Электронное строение карбонильной (оксо) группы.
Атомы углерода и кислорода в карбонильной группе находятся в состоянии sp2-гибридизации. Гибридные облака идут на образование σ-связей, а негибрид- ные р-облака атомов углерода и кислорода идут на образование π-связи между собой. π-Связь менее прочная, поэтому она легче поляризуется. Атом кислорода, как более электроотрицательный, тянет на себя электронную плотность π-связи, за счет чего на нем возникает частично отрицательный заряд (δ-), а на атоме углерода - частично положительный (δ+). Для альдегидов и кетонов характерны реакции присоединения, сопровождающиеся гетеролитическим разрывом π-связи под действием нуклеофильных реагентов, атакующих атом углерода с частичным положительным зарядом. Чем больше положительный заряд на атоме углерода карбонильной группы, тем легче идут реакции нуклеофильного присоединения, поэтому альдегиды более реакционноспособные соединения по сравнению с ке- тонами.
'
Чем длиннее углеводородный радикал, тем сильнее он гасит частично - по- ложительный заряд, что затрудняет реакции нуклеофильного присоединения. Поэтому так же электроноакцепторные заместители усиливают реакционную способность в нуклеофильных реакциях, а электронодонорные – снижают.
Химические свойства Типы химических реакций для альдегидов и кетонов.
нуклеофильное присоединение > O
окисление I. Реакции нуклеофильного присоединения (АN; набор типичных реаген- тов- НОН, Н2, ROH, НСN, NaHSO3). Наиболее характерные реакции для карбонильных соединений.
1) Присоединение водорода (реакция восстановления). При восстановле- нии альдегидов получают первичные спирты, кетонов-вторичные. Реак- ция широко применяется для получения этанола.
CH3 C O + H2 OH
этаналь H этанол H (первичный спирт)
CH C CH + H
t0, Ni H CH CH
3 3 2
O 3 C 3 OH пропанон пропанол-2 (вторичный спирт) 2) Присоединение спиртов с образованием полуацеталей (для альдегидов) и кеталей (для кетонов). Реакция протекает в щелочной среде с образова- нием нестойких соединений. O CH C + H OC H OH- OH CH C OC H
3 2 5 H полуацеталь
CH3 C
CH3 +
H OC2H5
OH-
CH3 OH C CH3
O OC2H5 полукеталь
3) Присоединение синильной кислоты с образованием гидроксинитрилов. Циановодородная кислота плохо диссоциирует, поэтому реакцию про- водят в щелочной среде, где образуется цианид-ион, являющийся активной нуклеофильной частицей. Образующиеся нитрилы легко превращаются в ок- сикислоты, аминокислоты, амины и другие вещества.
O i 39X5t74b4Nn7yRsSX+0WRqN2Sf+pxy03qz3eDFuvNqhFDq+I1NO+Nz6++uzl/vHmUXsH7THCDMmY zcnH0VEDedGcxcQXcw4TX8wZTHz5Cc9f4iSmfgNMnyW1b6vRK2b+7/q85vGdujf/AgAA//8DAFBL AwQUAAYACAAAACEA5cP6F+EAAAAKAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwUrDQBCG74LvsIzg zW7S2FhjNqUU9VQKtoJ4m2anSWh2N2S3Sfr2jie9zTAf/3x/vppMKwbqfeOsgngWgSBbOt3YSsHn 4e1hCcIHtBpbZ0nBlTysitubHDPtRvtBwz5UgkOsz1BBHUKXSenLmgz6mevI8u3keoOB176SuseR w00r51GUSoON5Q81drSpqTzvL0bB+4jjOolfh+35tLl+Hxa7r21MSt3fTesXEIGm8AfDrz6rQ8FO R3ex2otWQfK8TBnlIXkCwcAiTbnLkcl59AiyyOX/CsUPAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2 gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAB5//quPDAAAmzcAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhAOXD+hfhAAAACgEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAA6Q4AAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBL BQYAAAAABAAEAPMAAAD3DwAAAAA= ">
OH-
OH-
CH3
CH3 OH C CN H OH C CH3 CN
4) Присоединение гидросульфита натрия. Эта реакция используется для выделения и очистки альдегидов и кетонов.
O
OSO2Na
CH3 C OH SO3Na H
CH3 C
CH3 +
H OSO2Na
CH3 OH
C CH3
O SO3Na
5) Присоединение воды. Кетоны с водой не реагируют. Альдегиды при взаимодействии с Н2О образуют нестойкие гидратные формы, это объясняет высокую раствори- мость низших альдегидов.
O H C + H OH HOH H C OH H
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (713)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |