Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Движущие силы развития личности с позиции диалектического материализма в отечественной психологии



2019-12-29 519 Обсуждений (0)
Движущие силы развития личности с позиции диалектического материализма в отечественной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В отечественной психологии в качестве отправной точки при анализе проблемы движущих сил развития личности может быть дана следующая характеристика личности: «Личность ≠ индивид, это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, в которые вовлекается индивид»

Личность - это системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный  индивид со всеми его врожденными свойствами. Эти свойства составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности.

Для того чтобы понять проблему детерминации личности, нужно обозначить содержащиеся в ней  ориентиры: первый ориентир - это разведение понятий «индивид» и «личность», а также выявление различных качеств «индивида» и «личности», отражающих специфику их развития в природе и в обществе.

«Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое. Характеризую «личность», также имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование. В основе созревания индивида лежат  в основном адаптивные приспособительные процессы, в то время как развитие личности не может быть понято исключительно из приспособительных форм поведения. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)

Б.Г. Ананьев через понятие «индивид» обозначил «индивидные» природные свойства человека, через понятие «личность» - социальное положение человека в обществе, общественные функции. Под «субъектом деятельности» Б.Г.Ананьев понимал человека, обладающего сознанием и активно преобразующего мир в познании, труде и т. д.

второй ориентир - схема детерминации развития личности в системе общественных отношений.

Основанием этой схемы является совместная деятельность, в которой осуществляется развитие личности. Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными отношениями, в которые он необходимо вступает. Эти узлы и образуют тот  таинственный «центр личности», который мы называем «Я». «Центром» личности являются системные качества человека, личностный смысл социальных норм, ценностей, идеалов, индивидные свойства. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности, но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее развитие.

Индивидные свойства человека и социальная среда не являются чем-то внешним по отношению к деятельности. Они как бы погружены в деятельность, и их преобразования, влияющие на развитие личности, не отделимы в жизни личности от преобразований самой деятельности.

Индивидные свойства человека - предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидуальные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни. Эти «индивидуальные свойства»  на ранних этапах онтогенеза не представляют собой биологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступает как «безличная предпосылка» развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного пути личности некоторые изменения. Индивидные предпосылки человека, преобразуясь в ходе жизни человека в обществе, являются условием развития личности.

Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способности и характера. Как отмечалось выше, если индивид не будет вовлечен в соответствующую его природным задаткам деятельность, то они останутся нереализованными. Темперамент и задатки не представляют собой свойств личности. Эти предпосылки не являются основой личности. Свойства индивида (строение тела, пол, типы ВНД) определяют формально-динамические аспекты поведения личности и, включаясь в деятельность, выражающую отношения человека к миру, к другим людям и самому себе, оказывает влияние на становление личности. Например, какой-либо органический дефект вроде хромоты может оказать влияние на формирование личности.

Индивидные свойства личности развиваются и преобразуются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества.

Социально-исторический образ жизни - источник развития личности в системе общественных отношений. В психологии в сходном смысле употребляется понятие «социальная ситуация развития».

Говоря о «социальной ситуации развития», Л.С.Выготский подчеркивал, что среда не есть «обстановка развития», т.е. некий «фактор», непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Но это то условие, без которого, как и без индивидуальных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности.

Введение социально-исторического образа жизни как источника развития личности позволяет исследовать личность на пересечении двух осей в одной системе координат - оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства её жизни.

Ось исторического времени образа жизни личности дает возможность выделить тот объективный социальный режим, который задан личности - исторически обусловленную протяженность действа в этой культуре, объективный режим смены игры - учебой, учебы - трудом; распределение временного бюджета на «работу» и на «досуг».

Другая ось образа жизни личности - это социальное пространство, предметная действительность, в которой существуют на данном интервале исторического времени различные «институты социализации» (семья, школа, трудовые коллективы), большие и малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность общественно-исторического опыта.

Итак, в схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. 

Движущими силами развития личности является борьба противоречий нового со старым, борьба между новыми возникшими потребностями и старыми способами их удовлетворения.

 

ЛЕКЦИЯ 19. ОЩУЩЕНИЕ

1. Понятие об ощущениях

2. Классификация ощущения и его виды

3. Общин закономерности ощущений:

1) чувствительность и пороги;

2) адаптация;

3) взаимодействие ощущений;

4) сенсибилизация;

5) синестезия.

Понятие об ощущениях

 

Ощущение – это психически-познавательный процесс отражения свойств и качеств внешнего мира и внутреннего состояния человека, непосредственно воздействующие на наши анализаторы.

В этом определении представлены основные особенности ощущения:

1)ощущение – это психический процесс, т.к. категория психических явлений не относится к состоянию и индивидуальным свойствам.

2) ощущение  - процесс познавательный, т.к. ощущение - это одна из форм отражения внешнего мира и его познание.

 В познавательной деятельности ощущение выполняет специфическую роль. С одной стороны, ощущение дает самые элементарные сведения и информацию о внешнем мире и состоянии человека, через ощущения человек получает лишь информацию, отражающую свойства и качества внешнего мира. С другой стороны, ощущение в познании играет важную роль, потому что на основе ощущения  начинает возникать и развиваться все другие познавательные процессы.

3) ощущение - это специфическая форма отражения, благодаря которой из всего многообразия внешних раздражителей человек выделяет свойства и качества внешнего мира и свойства внутреннего состояния человека.

4) ощущение- это процесс непосредственно отражения.

Ощущение возникает и становиться возможным тогда, когда внешний раздражитель непосредственно воздействует на анализаторы.

5) ощущение возникает благодаря работе анализаторов.

 Анализатор – это сложный комплекс анатомических структур.

 Любой анализатор состоит из 3 частей:

1) периферического отдела (рецептора – нервного окончания определенного нерва), является трансформатором внешней энергии раздражителя в нервный процесс;

2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральными;

  3)центральная часть анализатора - это определенные участки        

головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов,    

приходящих из периферических отделов.

Образ ощущения возникает в результате воздействия внешнего раздражителя. В ответ на этот раздражитель в рецепторе возникает нервный процесс, который называется возбуждением.

 Это возбуждение по проводящим путям доходит до центральной части анализатора. В центральной части анализатора на основе нервной энергии возбуждения возникает процесс ощущения как переход одного вида энергии в другую. 

  Ощущение имеет большое значение в жизнедеятельности человека. В мозг поступает информация, необходимая для жизнедеятельности организма. Если нарушается работа какого-то анализатора, то жизнедеятельность человека становится ограниченной или даже разрушается.   

 

              2.Классификация ощущения и его виды

 

Ощущения очень разнообразны и их много. В психологии принято все ощущения классифицировать на 3 группы: 

1) внешние ощущения - экстерорецепторы, потому что их рецепторы находятся на поверхности тела.

2) внутренние ощущения – интерорецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов (ощущение голода, сердцебиение).

3) проприорецепторы – это ощущение, рецепторы которых находятся в слизистых оболочках, покрывающих суставы и мышечные связки организма. Благодаря этим ощущениям способен человек ощущать движение и положение своего тела в пространстве.

 Каждый вид ощущения имеет свой анализатор, а механизм возникновения у всех одинаковый.

Экстерорецепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные. Контактные рецепторы предают раздражение при непосредственном контакте с воздействующим на них объектами. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие о удаленного объекта.

 



2019-12-29 519 Обсуждений (0)
Движущие силы развития личности с позиции диалектического материализма в отечественной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Движущие силы развития личности с позиции диалектического материализма в отечественной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)