Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типология государства. Формационный подход: его достоинства и слабые стороны. Цивилизационный подход: его достоинства и слабые стороны



2019-12-29 968 Обсуждений (0)
Типология государства. Формационный подход: его достоинства и слабые стороны. Цивилизационный подход: его достоинства и слабые стороны 0.00 из 5.00 0 оценок




Под типом государства понимаются общие, системообразующие, сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств — формационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на объединении государств в рам­ках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уро­вень развития производительных сил и производственных отноше­ний), который, в свою очередь, определяется господствующей фор­мой собственности на средства производства.

Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в го­сударственно-правовой надстройке. При этом весь историчес­кий процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государств.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государ­стве. При этом выделялись пять формаций: первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталисти­ческая, социалистическая. Каждая из них (кроме первобытнообщин­ной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы эконо­мически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марк­систская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовла­дельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип — социалистическое государство.

Переход от одного исторического типа государства к другому осу­ществляется в ходе социальной революции, объективной основой ко­торой служит несоответствие характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.

Главные недостатки этого подхода состоят в том, что:

1) теория социально-экономических формаций была разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличались большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, поэтому не укладывались в рамки формационной теории;

2) развитие обществ и государств характеризуется как заранее предопределенное: одна формация зако­номерно сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет необратимую силу: все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой.

Суть цивилизационного подхода (Шпенглер, Тойнби, Вебер) состоит в том, что при характе­ристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особен­ности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миро­понимания, мировоззрения, исторического развития, территориаль­ной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образу­ют цивилизацию.

В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивили­зации, например:

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, вос­точноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобаль­ного гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Принцип глобального гуманизма не отрицает национальных обы­чаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропони­мания и т.д. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.

Классификация по цивилизационному признаку страдает схема­тизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию еще предстоит науке разработать.

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкрет­ному обществу. С позиций цивилизационного подхода госу­дарство служит одним из важных факторов духовного развития обще­ства, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению обще­ства нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно ха­рактеризовать тип государства с учетом не только социально-эконо­мических, но и духовно-культурных факторов.

 

Тема 6

Формы государства

1. Понятие и элементы формы государства.

2. Формы государственного правления: понятие и виды.

3. Формы государственного устройства: понятие и виды.

4. Политический режим: понятие и виды.

Дополнительная литература:

1. Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. – 2003. – № 11. – С. 85-89.

2. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (Опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. – 2003. – № 10. – С. 16-23.

3. Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии // Государство и право. – 2003. – № 7. – С. 5-9.



2019-12-29 968 Обсуждений (0)
Типология государства. Формационный подход: его достоинства и слабые стороны. Цивилизационный подход: его достоинства и слабые стороны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типология государства. Формационный подход: его достоинства и слабые стороны. Цивилизационный подход: его достоинства и слабые стороны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (968)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)