Движущие силы развития личности с позиции диалектического материализма в отечественной психологии
В отечественной психологии в качестве отправной точки при анализе проблемы движущих сил развития личности может быть дана следующая характеристика личности: «Личность ≠ индивид, это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, в которые вовлекается индивид» Личность - это системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными свойствами. Эти свойства составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности. Для того чтобы понять проблему детерминации личности, нужно обозначить содержащиеся в ней ориентиры: первый ориентир - это разведение понятий «индивид» и «личность», а также выявление различных качеств «индивида» и «личности», отражающих специфику их развития в природе и в обществе. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое. Характеризую «личность», также имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование. В основе созревания индивида лежат в основном адаптивные приспособительные процессы, в то время как развитие личности не может быть понято исключительно из приспособительных форм поведения. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) Б.Г. Ананьев через понятие «индивид» обозначил «индивидные» природные свойства человека, через понятие «личность» - социальное положение человека в обществе, общественные функции. Под «субъектом деятельности» Б.Г.Ананьев понимал человека, обладающего сознанием и активно преобразующего мир в познании, труде и т. д. второй ориентир - схема детерминации развития личности в системе общественных отношений. Основанием этой схемы является совместная деятельность, в которой осуществляется развитие личности. Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными отношениями, в которые он необходимо вступает. Эти узлы и образуют тот таинственный «центр личности», который мы называем «Я». «Центром» личности являются системные качества человека, личностный смысл социальных норм, ценностей, идеалов, индивидные свойства. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности, но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее развитие. Индивидные свойства человека и социальная среда не являются чем-то внешним по отношению к деятельности. Они как бы погружены в деятельность, и их преобразования, влияющие на развитие личности, не отделимы в жизни личности от преобразований самой деятельности. Индивидные свойства человека - предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидуальные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни. Эти «индивидуальные свойства» на ранних этапах онтогенеза не представляют собой биологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступает как «безличная предпосылка» развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного пути личности некоторые изменения. Индивидные предпосылки человека, преобразуясь в ходе жизни человека в обществе, являются условием развития личности. Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способности и характера. Как отмечалось выше, если индивид не будет вовлечен в соответствующую его природным задаткам деятельность, то они останутся нереализованными. Темперамент и задатки не представляют собой свойств личности. Эти предпосылки не являются основой личности. Свойства индивида (строение тела, пол, типы ВНД) определяют формально-динамические аспекты поведения личности и, включаясь в деятельность, выражающую отношения человека к миру, к другим людям и самому себе, оказывает влияние на становление личности. Например, какой-либо органический дефект вроде хромоты может оказать влияние на формирование личности. Индивидные свойства личности развиваются и преобразуются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества. Социально-исторический образ жизни - источник развития личности в системе общественных отношений. В психологии в сходном смысле употребляется понятие «социальная ситуация развития». Говоря о «социальной ситуации развития», Л.С.Выготский подчеркивал, что среда не есть «обстановка развития», т.е. некий «фактор», непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Но это то условие, без которого, как и без индивидуальных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности. Введение социально-исторического образа жизни как источника развития личности позволяет исследовать личность на пересечении двух осей в одной системе координат - оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства её жизни. Ось исторического времени образа жизни личности дает возможность выделить тот объективный социальный режим, который задан личности - исторически обусловленную протяженность действа в этой культуре, объективный режим смены игры - учебой, учебы - трудом; распределение временного бюджета на «работу» и на «досуг». Другая ось образа жизни личности - это социальное пространство, предметная действительность, в которой существуют на данном интервале исторического времени различные «институты социализации» (семья, школа, трудовые коллективы), большие и малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность общественно-исторического опыта. Итак, в схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. Движущими силами развития личности является борьба противоречий нового со старым, борьба между новыми возникшими потребностями и старыми способами их удовлетворения.
ЛЕКЦИЯ 19. ОЩУЩЕНИЕ 1. Понятие об ощущениях 2. Классификация ощущения и его виды 3. Общин закономерности ощущений: 1) чувствительность и пороги; 2) адаптация; 3) взаимодействие ощущений; 4) сенсибилизация; 5) синестезия. Понятие об ощущениях
Ощущение – это психически-познавательный процесс отражения свойств и качеств внешнего мира и внутреннего состояния человека, непосредственно воздействующие на наши анализаторы. В этом определении представлены основные особенности ощущения: 1)ощущение – это психический процесс, т.к. категория психических явлений не относится к состоянию и индивидуальным свойствам. 2) ощущение - процесс познавательный, т.к. ощущение - это одна из форм отражения внешнего мира и его познание. В познавательной деятельности ощущение выполняет специфическую роль. С одной стороны, ощущение дает самые элементарные сведения и информацию о внешнем мире и состоянии человека, через ощущения человек получает лишь информацию, отражающую свойства и качества внешнего мира. С другой стороны, ощущение в познании играет важную роль, потому что на основе ощущения начинает возникать и развиваться все другие познавательные процессы. 3) ощущение - это специфическая форма отражения, благодаря которой из всего многообразия внешних раздражителей человек выделяет свойства и качества внешнего мира и свойства внутреннего состояния человека. 4) ощущение- это процесс непосредственно отражения. Ощущение возникает и становиться возможным тогда, когда внешний раздражитель непосредственно воздействует на анализаторы. 5) ощущение возникает благодаря работе анализаторов. Анализатор – это сложный комплекс анатомических структур. Любой анализатор состоит из 3 частей: 1) периферического отдела (рецептора – нервного окончания определенного нерва), является трансформатором внешней энергии раздражителя в нервный процесс; 2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральными; 3)центральная часть анализатора - это определенные участки головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Образ ощущения возникает в результате воздействия внешнего раздражителя. В ответ на этот раздражитель в рецепторе возникает нервный процесс, который называется возбуждением. Это возбуждение по проводящим путям доходит до центральной части анализатора. В центральной части анализатора на основе нервной энергии возбуждения возникает процесс ощущения как переход одного вида энергии в другую. Ощущение имеет большое значение в жизнедеятельности человека. В мозг поступает информация, необходимая для жизнедеятельности организма. Если нарушается работа какого-то анализатора, то жизнедеятельность человека становится ограниченной или даже разрушается.
2.Классификация ощущения и его виды
Ощущения очень разнообразны и их много. В психологии принято все ощущения классифицировать на 3 группы: 1) внешние ощущения - экстерорецепторы, потому что их рецепторы находятся на поверхности тела. 2) внутренние ощущения – интерорецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов (ощущение голода, сердцебиение). 3) проприорецепторы – это ощущение, рецепторы которых находятся в слизистых оболочках, покрывающих суставы и мышечные связки организма. Благодаря этим ощущениям способен человек ощущать движение и положение своего тела в пространстве. Каждый вид ощущения имеет свой анализатор, а механизм возникновения у всех одинаковый. Экстерорецепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные. Контактные рецепторы предают раздражение при непосредственном контакте с воздействующим на них объектами. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие о удаленного объекта.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |