Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профилактика заболеваний органов пищеварения



2019-12-29 225 Обсуждений (0)
Профилактика заболеваний органов пищеварения 0.00 из 5.00 0 оценок




В период получения общего и профессионального образования организм учащегося испытывает повышенные нагрузки, как умственные, так и физи­ческие, что связано с большим расходом энергии и с высоким потреблением пищевых веществ. Нарушение питания в этот период может привести к рас­стройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем. На сегодняшний день продолжа­ет расти число алиментарно-зависимых заболеваний у учащихся, напрямую связанных с нарушением рационального питания.

Особенно большое значение для растущего организма имеет достаточное содержание в пище белка. В рационе детей и подростков белки животного происхождения должны составлять не менее 50% от общего количества бел­ка в рационе, а при повышенной нагрузке его количество необходимо повы­шать до 60%. При дефиците белка могут возникать переутомление, сниже­ние работоспособности, ухудшение успеваемости.

Учащимся образовательных учреждений необходимы полноценные жи­ры, в особенности сливочное и растительное масла. Потребность в углеводах у детей и подростков значительно выше, чем у взрослых.

Энергозатраты организма ребенка увеличиваются при интенсивной ум­ственной деятельности, усиленных занятиях физкультурой и спортом, сов­мещении учебы с работой. Энергетический баланс зависит от пола и возрас­та учащегося: в подростковом периоде потребность в энергии увеличивается в связи с усилением деятельности желез внутренней секреции, интенсивны­ми процессами роста и развития организма.

Особого внимания требует организация правильного питания учащихся, занимающихся спортом или совмещающих учебу с работой. В связи с высо­кой потребностью в энергии, которая затрачивается на мышечную работу, калорийность питания таких детей и подростков должна быть повышена в зависимости от нагрузки не мене чем на 10% от общей калорийности.

Медицинскому персоналу образовательных учреждений необходимо проводить систематическую санитарно-просветительную работу среди уча­щихся, их родителей и педагогов, посвященную основам рационального пи­тания. Большинство учащихся и родителей, как правило, осознают важную роль питания для сохранения здоровья, но недостаточно информированы о том, какие факторы питания являются наиболее важными. Целесообраз­ность проведения образовательных программ по формированию навыков и принципов здорового питания в комплексе становления здорового образа жизни, начиная с детского и подросткового возраста, не вызывает сомнения.

Принципы здорового питания

При формировании рациона питания учащихся, закупках пищевых про­дуктов образовательными учреждениями и предприятиями школьного пита­ния, составлении меню и приготовлении пищи, предназначенной для детей и подростков, должны соблюдаться принципы адекватного, рационального, сбалансированного, щадящего питания, подразумевающего:

- удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологи­ческими потребностями;

- сбалансированность рациона по всем пищевым веществам, в т.ч. по аминокислотному составу белков, жирнокислотному составу жиров, обеспе­ченности углеводами, относящимися к различным классам, достаточности содержания витаминов, минеральных веществ (в том числе микроэлемен­тов);

- максимальное разнообразие рациона (разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки);

- технологическая (кулинарная) обработка продуктов, обеспечивающая высокие вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности всех продуктов;

- исключение из рациона продуктов и блюд, обладающих раздражающи­ми, экстрактивными свойствами, а также продуктов, которые могли бы при­вести к ухудшению здоровья у детей и подростков с хроническими заболева­ниями (вне стадии обострения) или компенсированными функциональны­ми нарушениями органов пищеварения;

учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимо­сти ими отдельных видов пищевых продуктов или блюд).

Режим питания

Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспо­собности детям и подросткам необходимо соблюдение режима питания. Из­менение интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у де­тей и подростков. Прием пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Учащимся образовательных учреждений требуется 4-5-разовый прием пищи в течение дня в зависимости от возраста, умственной и физической на­грузки. В первую половину дня следует использовать продукты, богатые жи­вотным белком, а на ужин - молочно-растительные продукты.

Для учащихся образовательных учреждений (школьного типа) предусма­тривается организация двухразового горячего питания, а также реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, гото­вых к употреблению промышленного производства, и кулинарных изделий для промежуточного питания учащихся) в достаточном ассортименте.

Двухразовое питание предполагает организацию завтрака и обеда, а при организации учебного процесса во 2-ю смену — обеда и полдника.

При таком режиме питания предполагается, что учащиеся в первую сме­ну в 7:30 - 8:30 должны получать завтрак дома перед уходом в школу, в 11:00 - 12:00 - горячий завтрак в школе, в 14:30 - 15:30 — после окончания занятий - обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00 - 19:30 - ужин дома.

Учащиеся во вторую смену в 8:00 - 8:30 должны получать завтрак дома, в 12:30 - 13:00 - обед в школе или дома перед уходом в школу, в 16:00 - 16:30 -горячее питание - полдник в школе , в 19:30 - 20:00 — ужин дома.

Посещение детьми групп продленного дня допускается только при обя­зательной организации для них двух - трехразового питания (в зависимости от времени пребывания в образовательном учреждении). Для детей 6-летне­го возраста предусматривается трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник или завтрак, второй завтрак, обед).

Для учащихся (воспитанников) образовательных учреждений с круглосу­точным пребыванием организуется 4-5 разовое питание в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Рацион питания

Питание учащихся должно организовываться с учетом дифференциро­ванного подхода к рациону питания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также подростков, получающих начальное и среднее профессиональное образование.

Медицинскому персоналу образовательных учреждений необходимо сле­дить за использованием широкого и разнообразного ассортимента круп, овощей, фруктов, зелени, соков, молочных продуктов, мяса и мясных изде­лий, субпродуктов, рыбы, продуктов моря.

В рационе учащихся должны ежедневно присутствовать мясо или рыба, молоко и молочные продукты, сливочное и растительное масла, хлеб и хле­бобулочные изделия, овощи. В течение недели в питание обязательно следу­ет включать крупы и макаронные изделия, сметану, сыр, яйца, творог, фрук­ты (плоды, ягоды) или фруктовые соки.

При условии строгого соблюдения технологии приготовления блюд в об­разовательных учреждениях допускается использование таких субпродуктов как печень, сердце, язык.

В меню обязательно должны присутствовать свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, картофель, натуральные соки и витаминизированные про­дукты, в том числе витаминизированные напитки.

Примерный суточный набор продуктов для детей школьного возраста.

 

 

Наименование продуктов

 

Возраст, лет

7-10 11-13

14-17

        юноши девушки
Молоко, мл 500 500 600 500
Творог, г 40 45 60 50
Сметана, г 15 15 20 15
Сыр, г 10 10 20 15
Мясо, г 140 170 220 200
Рыба, г 40 50 70 60
Яйцо, шт. 1 1 1 1
Хлеб ржаной, г 70 100 150 100
Хлеб пшеничный, г 150 200 250 200
Крупы, макаронные изделия, г 45 50 60 50
Мука пшеничная, г 25 30 35 30
Сахар, г 60 65 80 65
Кондитерские изделия, г 10 15 20 15
Масло сливочное, г 25 30 40 30
Масло растительное, г 10 15 20 15
Картофель, г 200 250 300 250
Овощи разные, г 275 300 350 320
Фрукты свежие, г 150-300 150-300 150-500 150-500
Фрукты сухие, г 15 20 25 20

7.8. Лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях современной общеобразовательной школы могут быть представлены в видесанации полости рта, закаливания школьников, массажа, самомассажа, фитотерапии, ароматерапии, физиотерапии, витаминопрофилактики и т.п.

Витаминопрофилактика.

Современные научные исследования состояния здоровья учащихся, про­живающих в различных регионах России, показали нарушения витаминного статуса детей и подростков, сопровождающиеся пониженным содержанием аскорбиновой кислоты в крови у 70-90% обследованных, ретинола - у 34-64%, тиамина - у 40-51%, рибофлавина у 21% и пиридоксина - у 35% детей.

Учитывая недостаточность витаминов в питании большинства учащихся, целесообразна искусственная витаминизация рациона, с учетом возрастной потребности детей в витаминах с использованием специальных витаминизи­рованных продуктов или препаратов витаминов в соответствии с нормативно-методическими документами, утвержденными органами здравоохранения и Госсанэпиднадзора.

Для повышения защитных сил организма учащихся в зимне-весенний пе­риод в образовательных учреждениях следует проводить дополнительную ви­таминизацию поливитаминными препаратами не менее 6 месяцев с ноября по май. Необходимо подчеркнуть, что применение поливитаминных препаратов (гексавит, ревит, ундевит или компливит), где, кроме аскорбиновой кислоты, содержатся и другие витамины (А, группы В и др.) оказывает более выражен­ное влияние на состояние здоровья и витаминный статус учащихся, чем про­ведение одной только С-витаминизации.

В настоящее время АО «Валетек-продимпэкс» разработаны удобные для использования в образовательных учреждениях специализированные продук­ты: концентраты витаминизированных напитков «Золотой шар» с солями же­леза, кальция и магния, а также сироп шиповника с витаминами и микроэле­ментами.

В состав концентратов входят бета-каротин, витамины С, А, Д, Е, В1, В2, В6, В12, РР, фолиевая, пантотеновая кислоты, биотин в дозах и соотношениях, соответствующих физиологической потребности человека. В качестве источ­ников минеральных элементов использованы соли органических и неоргани­ческих кислот: аскорбинат железа, сульфат железа, лимонноаммиачное желе­зо, лактат кальция, цитрат магния. Регулярное потребление 1-2 стаканов гото­вого напитка в день надежно восполняет дефицит витаминов, железа, кальция и магния.

В состав сиропа наряду с ценными природными веществами шиповника и рябины включены все 12 необходимых детскому организму витаминов и важ­нейшие микроэлементы - железо и йод. Рекомендуемый прием сиропа ши­повника с витаминами и микроэлементами: детям 7-17 лет по 2 чайной ложки 2-3 раза в день после еды обеспечивает 40-50 % суточной потребности в вита­минах, железе и йоде.

Предлагаемые пищевые комплексы с заданным составом способствуют снижению заболеваемости и повышению функциональной дееспособности учащихся.

Кроме того, в образовательных учреждениях возможно применение фитоосновы «Лесная сказка», которая содержит концентрированные натураль­ные соки из плодов пищевых растений и экстракты из лекарственных расте­ний: виноградный, яблочный (из диких сортов) и черноплодно-рябиновый соки, а также экстракты из плодов шиповника и боярышника.

Напиток готовится на пищеблоке. Разводится 10 мл фитоосновы «Лесная сказка» в 90 мл кипяченой воды и добавляется в чай или компот один раз в день по 10 мл. Учащиеся, не получающие питания в образовательном учреж­дении, должны получать готовый напиток по 100 мл через пищеблок.

Опыт систематического проведения витаминизации учащихся и рацио­нальной организации питания в образовательных учреждениях свидетельст­вует об уменьшении количества лиц, часто и длительно болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями, снижении частоты обострении хронических заболеваний, повышении умственной и физической работо­способности детей и подростков.

Фитотерапия

Фитотерапия является действенным средством в нормализации обмена веществ, повышении иммунобиологических возможностей организма ре­бенка, улучшении функций нервной, сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения, дыхания, кроветворения, восполнении недостающих микро-нутриентов.

Полезными компонентами фитотерапии являются фруктовые и овощ­ные соки, приготовление которых наиболее рационально в домашних усло­виях.

Морковный сок — "король" овощных соков. Он комбинируется практи­чески со всеми другими соками. Богатство каротина (провитамина А) спо­собствует стимуляции синтеза белка и ускорению роста. Морковный сок ре­комендуют учащимся, отстающим в физическом и умственном развитии. Сок содержит также витамины РР, В2, В6, С, Е, большое количество железа, кобальта, меди. Все это способствует нормализации обмена веществ, улуч­шению образования элементов крови и транспорта кислорода.

Свекольный сок воздействует на работоспособность многогранно. Он стимулирует образование эритроцитов и улучшает транспорт кислорода к тканям, что обусловлено содержащимися в свекле железом и фолиевой кис­лотой. Довольно высокое содержание витаминов С, Р, В1, РР способно компенсировать их дефицит после физических нагрузок, особенно в весенний период. Свекольный сок - один из самых богатых йодом. Высокое содержа­ние магния способствует нормализации нервно-мышечной возбудимости при нервных перегрузках и стрессах. При этом хорошо расширяются крове­носные сосуды. Принимать сок лучше вечером. Он оказывает благоприятное действие на нервную систему при неврозах, помогает при бессоннице. Целе­сообразно назначать свекольный сок в смеси с морковным в соотношении 1:4. В качестве сырья можно использовать не только корнеплоды, но и моло­дую ботву.

Сок петрушки содержит много витаминов А и С. Поэтому его примене­ние показано в сочетании с морковным соком (1:3) при зрительных нагруз­ках. Сок улучшает функции дыхания, сердечную деятельность, его можно использовать на фоне циклических нагрузок (бег трусцой, ходьба, плавание и др.) Количество сока на прием должно быть не более одной столовой лож­ки. Сок петрушки можно комбинировать и с соками шпината, салата, сель­дерея.

Сок сельдерея издавна применяли как "источник силы". После его упо­требления отмечается повышение общего тонуса, улучшение аппетита, до­вольно выраженный антитоксический, мочегонный и слабительный эффект. Поэтому его лучше всего назначать учащимся с избыточной массой тела, с нарушениями обмена веществ и быстрой утомляемостью. Сок содержит ви­тамины С, В1, В2, РР и богат органическими соединениями натрия, лишен­ных побочных эффектов поваренной соли. Сок сельдерея содержит большое количество органического калия, кальция, фосфора, поэтому достаточно хо­рошо поддерживает минеральный состав крови при высоких физических на­грузках. Особенно рекомендуется сок в жаркую погоду. Сок сельдерея хоро­шо сочетается с другими овощными и фруктовыми соками. Возможны соче­тания: морковь, свекла, сельдерей (8:3:5); морковь, капуста, сельдерей (1:4:5); морковь, сельдерей, редька (8:5:30).

Сок салата - повышает общий тонус за счет улучшения сна. Сок снижа­ет перевозбуждение нервной системы и неблагоприятное действие стрессов. В нем содержится почти 30% калия, 15% - кальция, 6% - магния, более 9% — фосфора. Такой набор минеральных веществ оказывает благоприятное действие не только на нервную, но и на мышечную систему. Сок рекоменду­ется детям, занимающимся оздоровительными, общеукрепляющими физи­ческими упражнениями.

Сок салата без примесей можно рекомендовать до 100 мл в день. Удачны комбинации с соком моркови (1:2), моркови и огурца (5:7:4), моркови и гра­ната (5:7:4). Эффективны сочетания сока салата с яблочным соком (1:1) или с соком томата.

Томатный сок - излюбленный укрепляющий, освежающий и утоляющий жажду напиток. Сырой томатный сок значительно полезнее, чем сок в кон­сервированном виде. В нем сохраняются сильнодействующие фитонциды, подавляющие процессы брожения и гниения в кишечнике. Сок хорошо сти­мулирует образование желудочного сока, а также улучшает деятельность сердца, т.к. в нем содержится значительное количество калия. Высокое со­держание органических кислот (молочной, яблочной) активизирует обмен веществ, повышает щелочной резерв крови. По содержанию аскорбиновой кислоты томатный сок не уступает цитрусовым. Стакан сока обеспечивает половину суточной потребности в витаминах А и С. Этот сок часто исполь­зуют в смеси с соком яблок, тыквы и лимона (2:4:1), особенно при необходи­мости снижения массы тела.

Огуречный сок - хорошее мочегонное и послабляющее средство. Он ока­зывает благоприятное действие на функции сердца, укрепляет стенки сосу­дов, т.к. содержит калий (до 40%). Сок показан при тяжелых физических на­грузках для профилактики перенапряжения миокарда. Известна способ­ность огуречного сока повышать аппетит, сохранять свежесть и тонус кожи. Сок обладает успокаивающим действием, благоприятно воздействует на нервную систему. В сутки можно применять до 100 мл чистого огуречного со­ка. Его действие усиливается при комбинации с другими соками, например черносмородиновым, яблочным, грейпфрутовым (2:2:1) или томатным и чесночным (20:20:1).

Яблочный сок - способствует нормализации обмена веществ, восстанов­лению организма после физических нагрузок. В соке содержится довольно много минеральных веществ, существенных для кроветворения: железо и марганец. Яблочный сок богат калием, натрием и кальцием в оптимальных соотношениях, что способствует нормализации функций сердечно-сосудис­той системы.

Сок виноградный - обладает общеукрепляющим действием, бактери­цидным, мочегонным, слабительным, потогонным, отхаркивающим дейст­вием. Он снижает содержание холестерина в крови, нормализует артериаль­ное давление. Употреблять сок рекомендуется за 1 час до еды 1-2 раза в день.

 

7.9. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

 

К данной форме оздоровительной работы школы относятся:

проведение психологической разгрузки, индивидуальное психологическое консультирование, обучение приемам психосаморегуляции, обучение стратегии и тактике межличностных отношений, предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении обучения в школе, определение индивидуальных особенностей, склонностей, потенциальных возможностей учащихся, психологическая коррекция, осуществляемая на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов.

 

VIII. Как разработать программу оздоровительной работы образовательного учреждения

 

При написании данной главы мы использовали работу известных авторов в области управления образованием В.С. Лазарева и М.М. Поташника «Как разработать программу развития школы (1993), которая адресована тем научным работникам, преподавателям, руководителям образовательных учреждений, которые занимаются разработкой и экспертизой программ развития образовательных учреждений.

Анализ подходов, форм и методов организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья, формированию ценности здоровья и здорового образа жизни в учреждениях образования свидетельствует о следующем.

Задача укрепления и сохранения здоровья школьников в последнее время выделяется в качестве одной из ведущих задач учреждения, что является положительным моментом. Различные (отдельные) формы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников используются во многих образовательных учреждений, но в своем большинстве такие формы работы как лекции, беседы малоэффективны, причем эти формы преобладают вне зависимости от возраста учащихся. В то же время в ряде образовательных учреждений уже накоплен опыт комплексной работы по здоровьесбережению. При этом формы и методы этой работы варьируются от штата специалистов, инфраструктуры и оснащенности образовательного учреждения. В ряде образовательных учреждений акцент работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся переносится на медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и лечебные мероприятия. При важной ценности и важности этих вариантов медицинской помощи детям, остается не использованным здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения.

Практически во всех регионах разрабатываются программы, которые можно объединить в группу программ «Образование и здоровье». Эти программы, как правило, включают один или несколько блоков (разделов):

- рациональную организацию учебного процесса;

- внедрению обучающих программ (уроков здоровья, лекции, семинары и т. д.);

- работа с детьми во внеурочное время (дни здоровья, соревнования, работа спортивных секций и т. д.);

- организация и обеспечение физкультурно-оздоровительной работы, способствующей повышению двигательной активности (динамические паузы, часы активного отдыха);

- использование лечебных и оздоровительных процедур.

Однако эффективность этих программ не очень высока. Это определяется тем, что регулярно и систематично эта работа проводится не во всех учреждениях образования, программы не рациональны, не реалистичны, во многом не контролируемы. При организации оздоровительной работы, основные факторы риска (нерациональна организация учебно-воспитательного процесса, несоответствие методов и методик обучения и низкая эффективность физкультурно-оздоровительной работы), остаются практически без внимания.

Слово «программа» чаще всего ассоциируется у разработчиков в образовательном учреждении с декларацией, которая в действительности не может быть выполнена и обречена стать только бумагой для показа.

Программа – сложное средство управления, которое должно обладать определенными качествами, и для ее подготовки нужна специальная технология.



2019-12-29 225 Обсуждений (0)
Профилактика заболеваний органов пищеварения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профилактика заболеваний органов пищеварения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)