Профилактика заболеваний органов пищеварения
В период получения общего и профессионального образования организм учащегося испытывает повышенные нагрузки, как умственные, так и физические, что связано с большим расходом энергии и с высоким потреблением пищевых веществ. Нарушение питания в этот период может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем. На сегодняшний день продолжает расти число алиментарно-зависимых заболеваний у учащихся, напрямую связанных с нарушением рационального питания. Особенно большое значение для растущего организма имеет достаточное содержание в пище белка. В рационе детей и подростков белки животного происхождения должны составлять не менее 50% от общего количества белка в рационе, а при повышенной нагрузке его количество необходимо повышать до 60%. При дефиците белка могут возникать переутомление, снижение работоспособности, ухудшение успеваемости. Учащимся образовательных учреждений необходимы полноценные жиры, в особенности сливочное и растительное масла. Потребность в углеводах у детей и подростков значительно выше, чем у взрослых. Энергозатраты организма ребенка увеличиваются при интенсивной умственной деятельности, усиленных занятиях физкультурой и спортом, совмещении учебы с работой. Энергетический баланс зависит от пола и возраста учащегося: в подростковом периоде потребность в энергии увеличивается в связи с усилением деятельности желез внутренней секреции, интенсивными процессами роста и развития организма. Особого внимания требует организация правильного питания учащихся, занимающихся спортом или совмещающих учебу с работой. В связи с высокой потребностью в энергии, которая затрачивается на мышечную работу, калорийность питания таких детей и подростков должна быть повышена в зависимости от нагрузки не мене чем на 10% от общей калорийности. Медицинскому персоналу образовательных учреждений необходимо проводить систематическую санитарно-просветительную работу среди учащихся, их родителей и педагогов, посвященную основам рационального питания. Большинство учащихся и родителей, как правило, осознают важную роль питания для сохранения здоровья, но недостаточно информированы о том, какие факторы питания являются наиболее важными. Целесообразность проведения образовательных программ по формированию навыков и принципов здорового питания в комплексе становления здорового образа жизни, начиная с детского и подросткового возраста, не вызывает сомнения. Принципы здорового питания При формировании рациона питания учащихся, закупках пищевых продуктов образовательными учреждениями и предприятиями школьного питания, составлении меню и приготовлении пищи, предназначенной для детей и подростков, должны соблюдаться принципы адекватного, рационального, сбалансированного, щадящего питания, подразумевающего: - удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями; - сбалансированность рациона по всем пищевым веществам, в т.ч. по аминокислотному составу белков, жирнокислотному составу жиров, обеспеченности углеводами, относящимися к различным классам, достаточности содержания витаминов, минеральных веществ (в том числе микроэлементов); - максимальное разнообразие рациона (разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки); - технологическая (кулинарная) обработка продуктов, обеспечивающая высокие вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности всех продуктов; - исключение из рациона продуктов и блюд, обладающих раздражающими, экстрактивными свойствами, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей и подростков с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов пищеварения; учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимости ими отдельных видов пищевых продуктов или блюд). Режим питания Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям и подросткам необходимо соблюдение режима питания. Изменение интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у детей и подростков. Прием пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Учащимся образовательных учреждений требуется 4-5-разовый прием пищи в течение дня в зависимости от возраста, умственной и физической нагрузки. В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком, а на ужин - молочно-растительные продукты. Для учащихся образовательных учреждений (школьного типа) предусматривается организация двухразового горячего питания, а также реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению промышленного производства, и кулинарных изделий для промежуточного питания учащихся) в достаточном ассортименте. Двухразовое питание предполагает организацию завтрака и обеда, а при организации учебного процесса во 2-ю смену — обеда и полдника. При таком режиме питания предполагается, что учащиеся в первую смену в 7:30 - 8:30 должны получать завтрак дома перед уходом в школу, в 11:00 - 12:00 - горячий завтрак в школе, в 14:30 - 15:30 — после окончания занятий - обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00 - 19:30 - ужин дома. Учащиеся во вторую смену в 8:00 - 8:30 должны получать завтрак дома, в 12:30 - 13:00 - обед в школе или дома перед уходом в школу, в 16:00 - 16:30 -горячее питание - полдник в школе , в 19:30 - 20:00 — ужин дома. Посещение детьми групп продленного дня допускается только при обязательной организации для них двух - трехразового питания (в зависимости от времени пребывания в образовательном учреждении). Для детей 6-летнего возраста предусматривается трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник или завтрак, второй завтрак, обед). Для учащихся (воспитанников) образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием организуется 4-5 разовое питание в зависимости от возраста и состояния здоровья. Рацион питания Питание учащихся должно организовываться с учетом дифференцированного подхода к рациону питания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также подростков, получающих начальное и среднее профессиональное образование. Медицинскому персоналу образовательных учреждений необходимо следить за использованием широкого и разнообразного ассортимента круп, овощей, фруктов, зелени, соков, молочных продуктов, мяса и мясных изделий, субпродуктов, рыбы, продуктов моря. В рационе учащихся должны ежедневно присутствовать мясо или рыба, молоко и молочные продукты, сливочное и растительное масла, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи. В течение недели в питание обязательно следует включать крупы и макаронные изделия, сметану, сыр, яйца, творог, фрукты (плоды, ягоды) или фруктовые соки. При условии строгого соблюдения технологии приготовления блюд в образовательных учреждениях допускается использование таких субпродуктов как печень, сердце, язык. В меню обязательно должны присутствовать свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, картофель, натуральные соки и витаминизированные продукты, в том числе витаминизированные напитки. Примерный суточный набор продуктов для детей школьного возраста.
7.8. Лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях современной общеобразовательной школы могут быть представлены в видесанации полости рта, закаливания школьников, массажа, самомассажа, фитотерапии, ароматерапии, физиотерапии, витаминопрофилактики и т.п. Витаминопрофилактика. Современные научные исследования состояния здоровья учащихся, проживающих в различных регионах России, показали нарушения витаминного статуса детей и подростков, сопровождающиеся пониженным содержанием аскорбиновой кислоты в крови у 70-90% обследованных, ретинола - у 34-64%, тиамина - у 40-51%, рибофлавина у 21% и пиридоксина - у 35% детей. Учитывая недостаточность витаминов в питании большинства учащихся, целесообразна искусственная витаминизация рациона, с учетом возрастной потребности детей в витаминах с использованием специальных витаминизированных продуктов или препаратов витаминов в соответствии с нормативно-методическими документами, утвержденными органами здравоохранения и Госсанэпиднадзора. Для повышения защитных сил организма учащихся в зимне-весенний период в образовательных учреждениях следует проводить дополнительную витаминизацию поливитаминными препаратами не менее 6 месяцев с ноября по май. Необходимо подчеркнуть, что применение поливитаминных препаратов (гексавит, ревит, ундевит или компливит), где, кроме аскорбиновой кислоты, содержатся и другие витамины (А, группы В и др.) оказывает более выраженное влияние на состояние здоровья и витаминный статус учащихся, чем проведение одной только С-витаминизации. В настоящее время АО «Валетек-продимпэкс» разработаны удобные для использования в образовательных учреждениях специализированные продукты: концентраты витаминизированных напитков «Золотой шар» с солями железа, кальция и магния, а также сироп шиповника с витаминами и микроэлементами. В состав концентратов входят бета-каротин, витамины С, А, Д, Е, В1, В2, В6, В12, РР, фолиевая, пантотеновая кислоты, биотин в дозах и соотношениях, соответствующих физиологической потребности человека. В качестве источников минеральных элементов использованы соли органических и неорганических кислот: аскорбинат железа, сульфат железа, лимонноаммиачное железо, лактат кальция, цитрат магния. Регулярное потребление 1-2 стаканов готового напитка в день надежно восполняет дефицит витаминов, железа, кальция и магния. В состав сиропа наряду с ценными природными веществами шиповника и рябины включены все 12 необходимых детскому организму витаминов и важнейшие микроэлементы - железо и йод. Рекомендуемый прием сиропа шиповника с витаминами и микроэлементами: детям 7-17 лет по 2 чайной ложки 2-3 раза в день после еды обеспечивает 40-50 % суточной потребности в витаминах, железе и йоде. Предлагаемые пищевые комплексы с заданным составом способствуют снижению заболеваемости и повышению функциональной дееспособности учащихся. Кроме того, в образовательных учреждениях возможно применение фитоосновы «Лесная сказка», которая содержит концентрированные натуральные соки из плодов пищевых растений и экстракты из лекарственных растений: виноградный, яблочный (из диких сортов) и черноплодно-рябиновый соки, а также экстракты из плодов шиповника и боярышника. Напиток готовится на пищеблоке. Разводится 10 мл фитоосновы «Лесная сказка» в 90 мл кипяченой воды и добавляется в чай или компот один раз в день по 10 мл. Учащиеся, не получающие питания в образовательном учреждении, должны получать готовый напиток по 100 мл через пищеблок. Опыт систематического проведения витаминизации учащихся и рациональной организации питания в образовательных учреждениях свидетельствует об уменьшении количества лиц, часто и длительно болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями, снижении частоты обострении хронических заболеваний, повышении умственной и физической работоспособности детей и подростков. Фитотерапия Фитотерапия является действенным средством в нормализации обмена веществ, повышении иммунобиологических возможностей организма ребенка, улучшении функций нервной, сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения, дыхания, кроветворения, восполнении недостающих микро-нутриентов. Полезными компонентами фитотерапии являются фруктовые и овощные соки, приготовление которых наиболее рационально в домашних условиях. Морковный сок — "король" овощных соков. Он комбинируется практически со всеми другими соками. Богатство каротина (провитамина А) способствует стимуляции синтеза белка и ускорению роста. Морковный сок рекомендуют учащимся, отстающим в физическом и умственном развитии. Сок содержит также витамины РР, В2, В6, С, Е, большое количество железа, кобальта, меди. Все это способствует нормализации обмена веществ, улучшению образования элементов крови и транспорта кислорода. Свекольный сок воздействует на работоспособность многогранно. Он стимулирует образование эритроцитов и улучшает транспорт кислорода к тканям, что обусловлено содержащимися в свекле железом и фолиевой кислотой. Довольно высокое содержание витаминов С, Р, В1, РР способно компенсировать их дефицит после физических нагрузок, особенно в весенний период. Свекольный сок - один из самых богатых йодом. Высокое содержание магния способствует нормализации нервно-мышечной возбудимости при нервных перегрузках и стрессах. При этом хорошо расширяются кровеносные сосуды. Принимать сок лучше вечером. Он оказывает благоприятное действие на нервную систему при неврозах, помогает при бессоннице. Целесообразно назначать свекольный сок в смеси с морковным в соотношении 1:4. В качестве сырья можно использовать не только корнеплоды, но и молодую ботву. Сок петрушки содержит много витаминов А и С. Поэтому его применение показано в сочетании с морковным соком (1:3) при зрительных нагрузках. Сок улучшает функции дыхания, сердечную деятельность, его можно использовать на фоне циклических нагрузок (бег трусцой, ходьба, плавание и др.) Количество сока на прием должно быть не более одной столовой ложки. Сок петрушки можно комбинировать и с соками шпината, салата, сельдерея. Сок сельдерея издавна применяли как "источник силы". После его употребления отмечается повышение общего тонуса, улучшение аппетита, довольно выраженный антитоксический, мочегонный и слабительный эффект. Поэтому его лучше всего назначать учащимся с избыточной массой тела, с нарушениями обмена веществ и быстрой утомляемостью. Сок содержит витамины С, В1, В2, РР и богат органическими соединениями натрия, лишенных побочных эффектов поваренной соли. Сок сельдерея содержит большое количество органического калия, кальция, фосфора, поэтому достаточно хорошо поддерживает минеральный состав крови при высоких физических нагрузках. Особенно рекомендуется сок в жаркую погоду. Сок сельдерея хорошо сочетается с другими овощными и фруктовыми соками. Возможны сочетания: морковь, свекла, сельдерей (8:3:5); морковь, капуста, сельдерей (1:4:5); морковь, сельдерей, редька (8:5:30). Сок салата - повышает общий тонус за счет улучшения сна. Сок снижает перевозбуждение нервной системы и неблагоприятное действие стрессов. В нем содержится почти 30% калия, 15% - кальция, 6% - магния, более 9% — фосфора. Такой набор минеральных веществ оказывает благоприятное действие не только на нервную, но и на мышечную систему. Сок рекомендуется детям, занимающимся оздоровительными, общеукрепляющими физическими упражнениями. Сок салата без примесей можно рекомендовать до 100 мл в день. Удачны комбинации с соком моркови (1:2), моркови и огурца (5:7:4), моркови и граната (5:7:4). Эффективны сочетания сока салата с яблочным соком (1:1) или с соком томата. Томатный сок - излюбленный укрепляющий, освежающий и утоляющий жажду напиток. Сырой томатный сок значительно полезнее, чем сок в консервированном виде. В нем сохраняются сильнодействующие фитонциды, подавляющие процессы брожения и гниения в кишечнике. Сок хорошо стимулирует образование желудочного сока, а также улучшает деятельность сердца, т.к. в нем содержится значительное количество калия. Высокое содержание органических кислот (молочной, яблочной) активизирует обмен веществ, повышает щелочной резерв крови. По содержанию аскорбиновой кислоты томатный сок не уступает цитрусовым. Стакан сока обеспечивает половину суточной потребности в витаминах А и С. Этот сок часто используют в смеси с соком яблок, тыквы и лимона (2:4:1), особенно при необходимости снижения массы тела. Огуречный сок - хорошее мочегонное и послабляющее средство. Он оказывает благоприятное действие на функции сердца, укрепляет стенки сосудов, т.к. содержит калий (до 40%). Сок показан при тяжелых физических нагрузках для профилактики перенапряжения миокарда. Известна способность огуречного сока повышать аппетит, сохранять свежесть и тонус кожи. Сок обладает успокаивающим действием, благоприятно воздействует на нервную систему. В сутки можно применять до 100 мл чистого огуречного сока. Его действие усиливается при комбинации с другими соками, например черносмородиновым, яблочным, грейпфрутовым (2:2:1) или томатным и чесночным (20:20:1). Яблочный сок - способствует нормализации обмена веществ, восстановлению организма после физических нагрузок. В соке содержится довольно много минеральных веществ, существенных для кроветворения: железо и марганец. Яблочный сок богат калием, натрием и кальцием в оптимальных соотношениях, что способствует нормализации функций сердечно-сосудистой системы. Сок виноградный - обладает общеукрепляющим действием, бактерицидным, мочегонным, слабительным, потогонным, отхаркивающим действием. Он снижает содержание холестерина в крови, нормализует артериальное давление. Употреблять сок рекомендуется за 1 час до еды 1-2 раза в день.
7.9. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
К данной форме оздоровительной работы школы относятся: проведение психологической разгрузки, индивидуальное психологическое консультирование, обучение приемам психосаморегуляции, обучение стратегии и тактике межличностных отношений, предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении обучения в школе, определение индивидуальных особенностей, склонностей, потенциальных возможностей учащихся, психологическая коррекция, осуществляемая на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов.
VIII. Как разработать программу оздоровительной работы образовательного учреждения
При написании данной главы мы использовали работу известных авторов в области управления образованием В.С. Лазарева и М.М. Поташника «Как разработать программу развития школы (1993), которая адресована тем научным работникам, преподавателям, руководителям образовательных учреждений, которые занимаются разработкой и экспертизой программ развития образовательных учреждений. Анализ подходов, форм и методов организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья, формированию ценности здоровья и здорового образа жизни в учреждениях образования свидетельствует о следующем. Задача укрепления и сохранения здоровья школьников в последнее время выделяется в качестве одной из ведущих задач учреждения, что является положительным моментом. Различные (отдельные) формы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников используются во многих образовательных учреждений, но в своем большинстве такие формы работы как лекции, беседы малоэффективны, причем эти формы преобладают вне зависимости от возраста учащихся. В то же время в ряде образовательных учреждений уже накоплен опыт комплексной работы по здоровьесбережению. При этом формы и методы этой работы варьируются от штата специалистов, инфраструктуры и оснащенности образовательного учреждения. В ряде образовательных учреждений акцент работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся переносится на медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и лечебные мероприятия. При важной ценности и важности этих вариантов медицинской помощи детям, остается не использованным здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения. Практически во всех регионах разрабатываются программы, которые можно объединить в группу программ «Образование и здоровье». Эти программы, как правило, включают один или несколько блоков (разделов): - рациональную организацию учебного процесса; - внедрению обучающих программ (уроков здоровья, лекции, семинары и т. д.); - работа с детьми во внеурочное время (дни здоровья, соревнования, работа спортивных секций и т. д.); - организация и обеспечение физкультурно-оздоровительной работы, способствующей повышению двигательной активности (динамические паузы, часы активного отдыха); - использование лечебных и оздоровительных процедур. Однако эффективность этих программ не очень высока. Это определяется тем, что регулярно и систематично эта работа проводится не во всех учреждениях образования, программы не рациональны, не реалистичны, во многом не контролируемы. При организации оздоровительной работы, основные факторы риска (нерациональна организация учебно-воспитательного процесса, несоответствие методов и методик обучения и низкая эффективность физкультурно-оздоровительной работы), остаются практически без внимания. Слово «программа» чаще всего ассоциируется у разработчиков в образовательном учреждении с декларацией, которая в действительности не может быть выполнена и обречена стать только бумагой для показа. Программа – сложное средство управления, которое должно обладать определенными качествами, и для ее подготовки нужна специальная технология.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |