Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и виды франчайзинга



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
Понятие и виды франчайзинга 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Термин «franchising» происходит от французского слова franchise и означает «льгота», «привилегия», в переводе с немецкого языка франчайзинг - это форма сбыта товаров в розничной торговле, при которой производитель предоставляет право продажи его товара торговцу по лицензии.

Некоторые экономисты, рассматривают франчайзинг как «систему продвижения на рынке товаров и/или услуг, а также технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами - Франчайзером и Франчайзи».

При этом франчайзер - это крупная головная компания, которая передает определенные права, в том числе право пользования торговой маркой. Франчайзи - небольшая компания, которая получает по договору определенные права, включая право на пользование торговой маркой. Контракт между этими сторонами представляет собой франшизу, согласно которой:

а) франчайзи предоставляется право участвовать в бизнесе предложения, продажи, или распространения товаров или услуг по рыночному плану или системе, предписанной в значительной мере франчайзером;

б) проведение бизнеса франчайзи связано с торговой маркой, сервисной меткой, торговым именем, логотипом, рекламой или другим коммерческим символом, разработанным франчайзером или его филиалом;

в) от франчайзи требуется выплата, напрямую или косвенно, франчайзингового платежа.

Организатор франчайзинговой сети - франчайзер, который владеет определенной торговой маркой и ноу-хау, - предоставляет франчайзи - малому предприятию, входящему в франчайзинговую сеть - право на ведение дела под его торговой маркой, фирменный дизайн, маркетинговые технологии и определенный набор товаров и услуг. Франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом, обязуется перед франчайзером соблюдать установленные стандарты качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих операций, выплачивать соответствующее вознаграждение и предоставляет франчайзеру право его контролировать.

Взаимодействие франчайзера с участниками системы может осуществляться либо непосредственно с франчайзи, либо через субфранчайзера или нескольких субфранчайзеров. Территориальное ограничение деятельности с использованием прав на объекты интеллектуальной собственности и отработанной франчайзером системы ведения бизнеса разрешено законодательно.

Франчайзинговые системы могут принимать многие формы в зависимости от того, между кем возникают отношения франчайзинга: промышленный, деловой, конверсионный, «бизнес-формата» и др.

Классификация видов франчайзинга на современном этапе разнообразна и представлена в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Классификация видов франчайзинга

Классификационный признак Вид франчайзинга
По количеству франшиз - франчайзинг отдельно взятого предприятия; - корпоративный франчайзинг.
По стратегии расширения франчайзингового бизнеса - классический франчайзинг; - конверсионный франчайзинг; - дочерний франчайзинг; -франчайзинговый контракт на менеджмент.
По характеру деятельности объекта франчайзинга - товарный франчайзинг; - производственный франчайзинг; - деловой франчайзинг.
По структуре построения франчайзинговой сети - индивидуальный франчайзинг; - районный франчайзинг.
По месту франчайзи в структуре сбытового канала - система типа «производитель – розничный торговец»; - система типа «производитель – оптовый торговец»; - система типа «оптовый торговец – розничный торговец»; - система типа «поставщик услуги – розничный торговец».

 

Наиболее распространенными являются виды франчайзинга с зависимости от характера деятельности, т.е. товарный, производительный и деловой франчайзинг. Рассмотрим сущность данных видов франчайзинга.

Товарный франчайзинг представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции, выпускаемой франчайзером под его товарным знаком на определенной территории. Франчайзи становится единственным продавцом данного товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера. Основным условием данной сделки является то, что франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. Ему также присуща относительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет однородности деятельности. Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяя географию рынка сбыта.

Основными различиями между товарным франчайзингом и дилерством являются: большая привязанность к товарному знаку франчайзера, исключительный сбыт продукции, больший объем предоставления различных услуг франчайзером франчайзи: рекламная поддержка в центральной прессе, скидки на приобретаемые товары, обучение и консультирование в процессе работы.

Производственный франчайзинг представляет собой передачу франчайзером прав на производство и сбыт под своим торговым знаком продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции.

По данной схеме работают основные производители прохладительных напитков (например, «Coca-Cola», «Pepsico», «Shweppes»), компании по производству продуктов питания («Mars», «Nestle», «Danone»), компании по производству косметики и бытовой химии («Henco», «Procter&Gamble»). Большинство этих компаний, помимо франчайзинговых отношений, становятся совладельцами, инвесторами (например, шоколадная фабрика «Россия» владеет 51% акций «Nestle»).

Деловой франчайзинг (франчайзинг бизнес – формата) является наиболее перспективным, поскольку он подразумевает передачу не только товарного знака, но и технологии ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой – франчайзером (см. рисунок 1.1).

 

Рисунок 1.1 – Сущность товарного и делового франчайзинга

 

Применение делового франчайзинга характерно для предприятий общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и населению, а также образовательных заведений. В данном случае, франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правилами планирования и организации управления, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы.

Участники франчайзинга имеют как преимущества, так и недостатки от ведения бизнеса на условиях франчайзинга, которые представлены в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 - Преимущества и недостатки франчайзинга

Участники Преимущества Недостатки
Франчайзер -возможность развивать свою сеть и продвигать свою торговую марку на новых рынках с минимальными финансовыми затратами; -приближение к потребителю; -чувство ответственности; -снижение риска; -освобождение от оперативного управления всеми местными точками; - получение дополнительного дохода за счет выплат франчайзи. -необходимость обучения франчайзи; -сложность контроля; -увеличение риска с плохо работающими предприятиями; -трудности сохранения коммерческой тайны; -выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи, решивших начать собственное дело.
Франчайзи -возможность начать собственное дело не «с нуля», а по разработанной схеме; -покупает право пользоваться известной торговой маркой, фирменным знаком или стилем; -контроль со стороны франчайзера; -дополнительная статья расходов –выплата роялти; -привязанность к торговой
Франчайзи -возможность пользоваться всей мощью рекламы этой торговой марки;  -предоставление консультационных услуг и т.д.; -франчайзер может выступать гарантом по кредитам.  марке франчайзера, его репутации, финансовой стабильности; -невозможность повлиять на политику франчайзера; -невозможность быстрого выхода из бизнеса, так как договор франчайзинга заключается на длительный срок.



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
Понятие и виды франчайзинга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и виды франчайзинга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)