Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Закаливание школьников




Закаливание школьников - система гигиенических мероприятий, на­правленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздейст­виям различных метеорологических фак­торов (холод, тепло, радиация, перепады атмосферного давления и т. п.). Это своего рода тренировка организма с использова­нием целого ряда процедур.

При проведении закаливания необхо­димо соблюдать ряд условий: систематич­ность и постепенность, учитывать инди­видуальные особенности, состояние здо­ровья, возраст, пол и физическое развитие; использовать комплексы закаливаю­щих процедур, то есть применять разнооб­разные формы и средства (воздух, вода, солнце и др.); сочетать общие и локальные воздействия.

В процессе закаливания школьники осуществляют самоконтроль, а родители следят за реакциями ребенка на закали­вающие процедуры, оценивают их пере­носимость и эффективность.

Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и солнечные ванны), вода (души, ванны, полоскание горла и др.).

Последовательность выполнения зака­ливающих водных процедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассей­не, растирание снегом и т. д.



Приступая к закаливанию детей и под­ростков, необходимо помнить, что у детей высокая чувствительность (реакция) к резкой смене температур. Несовершенная терморегуляционная система делает их беззащитными перед переохлаждением и перегреванием.

Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Лучше на­чинать летом или осенью. Эффективность процедур увеличивает­ся, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упраж­нениями, играми и т. п.

При острых заболеваниях и обостре­нии хронических заболеваний проводить закаливающие процедуры нельзя!

Моржевание опасно для здоровья де­тей и подростков. Оно ведет к серьезным заболеваниям (пиелонефрит, пневмонии, бронхит, простатит).

Закаливание оказывает общеукрепляющее, оздоровительное действие на ор­ганизм, способствует повышению физи­ческой и умственной работоспособности, улучшает состояние здоровья, снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях полностью исклю­чает их возникновение и обострение.

Закаливание - это комплекс следую­щих мероприятий:

1. Регулирование температуры поме­щений дома и в школе. Показана переме­жающаяся температура. Для школьников младшего и среднего возраста оптималь­ной будет амплитуда колебаний в 5°-7°С, для старших школьников - 8°-10°С.

2. Использование теплозащитных свойств одежды. Школьники должны быть одеты в соответствии с температурой окружающей среды. Теплорегуляция ор­ганизма обеспечивает поддержание тепло­вого равновесия лишь в относительно не­больших пределах. При активных движе­ниях (играх) мышцы продуцируют боль­шое количество тепла, которое, накапли­ваясь, ведет к перегреванию тела. В со­стоянии покоя (отдыха), возникает охлаж­дение (переохлаждение), что может при­вести к простуде. Если игры проводятся на улице, особенно в ветреную погоду, то из­лишне теплая одежда не позволяет орга­низму справиться с перепадом темпера­тур, отрицательно влияет на здоровье.

3. Проведение больших школьных пе­ремен на открытом воздухе, в движении.

4. Пребывание на открытом воздухе (прогулки, игры и т. п.). Активный отдых на воздухе — мощный оздоровительный фактор. Закаливающий эффект возника­ет, если одежда соответствует погодным условиям. Продолжительность пребыва­ния на воздухе – 3 - 3, 5 для учащихся на­чальных классов; 2, 5 - 3 ч для 6-8 классов и 2 - 2, 5 ч - для старшеклассников. Про­гулки снимают утомление, психоэмоцио­нальные перегрузки, кровь лучше обога­щается кислородом, улучшается работа головного мозга, ребенок лучше спит...

Специалистами разработаны специ­альные методики проведения закаливаю­щих процедур. Вот некоторые из них.

Солнечные ванны, ультрафиолетовое об­лучение (УФО). Солнечные лучи - силь­нодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять, его необходимо строго дозировать:

Солнечные ванны принимают не поз­же, чем за 1 ч до еды и не раньше, чем че­рез 1, 5 ч после еды. Нельзя их принимать натощак.

Во время приема солнечных ванн не­обходимо защитить голову от прямых сол­нечных лучей.

Солнечные ванны лучше принимать в движении - ходьбе, играх, гребле и т. п.

После приема солнечной ванны реко­мендуется выкупаться или принять душ и перейти в тень.

При этом необходимо учитывать инди­видуальные особенности каждого ребен­ка, проводить постоянный контроль за его самочувствием (сильное покраснение ко­жи, обильное потоотделение требуют не­медленного прекращения приема солнеч­ной ванны).

Показателем эффективности солнеч­ных ванн служит самочувствие ребенка.

Оптимальное время для приема сол­нечных ванн - утренние часы: в южных регионах - от 7 до 10-11 ч, в средней полосе - от 8 до 12 ч, в северных - от 9 до 13 ч. Для адаптации организма к солнеч­ным лучам целесообразно первые 2-3 дня находиться в тени в обнаженном виде. По­сле этого можно принимать солнечные ванны.

Длительность первой солнечной ванны - 5 мин, второй - 10, третьей - 15 мин и т. д. Общая продолжительность сол­нечной ванны - не более 1 ч. Для ослаб­ленных детей это время сокращается.

Соблюдение указанных правил важно потому, что злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные нару­шения в организме — солнечный и тепло­вой удары, ожоги, расстройства ЦНС (на­рушение сна, возбудимость и т. п.).

Противопоказания для приема солнеч­ных ванн: повышение температуры тела, катар верхних дыхательных путей, острое воспаление легких, обострение заболева­ний почек, пороки сердца и др.

В осенне-зимнее время года возможно применение ультрафиолетового облуче­ния в соляриях или в домашних условиях от кварцевых ламп. Детям, склонным к простудным заболеваниям, полезны кварцевание стоп и прием аскорбиновой ки­слоты.

Противопоказанием к приему солнеч­ных ванн (или УФО) для взрослых явля­ются: мастопатия, миома матки, гиперто­ническая болезнь 2 - 3 ст., перенесен­ный инфаркт миокарда и различные онко­логические заболевания.

Воздушные ванны принимают при тем­пературе воздуха не ниже 16°-18°С, вна­чале в течение 5-10 мин, затем к 25-й ми­нуте доводят ее до 12°С. Воздушное зака­ливание необходимо сочетать с физиче­скими упражнениями, играми и пр. При применении воздушных ванн надо соблю­дать определенные правила:

- воздушные ванны принимают за час до обеда или через 1, 5 ч после;

- воздушные ванны рекомендуется соче­тать с ходьбой, работой на пришкольном участке, подвижными играми и т. п.;

- место приема ванн должно быть защи­щено от резкого ветра;

- в день принимать не более одной воз­душной ванны;

- во время процедуры необходим кон­троль за самочувствием школьников.

Весной и летом рекомендуется пребы­вание детей на воздухе полуобнаженными (в трусиках), а в теплую солнечную погоду - босиком.

Водные процедуры - более интенсив­ные закаливающие средства. Главным фактором закаливания здесь является тем­пература воды. Начинать закаливание во­дой следует летом или осенью. Лучше про­водить закаливание утром после сна и ут­ренней зарядки (гимнастики) или кросса. Температура воздуха должна составлять 17°-20°С, а воды - 33°-34°С. Затем тем­пературу воды снижают каждые 3-4 дня на 1 градус. Во время процедур не должно быть никаких неприятных ощущений и озноба. Ниже приводятся наиболее дос­тупные и распространенные методы зака­ливания водой.

Закаливание носоглотки —по­лоскание горла прохладной, а затем хо­лодной водой. При холодной погоде сле­дует дышать носом, это исключает охлаж­дение миндалин и горла. Воздух, проходя через носоглотку, согревается.

Обливание стоп производят из лейки или кувшина. Температура воды - 28°-27°С, через каждые 10 дней ее снижа­ют на 1—2 градуса, но не менее чем до 10°С. Затем ноги вытирают досуха. Обычно эту процедуру проводят вечером перед сном.

Ножные ванны. Ноги погружают в ведро или таз с водой. Начальная темпера­тура -30°-28°, конечная - 15-13°С. Через каждые 10 дней ее понижают на 1-2 граду­са. Длительность первых ножных ванн - не более 1 мин, а в конце до 5 мин. После ван­ны ноги досуха вытирают и растирают.

Контрастные ножные ванны. Берется два ведра или таза. В одно ведро (таз) наливают горячую (температура 38 - 42°С), а в другое - холодную (30-32°С) воду. Сперва ноги погружают на 1, 5 - 2 мин в горячую воду, затем на 5-10 с - в холодную. Такую смену производят 4-5 раз. Через каждые 10 дней температуру хо­лодной воды снижают на 1-2 градуса и к концу курса доводят до 15-12°С.

Хождение босиком - один из древнейших приемов закаливания. Реко­мендуется летом и осенью. Продолжи­тельность хождения зависит от температу­ры земли (можно ходить по росе, вдоль бе­рега реки или моря). В домашних услови­ях ходят по коврику, предварительно смо­ченному холодной водой. Полезно также хождение босиком по снегу после посеще­ния сауны (бани), с последующим посе­щением парилки и прогреванием ног (в таз налить горячую воду и опустить в нее ноги на 1-2 мин).

Обтирание — начальный этап зака­ливания водой. Для этого используют мяг­кую рукавицу или махровое полотенце, смоченное в холодной воде. Последова­тельность обтирания: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений - от периферии к центру, по ходу сосуди­сто-нервного пучка.

Температура воды снижается каждые 10 дней на 1-2 градуса. Для младших школьников начальная температура зи­мой 32-30'С, летом – 28-26°С, конечная температура, соответственно, - 22°-20°С и 18°-16°С. Для школьников среднего и старшего возрастов зимой она должна быть 30°-28°С, летом - 26-24°С, конеч­ная температура, соответственно, 18°- 16° С и 16°-14°С. Обтирание рекомендует­ся совершать утром после зарядки, с по­следующим растиранием всего тела сухим махровым полотенцем. Температура воздуха - 15°-16°С.

Обливание туловища - следую­щий этап закаливания. Начинают с воды комнатной температуры, снижая ее посте­пенно до 20° - 18° С. Обливание произво­дят из кувшина или лейки. Голову обли­вать не рекомендуется. Начальная темпе­ратура воды для младших школьников зи­мой не должна быть ниже 30°С, летом — не ниже 28°С, конечная, соответствен­но, - 20°С и 18°С. Снижение должно про­исходить постепенно через каждые 10 дней. Для школьников средних и старших классов температура воды зимой - 28°С, летом - 24°С, конечная, соответствен­но, - 18°С и 16°С.

После обливания надо насухо вытереть тело махровым полотенцем.

Купание в открытых водое­мах - один из лучших и мощных спосо­бов закаливания (море, река, озеро, пруд). При проведении закаливающей процеду­ры необходимо обеспечить безопасность детей и соблюдать ряд правил:

- купаться надо не позже чем за 1 ч до еды или через 1 - 1, 5 ч после;

- в воде надо активно двигаться (плавать, выполнять какие-нибудь упражнения);

- не входить в воду потным, разгорячен­ным или в нездоровом состоянии;

- температура воды должна быть 20°- 22°С и воздуха не ниже 24°С.

После купания тело обтирается досуха махровым полотенцем, если появилась «гусиная кожа», то тело надо растереть по­лотенцем и одеть сухое теплое белье.

Продолжительность купания опреде­ляют по температуре воды и воздуха. Чем ниже температура воды, тем меньше сле­дует находиться в воде.

Растирание снегом или купа­ние в холодной воде (моржевание). Ходьба по снегу и растирание сне­гом при посещении бани (сауны) возмож­но лишь для закаленных детей. Моржевание для детей и подростков - нежелатель­ная процедура, так как у них еще несовер­шенна система терморегуляции, и воздей­ствие низкой (моржевание) или высокой (сауна) температуры приводит к различ­ным заболеваниям (почек, легких, эндок­ринных желез и др.).

Баня. Банная процедура в сочетании с водными оказывает благоприятное возможность отдохнуть. зака­ливающие влияние. Но при передозиров­ке в организме возникают отрицательные явления. Дошкольникам не следует посе­щать сауну с высокой температурой (выше 90°С). Дозировка банной процедуры осу­ществляется по времени нахождения в ба­не и высоте полк. После посещения бани можно принять душ или ванну, поплавать, с последующим вытиранием насухо. Ре­бенка можно завернуть в простыню и дать ему отдохнуть.

 

7.6. Просветительская работа по формированию здорового образа жизни школьников осуществляется, как правило, в ходе проведения классных часов, тематических бесед, лекций, родительских собраний, развлекательных тематических мероприятий, выпуска стенных газет (см. глава 10).

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7