Рассуждение старшеклассника
Мне известно свойство делимости суммы: если каждое слагаемое суммы делится на 7, то сумма делится на 7. Попробую применить это свойство для вывода признака делимости на 7. Рассмотрю два числа: 43714 и 74314. Представлю эти числа как сумму трех слагаемых при помощи позиционной записи числа:
43714=4.142+3.14+7 14=7.142+4.14+3.
Замечу, что любое трехзначное число a2a1a0 14 в 14-ной системе счисления можно записать в виде суммы трех слагаемых
a2a1a0 14 =a2. 142+a1.14+a0
Из того, что 14 делится на 7, следует, что a2. 142+a1.14 всегда будет делиться на 7. Для того, чтобы вся сумма делилась на 7 нужно, чтобы последнее слагаемое этой суммы также делилось на 7. А последнее слагаемое в суммеa2. 142+a1.14+a0 - это последняя цифра в записи числа a2a1a0 14. Можно сделать вывод, что число a2a1a0 14 в 14-ной системе счисления кратно 7, если последняя цифра в его записи 7 или 0. Видно, что 43714 -кратно, а 74314 -не кратно семи. Теперь я могу сформулировать верное утверждение: Утверждение 1. Любое трехзначное число в 14-ичной системе счисления делится на 7 в том и только в том случае, когда последняя цифра этого числа делится на 7. Просматривая еще раз свое решение, я заметил две вещи: ) если для делимости необходимо, чтобы последняя цифра (разряд единиц) делилась на 7, то не важно, сколько разрядов будет иметь число. Их может быть n;. 2) число an…a0 14 =an. 14n+…+a1.14+a0 делится на 7, если , т.к. 14 делится на 7. Вместо 14 взять числа 7 или 28, или другие числа, делящиеся на 7, и мой признак делимости остается справедливым. Теперь я могу сформулировать верное утверждение: Утверждение 2. Пусть число А записано в системе счисления, основание которой делится на 7. Тогда число А делится на 7 в том и только в том случае, когда его последняя цифра делится на 7. Я могу представить результат своего исследования в виде теоремы. Теорема: Число Доказательство. Верны равенства
-
Из свойства делимости суммы следует, что последняя сумма делится на 7 тогда и только тогда, когда р делится на 7 и делится на 7.Теорема доказана. Знак заменяет слова “тогда и только тогда, когда”. 15.Что в этом рассуждении вам понятно, а что трудно понять? . Каким свойством решил воспользоваться старшеклассник, чтобы вывести признак делимости на 7? .Почему, оказалось, достаточно рассмотреть всего 2 числа? . Что старшеклассник сделал с числами 43714 и 74314? .Какая закономерность была подмечена старшеклассником в записи трехзначных чисел в 14-ной системе счисления? . Как вы думаете, зачем старшекласснику понадобилось просматривать еще раз свое решение? Что при этом выяснилось? . Мог ли способ рассуждения старшеклассника привести к неверному выводу? Почему? . Какие верные утверждения сформулировал старшеклассник? . Как вы думаете, сомневается ли старшеклассник в том, что его теорема верна? . Решил ли старшеклассник задачу? . Какие задачи решили младший школьник, старшеклассник, ровесник? Сформулируйте их. . Решите аналогичную задачу, опишите свои рассуждения и сравните с рассуждениями школьников, которые вы изучили. Что вы обнаружили?
Приложение 5 Первоначальный вариант текстов “помощники”.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |