Характеристика программы “Начала алгебры” для 6-го класса
Основным результатом обучения в среднем звене должна являться математическая грамотность учащихся как общекультурное умение, в которое входит [39]: · владение основными понятиями и методами изучения математических объектов (такими как обобщение, спецификация, аналогия, распространение, систематизация и др.); · умение эффективно использовать математические способы вычислений, преобразований и др.; · владение языком изложения математических знаний (письменная математическая речь); · владение терминологией, связанной с исследованием (гипотеза, утверждение, доказательство). В книге “Учебно-образовательное пространство в педагогике развития: математическое образование” [3] говорится, что основы математической грамотности закладываются на пятом году обучения (6-ой класс). К концу этого года обучения учащиеся должны иметь навыки работы с записью (построение и преобразование формы записи), умение формулировать утверждение и проверять их на правдоподобность, различать способы проверки утверждения для произвольного и для конкретного случая, понимать разницу между утверждениями, теоремой, гипотезой, оценивать эффективность применения способа. Так же авторы проекта РО считают, что единицей обучения в курсе “Начала алгебры” является учебный цикл, состоящий из шести этапов[3]: - оформление существующих знаний; - постановка, проблемы (задачи); открытие нового понятия (может использоваться рабочий язык); систематизация новых знаний; анализ текстов учебников (переход на культурный язык); выделение класса типовых задач (на навык); контроль и оценка. Программа для шестого класса направлена на овладение учащимися учебно-исследовательской деятельности. Курс “Начала алгебры” шестого класса РО состоит из следующих разделов: Раздел 1. Теория делимости натуральных чисел; Раздел 2. Положительное рациональное число; Раздел 3. Рациональное число; Раздел 4. Система координат. Графики. Материал темы: “Признаки делимости в системе счисления по основанию р” из раздела ”Теория делимости натуральных чисел ” выходит за рамки традиционной школьной программы для 6-го класса, однако он органично вписывается в программу РО. Также материал данной темы идеален для постановки и решения учащимися учебно-исследовательской задачи, а также для пропедевтики понятия доказательства. При изучении данной темы у учащихся формируется представление о признаках делимости как об одном из способов определения истинности/ложности утверждений о делимости, вырабатывается умение использовать свойства отношения делимости как средство обоснования рассуждений и доказательства общих утверждений, умение применять признаки делимости в системах счисления по основанию р при решении задач на делимость. Продолжается работа по выводу, записи и обоснованию общих утверждений о делимости (учащиеся должны “сконструировать” математически грамотную запись признаков делимости). По этой теме существует задачник и рабочая тетрадь. Однако для успешного прохождения этой темы и получения желаемых результатов необходимы учебные тексты в виде образцов рассуждений.
Вывод
Появление в шестом классе сложно структурированных математических объектов и операций с ними требует освоения учащимися нового предметного действия - учебного-исследования, позволяющего удерживать и преобразовывать целостную расчлененную предметную единицу. Так как в РО изложение (построение нового понятия, способа) происходит через оформление и столкновение версий учеников, что зачастую, в ходе урока, при попытке описать другим собственное понимание, открытый в группе способ ученики, испытываю затруднение в средствах выражения своих мыслей, связанные с дефицитом специальных слов, терминов, то учащиеся придумывают свой “рабочий” язык. Но так как в развивающем обучение акцент делается на научности, культурности открываемых понятий и способов работы с ними, то необходимо обеспечение “перевода” полученных учащимися на уроках результатов и описаний на культурный язык теории и язык деятельности (решения учебно-исследовательской задачи). Поэтому существует необходимость образцов текстов, которые бы помогали учащимся осваивать этот культурный язык. Как уже говорилось ранее, материал темы: “Признаки делимости в системе счисления по основанию р” из раздела ”Теория делимости натуральных чисел ” выходит за рамки традиционной школьной программы для 6-го класса, однако он органично вписывается в программу РО. Также материал данной темы идеален для постановки и решения учащимися учебно-исследовательской задачи, а также для пропедевтики понятия доказательства. По этой теме существует задачник и рабочая тетрадь. Однако для успешного прохождения этой темы и получения желаемых результатов необходимы учебные тексты в виде образцов рассуждений. Образцов таких текстов практически не существует. Существующие образцы текстов описывающих исследование не ориентированны на детей, только один способ исследования и отсутствует метаязык.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |