Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная организация статистики финансов



2019-12-29 369 Обсуждений (0)
Современная организация статистики финансов 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ является органом, ответственным за предос­тавление информации о состоянии государственных и муниципальных финансов.

По характеру предоставляемой информации в настоящее время можно выделить два основных ее вида:

• информация, составляемая и предоставляемая в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

• информация, составляемая по правилам руководства Международно­го валютного фонда по статистике государственных финансов 2001 г.

Информация, составляемая и предоставляемая в соответствии с бюджетным законодательством РФ, формируется каждым бюджетом бюджетной системы РФ самостоятельно. При этом информация о сос­тоянии местных бюджетов аккумулируется на уровне субъекта РФ, кон­солидируется с данными о состоянии субъекта РФ и предоставляется в Федеральное казначейство в виде ежемесячного либо годового отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ.

Федеральное казначейство РФ составляет отчет об исполнении фе­дерального бюджета.

После выверки указанных отчетов, исключения всех взаимных пото­ков Федеральное казначейство РФ составляет отчет об исполнении кон­солидированного бюджета Российской Федерации и вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета представляет их в Минфин России.

При этом Минфин России, получив указанную информацию, про­водит анализ показателей и представляет ее в Правительство РФ, а так­же осуществляет ее публикацию.

Для успешного выполнения указанных функций Минфин России устанавливает правила ведения бюджетного учета, формирования бюд­жетной отчетности и сроки ее представления в Минфин России.

В то же время органы исполнительной власти, организующие испол­нение соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, вправе са­мостоятельно осуществлять публикацию сведений об исполнении бюд­жетов.

Бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов так­же являются бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и входят в состав сектора государственного управления, однако они не представляют отчетность в Федеральное казначейство. Отчетность го­сударственных внебюджетных фондов представляется в Федеральную службу государственной статистики РФ, которая предоставляет указан­ную информацию Минфину России.

В связи с участием России в международных финансовых организа­циях возникла необходимость представления отчетности по междуна­родным стандартам.

В настоящее время Федеральное казначейство является органом, от­ветственным за составление данных по статистике государственных финансов в соответствии с методологией Международного валютного фонда.

На основании данных об исполнении федерального бюджета состав­ляется ежемесячный Отчет по финансовой статистике, содержащий толь­ко данные по кассовым потокам. Он подлежит публикации в ежемесяч­ном издании Международного валютного фонда International Financial Statistics. Указанный отчет является источником оперативной информа­ции о состоянии государственных финансов Российской Федерации.

Вместе с тем ежегодно на основании данных, полученных от субъек­тов РФ, от государственных внебюджетных фондов и данных по испол­нению федерального бюджета, Федеральным казначейством составля­ется Отчет по статистике государственных финансов, который основан на Руководстве по статистике государственных финансов 2001 г. и включает в себя показатели активов, обязательств, финансового резуль­тата, а также все операции сектора государственного управления. Отчет по статистике государственных финансов подлежит опубликованию в ежегодном сборнике Международного валютного фонда по статистике государственных финансов.

В настоящее время информация, касающаяся состояния государ­ственных финансов Российской Федерации, публикуется на сайте Ми­нистерства финансов РФ по адресу www.minfin.ru.

При этом Министерство финансов РФ предоставляет Федеральной службе государственной статистики показатели, необходимые для сос­тавления национальных счетов.

В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является организацией, ответственной за составление и пред­оставление всем пользователям банковской и денежной статистики, а также статистики платежного баланса Российской Федерации.

Статистика Банка России подразделяется на две группы:

• статистика по банковской системе;

• статистика по денежно-кредитной сфере.

Для составления статистики по банковской сфере Банк России уста­навливает формы и сроки предоставления кредитными организациями Статистической отчетности. Кроме того, кредитные организации предс­тавляют бухгалтерскую отчетность в Банк России, которая также является источником формирования статистических данных.

При этом в настоящее время осуществляется переход банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финан­совой отчетности. Обязательная подготовка финансовой отчетности в соответствии с МСФО осуществляется с 1 января 2004 г.

В течение 2004 и 2005 гг. финансовая отчетность кредитных организаций в соответствии с МСФО будет использоваться:

• Банком России для осуществления анализа деятельности кредит­ных организаций при выполнении надзорных функций, а также для применения мер надзорного реагирования в процессе надзора с 1 января 2006 г.;

• руководством кредитных организаций для целей анализа деятель­ности кредитных организаций.

Необходимо отметить, что переход банковского сектора на МСФО значительным образом повысит качество показателей отчетности, прозрачность отчетности и, следовательно, сыграет позитивную роль в формировании статистики по банковской системе.

Помимо статистики банковской деятельности, Банк России также предоставляет статистические данные по финансово-кредитным инс­титутам, таким как финансовые компании, частные пенсионные фон­ды, страховые компании, инвестиционные фонды.

Для составления статистических данных по денежно-кредитной сфере, ЦБ РФ имеет право запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц необходи­мую информацию.

Указанная информация является ключевой для составления следую­щих основных видов статистических отчетов:

• Платежного баланса Российской Федерации;

• Международной инвестиционной позиции Российской Федера­ции;

• информации по иностранным активам и обязательствам, включая внешний долг Российской Федерации.

В связи с этим Банк России наравне с Росстатом и Минфином Рос­сии участвует в представлении данных по Российской Федерации на ос­новании общепринятых мировых стандартов. Кроме того, Банк России является источником данных по банковской системе для составления системы национальных счетов. Также Банк России играет важную роль в оценке внешнего долга Российской Федерации, при этом его данные являются основой для расчетов, осуществляемых Минфином России.

Банк России ежемесячно выпускает «Бюллетень банковской статис­тики», который содержит в себе основные статистические отчеты, сос­тавляемые им. Кроме того, обширная статистическая информация пуб­ликуется на официальном сайте Банка России по адресу www.cbr.ru.

Стоит отметить следующие проблемы организации статистики фи­нансов, существующие в настоящее время:

• отсутствует единое законодательство в области государственной статистики, до сих пор не принят Федеральный закон «О статис­тике». Единственными документами, регулирующими деятель­ность участников сбора и предоставления статистической инфор­мации, а также их функции являются нормативные акты;

• существует дублирование функций по составлению и предоставлению статистических данных, не до конца налажен механизм выверки ста­тистических данных между Минфином России, ЦБ РФ и Росстатом;

• ввиду отсутствия единой системы государственной статистики имеет место несогласование сроков представления статистичес­кой отчетности, из-за чего статистическая информация предос­тавляется несвоевременно.

Однако, несмотря на указанные недостатки, статистика финансов в Российской Федерации является высококачественной информацией, о чем постоянно свидетельствуют положительные результаты наблюда­тельных миссий Международного валютного фонда и Всемирного банка.

Формирование единого экономического пространства, появление международных финансовых рынков потребовали унификации инфор­мации о состоянии различных государств. В рамках различных перего­воров и глобального анализа было важно, чтобы государства «говорили на одном языке». Очевидно, что интегрирующую роль в процессе уни­фикации должны играть международные финансовые организации.

В настоящее время разработкой и принятием международных ста­тистических стандартов занимаются такие организации, как Междуна­родный валютный фонд, Организация Объединенных Наций, Органи­зация экономического сотрудничества и развития, Комиссия европейс­кого содружества, Всемирный банк и др.

Одним из самых известных статистических стандартов является систе­ма национальных счетов, разработанная и принятая в 1993 г. совместно МВФ, ООН, ОЭСР, КЕС и ВБ. Система национальных счетов является ос­новой, как терминологической, так и методологической, для большей час­ти статистических стандартов, существующих в настоящее время - ста­тистика государственных финансов, статистика платежного баланса, ста­тистика внешнего долга.

Кроме того, страны Европейского союза используют Европейскую систему национальных счетов.

Данные, составленные по указанным стандартам, регулярно публи­куются международными финансовыми организациями в сборниках.

Международный валютный фонд осуществляет ежемесячную пуб­ликацию обзора статистики финансов стран-членов на основании представленных отчетов. Кроме того, ежегодно Международный ва­лютный фонд осуществляет публикацию отраслевых сборников — по статистике государственных финансов, по платежному балансу и т.п.

Международный валютный фонд и Всемирный банк уделяют очень большое внимание обеспечению качества публикуемой государствами-членами информации путем направления оценочных миссий.

Кроме того, существует программа технической помощи статисти­ческим работникам государств-членов международных организаций.

Стоит также отметить, что применение в большинстве стран мира общепризнанных стандартов статистической информации послужило серьезным основанием для проведения бухгалтерских реформ, поскольку существующие системы не могли производить достаточные данные для составления статистической отчетности. В том числе, в основу бюджетной реформы в Российской Федерации положены понятия секторов экономики, метода начислений, которые даны в Руководстве по статистике государственных финансов 2003 г.

Кроме упомянутых стандартов по составлению статистических данных, существуют еще стандарты распространения данных — Общий стандарт распространения данных и Специальный стандарт распространения данных. Основная цель указанных стандартов — публикация экономических и финансовых данных для государств-членов с целью получения доступа на международные рынки капитала. В рамках этих стандартов определены четыре параметра распространения данных: ох­ват, периодичность и своевременность; доступность данных для обще­ственности; достоверность распространяемых данных; качество расп­ространяемых данных.

Специальный стандарт распространения данных предназначен для стран переходного периода и предоставляет возможность гибкости в определении указанных параметров. В то же время Общий стандарт предполагает жесткое следование принципам и правилам, установлен­ным Международным валютным фондом.

В отличие от статистических стандартов, стандарты распростране­ния данных, в первую очередь, ориентированы не на представление от­четов в МВФ и их дальнейшую публикацию, а на широкое распростра­нение значимых показателей.

Российская Федерация 31 января 2005 г. официально присоедини­лась к Специальному стандарту распространения данных, при этом обеспечение предоставления информации осуществляют три ответ­ственных органа: Федеральная служба государственной статистики РФ, Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ.

Для управления деятельностью, связанной с функционированием статистики финансов в органах государственной статистики, в Росстате создано специальное управление — Управление статистики цен и финан­сов, соответствующие подразделения имеются в территориальных орга­нах государственной статистической службы. На федеральном уровне Управление статистики цен и финансов в соответствии с Положением о нем (здесь перечислены пункты, относящиеся к статистике финансов):

• готовит официальную статистическую информацию по финансам для последующего представления Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному собранию, федеральным органам исполнительной власти, средствам массовой информации, научной общественности, международным организациям, а также другим пользователям;

• разрабатывает и совершенствует научно обоснованную, соответ­ствующую международным статистическим стандартам офици­альную статистическую методологию для проведения государ­ственных статистических наблюдений, формирования системы статистических показателей по финансам;

• организует проведение государственных статистических наблюдений за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, результа­тами приватизации, отдельными показателями государственных фи­нансов в соответствии с официальной статистической методологией;

• готовит предложения по совершенствованию форм федерального государственного статистического наблюдения и первичного уче­та, введению их в действие, а также форм и программ единовре­менных учетов, обследований по финансам, материалы для согла­сования программ единовременных учетов, обследований, мате­риалы для согласования программ проведения ведомственных го­сударственных статистических наблюдений;

• организует разработку экономико-статистической информации по финансам, ее анализ, осуществляет сбор и обработку бухгалте­рской отчетности организаций, готовит материалы, освещающие научно-методологическую и информационно-статистическую де­ятельность на страницах журнала «Вопросы статистики»;

предоставляет в установленном порядке пользователям статистичес­кую информацию о состоянии государственных финансов и кредит­но-денежной системы по программе, формам и методологии, разра­батываемым, утверждаемым Минфином России, Банком России, Сбербанком России, ФНС России и предоставляемым Росстату. В органах государственной статистики формируется важная состав­ляющая статистики финансов — статистика финансов нефинансовых организаций. К нефинансовым организациям относятся хозяйствую­щие субъекты (предприятия и организации), основным видом деятель­ности которых является производство рыночных товаров или нефинан­совых услуг.

Система федерального государственного статистического наблюде­ния за финансами предприятий базируется на единых методологичес­ких принципах сбора и обработки данных, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Разработка всей статис­тической информации о финансах предприятий базируется на методо­логии бухгалтерского учета. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации» на Минфин России возложено обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности Банка России и кредитных организаций). Минфин России также утверждает Планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, Инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности Банка России и кредитных орга­низаций).

Правительство РФ постановлением от 21 апреля 1995 г. № 399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерс­кой отчетности» возложило на органы государственной статистики функ­ции по сбору, разработке и обеспечению пользователей данными бухгалтерской отчетности организаций, расположенных на территории Российской Федерации. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» стал базой для развития работ по созданию ин­формационной системы статистики финансов предприятий.

В целях реализации вышеназванных закона и постановления Правительства РФ в Росстате создан Банк данных «Бухгалтерская отчет­ность организаций» (БД БОО). На основе БД БОО осуществляется об­работка бухгалтерской отчетности организаций в целях получения сводных итогов показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций в целом по России, отраслям экономики (видам экономи­ческой деятельности), субъектам РФ. Перевод российской бухгалтерс­кой отчетности на международные стандарты (и соответственно адаптация БД БОО в Росстате) и разработка гармонизированной, сопоста­вимой с международными стандартами системы показателей финансо­во-хозяйственной деятельности предприятий — условие создания в ор­ганах государственной статистики баз данных, удовлетворяющих пот­ребности различных категорий пользователей, как отечественных, так и зарубежных, а также существенного развития информационного обес­печения системы национальных счетов, прежде всего, счетов для секто­ра нефинансовых предприятий (корпораций).

Получение сводных итогов показателей бухгалтерской отчетности организаций осуществляется с годовой периодичностью, кроме того, сроки получения данных за предыдущий год не позволяют оперативно предоставлять пользователям информацию о финансово-хозяйствен­ном состоянии предприятий. В этих условиях объективной необходи­мостью становится функционирование оперативной финансовой ста­тистики, позволяющей осуществлять анализ состояния финансов предприятий в реальном секторе экономики.

В настоящее время статистическое наблюдение за финансами предприятий на основе форм федерального государственного статисти­ческого наблюдения осуществляется по следующим направлениям:

• финансовое состояние (сальдированный финансовый результат, различные виды кредиторской, дебиторской задолженностей; за­долженность по полученным кредитам и займам; выручка от про­дажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налога на до­бавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей); себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг);

• финансовые вложения (долгосрочные и краткосрочные финансо­вые вложения, осуществленные предприятием и вложенные в предприятие, в том числе в паи и акции, облигации и другие дол­госрочные и краткосрочные вложения);

• использование денежных средств (расходы на развитие и соверше­нствование производства; на социальное развитие; выплаты соци­ального характера работникам; на благотворительные цели; от­числения в отраслевые и внебюджетные фонды научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ);

• движение денежных средств в иностранной валюте (движение средств в иностранной валюте на транзитных, текущих валютных счетах; средства предприятий на валютных счетах за рубежом; ин­формация об обязательной продаже валюты);

• иностранные инвестиции в Россию из-за рубежа и инвестиции из России (прямые инвестиции, в том числе взносы в капитал; денеж­ные средства, финансовый лизинг; кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий); портфельные инвестиции, в том числе акции и паи; долговые ценные бумаги; прочие портфель­ные инвестиции; прочие инвестиции, в том числе торговые креди­ты; прочие кредиты; банковские вклады; использование средств, поступивших из-за рубежа в форме иностранных инвестиций);

• состояние расчетов за отгруженную продукцию, выполненные ра­боты и услуги (объем отгруженной и оплаченной продукции, в том числе наличными и безналичными денежными средствами, вексе­лями, ценными бумагами, переуступкой прав собственности, вза­имным зачетом требований, по прямому товарообмену (барте­ром), прочими видами расчетов).

Наряду с разработкой оперативной системы показателей, характеризующей финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций (сектор нефинансовых предприятий), предусматрива­ется на основе совершенствования наблюдения за организациями сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяй­ства, создать своевременную, регулярную и наиболее полную статисти­ку финансов по указанному сектору экономики. Намечается также в ближайшем будущем перейти на систематические выборочные обсле­дования предприятий по вопросу состава чистой прибыли и добавлен­ной стоимости.




2019-12-29 369 Обсуждений (0)
Современная организация статистики финансов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная организация статистики финансов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)