Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Назначения и характеристики учебных текстов разного типа



2020-03-17 173 Обсуждений (0)
Назначения и характеристики учебных текстов разного типа 0.00 из 5.00 0 оценок




Я выделила следующие цели учебных текстов: передачу знаний, научить способам решения задач, помощь в подготовке к экзаменам, предоставление информации, развитие мышления. Остановимся подробнее на выделенных нами особенностях текста, соответствующих каждому назначению.

Цель передать знания: овладеть основами (или тонкостями) определенной области науки, ее понятиями и методами [2], [8], [13], [19], [30], [38] ставят учебники и учебные пособия (курсы лекций и т.п.).

В вузовских учебниках почти всегда логическое описание строения, схемы курса, связь с другими областями науки, указываются общие объекты и методы [13].

В школьных учебниках логическое строение текста задано не явно. Иногда показывается связь с другими науками.

Как в вузовских, так и в школьных учебниках, теоретическая часть начинается с введения понятий (возможно на примерах показать разрывы в имеющихся знаниях и необходимость введения новых понятий), редко встречается подход к утверждениям и формулам с помощью рассуждений, часто встречается просто доказательство. Часто в тексте встречаются примеры и упражнения, иллюстрирующие доказательство.

Научить способам решения задач по некоторой тематике, признаны сборники задач и упражнений [10], [17], [35]. Они представляют уже известные способы и множество задач для упражнения и выработке навыков решения.

Чаще всего вузовские задачники представлены отдельной от учебника книгой. В вузовских задачниках иногда встречаются тексты, направленные на то, чтобы научить решать задачи, содержащие общие указания и рекомендации по решению задач, по поиску этих решений [37]. Часто вначале каждого параграфа приведены необходимые определения и краткие (предполагается, что читатель уже знаком с материалом) теоретические сведения. Теоретическая часть состоит из определений и теорем (критериев, формул, принципов и т.п.); доказательства или рассуждения, результатом которого является теорема, не приводятся, за исключением случаев, когда в них содержится описание метода. Теоретический материал иллюстрирует большим количеством примеров, существует образец применения способа в подробном разборе решения некоторой типичной задачи. Однако иногда теоретической части не существует. Типы задач и методы их решения систематизированы. Значительную часть параграфа составляют задания, которые нацелены на усвоение понятий и отработку методов решения задач. Количество заданий (различной степени трудности) превышает необходимый минимум, для усвоения основного материала обеспечивая достаточно богатый выбор. Оговариваются условия и границы применения изложенных методов, их практическое применение.

Школьные задачники чаще всего входят в учебник и поэтому теоретическая часть, для этих задачников, содержится в учебнике. Но некоторые задачники существуют вне учебника, в них теоретическая часть отсутствует.

С ними схожи пособия, ставящие своей целью помощь в подготовке к экзаменам [14], [21], [31].

После кратких теоретических сведений дается набор наиболее распространенных задач из вариантов экзаменов. Для каждой задачи приводится неправильное и правильное решение, либо типичные ошибки указываются после описания метода.

Предоставление информации (справочники [4], [9], [12], [24], [36], справочные пособия таблицы и др.). Основное назначение справочника то, что в нем можно навести “моментальную” справку. Кроме того, он может служить для повторения ранее изученного материала. Справочники имеют целью собрать в одном издании сведения (из одной или разных областей науки) рассредоточенные по многим источникам.

Структура таких текстов топическая, каждая глава автономна, есть ссылки на те параграфы, где разъяснены упоминаемые термины.

Во всех справочниках справка наводится с помощью алфавитного указателя или подробного оглавления.

Определения, правила, формулы и теоремы сопровождаются примерами. Ведущая роль играет фактический материал (доказательства и рассуждения приводится только в особых случаях). В таких текстах нет постановки проблем. Исторические сведения иногда представлены в определенных параграфах (обычно в начале главы по данной теме).

Книгу, авторы которой заявляли бы своей прямой целью развитие мышления, мне найти не удалось, хотя некоторые авторы заявляют близкие к этому цели: «Побудить читателя к самостоятельному творческому мышлению, к дальнейшему совершенствованию своих математических знаний» [27]. Обычно такие книги представляют собой сборники занимательных задач или любопытных фактов. Например, у Кордемского Б.А. [20] дается последовательность задач, через которые накапливается опыт мышления.

К этой цели близки книги описывающие ход математического исследования [7], [23], [28]. Их цель научить способам, позволяющим лучше разбираться в трудных математических вопросах, открывать математические теоремы, решать задачи.

Стиль изложения либо рассуждение от лица автора, либо безличное, либо квази-общение с читатилем.

Часто в тексте встречаются смысловые разрывы, использованные автором для показа необходимости построения новых понятий, для постановки проблемы, для демонстрации способа рассуждения.

В конце главы или в самой главе часто встречаются примеры и задачи позволяющие отработать предлагаемые способы рассуждений и приводящие к результату.

 



2020-03-17 173 Обсуждений (0)
Назначения и характеристики учебных текстов разного типа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Назначения и характеристики учебных текстов разного типа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)