Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ



2020-03-18 168 Обсуждений (0)
МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




   Понятие «метод» в буквальном переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Метод — это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Методы научного познания подразделяются на общенаучные и конкретно-научные.

К общенаучным относятся методы, свойственные всем наукам:
наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, формализация, абстрагирование и т.д.

Конкретно-научные методы свойственны отдельным наукам и не применяются в рамках других наук. Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых действий:

• наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид и т.д.;

• систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта;

• обобщение — построение общих и итоговых таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Таким образом, метод экономического анализа — это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов.

Категории — это наиболее общие понятия данной науки. Для анализа категориями являются фактор, модель, затраты, доходы, расходы и т.д.

Научный инструментарий — это средства, способы и приемы, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленных целей анализа. Любой из инструментов анализа может называться методом в узком смысле этого слова. Научный инструментарий экономического анализа имеет две характерные особенности.

Первая — открытость, выраженная в аккумулировании исследования из смежных отраслей знаний (математики, статистики, экономической теории).

Вторая особенность состоит в том, что на разных этапах анализа финансово-хозяйственной деятельности применяются разные методики и приемы. При этом не существует никакой четкой регламентации по поводу их применения. Многое здесь зависит от цели анализа, имеющихся в распоряжении аналитика временных, информационных и человеческих ресурсов. В реальном анализе используют чаще всего комбинации различных приемов и методов.

Характерной особенностью метода экономического анализа является также выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями экономической системы хозяйствующего субъекта. Каждый показатель зависит от ряда факторов-причин, каждый из которых, в свою очередь, определяется совокупностью других причин-факторов. Возникает определенная цепь зависимости одного показателя от другого, где каждый показатель-фактор имеет свое значение. В ходе проведения анализа важно не нарушить последовательность рассмотрения факторов, так как это может привести к неточным выводам и оценкам.

2.2. ПРИЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

В процессе проведения анализа и обработки первичной экономической информации применяются различные приемы и способы.
Основными традиционными способами и приемами методики экономического анализа являются:

• разработка систем показателей для измерения экономических явлений;

• сравнение;

• детализация и группировка;

• элиминирование

• взаимосвязанное изучение производственных, хозяйственных и финансовых процессов;

• обобщение результатов анализа.

Все приемы экономического анализа взаимосвязаны и применяются одновременно и в различных сочетаниях.

Сравнение

Сравнение — важнейший приём экономического анализа. Базой для сравнения могут быть: плановые показатели, проектные задания, нормативы, показатели предыдущих периодов времени, показатели деятельности аналогичных экономических субъектов, среднеотраслевые показатели.

Наиболее распространенными в экономическом анализе являются следующие виды сравнений:

• сравнение отчетных показателей с плановыми. Бизнес-план является важным информационным источником оценки деятельности коммерческой организации;

• сравнение плановых показателей с показателями предыдущих периодов — позволяет определить оптимальность плановых заданий и качество бизнес-плана;

• сравнение отчетных показателей с показателями предыдущих периодов — дает возможность наблюдать за динамикой экономических показателей, определять тенденции развития коммерческой организации;

• сравнение плановых и фактических достигнутых показателей деятельности организации с нормативами — обеспечивает возможность оценки результативности деятельности организации и выявления неиспользованных резервов;

• сравнение показателей деятельности внутренних структурных подразделений организации.

Результаты сравнения оформляются в виде абсолютных и относительных отклонений, отклонений в процентах к базисным показателям, в виде индексов.

Чтобы результаты сравнения обеспечили объективные выводы, необходимо сравниваемые показатели привести в сопоставимый вид.

Выделяют следующие способы приведения показателей в сопоставимый вид:

• установление влияния изменения цен. С этой целью сравниваемые объемные показатели превращаются в стоимостные;

• устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей — достигается путем пересчета последних в одинаковые объемы и ассортименты;

• приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления. Инструкции, регламентирующие методики исчисления отдельных показателей, систематически меняются, в этих условиях для обеспечения сопоставимости показатели, исчисленные до изменения методики, пересчитываются по методике отчетного периода;

• тождественность периодов времени, за которые производится сравнение.



2020-03-18 168 Обсуждений (0)
МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)