым вновь сужается об­ласть поиска значимых проблем.

Анализ условий, обеспечивающих здоровьесберегающую деятельность школы.Третий шаг предполагает ответ на вопрос:

«Недостатки каких условий являются причинами дефектов учебно-воспитательного процесса, отрицательно влияющих на состояние здоровья учащихся?». Это может быть отсутствие или неподготов­ленность кадров, недостаточная их заинтересованность в результатах труда, отсутствие научно-методического обеспечения и т. п. Здесь дейст­вия разработчиков программы аналогичны действиям на предыдущих шагах анализа. В результате они должны сделать выводы примерно следу­ющего характера:

- нет кадров, умеющих профессионально работать с детьми в плане здоровьесбережения или слабая их подготовленность по этим вопросам;

 - слабая материально-техническая база школы (отсутствие спортивного зала, недостаточное количество спортинвентаря, отсутствие столовой, медицинского кабинета и т.д.);

- отсутствие мотивации к здоровьесберегающей деятельности;

- отсутствие научно-методического обеспечения оздоровительной работы;

- недостаточное финансирование школы. 

Текст раздела «Проблемный анализ состояния школы» в программе носит произвольный характер и невелик по объему. В разделе, кроме ст­руктурированных и ранжированных проблем, кратко излагаются аналитические рассуждения (пояснения, комментарии), необходимые для того, чтобы перечень проблем был обоснованным. Тексты анкет и других социологических методик, с помощью которых выявляются потребности родителей, учащихся и других заказчиков, не приводятся. Их можно дать в качестве приложений.

 

8.3.3. Формирование концепции здоровье сберегающей деятельности образовательного учреждения

После того, как разработчики программы определили «что требуется изменить», естественно, появляется вопрос: «Как это можно сделать?», т. е. возникает задача поиска тех идей, основополагающих подходов, на которых будет базироваться оздоровительная работа в школе.

Концепция оздоровительной работы школы состоит из двух взаимосвязанных частей: характеристики (описания) оздоровительной работы и характеристики управляющей системы оздоровительной работой школы (организационнаяструктура школы, которая будет управлять этой работой).

Описание оздоровительной работы школы должно включать в себя ее структуру: (создание здоровьесберегающих, санитарно-гигиенических, учебно-организационных, психолого-педагогических условий обучения, медико-биологический, социально-психологический, педагогический мониторинг, прогноз, планирование, организация, контроль, коррекционная, реабилитационная работа по сохранению и укреплению физического, психического, социального здоровья школьников).

Структурные компоненты оздоровительной работы должны особо оговариваться с точки зрения содержания, механизмов реализации и методик.

Описание и характеристика управляющей системы оздоровительной работой школы (организационнаяструктура школы, которая будет управлять этой работой) должно содержать: организационную структуру управляющей системы, где показаны ее звенья, названы субъекты управления и, насколько это возможно, связи и отношения между ними; перечень функций и коллективных субъектов управления, связанных с тем или иным участком оздоровительной работы, механизмы и методы управления оздоровительной работой.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что основными формами при организации оздоровительной работы являются: центры научных основ здоровья и развития (Э.М. Казин, 1999), школьные советы содействия здоровью (В.Н. Касаткин, 2001), службы здоровья образовательных учреждений (В.В. Колбанов, 1998, D.W. Kaplan, 1998,1999). Центры создаются, как правило, по территориальному признаку, отличаются подбором высококвалифицированных специалистов узкого профиля (физиологи, врачи, реабилитологи, психологи и т. д.), хорошей материально-технической базой, высоким уровнем диагностической и реабилитационной работы. В тоже время такие центры требуют значительных материальных затрат и работают в некотором отрыве от конкретных проблем образовательного учреждения.

На наш взгляд, наиболее перспективной структурой в организации оздоровительной работы образовательного учреждения являются службы здоровья или центры содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения (Здоровье школьника, 1994, приказ Минобразования РФ «Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, 2000). Они создаются непосредственно в образовательном учреждении, рассчитаны на силы и средства самой школы.

Интересен подход в организации служб здоровья в Ульяновской области, где в структуре областного врачебно-физкультурного диспансера находится центр охраны здоровья детей. В структуру данного центра входят 13 школ области. За каждой школой закреплен врач-куратор, диспансер финансирует штатные единицы преподавателя лечебной физической культуры и массажиста. В данных школах созданы структурные подразделения, их деятельностью руководят заместители директора по оздоровительной работе.

Модель школьной службы здоровья можно представить следующим образом.

 

 


Рис.3. Модель структурного подразделения «служба здоровья школы», или «центр содействия укреплению здоровья обучающихся».

 

В состав службы здоровья входят:

- руководитель структурного подразделения «школьная служба здоровья», при отсутствии ставки заместителя директора по оздоровительной работе – заместитель директора по научной работе.

Функциональные обязанности руководителя службы здоровья: оперативное решение стратегических и тактических вопросов, организационное и методическое обеспечение оздоровительной работы образовательного учреждения;

- медицинский работник школы:

Функциональные обязанности медицинского работника школы определены приказом МЗ РФ и Мин. Обр. РФ № 186/272 от 30.06.92. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».

Руководители методических объединений выполняют роль связующего звена между службой здоровья школы и педагогическим коллективом. Его роль заключается в создании здоровьесберегающих психолого-педагогических условий учебно-воспитательного процесса (соответствие используемых методик и технологий обучения воз­растным и функциональным возможностям школьников, степень реализации учителем индивидуального подхода к уче­никам, характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, психологический климат в классах, на уроке, наличие эмо­циональных разрядок).

- школьный психолог:

функциональные обязанности: исследование особенностей умственной работоспособности, свойств памяти, внимания, изучение особенностей личности, уровня тревожности, выявление факторов риска у учащихся с ассоциальным поведением и выдача рекомендаций по их психологической коррекции, разработка индивидуальных программ по коррекции психического здоровья детей, индивидуальное психологическое консультирование, обучение приемам психосаморегуляции, обучение стратегии и тактике межличностных отношений, консультирование в области профориентации.

-социальный педагог:

функциональные обязанности: изучение качества выполнения ребенком социальных функций, изучение комфортности ребенка в социуме. Основной социальной функцией ребенка является учеба, а основными видами социума – семья, малая детская группа, школьный коллектив. Именно эти критерии можно принять за основу при оценке социального благополучия учащихся.

Обязательным условием результативности работы службы здоровья, является интеграция в деятельности специалистов различного профиля. Интеграция достигается за счет: обмена информацией, выработки единых решений, необходимых для организации и проведения оздоровительной работы; при систематичности и непрерывности деятельности всех структурных единиц службы здоровья; за счет создания оздоровительного пространства, личного комфорта участникам образовательного процесса.

 



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
З.2. Проблемный анализ здоровьесберегающей деятельности школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: З.2. Проблемный анализ здоровьесберегающей деятельности школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)