Пути повышения конкурентоспособности
В последнее время в России явно проявляется тенденция к обострению конкуренции между предприятиями, которые подвергаются нарастающему совокупному воздействию конкурентных факторов. Тем не менее, на многих предприятиях не проводится целенаправленная работа по анализу конкурентов, отсутствуют систематизированные представления о том, что является конкурентоспособностью предприятия, как ее создавать, поддерживать и как грамотно реализовывать. Концепцию повышения конкурентоспособности России следует формировать на основе экономических законов рыночных отношений, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, принципа всеобщности участия в повышении качества работы от Президента до рабочего. Повышение конкурентоспособности должно стать национальной идеей, стилем жизни (выживания) каждого гражданина России и страны в целом.
Рисунок 1.4 Параметры конкурентоспособности
Интересными являются результаты проведенного в 2011 году исследования конкурентоспособности компании в России: а) характеристики российских предприятий и их типичные проблемы: ) средний возраст управленцев наиболее успешных компаний менее 40 лет; ) средний возраст технического персонала (инженеров) свыше 50 лет; ) многие наиболее успешные предприятия созданы недавно (после распада СССР); ) многие наиболее успешные предприятия созданы на базе прикладных НИИ или выходцами из бывшего ВПК; ) наиболее успешные фирмы или предприятия производят новые товары или услуги, отсутствовавшие на советском рынке, либо эксплуатируют новую нишу действующего рынка; ) станки и оборудование действующих предприятий во всех случаях импортированы (из стран Запада или Юго-Восточной Азии); ) сырье, добавки и компоненты часто ввозятся из-за рубежа и составляют наибольшую часть производственных издержек. Тем не менее, в условиях "сильного" рубля этот фактор не беспокоит российских производителей; ) целевым рынком для созданных в РФ предприятий (как российских, так и зарубежных) является исключительно Россия и иногда страны СНГ (как правило, за исключением Украины). К экспорту своей продукции стремятся лишь единичные предприятия; б) проблемы внутренней конкурентоспособности подразделяются на три основных вида: ) иностранным инвесторам приходится иметь дело с российским производителями, работающими на оборудовании с 20-30-летним сроком эксплуатации без расчета амортизации, поскольку оборудование было получено бесплатно в период приватизации; ) иностранные и российские фирмы сталкиваются с конкуренцией со стороны компаний, которые не соблюдают действующие юридические нормы и правила, а также не уплачивают налоги. Проблема относится к сфере серой экономики; ) для малых предприятий серьезная проблема заключается в отсутствии законодательной защиты в части коммерческой аренды. Арендодатель имеет возможность повышать арендную плату (на офисы и производственные помещения) без каких бы то ни было ограничений; в) типичные трудности компаний в изложении опрошенных: ) наем рабочей силы; ) чрезмерное регулирование и контроль ос стороны государства; ) непредсказуемость бизнес-среды; ) высокий уровень арендной платы в отношении конторских и производственных помещений (для малых и средних предприятий); г) высокий уровень цен на российскую продукцию опрашиваемые респонденты объясняют следующими типичными причинами: ) малые объемы производства и высокий уровень отходов; ) низкая производительность труда и низкий уровень автоматизации (устаревшая инфраструктура); ) вынужденная необходимость иметь большие производственные запасы (из-за задержек в поставках); ) отсутствие контроля над ценами; ) российские фирмы выводят свои цены на рыночный уровень; ) отсутствие долгосрочной стратегии (руководители российских предприятий стремятся к сверхприбылям в сжатые сроки) и др.; д) существование "серой" экономики, как правило, объясняется следующими причинами: ) россияне еще не готовы работать в условиях рыночной экономики (которая представляется им чрезмерно сложной системой); ) привычка обманывать государство; Представители малого и среднего бизнеса приводят ряд дополнительных причин: - отсутствие доверия к властям; - отсутствие финансовых средств для уплаты всех надлежащих пошлин и налогов; - чрезмерно сложен первый этап создания компании. Многочисленные международные исследования, посвященные анализу успеха стран - лидеров мировой экономики, показали, что такие факторы как: - стабильность национальной валюты и низкая инфляция; - наличие дешевой рабочей силы; - протекционистская политика государства; - наличие значительных природных ресурсов; - национальная практика менеджмента; - налоговый режим являются важными, но не определяющими и практически никогда не встречаются в полном объеме в какой-либо из стран. С другой стороны, единственным и самым важным фактором, обеспечивающим экономическое лидерство стран, является наличие в стране национальных корпораций, способных успешно конкурировать на глобальном рынке. Таким образом, только усиление конкурентоспособности российских предприятий может обеспечить сильную конкурентную позицию России на международных рынках и рынках капитала, а, следовательно, экономическое процветание. Далее рассмотрим особенности конкурентоспособности российских предприятий мясоперабатывающей отрасли. Полученные данные свидетельствуют о наличии резервов повышения конкурентоспособности малых мясоперерабатывающих предприятий. В ходе исследования были выделены основные направления и мероприятия, обеспечивающие повышение конкурентоспособности. Наиболее существенным является повышение качества выпускаемой продукции, затем поиск лучших каналов сбыта, технологические инновации, выражающиеся в эффективности производственной деятельности, совершенствование маркетинговой деятельности и улучшение сотрудничества с поставщиками сырья (рис.1.5) .
Рисунок 1.5 Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий мясной промышленности
Мясоперерабатывающим предприятиям следует осуществлять выбор маркетинговой политики в зависимости от параметров сотрудничества с покупателями. При осуществлении сбытовой деятельности малым мясоперерабатывающим предприятиям целесообразно использовать кластерный подход к покупателям в зависимости от выручки от продаж. Метод кластеризации поможет выделить группы субъектов, различающиеся степенью важности для успехов предприятия. Для каждого кластера покупателей необходимо осуществлять направленный подход в рамках ценовой политики и маркетинговых мероприятий. Итак, методика выбора маркетинговой политики мясоперерабатывающих предприятий основывается на кластеризации покупателей в зависимости от доли в товарообороте и параметров сотрудничества с ними, что позволяет формировать комплекс относительных преимуществ предприятия и выпускаемого товара в соответствии с меняющимися потребностями потребителей, а также управлять внутренними факторами для адаптации деятельности или противостояния условиям внешней среды. Рассмотрим деятельность конкретного мясоперерабатывающего предприятия. Аналитическая часть
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |