Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Физиологические основы восприятия



2019-12-29 306 Обсуждений (0)
Физиологические основы восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. И. П. Павлов показал, что в основе, восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние при этом выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. И. П. Павлов пишет об этом: «…В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой, агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многоразличные комплексы (синтезировались)». Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.

По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток.

Для осмысленного восприятия речи, т. е. ее понимания, необхо­димо расчленить речь на отдельные фразы, слова с их значе­ниями. В то же время в процессе восприятия речи одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему мы восприни­маем не отдельные разрозненные звуки, а слова и фразы. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей. По Сеченову, ассоциация есть связь, соединение последо­вательно или одновременно протекающих рефлексов головного мозга. В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализа­тора, и межанализаторные связи. Первый случай имеет место при воздействии на организм комплексного раздра­жителя одной модальности. Например, таким раздражителем яв­ляется мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание, отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре боль­ших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.

Другой вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражители, — это связи в пределах разных ана­лизаторов. Сеченов объяснял восприятие предмета или простран­ства ассоциацией зрительных, кинестезическнх, осязательных и других ощущений. К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение.

В акте зрения при восприятии величины предметов, их уда­ленности и пр., всегда ассоциируются чисто зрительные ощуще­ния с мышечными. Действием определенных лекарственных ве­ществ можно вызвать некоторое нарушение этих связей путем усиления или ослабления глазных мышц. При этом наблюдается макрония (кажущееся увеличение предметов) или микрония (кажущееся уменьшение величины предметов).

Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предме­тов или явлений внешнего мира.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии и такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (на­пример, величина предмета, удельный вес и пр.). Поэтому в вос­приятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.

Таким образом, в основе сложного процесса пост­роения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

 

Виды восприятия

В основе классификации восприятия лежат разные критерии: 

1. Различие в анализаторе. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятие преобладающую роль, различают зрительный, осязательный, слуховые, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия. 

2. По целям восприятия. Непроизвольное – когда образа восприятия возникают как бы сами по себе, безучастии сознании и воли; Произвольное – это целенаправленное восприятие. Важной формой произвольного восприятия является наблюдение. Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие предмета и явлений окружающего мира. Наблюдение можно развивать, учитывая следующие условия:

а) осознание перцептивной цели;

б) включение в процесс восприятия различных анализаторов;

в) фиксация результатов восприятия;

г) опора на прошлый опыт (чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие);

д) активность воспринимаемого субъекта;

е) обеспечение определенной готовности и восприятие новых объектов, чтобы создать более точный и правильный образ.

3. Формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

4. Основной классификацией восприятия могут быть и индивидуальные особенности воспринимающего субъекта: это аналитическое восприятие, когда на первый план выступают определенные свойства воспринимаемого, синтетически воспринимается целостный предмет, и мало обращается внимание на его детализированное и, наконец, комбинированное восприятие – аналитико-синтетическое.

 



2019-12-29 306 Обсуждений (0)
Физиологические основы восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Физиологические основы восприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)