МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Понятие «метод» в буквальном переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Метод — это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы научного познания подразделяются на общенаучные и конкретно-научные. К общенаучным относятся методы, свойственные всем наукам: Конкретно-научные методы свойственны отдельным наукам и не применяются в рамках других наук. Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых действий: • наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид и т.д.; • систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта; • обобщение — построение общих и итоговых таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений. Таким образом, метод экономического анализа — это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов. Категории — это наиболее общие понятия данной науки. Для анализа категориями являются фактор, модель, затраты, доходы, расходы и т.д. Научный инструментарий — это средства, способы и приемы, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленных целей анализа. Любой из инструментов анализа может называться методом в узком смысле этого слова. Научный инструментарий экономического анализа имеет две характерные особенности. Первая — открытость, выраженная в аккумулировании исследования из смежных отраслей знаний (математики, статистики, экономической теории). Вторая особенность состоит в том, что на разных этапах анализа финансово-хозяйственной деятельности применяются разные методики и приемы. При этом не существует никакой четкой регламентации по поводу их применения. Многое здесь зависит от цели анализа, имеющихся в распоряжении аналитика временных, информационных и человеческих ресурсов. В реальном анализе используют чаще всего комбинации различных приемов и методов. Характерной особенностью метода экономического анализа является также выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями экономической системы хозяйствующего субъекта. Каждый показатель зависит от ряда факторов-причин, каждый из которых, в свою очередь, определяется совокупностью других причин-факторов. Возникает определенная цепь зависимости одного показателя от другого, где каждый показатель-фактор имеет свое значение. В ходе проведения анализа важно не нарушить последовательность рассмотрения факторов, так как это может привести к неточным выводам и оценкам. 2.2. ПРИЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В процессе проведения анализа и обработки первичной экономической информации применяются различные приемы и способы. • разработка систем показателей для измерения экономических явлений; • сравнение; • детализация и группировка; • элиминирование • взаимосвязанное изучение производственных, хозяйственных и финансовых процессов; • обобщение результатов анализа. Все приемы экономического анализа взаимосвязаны и применяются одновременно и в различных сочетаниях. Сравнение Сравнение — важнейший приём экономического анализа. Базой для сравнения могут быть: плановые показатели, проектные задания, нормативы, показатели предыдущих периодов времени, показатели деятельности аналогичных экономических субъектов, среднеотраслевые показатели. Наиболее распространенными в экономическом анализе являются следующие виды сравнений: • сравнение отчетных показателей с плановыми. Бизнес-план является важным информационным источником оценки деятельности коммерческой организации; • сравнение плановых показателей с показателями предыдущих периодов — позволяет определить оптимальность плановых заданий и качество бизнес-плана; • сравнение отчетных показателей с показателями предыдущих периодов — дает возможность наблюдать за динамикой экономических показателей, определять тенденции развития коммерческой организации; • сравнение плановых и фактических достигнутых показателей деятельности организации с нормативами — обеспечивает возможность оценки результативности деятельности организации и выявления неиспользованных резервов; • сравнение показателей деятельности внутренних структурных подразделений организации. Результаты сравнения оформляются в виде абсолютных и относительных отклонений, отклонений в процентах к базисным показателям, в виде индексов. Чтобы результаты сравнения обеспечили объективные выводы, необходимо сравниваемые показатели привести в сопоставимый вид. Выделяют следующие способы приведения показателей в сопоставимый вид: • установление влияния изменения цен. С этой целью сравниваемые объемные показатели превращаются в стоимостные; • устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей — достигается путем пересчета последних в одинаковые объемы и ассортименты; • приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления. Инструкции, регламентирующие методики исчисления отдельных показателей, систематически меняются, в этих условиях для обеспечения сопоставимости показатели, исчисленные до изменения методики, пересчитываются по методике отчетного периода; • тождественность периодов времени, за которые производится сравнение.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |