Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕКЦИЯ 20. ОЩУЩЕНИЕ (продолжение)



2019-12-29 304 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 20. ОЩУЩЕНИЕ (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок




4.Общие свойства ощущений.

5. Сенсорная организация личности.

6.Теории ощущений.

Общие свойства процессов ощущения

Исследуя ощущение, психологами выявлены основные свойства, которые достоверны и не отрицаются:

1) качество;

2) интенсивность;

3) локализация/ концентрация

4) продолжительность или длительность.

Качество ощущения. Каждому ощущению есть адекватный для данного вида ощущения раздражитель.

Ощущение одной модальности (вида) отличается от другой качественными характеристиками, которые присуще только этой модальности, и не имеют места в других видах модальности ( зрительное ощущение – качественные характеристики: тональность, спектр и т.д.)

Интенсивность - взаимосвязь между силами раздражителя и интенсивного ощущения. Чем сильнее раздражитель, тем сильнее ощущение. Интенсивность является количественной характеристикой ощущения.

Продолжительность или длительность – отражает временную зависимость между воздействием раздражителя и возникновения ощущения. Эта зависимость проявляется в 2 формах:

1 форма – при воздействии раздражителя на орган чувств возникает не сразу, а спустя некоторый отрезок времени, который носит название латентный (скрытый) период ощущения

2 форма – в ответ на раздражитель ощущение продолжает иметь место, хотя раздражитель свое действие закончил, называется последовательный образ.

Концентрация или локализация ощущения – каждое ощущение имеет свои рецепторы, в этих рецепторах локализуются точки, которые реагируют на раздражители.

Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с ой частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и мене точной, чем тактильных.

                  

                 5. Сенсорная организация личности

 

  Одну из существенных черт индивидуальности составляет сенсорная организация личности. Под сенсорной организацией понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно. Исследования психологов показывают: сенсорное развитие-результат жизненного длительного пути личности. Отсюда следует: чувствительность – потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию.

Формирование социально значимой личности может протекать на крайне ограниченной сенсорной основе, даже при потере двух ведущих дистантных рецепций – зрения и слуха. Тактильная, вибрационная и обонятельная чувствительности становятся в этих условиях ведущими в развитии личности.

Личность и ведущая чувствительность. Более низкие пороги чувствительности в одной модальности и более высокие – в другой, выделение ведущей модальности характеризуют индивидуальные особенности человека. Они формируются в деятельности и, в свою очередь, определяют ее успешное выполнение. Новорожденные имеют примерно одинаковый уровень чувствительности. Отсюда понятна роль, которую играет в развитии чувствительности жизненный путь личности. Однако было бы упрощением думать, что развитие ядра корковых зон анализатора не лимитирует индивидуально уровни чувствительности.

В трудовой деятельности человека большое значение имеет выделение ведущей афферентации в системе дистантных рецепторов: зрительного, слухового, обонятельного, а также контактных: осязания и вкуса. Высокое развитие чувствительности необходимо в любом труде. Так, высокое развитие кинестезической и тактильной чувствительности значительно облегчает физический труд, делая движения более точными, рассчитанными и менее напряженными. Эта же чувствительность является основой творческой деятельности в массе других профессий.   

 

Теории ощущений

 

 Проблема ощущений начинает активно исследоваться на втором этапе становления психологии как науки. Природа ощущений представителей различных школ рассматривается по-разному.

Выделяется следующие основные теории:

1) теория субъективного идеализма;

2) теория Г.Гельмгольца;

3)  теория специфической энергии органов чувств по И.Мюллеру          (физиологическая).

Материалистическое учение об ощущениях утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущения же – результат воздействия материи на органы чувств. При этом ощущения дают нам верный снимок с объективной  действительности, т.е. отражают мир таким, каким он существует. Критерием истинности ощущений, как и всякого иного отражения действительности, служит практика, деятельность субъекта. Данное учение противостоит ненаучным, идеалистическим учениям об ощущениях.

С одной стороны, это теория субъективного идеализма.

Окружающий мир существует, потому что мы этот мир ощущаем, следовательно, если нет ощущений, то нет окружающего мира. С точки зрения субъективного подхода  идеалистов первичным является сознание, а вторичным – материя. Это учение идеалистов ненаучное, т.к. научная психология, опираясь на материалистическую философию, используя богатейшие материалы наук, доказали, что материя существует независимо. Представителями этой теории являются: Мах, Авенариус, Беркли.

С другой стороны, это  теория Г. Гельмгольца. Его теорию иногда называют теорией символов или иероглифов.

В процессе ощущений возникают лишь символы, иероглифы того  или иного отражения, а не образ отражаемого свойства.

Г. Гельмгольц отрицает возможность познания окружающего мира, в ощущениях полная картина никогда не создается, т.е. мир познать становится невозможно, т.к. символы и иероглифы – это еще не сам предмет. Следовательно, теория Г.Гельмгольца не раскрывает природу ощущения.

Теория И. Мюллера.

Мюллер выдвинул свой принцип специфической энергии органов чувств. Согласно идее И. Мюллера, ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель. Значит, делает вывод И. Мюллер, не существует сходства между нашими ощущениями и предметами внешнего мира и ощущения являются лишь символами, условными знаками последних.

В действительности же, хотя приведенные И. Мюллером факты правильны, они не имеют всеобщего значения. Во–первых, не все раздражители являются такими универсальными, как электрический ток  или механический раздражитель. Во - вторых, ощущения, вызываемые различными раздражителями, воздействующими на один и тот же рецептор, не одинаковы по качеству.

Обслуживая процессы приспособления организма к среде, органы чувств  могут спешно выполнять свою функцию лишь при условии, если они верно отражают ее объективные свойства. Таким образом, здесь действует не принцип « специфических энергий органов чувств», а принцип « органов специфических энергий». Иначе говоря, не специфичность органов чувств порождает специфичность ощущений, а специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств. Теория отражения, суть которой в том, что ощущения не являются символами, иероглифами, а отражают действительные свойства предметов и явлений материального мира, воздействующих на органы Чувств субъекта, но существующих независимо от него.

ЛЕКЦИЯ 21. ВОСПРИЯТИЕ

1.Понятие о восприятии.

2. Физиологические основы восприятия.

3.Виды восприятия. 

 

Понятие о восприятии

Восприятием называется отражение в сознание человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходят упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

В отличие от ощущения, в котором отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие генетически связана с ощущением. Восприятие также как и ощущение, процесс непосредственного познания окружающего мира-образы восприятия и образы ощущения возникают в результате непосредственного контакта воспринимаемого объекта с анализаторами субъекта.

Восприятие, как и ощущение – это познавательный процесс, но на основе ощущений человек познает элементарную информацию – лишь о свойствах внешнего окружающего мира; восприятие способно отражать предметы и явления внешнего мира в целом, в совокупности свойств и качеств. Таким образом, благодаря восприятию мы видим мир таким, каким он есть на самом деле.

Но восприятие – это самостоятельный процесс, который не сводится к сумме отдельных ощущений. Поэтому восприятие отличается от ощущения рядом особенностей:

Восприятие отличается от ощущения следующими признаками. В отличие от ощущений, которые не воспринимают как свойства предметов, конкретных явлений, происходящих вне нас, восприятие всегда выступает как субъективное соотнесенное с предметно - оформленной, существующей вне нас деятельностью.

Еще одно отличие восприятия от ощущения состоит в том, что итогом ощущения является чувство (солености, громкости, яркости и т.д.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых к какому-либо предмету, явлению.

Далее, для того, чтобы возник образ восприятия необходимо совершить внешнюю или внутреннюю работу, направленную на его исследование, с целью формирования образа.

Для возникновения ощущений этого не потребуется                                     - образ ощущения, возникает без какой – либо активности субъекта.

Восприятие, как и ощущение, возникает благодаря работе анализаторов, но если ощущение есть результат отдельных анализаторов, то восприятие всегда результат работы нескольких анализаторов.

 



2019-12-29 304 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 20. ОЩУЩЕНИЕ (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕКЦИЯ 20. ОЩУЩЕНИЕ (продолжение)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)