Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Привлечение к уголовной ответственности депутатов



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Привлечение к уголовной ответственности депутатов 0.00 из 5.00 0 оценок




24 июля 2008 г. в Кулябе состоялась внеочередная 18-я сессия городского маджлиса народных депутатов. На заседании депутаты рассмотрели представление прокурора Хатлонской области от 6 мая 2008 г., в котором он попросил народных избранников дать согласие на привлечение к уголовной ответственности заместителя директора Центра репродуктивного здоровья и планирования семьи, депутата городского маджлиса Фариштамох Салиховой. По словам прокурора города, советника юстиции первого класса Насрулло Махмудова, депутаты дали свое согласие, и теперь будут проведены дальнейшие следственные мероприятия. Депутат Ф.Салихова была задержана 30 апреля 2008 г. Кулябской региональной прокуратурой в момент получения взятки в размере 400 сомони. Поскольку Ф.Салихова является депутатом городского маджлиса, после пребывания в изоляторе временного содержания в течение 48 часов, она была выпущена под подписку о невыезде.

А 30 апреля 2008 г. на сессии Согдийского областного маджлиса депутаты единогласно поддержали просьбу прокурора области Хайрулло Саидова о лишении депутатской неприкосновенности бывшего руководителя хозяйства имени Мичурина Бободжонгафуровского района Домуллобобо Бабаева. Прокуратура намеревается привлечь его к уголовной ответственности за манипуляции с землей. Он подозревается в том, что по сговору с главным экономистом хозяйства, который в данное время находится под стражей, продавал землю. Впоследствии на этих участках были построены дома, которые подлежат сносу.

II . Свобода от пыток

 

Проблема пыток является одной из самых актуальных проблем в Таджикистане. В стране не ведется конкретной статистики и учета фактов и случаев применения пыток. Следовательно, нет реальной информации о масштабе применяемых пыток, согласно которой возможно делать выводы и предлагать определенные конкретные предложения и рекомендации по соблюдению свободы от пыток. Законодательство страны предусматривает уголовную ответственность за применение пыток, но нет определенной и конкретной статьи в УК РТ, за применение пыток. Введенное изменение в Уголовный кодекс (УК) РТ, в статью 117 (Истязание), где в коротком примечании дано понятие пыток, было воспринято со стороны практикующих юристов положительно, так для республики это явилось шагом на пути к реализации взятых на себя обязательств по гарантированию и защите свободы от пыток. Иными словами, законодательство РТ предусматривает базовые гарантии пресечения пыток, но определение понятия «пытки» является неполным в соответствии с международными нормами, в частности со ст. 1 Конвенции против пыток. 

 Надо отметить, что с момента принятия данного изменения в УК и по нынешнее время нет информации о применении данной нормы в практике правоохранительных или судебных органов в случае применения пыток со стороны должностных лиц. Как и раньше, к должностным лицам, применившим пытки или другие виды недозволенного обращения, применяются: ст. 354 (принуждение к даче показаний лицом, производящим дознание, предварительное следствие или осуществляющим правосудие) УК РТ; а также ст. 316 УК РТ (превышение должностных полномочий), которая предусматривает наказание за совершение должностным лицом преступления в виде действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства. Часть 3 данной статьи устанавливает наказание за совершение должностным лицом превышений своих полномочий путем применения насилия или угроз, а также путем применения оружия или других специальных средств.

Тем не менее, Таджикистан не поддерживает систематический подход к вопросам, связанным с обвинениями в применении пыток или лицами, применяющими пытки. Пытки воспринимаются как нечто, на что власти смотрят «сквозь пальцы» по причине пассивного отношения к этой проблеме, что внушает чувство безнаказанности лицам, практикующим пытки. Жертв пыток лишают своевременного доступа к адвокатам или медицинскому освидетельствованию и посещений членами их семей. На практике нет стандартных процедур направления жалоб или подачи судебных исков в отношении пыток. Зачастую жертвы боятся обращаться в правоохранительные органы, в суд, прокуратуру, службы внутреннего расследования, поскольку у лиц, подвергшихся пыткам, не остается надежды и веры на помощь со стороны государственных органов. Держа при себе все, что с ними произошло, так и не добившись восстановления своих прав, и радуясь самому освобождению от рук сотрудников правоохранительных органов, или же боясь повторения примененных методов недозволенного расследования в силу полученных угроз, жертвы пыток панически боятся куда-либо обращаться.

В 2007-2008 г.г. в правозащитные организации поступали жалобы о жестоком обращении с заключенными в местах лишения свободы. Родственники и родные осужденных не знают, куда обратиться за помощью. Несмотря на то, что существуют специальные государственные органы, занимающиеся надзором за соблюдением законности в закрытых учреждениях, они не верят в эффективность данных процедур.

В 2007-2008 г.г. Коалиция против пыток, в которую входили представители НПО, практикующие юристы и журналисты, провели кампанию по освещению в СМИ случаев применения пыток, регистрации/документировании жалоб о применении пыток. По результатам документирования случаев жестокого обращения, можно сделать выводы, что распространенным видом недозволенного обращения является физическое насилие: избиение дубинкой, руками и ногами по всем частям тела, электрошок, побои, изнасилование мужчин и др. Также применялись другие виды пыток и жестокого обращения: содержание инкоммуникадо, раздевание донага, запугивание, угроза голода, угроза расправой, в том числе над родственниками,подвешивание к потолку, избиение по голове, на которую предварительно положена книга. Практически во всех случаях жестокого обращения преследовалась одна цель - получение признательных показаний. В большинстве случаев медицинская помощь пострадавшим не оказывалась, также не проводилось медицинское освидетельствование. Очень редко назначаются судебно-медицинские экспертизы, или же назначаются поздно, когда следы побоев исчезают. Жертвы пыток используют для защиты своих прав, в основном, правовые методы, например, обращение с жалобой в прокуратуру. Однако большинство жертв пыток не обращаются никуда, поскольку не верят в справедливое рассмотрение дела. Не всегда жертва пыток готова выйти с открытым обращением в СМИ, потому что они боятся огласки того, что с ними произошло.

Мэтью Прингл, Программный офицер Ассоциации по предотвращению пыток, расположенной в Женеве, 8 июля 2008 г. в своей презентации по заключительным замечаниям Комитета ООН против пыток по Таджикистану в ходе круглого стола «Таджикистан и Комитет ООН против пыток. Год спустя: достижения и будущие перспективы» подчеркнул, что вызывают озабоченность частые сообщения о широком распространении практики применения пыток и жестокого обращения со стороны персонала правоохранительных органов, неблагоприятных условиях содержания под стражей, плохом санитарно-гигиеническом состоянии и медицинском обслуживании задержанных и заключенных, а также отсутствие системы мониторинга мест содержания под стражей. По его мнению, одним из путей решения этих проблем могла бы стать ратификация Факультативного протокола к Конвенции против пыток, которая позволила бы создать в стране независимый национальный институт общественного контроля над закрытыми учреждениями, чтобы гражданское общество могло проводить мониторинги в этих учреждениях.

      По мнению советника по человеческому измерению Бюро ОБСЕ в Душанбе Паяма Фуруги, «власти Таджикистана должны открыть доступ представителям Международного Комитета Красного Креста и правозащитникам в пенитенциарные учреждения республики». По его словам, в 2004 г. президент страны разрешил Красному Кресту посещать закрытые учреждения и иметь постоянный контакт с осужденными, однако, доступ в тюрьмы для сотрудников этой международной организации был открыт лишь на несколько месяцев.

Проблему пыток признают и представители правоохранительных органов страны. Бюро ОБСЕ в Душанбе организовало в конце ноября 2008 г. семинар для представителей кризисных центров НПО, на котором начальник следственного управления МВД Таджикистана Тохир Норматов, отвечая на вопросы участников о применении пыток сотрудниками милиции в отношении задержанных в ходе следствия, подтвердил, что факты пыток существуют, и они не изжиты. «Есть, к сожалению, у нас такие сотрудники, которые не мозгами, а палкой хотят раскрыть преступления, добыть себе очередное повышение. Но с каждым годом их становится все меньше и меньше, поскольку над этой проблемой работает управление внутренней безопасности. В результате такие сотрудники у нас долго не задерживаются: ежегодно около 30 милиционеров садится на скамью подсудимых за подобные преступления, и лишаются права работать в правоохранительных органах», - заявил Т. Норматов. Одновременно он сообщил о предстоящем создании в системе МВД управления профилактической службы, которое будет контролировать работу милиционеров и взаимодействовать с НПО, лидерами махаллей (дворовых общественных комитетов) и общественными советами.

 

 

III . Право на справедливое судебное разбирательство

 

Судебная система

Судебная власть в любом демократическом государстве занимает особенное место, ибо без существования независимых и беспристрастных судов не может быть демократического общества. Суды исполняют очень важную функцию контроля над исполнительной и законодательной властями, являясь основным институтом, в котором человек может защитить свои права. Однако все большее количество специалистов юриспруденции и рядовых граждан с большим сожалением отмечают, что судебная власть в Таджикистане достаточно слабо противостоит бесчисленным нарушениям прав граждан, преступности и повсеместному распространению правового нигилизма, что она не является независимой и не способна самостоятельно принимать те или иные решения.

Представители правозащитных организаций Таджикистана также отмечают, что все еще отсутствует полная и достоверная информация о масштабах таких нарушений, отсутствует статистическая информация о количестве лиц, привлеченных к ответственности за нарушения прав человека в ходе предварительного следствия и суда.

Предварительные результаты мониторинга судебных процессов с августа по ноябрь 2008 г., проведенного Общественной организацией «Центр по правам человека», свидетельствуют о том, что доступ к судам достаточно затруднен для общественности. Члены мониторинговой группы в городах Душанбе и Вахдат, а также Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) сталкивались с трудностями при получении информации о судебных заседаниях. В канцеляриях судов получить информацию было невозможно. Одни работники судов отказывали в предоставлении информации, ссылаясь на запрет со стороны администрации суда. Другие подчеркивали, что предоставление информации не входит в круг их обязанностей или обосновывали отказ тем, что судьи сами назначают день проведения судебных заседаний и точную информацию можно получить только у них.

Следует отметить, что с проблемой доступа к информации в судебных органах страны сталкиваются и представители СМИ. Как отмечают сами журналисты, невозможно получить какую-либо информацию в районных судах города Душанбе. Большинство судей, отказывая предоставить информацию, рекомендуют журналистам получить разрешение в Совете юстиции РТ и только при наличии такого разрешения судьи обещают предоставить ту или иную информацию.

На недостатки в судебной системе страны указал и председатель Совета юстиции РТ Ш.Шохиен в ходе пресс-конференции, состоявшейся 29 октября 2008 г. в Душанбе. Среди недостатков он назвал, прежде всего, нарушение установленных законом сроков при рассмотрении того или иного дела, несоблюдение норм законов при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических дел в судах республики и отсутствие единой практики назначения наказаний. Ш.Шохиен также отметил, что большое внимание в работе Совета юстиции уделяется проблеме подбора и расстановки кадров.

По его данным, за девять месяцев 2008 г. двое судьей были привлечены к уголовной ответственности за незаконные деяния. Один судья из Кубодиенского района был осужден за коррупционное преступление. Судья Джиликульского района – за мошенничество. Пять судей были освобождены от своих должностей по собственному желанию, один судья – в связи с уходом в отставку, пять судей – в связи с переходом на другую работу.

23 июня 2007 г. президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал указ «О программе судебно-правовой реформы в РТ». Основной целью программы является укрепление судебной власти и судебной системы, повышение роли суда в защите прав, свобод и законных интересов граждан, государства, организаций и учреждений, усиление требований в отношении судебных кадров, повышение их знаний, опыта и ответственности.

Программой предусматривалось принятие в новой редакции Уголовно-процессуального кодекса (УПК), Гражданского процессуального кодекса (ГПК), Кодекса «Об экономическом судопроизводстве» и Административного кодекса. Программа предусматривала также разработку и представление проекта Конституционного закона РТ «О внесении изменений и дополнений в Конституционные законы РТ «О судах РТ» и «О Конституционном суде РТ»; представление проектов законов РТ «О третейских судах» и «Об исполнительном производстве»; разработка и представление материалов, связанных с переводом системы исполнительного производства от Высшего экономического суда и Совета юстиции РТ министерству юстиции РТ; создание судебных коллегий по административным и семейным делам.

Следует отметить, что в 2008 г. наблюдались последовательные шаги правительства по укреплению законодательной базы для доступа граждан страны к правосудию.

В течение года были приняты новый Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК) и Кодекс «Об экономическом судопроизводстве». Председатель Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ) Рахматилло Зойиров воспринял принятие нового Гражданско-процессуального кодекса как «положительный момент, поскольку сроки обращения в суд для граждан увеличились, также введено право на обжалование с момента решения суда». «К возможным недостаткам можно отнести право судей заочного рассмотрения дел, поскольку в определенных ситуациях это дает судьям возможность злоупотребления», - сказал Р. Зойиров.

27 февраля 2008 г. был принят Закон РТ «Об уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан». Закон определяет порядок его назначения и освобождения от должности, полномочия и формы деятельности данного органа для защиты и продвижения прав человека в Таджикистане.

В Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) Республики Таджикистан было внесено дополнение в ст. 62: «Доказательства, добытые в процессе дознания и предварительного следствия путем принуждения, угрозы, пытки, жестокостью или другими незаконными методами, считаются не действительными». Данное нововведение в процессуальное законодательство является важной гарантией свободы от пыток.

В 2008 г. был принят новый закон «О третейских судах», в соответствии с которым будет узаконен новый, частный институт третейских судов в Таджикистане. Напомним, что создание института третейского суда и подготовка общественного мнения готовились последние пять лет государственными, международными и неправительственными организациями. Посредством третейских судов можно будет разрешать спорные вопросы, в основном хозяйственного характера, между частными лицами и организациями, например, урегулирование споров между участниками процесса производства и реализации хлопка, без обращения в государственные суды, и без того перегруженные множеством дел, ожидающих рассмотрения.

Внесены также поправки в Закон «О конституционном суде», в соответствии с которыми расширяется круг лиц и субъектов, имеющих право обращения в эту инстанцию. Согласно им, физические и юридические лица смогут обращаться в КС с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод, связанных с примененным или подлежащим применению законом, другим правовым актам.

Ранее, в 2002 г., был установлен ограниченный круг лиц и субъектов, имеющих право обращения в КС, в связи с чем, в 2007 г. Конституционным судом было рассмотрено всего два дела. Но с принятием этой поправки работа Конституционного суда активизируется, что значительно расширит возможности граждан Таджикистана и юридических лиц в защите своих прав.    

В декабре верхней палатой таджикского парламента были внесены изменения в Конституционный Закон «О судах Республики Таджикистан». В соответствии с ними, Верховный суд Республики Таджикистан получил расширенные возможности по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции. Отныне, в случае аннулирования двух или более судебных решений в каком-либо суде, ВС получил право забирать эти гражданские дела с ведения судов республики в своё судопроизводство и рассматривать в качестве суда первой инстанции.

 «Программой о судебно–правовой реформе в РТ» предусматривалось принятие в новой редакции Уголовно-процессуального кодекса (УПК), который на декабрь 2008 г. так и не был принят. На конференции «Таджикистан и 60-я годовщина Всеобщей декларации прав человека», посвященной Международному дню прав человека и прошедшей в Душанбе 10 декабря 2008 г., министр юстиции РТ Бахтиер Худоеров сообщил, что в Уголовно-процессуальный кодекс, разрабатываемый в настоящее время рабочей группой, вносятся все требования международных документов, которые связаны с уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов.

Он добавил, что конституционные требования о принципах состязательности и равенства сторон нуждаются в конкретных механизмах их реализации, которые должны быть разработаны в УПК.

Говоря о новой редакции УПК, министр юстиции сообщил, что в проекте этого кодекса приложены все усилия для реального обеспечения равноправия сторон в уголовном процессе. «Вопросы ограничения конституционных прав граждан, в первую очередь, вопросы санкционирования ареста включены в компетенцию судов. Озвучен вопрос о том, что все доказательства, которые будут стоять в основе обвинения, должны быть добыты правоохранительными органами в строгом соответствии с УПК. Все доказательства, добытые не процессуальным путем, не будут иметь доказательственную силу», - сказал Худоеров. 

Однако председатель Коллегии адвокатов Согдийской области Мохира Усманова считает, что в Таджикистане прокуратура имеет широкие полномочия, связанные не только с преследованием обвиняемых от имени государства, но также и с надзором за точным и единообразным исполнением законов на территории страны (ст.93 Конституции РТ). «Если учитывать, что Закон об органах прокуратуры является Конституционным законом, пользующимся верховенством по отношению к обычным законам, то даже принятый в новой редакции УПК, соответствующий международным стандартам, не будет применяться до тех пор, пока Конституционный закон об органах прокуратуры не будет изменен», - отметила М. Усманова.

 

Система адвокатуры

 

В Таджикистане еще одной проблемой остается реформирование системы адвокатуры. В 2006 г. была предпринята попытка провести реформу адвокатуры в аспекте судебно-правовой реформы. Был подготовлен проект Концепции реформирования адвокатуры Республики Таджикистан. Концепция была разработана при финансовой поддержке Таджикского филиала Института «Открытое Общество–Фонд содействия» в 2006 г. В состав рабочей группы по разработке Концепции входили представители Республиканской коллегии адвокатов, поверенные адвокаты, преподаватели вузов.

В некоторых странах (Россия, Нидерланды, Германия, США, Франция) адвокаты состоят в одном из адвокатских объединений. Например, в Германии и Франции – в коллегии адвокатов, в США – в Ассоциации адвокатов, в России – в Федеральной палате адвокатов РФ.

В связи с этим, в Концепции подчеркивалась необходимость учреждения единого национального объединения (например, Союза) адвокатов РТ. Эксперты отмечали, что модельным вариантом может стать создание Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Члены рабочей группы по разработке Концепции реформирования адвокатуры РТ посетили г. Москву и Ивановскую область Российской Федерации, где ознакомились с опытом реформирования адвокатуры РФ. Поскольку опыт РФ показался приемлемым для Таджикистана, членами рабочей группы было предложено создание единого адвокатского органа наподобие Федеральной палаты РФ.

В Концепции предлагается создать единую организацию адвокатов, которая будет некоммерческим, негосударственным объединением, основанным на обязательном членстве всех адвокатов Таджикистана, объединившихся для совместного обеспечения корпоративных интересов.

Эта организация должна будет осуществлять представительство и защиту интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, координировать деятельность адвокатских органов на местах, принимать меры, направленные на обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи. В рамках этой организации предусматривается создание региональных отделений во всех регионах страны.

Специальный докладчик ООН по вопросу независимости судей и адвокатов в Республике Таджикистан Леонардо Деспуи в своем докладе от 30 декабря (по итогам своего визита в Таджикистан с 23 по 30 сентября 2005 г.) также рекомендовал «создать единый, основанный на принципах самоуправления орган с обязательным членством, который ведал бы всеми связанными с адвокатурой вопросами, такими, как доступ к юридической профессии, отрешение от профессии, принятие дисциплинарных мер, соблюдение этических норм и непрерывное юридическое образование. Этот орган должен быть независим от исполнительной власти»[2].

В июне 2008 г. в городах Курган-Тюбе Хатлонской области и Худжанде Согдийской области прошли круглые столы на тему: «Реформа адвокатуры в аспекте судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан», организованные филиалом Института «Открытое Общество-Фонд содействия» в Таджикистане. В данном мероприятии приняли участие практикующие адвокаты, представители общественных организаций, работающие в сфере защиты прав человека и осуществляющие свою деятельность на юге и севере страны, а также эксперты Общественной организации «Бюро по правам человека и соблюдению законности» и адвокаты Коллегии адвокатов города Душанбе.

В ходе круглого стола были презентованы отчет по «Индексу независимости правовой профессии в Таджикистане», «Рекомендации по реформе адвокатуры Таджикистана», а также проект Концепции реформы адвокатуры РТ.

Напомним, что с 2004 по 2005 г.г. Американская ассоциация юристов (ABA/CEELI) при поддержке Таджикского филиала Института «Открытое общество-Фонд содействия» провела исследование «Индекс реформы правовой профессии для Таджикистана». В основе Индекса лежат 24 фактора, вытекающих из международно-признанных стандартов для правовой профессии юристов и определенных такими организациями, как ООН и Совет Европы. В Индексе перечисляются, как положительные, так и отрицательные факторы, которые наблюдаются в деятельности адвокатов в Таджикистане.

Участниками круглых столов была затронута проблема оказания бесплатной юридической помощи, которая, по мнению, адвокатов, является серьезной. «В настоящее время бесплатная юридическая помощь оказывается адвокатами Коллегий адвокатов и юристами общественных объединений в рамках проектов, осуществляемых при поддержке международных организаций. Адвокаты-поверенные никаким образом не вовлечены в процесс предоставления бесплатной юридической помощи», - сказала руководитель аналитического центра Бюро по правам человека и соблюдению законности Галина Деревенченко. 

В ходе круглых столов был затронут вопрос о доступе к юридическим профессиям, статусе, полномочиях и образовании адвокатов. Было отмечено, что, несмотря на то, что по этим вопросам в Индексе правовой реформы были даны положительные заключения, доступ к юридическим профессиям оставляет желать лучшего. Эксперты подчеркнули, что до недавнего времени в Горно-Бадахшанской автономной области на 200 тысяч населения приходился 1 адвокат - представитель Республиканской коллегии адвокатов. На сегодняшний день в этом регионе ведут свою деятельность еще несколько адвокатов-поверенных и действуют несколько юристов-консультантов, не имеющих статус адвоката. По мнению экспертов, это, в первую очередь, связано с нежеланием работать в отдаленных регионах, где тяжелые условия жизни, а у населения нет достаточных средств, чтобы оплачивать услуги адвокатов.

       Консультант Бюро по правам человека и соблюдению законности РТ Нигина Бахриева считает, что государство должно стимулировать адвокатов, чтобы те осуществляли свою деятельность и в отдаленных районах и областях страны. «Если мы говорим о том, что Конституция нашей страны гарантирует доступ гражданам к юридической помощи, это означает, что государство обязано предпринимать определенные меры для того, чтобы на местах также действовали адвокаты, и у населения был доступ к юридической помощи», - сказала она.

По итогам двух круглых столов участниками были выработаны рекомендации, в которых, в частности, говорится о необходимости создания единого, самостоятельного, независимого, профессионального объединения адвокатов, развитии организационно-правовых форм адвокатской практики, внесении дополнения в уголовно-процессуальное законодательство РТ и указания, что основанием допуска адвоката к участию в уголовном деле в качестве защитника являются ордер и удостоверение. Кроме того, в данном документе отмечается, что деятельность адвокатов-поверенных должна быть регламентирована нормами, устанавливающими специальные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии, как необходимые условия для осуществления ими юридических услуг, повышения качества базового юридического образования, обучения и допуска к профессии адвоката, повышения качества предоставляемой юридической помощи и усиления профессиональной ответственности адвокатов, а также для повышения роли адвокатуры в системе правосудия на основе принципов состязательности и равенства сторон и т.д.

Данный документ был направлен для рассмотрения в министерство юстиции Республики Таджикистан и в Республиканскую коллегию адвокатов.

 



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Привлечение к уголовной ответственности депутатов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Привлечение к уголовной ответственности депутатов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)