Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что такое фразеологизм?



2020-02-03 196 Обсуждений (0)
Что такое фразеологизм? 0.00 из 5.00 0 оценок




До того, как начать говорить о прoцессах, происходящих в сегодняшней фразеологии, надо определить, что именно мы подразумеваем под словом фразеологизм. Что сегодня ученые считают фразеологическим оборотом(ФО)? Если этот вопрос на первый взгляд кажется простым, то при более глубоком рассмотрении определение понятия фразеологизм несет в себе многие затруднения.

«По определению, данному в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» фразеологизм – это общее название семантически связанных сочетаний слов и предложений, которые воспроизводятся в речи в фиксированном соотношении семантической структуры и определенного лексико-грамматического состава. По степени семантической слитности компонентов фразеологизмы делятся на несколько типов. Наиболее известна и популярна их классификация, предложенная академиком В.В. Виноградовым. Сюда входят следующие фразеологические единицы: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания и фразеологические выражения» [Русская речь 4/2003: 31]. Каким бы подробным ни казалось это определение, однозначно сказать, что такое фразеологизм, все-таки нельзя. При составлении новых фразеологических словарей ученые всегда спорят, какое словосочетание еще является ФО, а какое уже нет? Включать ли в словарь крылатые выражения? Являются ли афоризмы, пословицы, устойчивые составные термины, номенклатурные словосочетания, речевые штампы (клише, лозунги и перифразы) фразеологическими единицами (ФЕ)? Во второй половине ХХ века предпринимались попытки ограничить понятие фразеологизма, но, несмотря на это, одни ученые постоянно воспринимают фразеологизмы в самом узком, а другие – в самом широком понимании.

       Сторонниками широкого понимания можно считать составителей «Фразеологического словаря русского языка» под редакцией А.И. Молотикова (1967). Авторы не соглашались с распространенными в то время критериями определения фразеологизма и это понятие они воспринимали в более широком смысле.

       Сторонники узкого понимания воспринимали за настоящие фразеологизмы только идиомы – т.е. фразеологические сращения и единства. В. И. Мокиенко в предисловии к «Словарю русской фразеологии» пишет: «в корпус словаря включены в первую очередь фразеологизмы в узком смысле слова, т.е. русская идиоматика и те интернациональные обороты, которые характеризуются относительной устойчивостью, воспроизводимостью в готовом виде, целостным значением и экспрессивностью» [Русская речь 4/2003: 32]. Но, в конце концов оказывается, что такой узкий подход к делу почти невозможен, и сам В. М. Мокиенко в предисловии добавляет: «в справочник вошли также некоторые пословицы, устойчивые составные термины, номенклатурные словосочетания, перифразы и крылатые слова, которые либо в какой-то мере претерпели фразеологизацию, либо стали основой для образования фразеологизмов в узком смысле слова» [Русская речь 4/2003: 32-33].

Итак, мы будем в нашей работе придерживаться широкого понимания для определения фразеологизмов.

 

Язык публицистики

«Разговор о внелитературной лексике, находящейся на периферии языковой системы, можно было бы не начинатъ, если бы этот разговор касался только узких специалистов, но современная языковая ситуация такова, что просторечная (в том числе грубая) и жаргонная лексика вышла из ограниченной сферы употребления и активно вливается в язык современной массовой печати, звучит на телевидении и по радио»[Валгина 2001: электронный ресурс][1]. Прочитав эти слова, никто, наверно, не станет спорить, если сказать, что заниматься языком публицистики и его развитием сегодня необходимо.

       Публицистика – это литература, посвященная общественно-политическим вопросам современности. Так как она касается именно современности, то и средства ее выражения современны. В языке публицистики – а именно в лексике – отражаются новейшие тенденции развития языка. «Принципиальное отличие публицистического слова заключается в большой роли в нем эмоционального, приобретающего в рамках газетно-публицистического стиля оценочный характер» [gramma.ru 2008: электронный ресурс][2]. Языкoвая система СМИ тяготеет к динамике. Возвращается так называемое забытое, забывается ненужное. С эмоциональным характером этого пласта языка тесно связана тенденция к стандарту и экспрессии. Со стандартизацией связано закрепление в языке новых сочетаний слов, возникают некие клише, отражающие политические, экономические и социальные изменения в жизни общества. Употребление сниженной, заимствованной и иноязычной лексики касается экспрессивизации языка. Газетному языку сегодня свойственна сильная тенденция к экономии. Журналисты должны высказать свои мысли как можно быстрее, и таким образом возникают различные аббревиации и неологизмы. С усилием привлечь внимание читателя связан интересный феномен, много изучаемый лингвистами – это языковая игра на страницах газет. В текстах журналистов можно найти различные каламбуры, окказионализмы, преобразования, аллюзии, афоризмы и многие другие шутливые выражения.

       Одним словом, тематическая неограниченность газетного стиля определяет огромную широту и разнообразие его лексического состава.




2020-02-03 196 Обсуждений (0)
Что такое фразеологизм? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что такое фразеологизм?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)