Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Статистика государственных финансов



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
Тема 5. Статистика государственных финансов 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет, задачи и источники информации статистики государственных финансов

Показатели и классификации госбюджета

Статистический анализ показателей госбюджета

Изучение государственных финансов предполагает определение объема государственных финансов, их структуры и динамики.

Пред­метом исследования являются бюджеты различных уровней, внебюд­жетные фонды, государственный кредит, финансы государственных организаций.              

Статистика государственных финансов опирается на информаци­онную базу, включающую отчетность Министерства финансов РФ по исполнению консолидированного, федерального и территориальных бюджетов, а также отчеты внебюджетных фондов.

Основной задачей статистики государственных финансов являются определение и анализ системы статистических показателей, характеризующих содержание и направленность фискальной политики.

Основные задачи статистики государственного бюджета:

•  изучение объема, динамики и структуры доходов и расходов государственного бюджета;

• определение дефицита и профицита госбюджета;

• анализ источников финансирования дефицита госбюджета;

• определение объема, структуры и динамики государственного внутреннего и внешнего долга;

• статистический анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления.

Информационной базой статистики госбюджета служит совокупность отчетностей об исполнении госбюджета, представляемых Минфином РФ: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о финансовых результатах», ф.№3 «Отчет о движении капитала», ф.№4 «Отчет о движении денежных средств», ф.№5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», ф.№2-2 «О составлении квартальных бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете»; форма 2 «Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации», форма 2-1 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов бюджетной организации, переведенной на новые условия хозяйствования», форма 2-2 «Отчет об исполнении бюджетных ассигнований организацией, предприятием; форма 2-3 «Отчет о движении средств по текущему счету (суммы по поручениям)»; форма 4, 4-сводная «Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам»; «Отчет об использовании планов по сети, штатам и контингентам».


Показатели и классификации госбюджета

 

Показатели государственного бюджета основываются на бюджет­ной классификации. Они отражают экономические операции между учреждениями государственного управления и институциональными единицами других секторов экономики: поступления или платежи (возвратные и невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие и капитальные); приобретение финансовых активов или принятие обязательств.

Бюджетная классификация РФ, используемая в настоящее время, является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для состав­ления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (ст. 18 БК РФ).

В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления поступают денежные средства безвозмездно и безвозвратно - доходы бюджета (табл. 5.1). Доходы делятся на текущие (налоговые и неналоговые) и капитальные.                               

Таблица 5.1

Доходы бюджета

Виды дохода Характеристика
Налоговые К ним относятся федеральные, региональные, местные налоги, сборы, пени, штрафы, предусмотренные налоговым законодательством РФ
Неналоговые Включают: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, средства, полученные в результате возмещения вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; - иные неналоговые доходы
Капитальные Доходы от продажи основных фондов, государственных запасов и резервов, земли, целевые перечисления на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы формируются по следующим направлениям: на финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь и др.); на финансирование социально-культурного развития; на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов; расходы на национальную оборону, международную деятельность; расходы, связанные с обслуживанием госдолга и т.д.

Экономическое содержание расходов бюджетов определяют их виды (табл. 5.2).

                                                                                            Таблица 5.2

Виды расходов бюджета

Капитальные расходы Текущие расходы
Направлены на: • обеспечение инновационной и инвес­тиционной деятельности. Утверждается инвестиционная програм­ма, в соответствии с которой в действу­ющие или вновь создаваемые институ­циональные единицы (юридические лица) направляются инвестиции, представляю­щие собой статьи расходов бюджета;   • предоставление кредитов в качестве бюджетных средств на инвестицион­ные цели юридическим лицам. На про­ведение капитального (восстанови­тельного) ремонта с целью создания или увеличения имущества, находя­щегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;   • другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией рас­ходов бюджетов РФ. Направлены на: • обеспечение текущего функциониро­вания органов государственной влас­ти, органов местного самоуправле­ния, бюджетных учреждений; • оказание государственной поддержки другим бюджетам, отдельным отрас­лям экономики в форме дотаций, суб­сидий, субвенций на текущее финансирование; • другие расходы бюджетов, не вклю­ченные в капитальные расходы в со­ответствии с бюджетной классифика­цией РФ.   Дотации - бюджетные средства, предо­ставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмезд­ной и безвозвратной основах для покры­тия текущих расходов. Субсидия - бюджетные средства, предо­ставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому, юридическому лицу на условиях долево­го финансирования целевых расходов. Субвенции - бюджетные средства, пре­доставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, юридическому лицу безвозмездно, безвозвратно на осу­ществление определенных целевых рас­ходов.

 

Величина превышения расходов над доходами бюджета образует статистический показатель – дефицит (превышение доходов над расходами - профицит). Дефицит федерального бюджета финансируется из внутренних и внешних источников. Внутренние источники включают: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ. Внешние источники состоят из: государственных займов, осуществляемых в иностранной валюте методом выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредитов правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций (в иностранной валюте).

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенса­ций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата его является одним их условий совершения в интересах пла­тельщиков сборов государственными органами, органами местного са­моуправления, должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (ли­цензий).

 

Важное значение при анализе бюджетного процесса имеет изучение динамики и структуры бюджетов различных уровней. Следует помнить, что в условиях инфляционного хозяйствования изучения динамики финансовых потоков должно осознаваться с двух точек зрения: номинальной и реальной.

Особое социальное значение имеют относительные показатели государственного бюджета в расчете на душу населения.

Сопоставление показателей на душу населения по различным регионам страны позволит увидеть, какая из местностей в большей степени социально обеспечена на тот или иной период времени.

Внебюджетные фонды как элемент государственных финансов представляют собой форму перераспределения и использования фи­нансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования общественных потребностей. Они позволяют влиять на процесс про­изводства посредством:

• финансирования, субсидирования и кредитования отечествен­ных предприятий;

• финансирования природоохранных мероприятий;

• выплаты пособий и пенсий населению;

• финансирования социальной инфраструктуры.

В составе социальных внебюджетных фондов различают фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В задачи статистики внебюджетных фондов входит:

- определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных фондов;

- изучение закономерностей формирования и расходования денежных средств фондов;

- анализ эффективности функционирования фондов.

В системе показателей статистики внебюджетных фондов представле­ны абсолютные показатели, отражающие остатки средств на начало и конец периода, объем доходов по источникам формирования и объем расходов по направлениям использования, относительные показатели структуры фондов.




2019-12-29 260 Обсуждений (0)
Тема 5. Статистика государственных финансов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Статистика государственных финансов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)