Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теории международной торговли.



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Теории международной торговли. 0.00 из 5.00 0 оценок




Мировая эк-ка – сов-ть нац-х экономик, связанных м-ду собой междунар-м разделением труда.

Вся сов-ть различных нац эк-к скреплена движением товаров, услуг и факторов пр-ва (эк рес-в). На этой основе м-ду странами возникают межд-е эк-е отношения (МЭО), кот-е могут быть представлены след формами: 1) межд-я торговля тов и услугами; 2) межд-е движение капитала; 3) межд-я миграция раб. силы; 4) межд-е валютные и кредитно-фин-е отношения; 5) межд-е науч-техн-е и произв-ное сотрудн-во.

Причина возникн-я и развития МЭО – различия в наделённости стран факторами пр-ва, что ведёт к межд-му разделению труда и к перемещению этих ф-ров м-ду странами.

Межд-е разделениетруда (МРТ) – это специализация отдельных стран на пр-ве тов-в и услуг, кот-ми они обмениваются м-ду собой.

Результат разделения труда- повышение произв-ти труда.

Создатель теории абсол-х преимуществ – А. Смит. Эта теория гласит, что стране целесообразно имопртировать те тов, пол кот-м у неё изд-ки пр-ва выше, чем у зарубежных стран, и эксопртировать те тов, по кот-м у неё изд-ки пр-ва ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. Слабая сторона теории абсол преим-в в том, что она не оставляет в межд-й торговле места тем странам, у кот-х все товары произв-ся без абсол-х преим-в перед другими странами.

Этот недостаток данной теории стимулировал появление теории относит-х преимуществ (Д. Рикардо, пример с пр-вом вина и сукна в Португалии и Англии- у Португ. есть абсол-е преим-ва по обоим товарам). Теория относ-х преим-в рекомендует стране импортировать тот товар, изд-ки пр-ва кот-го в стране выше, чем по экспортируемому товару.

Теория абсол-х преим-в явл-ся частным случаем теории стравнит-х преим-в.

Хекшер и Олин разработали новую теорию, уточняющую сравнительные преим-ва. Они сформулировали след принцип: страна экспортирует тот товар, при пр-ве кот-го интенсивно исп-ся избыточный ресурс (труд или капитал), а импортирует тот тов, при пр-ве кот-го исп-ся дефицитный ресурс. Олин предлагал исп-ть стоимостную оценку ресурсов (з/пл, рента).

Теория перемещенияф-ров пр-ва связана с тем, что, благодаря товарам, менее мобильые ф-ры пр-ва (труд, капитал) получают возм-ть перемещения ч-з товар, включающий эти ф-ры пр-ва.

В 1954 г. Леонтьев провёл расчёты фактороёмкости экспорта и импорта СШАна основе межотраслевого баланса пр-ва и распределения продукции, составленного по данным эк-ки США за 1947 г. Рез-т расчётов опроверг представления о США как о капиталоизбыточной стране, поскольку США экспортировали трудоёмкую прод., а импортировали капиталоёмкую прод. При одном соотношении цен ф-ров отрасль А явл-ся капиталоизбыточной, а при другом соотношении – трудоизбыточной.

Леонтьев выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным кол-вом капитала, один человекогод амери.труда эквивалентен трём человекогодам иностр-го пр-ва. А это означает, что США явл-ся трудоизбыточной страной, и никакого парадокса нет.

Развитие наукоёмких отраслей и стремительный рост междунар-го обмена их продукцией привели к формированию неотехноллогических теорий (т. эф-та масштаба, т. технол. разрыва, т. цикла жизни продукта). Неотехн-е теории связывают осн-е прим-ва с монопольной позицией фирмы-новатора. Отсюда возникает новая оптимальная стратегия: продавать не то, что относ-но дешевле, а то, что никто пока не производит, а нужно всем (изд-ки не имеют значения).

1) Т. эф-та масштаба (т.снижающихся издержек): торговля м-ду развитыми странами имеет смысл в том случае, если они специализируются на пр-ве тов-в различных отраслей, что позволяет снижать изд-ки за счёт массового пр-ва.

2) Т. технол-го разрыва: надо выпускать не то, что дешевле, а то, что пока никто выпускать не может, но необх-мо многим. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое и опять такое, что другим недоступно. В рез-те появления технич-х новшеств образуется «технологический разрыв» м-ду странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться.

3) Т. цикла жизни продукта: каждый новый прод. проходит цикл, включающий 4 стадии, каждая из кот-х отличается особым хар-ром спроса и технологий: 1- стадия внедрения (невелик спрос на новый прод и большие изд-ки на технологию); 2 – расширение (спрос быстро расширяется, происх-т передача технологии за рубеж); 3 – зрелость (спрос на внутр р-ке насыщен, технология стандартизируется); 4 – старение (снижение спроса, сокращение пр-ва).

В своей теории конкурентных преим-в Портер вводит понятие конкурентостпособности страны. С его т.зр., именно нац-я конкурентосп-ть опр-ет успех или неуспех в конкретных отраслях пр-ва, и то место, кот-е страна занимает в системе мирового хоз-ва. Нац-я конкурентосп-ть опр-ся спос-тью промышл-ти постоянно развиваться и производить инновации. Конкур-е преим-во страны на межд-м р-ке опр-ет «нац-й ромб», кот-й включает в себя 4 компонента: 1) факторные условия для успешной конкуренции; 2) условия спроса (на внутр р-ке); 3) родственные и поддерж-щие отрасли; 4) стратегия фирмы, её стр-ра и конкуренты.

 

 

63. Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция и монополия.

В рын эк-ке возможны 4 типовые ситуации в отдельных отраслях: 1) чистая – совершенная- конкуренция; 2) чистая монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия.

Совершенная конкуренция возникает в отрасли, где действует очень большое кол-во п/п-й, производящих однотипный продукт. В этих условиях отсутствует возм-ть исп-я методов неценовой конкуренции, каждое п/п-е не может контролировать цены на рынке, войти в отрасль или при необх-ти выйти из неё не составляет труда.

Чистая монополия возникает, когда в пр-ве и реализации прод господствует один крупный продавец, кот-й вып-ет товар, не имеющий близких заменителей.

Монополистическая конкур-я хар-ся большим числом произв-лей, вып-щих дифференциров-й продукт, поэтому широко развита неценовая конкур-я, контроль над ценой отдельного продукта очень ограничен.

Олигополия – это небольшое число крупных п/п-й, вып-щих как станд-й, так и диффер-й продукт, поэтому широко развита неценовая конкур-я.

***Совершенная конкуренция:

Признаки чистой конкуренции: 1) большое кол-во пр-лей и продавцов при небольших объёмах выпускаемой каждым продукции. 2) вся прод однородная, стандартизированная, поэтому исп-ть методы неценовой конк-ции очень трудно. 3) отдельный пр-ль не может контролировать цену. 4) нет серьёзных препятствий для вступления новых пр-лей в отрасль.

Совершен конк-я на практике встречается очень редко (с/х-е пр-во), это идеальная модель рынка.

В краткосроч периоде фирма несёт убытки, равные её постоянным изд-кам, даже когда пр-во нах-ся на нулевом ур-не.

Фирме следует осущ-ть пр-во в краткосроч периоде, если оно может или принести прибыль, или покрыть все изд-ки пр-ва, или принести убыток, меньший, чем постоянные изд-ки фирмы.

В краткосроч периоде фирма должна пр-ть такой объём прод, при кот-м она максимизирует прибыль или минимизирует убытки.

Всегд, когда доход превышает переменные изд-ки, фирма будет работать. Если убытки больше, чем постоянные изд-ки, фирму необх-мо закрывать.

Фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, поддерживая объём пр-ва на таком ур-не, когда предельный доходMR будет равен предельным изд-кам MC. Это правило выражает общее правило максимизации: MR=MC. При максимизации дохода последней производится та ед-ца продукции, у кот-й предельный доход больше предельных изд-к.

В процессе работы по максимизации прибыли фирма должна исходить из задачи макс-ть приб не на ед-цу прод, а на общий выпуск.

Недостатки совершенной конкуренции: 1) наличие множества мелких конкурентных фирм сдерживает темпы науч-технмич прогресса в отрасли. 2) конкурентный р-к приводит к стандартизации прод, ограничивая потребительский выбор.

***Монополия:

 Признаки чистой монополии: 1) чистый монополист- это отрасль, состоящая из одного пр-ля. 2) продукт чистой монополии не имеет заменителей. 3) монополия сама определяет цену. 4) монополия сохраняется благодаря наличию экон-х, технол-х и юрид-х барьеров.

Монополиями бывают и п/п-я, удовлетворяющие потребности общества в том случае, когда конк-ция вообще неосуществима. Это естественные монополии. Таким монополия м прав-во предост-ет опр-е привилегии, создаёт систему патентов, лицензий, т.е. устан-ет юрид-е барьеры мешающие вступлению в отрасль.

Монополия может возникнуть и сущ-ть благодаря исп-нию методов нечестной конк-ции, неэкон-х приёмов ведения конк-й борьбы.

Конкурентная фирма знает, что на цену она влиять не может и что её дополн-й доход с каждой ед-цы прод будет равен цене на эту прод. Для чистого монополиста кривая спроса- это всегда кривая отраслевого, сов-го спроса. Она явл-ся нисходящей, т.е. объёмы растут со снижением цены.

Имея возм-ть влиять на цены, монополист решает, какой доход ему нужно получить, и, исходя из него, назначает цену на товар. Но это незначит, что он абсол свободен в выборе цен и объёмов: опред-я цена возможна только при данном объёме. Монополия будет произв-ть каждую дополн-ю ед-цу, пока предельный дох от неё будет больше, чем пред-е изд-ки.

Недостатки монополии: 1) при тех же самых изд-ках пр-ва общие прибыли монополии ниже, чем у конкурентных п/п-й. 2) в монополии увел-ся совокупные затраты.

Монополия, зная, что её прод потребляют различные слои населения, назначает за одну и ту же прод разные цены для различных групп потребителей – ценовая дискриминация. Она наступает, когда разные цены на прдукт не связаны с различными изд-ками на его пр-во.

Большинство чисто монопольных отраслей явл-ся естественными монополиями. Они находятся под контролем гос-ва.

Индекс Херфиндаля-Хиршманаисп-ся для оц-ки целесообр-ти слияния компаний (предотвращение возникновения монополий). IHH рассч-ся как сумма квадратов рын-х долей (в %-х) всех субъектов р-ка в общем его объеме:

Макс-е значе-е, кот-е может принимать IHH, соотв-ет ситуации, когда р-к полностью монопол-ван одной фирмой. В этом случае он будет равен 10000.



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Теории международной торговли. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теории международной торговли.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)