Целостность и структурность
Другой особенностью восприятия является его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде ощущений различных модальностей. С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру во взаимосвязи ее элементов, которая формируется в течение некоторого времени. Когда человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т. е. воспринимает ее структуру в целом, внезапно, в некоторый момент в ходе ее слушания. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент времени можно услышать всего один удар, однако ритм это не одиночный удар, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой. И. М. Сеченов подчеркивал, что целостность и структурность восприятия являются результатом рефлекторной деятельности анализатором. Константность. Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления (освещенность, положение в пространстве, расстояние до наблюдателя), они непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п. Поясним это свойство восприятия на примере константности величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако хотя при изменении дистанции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза также изменяется, его воспринимаемая величина остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей в театре; все лица кажутся нам почти одинаковыми по величине несмотря па то, что лица, находящиеся вдалеке, значительно меньше, чем расположенные близко от вас. Посмотрите на кисти ваших рук: одну — на расстоянии вытянутой руки, другую вдвое ближе; они будут казаться точно одного размера, в то время как изображение дальней кисти руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения ближней руки. Каков же источник происхождения константности восприятия? Может быть, этот механизм является врожденным! Для проверки этого предположения относительно константности восприятия величины было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видят предметов на большом расстоянии, так как в лесу имеются лишь небольшие свободные пространства. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они воспринимали эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) также кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, сообщают, что они видят объекты внизу без искажения их размеров. Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тезиса о врожденности механизма константности восприятия,— наблюдения над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы ни землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось ни высоте 10—12 м от земли. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, также воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движения рецепторных аппаратов и связанных с ними ответных ощущении субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе сколько-нибудь заметно не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т.п. Способность нашей перцептивной системы корректировать, исправлять неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривления прямых линий и т. п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается «корректировать» искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает их замечать, хотя на самом деле они имеют место на сетчатке ею глаз. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условий его существования. Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия является необходимым условием жизни и деятельности человека. Человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования. Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, однако, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, а значит, отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Воспринятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения так называемые «двусмысленные» рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон. В этих рисунках выделение субъекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза). Подводя итог, можно заключить, что восприятие является активным процессом, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных компонентов в процессе восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии и т.п.). Кроме того, необходима и активность на макроуровне, т. е. возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело. Апперцепция. Восприятие, наряду с вызвавшим его раздражением, обусловлено рядом факторов, кроющихся в самом воспринимающем субъекте. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в его восприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, ее отношение к воспринимаемому, ее потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммацией мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Как показали результаты исследований, при предъявлении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетание прямых и кривых линий, уже на первых фа-30х восприятия осуществляется поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводится по-разному различными людьми. В эксперименте испытуемым предъявлялись относительно многозначные фигуры. Каждая из этих фигур получала два словесных обозначения. Одни и те же фигуры предъявлялись двум группам испытуемых, но одной группе при этом давался первый список названий, а другой группе — второй. Испытуемые должны были после предъявления всех фигур воспроизвести их. Оказалось, что словесное обозначение фигуры существенно влияет на ее воспроизведение. Для первой группы испытуемых 74% воспроизведенных фигур были похожими на объекты, названные в первом списке. Для второй группы испытуемых 73% воспроизведенных фигур напоминали объекты, названные во втором списке. Подтверждение влияния прошлого опыта личности на процесс восприятия было получено в эксперименте, в ходе которого испытуемые носили вмонтированные в оправу очков призмы, переворачивающие сетчаточное изображение на 180° по вертикали. В первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие их предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое положение которых было физически невозможным. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх. Представляют интерес и опыты с «перекошенной комнатой» Эймса. Последняя построена таким образом, что благодаря использованию правил перспективы дает такой же образ на сетчатке глаза, что и обычная прямоугольная комната. Когда в такую комнату помещают какие-либо объекты, то наблюдателем они воспринимаются как искаженные в размере (например, взрослый человек кажется меньше маленького ребенка). По-видимому, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что в их восприятии искажаются скорее любые, помещенные в перекошенной комнате объекты, чем сама комната. Интересно, что жены не видят своих мужей измененными в такой комнате; они воспринимают их обычными, а комнату видят искаженной. В ситуации этого опыта перцептивная система должна сделать выбор при наличии противоречивой информации, и результат при этом определяется предварительным опытом субъекта: комната не искажает лишь хорошо знакомые предметы. Знакомство с комнатой путем ощупывания приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов и, наконец, сама комната начинает восприниматься правильно, т. е. перекошенной. Таким образом, восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем его как единую мелодию, сопровождаемую аккомпанементом. Мелодия и аккомпанемент сливаются, мнут гармонию, в которой не различаются звуки отдельных инструментов. Но если мы поставим цель выделить звук, какого - либо инструмента, то при некотором усилии это удается сделать. Тогда звук этого инструмента выступит на передний план, все же остальное составит фон. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. Описано очень много фактов, когда восприятие объекта искажалось под влиянием установки, подобно тому, как это произошло в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» при появлении Хлестакова в городе, ожидавшем приезда высокопоставленного лица. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Важная роль эмоциональных реакций в восприятии подтверждается целым рядом различных экспериментов. Все сказанное выше о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоционального состояния (сюда же можно отнести и убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т. п.), показывает, что восприятие является активным процессом, которым можно управлять.
5. Восприятие как действие С позиции деятельного подхода А. Н. Леонтьева восприятие – это внутренняя психическая деятельность, которая называется перцептивной деятельностью. Восприятие как деятельность состоит из различных действий, с помощью которых формируется образ восприятия. С позиции теории деятельности – восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения руки, ощупывающей предмет, движения глаза, прослеживающего видимый контур, движения гортани, воспроизводящие слышимый звук, и т.д. Также большую роль играют моторные компоненты в акте осязания. Известно, что пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязание характеризуется высокой точностью — адекватность отражения предмета возникает при перемещении движущейся руки относительно воспринимаемого предмета. Анализ функций движений руки в процессе осязания и глаза в процессе зрения показал, что они делятся на два больших класса. В первый входят движения поисковые, установочные и корректирующиеся. С их помощью осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза (или руки) в «исходную позицию», корректировка этой позиции. Во второй класс входят движения, участвующие в построении образа, в измерении пространственных характеристик объекта в опознании знакомых объектов и т.п. Это класс собственно гностических движений, перцептивных действий. Выполняя довольно большое число различных функций, движения глаз разнообразны по форме. При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Можно выделить два основных типа макродвижений глаз: прослеживающие и саккадические движения. Прослеживающие движения, как это подразумевается самим названием, представляют собой сглаженные, плавные движения; они позволяют глазу непрерывно видеть перемещающийся объект. Саккадические движения — это быстрые скачки глаз, наблюдаемые, например, при чтении или рассматривании неподвижных объектов. Человек не может подсчитать число саккадических движений глаз и обычно имеет ложное представление о поведении его глаз в процессе чтения или рассматривания какого-либо предмета. Нам кажется, что при чтении наши глаза стремительно, с постоянной скоростью, последовательно перемещаются вдоль строки, в то время как все объективные методы регистрации движений глаз показывают, что па самом деле глаза при этом перемещаются скачкообразно, и эти скачки перемежаются фиксациями. Саккадические движения глаз осуществляются за микроинтервалы времени. Так, при чтении короткий скачок совершается в среднем за 0,022 сек, а длительность скачка, с помощью которого происходит возвращение к началу следующей строки, составляет приблизительно 0,04 сек. Когда глаз движется, а взор пристально устремлен на объект, говорят о зрительной фиксации объекта. Общая роль фиксации глаза заключается в том, что именно в момент фиксации глаза мозг получает максимум информации. При выполнении различных зрительных задач большую часть времени глаза находятся в состоянии фиксации. Так, при рассматривании объектов и картин глаза находятся в состоянии фиксации в течение 95% всего времени рассматривания. Результаты исследования движений глаз в процессе чтения показывают, что фиксации также занимают 90—95% всего времени чтения. Развитие навыков чтения, приводящее к повышению скорости последнего, происходит за счет трех факторов: уменьшение числа фиксаций на одной строке, сокращение длительности фиксаций и числа возвратных движений в процессе чтения. Небольшое число возвратных движений указывает на то, что читатель внимательно следит за смыслом прочитанного и возвращается с тем, чтобы выяснить непонятное. Количество фиксаций в процессе чтения во многом определяется сложностью или доступностью текста для читателя. Хороший читатель приспосабливает, подстраивает свою скорость чтении к предлагаемому ему тексту. Процесс формирования образа включает следующие перцептивные действия: 1. Обнаружение, выделение в объекте адекватного задаче информационного содержания, ознакомление с выделенным содержанием, В зависимости от возраста испытуемых перечисленные перцептивные действия характеризуются разной степенью развернутости. Например, у дошкольников 3 лет по отношению к данной задаче еще не сформировано перцеиптивное действие выделения информативного содержания. Они еще не выделяют контур в качестве такового, ориентируются на другие признаки (внимание детей привлекает, главным образом, объектив киноаппарата, вмонтированный в центре экрана), что приводит к некачественному ознакомлению и к ошибкам узнавания. Дети 6 лет подробно обследуют контур фигуры. Взрослые испытуемые ограничиваются беглым осмотром фигуры, пересекая ее двумя-тремя движениями. Вся конфигурация для взрослого настолько проста, что он мгновенно относит ее к определенному классу, т. е. здесь восприятие фактически сливается с опознанием. Однако задачи формирования перцептивного образа не ограничивается рамками дошкольного возраста. Такая задача возникает всякий раз, когда человек сталкивается с новыми для него объектами. В процессе ознакомления с объектом наблюдатель начинает выделять одно свойство или небольшое число свойств в качестве наиболее информативного содержания. Иными словами, он превращает некоторые свойства предметов (или «комплексы свойств) в оперативные единицы восприятия. Под оперативными единицами восприятия следует понимать содержание, выделяемое субъектом при выполнении той или иной перцептивной задачи. Такими единицами могут стать, например, градации яркости, очертания, другие признаки предметов или их комплексы, целые предметы и, наконец, совокупности предметов и отношения между ними. 3.Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Операция идентификация может быть выделена как промежуточное звено между актом различения и опознанием. Идентификация есть отождествление двух одновременно воспринимаемых стимулов или отождествление непосредственно воспринимаемого стимула с образом, «хранящимся» в памяти. 4.Опознание обязательно предполагает идентификацию, но не сводится кней. Опознание включает также категоризацию, отнесение предъявляемого стимула к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее. ЛЕКЦИЯ 23. ПАМЯТЬ 1. Общее понятие о памяти. 2. Процессы памяти: 1) Запоминание; 2) Воспроизведение; 3) Сохранение и забывание. 3. Виды памяти. Критерии классификации.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |