Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Целостность и структурность



2019-12-29 323 Обсуждений (0)
Целостность и структурность 0.00 из 5.00 0 оценок




Другой особенностью восприятия является его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свой­ства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный об­раз складывается на основе обобщения знаний об отдельных свой­ствах и качествах предмета, получаемых в виде ощущений раз­личных модальностей.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщен­ную структуру во взаимосвязи ее элементов, которая формиру­ется в течение некоторого времени. Когда человек слушает ка­кую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т. е. воспринимает ее структуру в целом, внезапно, в некоторый момент в ходе ее слушания. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мело­дии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее эле­ментов.

Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент времени можно услышать всего один удар, однако ритм это не одиночный удар, а продолжительное зву­чание всей системы ударов, причем удары находятся в определен­ной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой. И. М. Сече­нов подчеркивал, что целостность и структурность восприятия являются результатом рефлекторной деятельности анализа­тором.

Константность. Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и беско­нечного многообразия условий их появления (освещенность, по­ложение в пространстве, расстояние до наблюдателя), они непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, сос­тоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как от­носительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п.

Поясним это свойство восприятия на примере константности величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако хотя при изменении дистанции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза также изменяется, его воспринимаемая величи­на остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей в театре; все лица кажутся нам почти одинаковыми по величине несмотря па то, что лица, находящиеся вдалеке, значительно меньше, чем  расположенные близко от вас. Посмотрите на кисти ваших рук: одну — на расстоянии вытянутой руки, другую вдвое ближе; они будут казаться точно одного размера, в то время как изображение дальней кисти руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения ближней руки.

Каков же источник происхождения константности восприя­тия? Может быть, этот механизм является врожденным! Для проверки этого предположения относительно константности восприятия величины было проведено исследование восприятия лю­дей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видят предметов на большом расстоянии, так как в лесу имеются лишь небольшие свободные пространства. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они воспринимали эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нару­шения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высот­ного дома объекты (люди, автомобили) также кажутся нам слиш­ком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, сообщают, что они видят объекты внизу без искажения их размеров.

Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тези­са о врожденности механизма константности восприятия,— на­блюдения над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы ни землю, не причинив себе вреда, хотя окно нахо­дилось ни высоте 10—12 м от земли. Очевидно, объекты, на­ходящиеся внизу, также воспринимались им не как удален­ные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке вы­соты.

Действительным источником константности вос­приятия являются активные действия перцеп­тивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движения рецепторных аппаратов и связанных с ними ответных ощущении субъект выделяет относительно постоянную, ин­вариантную структуру воспринимаемого объекта. Много­кратное восприятие одних и тех же объектов при разных усло­виях обеспечивает инвариантность перцептивного образа отно­сительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюда­теля, сами по себе сколько-нибудь заметно не ощущаются; вос­принимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т.п.

Способность нашей перцептивной системы корректировать, ис­правлять неизбежные ошибки, вызванные бесконечным много­образием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстриру­ется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривления прямых линий и т. п. Когда человек надевает очки, искажающие предме­ты, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приуча­ется «корректировать» искажения, вызванные очками, и, нако­нец, перестает их замечать, хотя на самом деле они имеют место на сетчатке ею глаз.

Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующе­еся действие, обладающее механизмом обратной связи и подст­раивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и усло­вий его существования. Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия является необходимым условием жизни и деятельности человека. Человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом ми­ре. Свойство константности обеспечивает относительную стабиль­ность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, однако, перцептивные образы всег­да имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пони­манием   сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно на­звать его, а значит, отнести воспринятый предмет к опреде­ленной группе, классу, обоб­щить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сход­ство со знакомыми нам объек­тами, отнести его к некоторой категории. Воспринятие не оп­ределяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения так называемые «двусмысленные» рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон. В этих рисунках выделение субъекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза).

    Подводя итог, можно заключить, что восприятие является активным процессом, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных компонентов в процессе восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии и т.п.). Кроме того, необходима и активность на макроуровне, т. е. возможность в процессе восприя­тия активно перемещать свое тело.

Апперцепция. Восприятие, наряду с вызвавшим его раздражением, обусловлено рядом факторов, крою­щихся в самом воспринимающем субъекте. Воспринимает не изо­лированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой че­ловек, и в его восприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, ее отношение к воспри­нимаемому, ее потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммацией мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта.

Восприятие есть активный процесс, использующий информа­цию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Как показали результаты исследований, при предъяв­лении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетание прямых и кривых линий, уже на первых фа-30х восприятия осуществляется поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлеж­ности объекта к той или иной категории.

Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизво­дится по-разному различными людьми.

В эксперименте испытуемым предъявлялись относительно многозначные фигуры. Каждая из этих фигур получала два словесных обозначения. Одни и те же фигуры предъявлялись двум группам испытуемых, но одной группе при этом давался пер­вый список названий, а другой группе — второй. Испытуемые должны были после предъявления всех фигур воспроизве­сти их.

Оказалось, что словесное обозначение фигуры существенно влияет на ее воспроизведение. Для первой группы испытуемых 74% воспроизведенных фигур были похожими на объекты, наз­ванные в первом списке. Для второй группы испытуемых 73% воспроизведенных фигур напоминали объекты, названные во втором списке.

Подтверждение влияния прошлого опыта личности на процесс восприятия было получено в эксперименте, в ходе которого испытуемые носили вмонтированные в оправу очков призмы, пе­реворачивающие сетчаточное изображение на 180° по вертикали. В первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие их предметы перевернутыми, исключение составляли те предме­ты, перевернутое положение которых было физически невозмож­ным. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентирован­ной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх.

Представляют интерес и опыты с «перекошенной комнатой» Эймса. Последняя построена таким образом, что благодаря ис­пользованию правил перспективы дает такой же образ на сет­чатке глаза, что и обычная прямоугольная комната. Когда в та­кую комнату помещают какие-либо объекты, то наблюдателем они воспринимаются как искаженные в размере (например, взрослый человек кажется меньше маленького ребенка). По-ви­димому, люди настолько привыкли к нормальным прямоуголь­ным комнатам, что в их восприятии искажаются скорее любые, помещенные в перекошенной комнате объекты, чем сама ком­ната. Интересно, что жены не видят своих мужей измененными в такой комнате; они воспринимают их обычными, а комнату видят искаженной. В ситуации этого опыта перцептивная система должна сделать выбор при наличии противоречивой информации, и результат при этом определяется предварительным опытом субъекта: комната не искажает лишь хорошо знакомые предме­ты. Знакомство с комнатой путем ощупывания приводит к пос­тепенному уменьшению эффекта искажения других предметов и, наконец, сама комната начинает восприниматься правильно, т. е. перекошенной.

Таким образом, восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем его как единую мелодию, сопровождаемую аккомпанементом. Мелодия и аккомпанемент сливаются, мнут гармонию, в которой не различаются звуки отдельных инструментов. Но если мы поставим цель выделить звук, какого - либо инструмента, то при некотором усилии это удается сделать. Тогда звук этого инструмента выступит на передний план, все же остальное составит фон.

Существенным фактором, влияющим на содержание восприя­тия, является установка субъекта. Описано очень много фактов, когда восприятие объекта искажалось под влиянием установки, подобно тому, как это произошло в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» при появлении Хлестакова в городе, ожидавшем приезда высокопоставленного лица.

В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Важная роль эмоциональных реакций в  восприятии подтверждается целым рядом различных экспериментов.

Все сказанное выше о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоционального состояния (сюда же можно отнести и убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т. п.), показывает, что восприятие является активным процессом, которым можно управлять.

 

                    5. Восприятие как действие

С позиции деятельного подхода А. Н. Леонтьева восприятие – это внутренняя психическая деятельность, которая называется перцептивной деятельностью. Восприятие как деятельность состоит из различных действий, с помощью которых формируется образ восприятия. С позиции теории деятельности – восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Существенным компонентом вос­приятия являются моторные процессы. К ним относятся движения руки, ощупывающей предмет, движения глаза, прослеживающего видимый контур, движения гортани, воспроизво­дящие слышимый звук, и т.д.

 Также большую роль играют моторные компоненты в акте осяза­ния. Известно, что пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязание характеризуется высокой точностью — адекватность отражения предмета возникает при перемещении движущейся руки относительно вос­принимаемого предмета.

 Анализ функций движений руки в процессе осязания и гла­за в процессе зрения показал, что они делятся на два больших класса. В первый входят движения поисковые, устано­вочные и корректирующиеся. С их помощью осуществля­ется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза (или руки) в «исходную позицию», корректировка этой позиции.

Во второй класс входят движения, участвующие в построе­нии образа, в измерении пространственных характеристик объ­екта в опознании знакомых объектов и т.п. Это класс собствен­но гностических движе­ний, перцептивных действий.

Выполняя довольно большое число различных функций, дви­жения глаз разнообразны по форме. При зрительном восприя­тии имеют место микро- и макродвижения глаз. Можно выделить два основных типа макродвижений глаз: прослеживающие и саккадические движения.

Прослеживающие движения, как это подразумева­ется самим названием, представляют собой сглаженные, плав­ные движения; они позволяют глазу непрерывно видеть пере­мещающийся объект.

Саккадические движения — это быстрые скачки глаз, наблюдаемые, например, при чтении или рассматривании не­подвижных объектов. Человек не может подсчитать число саккадических движений глаз и обычно имеет ложное представле­ние о поведении его глаз в процессе чтения или рассматривания какого-либо предмета. Нам кажется, что при чтении наши глаза стремительно, с постоянной скоростью, последовательно переме­щаются вдоль строки, в то время как все объективные методы регистрации движений глаз показывают, что па самом деле гла­за при этом перемещаются скачкообразно, и эти скачки переме­жаются фиксациями.

Саккадические движения глаз осуществляются за микроин­тервалы времени. Так, при чтении короткий скачок совершает­ся в среднем за 0,022 сек, а длительность скачка, с помощью ко­торого происходит возвращение к началу следующей строки, со­ставляет приблизительно 0,04 сек. Когда глаз движется, а взор пристально устремлен на объект, говорят о зрительной фиксации объекта.

Общая роль фиксации глаза заключается в том, что именно в момент фиксации глаза мозг получает максимум информации. При выполнении различных зрительных задач большую часть времени глаза находятся в состоянии фиксации. Так, при рассматривании объектов и картин глаза находятся в состоянии фиксации в течение 95% всего времени рассматривания. Результаты исследования движений глаз в процессе чтения показывают, что фиксации также занимают 90—95% всего времени чтения. Развитие навыков чтения, приводящее к повышению скорости последнего, происходит за счет трех факторов: уменьшение числа фиксаций на одной строке, сокращение длительности фиксаций и числа возвратных движений в процессе чтения. Небольшое число возвратных движений указывает на то, что читатель вниматель­но следит за смыслом прочитанного и возвращается с тем, чтобы выяснить непонятное.

Количество фиксаций в процессе чтения во многом определя­ется сложностью или доступностью текста для читателя. Хороший читатель приспосабливает, подстраивает свою скорость чтении к предлагаемому ему тексту.

Процесс формирования образа включает следующие перцептивные действия:

1. Обнаружение, выделение в объекте адекватного задаче информационного содержания, ознакомление с выделенным содержанием, В зависимости от возраста испытуемых перечисленные перцептивные действия характеризуются разной степенью раз­вернутости. Например, у дошкольников 3 лет по отношению к данной задаче еще не сформировано перцеиптивное действие выделения информативного со­держания. Они еще не выделяют контур в качестве такового, ориентируются на другие признаки (внимание детей привлекает, главным образом, объектив киноаппарата, вмонтированный в центре экрана), что приводит к некачест­венному ознакомлению и к ошибкам узнавания. Дети 6 лет подробно обсле­дуют контур фигуры. Взрослые испытуемые ограничиваются беглым осмотром фигуры, пересекая ее двумя-тремя движениями. Вся конфигурация для взрос­лого настолько проста, что он мгновенно относит ее к определенному классу, т. е. здесь восприятие фактически сливается с опознанием.

Однако задачи формирования перцептивного образа не ограничивается рамками дошкольного возраста. Такая задача возникает всякий раз, когда человек сталкивается с новыми для него объектами.

В процессе ознакомления с объектом наблю­датель начинает выделять одно свойство или небольшое число свойств в каче­стве наиболее информативного содержания. Иными словами, он превращает некоторые свойства предметов (или «комплексы свойств) в оперативные единицы вос­приятия.

Под оперативными единицами восприятия следует пони­мать содержание, выделяемое субъектом при выполнении той или иной пер­цептивной задачи. Такими единицами могут стать, например, градации ярко­сти, очертания, другие признаки предметов или их комплексы, целые предметы и, наконец, совокупности предметов и отношения между ними.

3.Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опоз­навательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Операция идентификация может быть выделена как промежуточное звено между актом различения и опознанием. Идентификация есть отождест­вление двух одновременно воспринимаемых стимулов или отождествление не­посредственно воспринимаемого стимула с образом, «хранящимся» в памяти.

4.Опознание обязательно предполагает идентификацию, но не сводится кней. Опознание включает также категоризацию, отнесение предъявляемого стимула к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.

ЛЕКЦИЯ 23. ПАМЯТЬ

1. Общее понятие о памяти.

2. Процессы памяти:

1) Запоминание;

2) Воспроизведение;

3) Сохранение и забывание.

3. Виды памяти. Критерии классификации.



2019-12-29 323 Обсуждений (0)
Целостность и структурность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Целостность и структурность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)