Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и функции политологии



2020-03-19 188 Обсуждений (0)
Методы и функции политологии 0.00 из 5.00 0 оценок




В структуре политологии выделяют следующие разделы:

1. теория и методология политики. Она раскрывает сущность и содержание политики, власти, их основные признаки, функции и закономерности развития;

2. теория политических систем. Она изучает структуру и функции политических систем, проводит их сравнительный анализ, характеризует основные политические институты, такие как государство, политические партии и др.;

3. теория управления социально-политическими процессами. Она выявляет цели, задачи и формы политического управления обществом, а также механизмы принятия и реализации политических решений;

4. история политических учений и политическая идеология. Она выявляет генезис политической науки, содержание основных идейно-политических учений, функции политической идеологии и роль политического сознания в политическом процессе;

5. теория международных отношений. Она характеризует вопросы внешней политики, международных отношений и глобальных проблем современности.

К отраслям политологии традиционно относят теорию политики, сравнительную политологию и прикладную политологию.

Теория политики создает концепции, модели и образы политической действительности. Ее целью является выявление причинно-следственных связей и построение теорий, описывающих политические процессы и претендующих на объяснение причин политических явлений.

Сравнительная политология, в рамках которой путем сравнения выделяются общие черты и специфические различия разнообразных групп политических объектов. Для современной сравнительной политологии характерен интерес к таким явлениям, как групповые интересы, неокорпоративизм, политическое участие, рациональный выбор, этнические, религиозные, демографические факторы и их влияние на политику, процессы модернизации, стабильность и нестабильность политических режимов, условия для возникновения демократии, влияние политики на общество и т. д. Существует несколько разновидностей сравнительных исследований: кросс-национальное сравнение, ориентированное на сопоставление государств друг с другом; сравнительно ориентированное описание отдельных случаев (case studies); бинарный анализ, основанный на сравнении двух (чаще всего похожих) стран; кросс-культурные и кросс-институциональные сравнения, нацеленные соответственно на сопоставление национальных культур и институтов.

Прикладная политология – отрасль политологии, в рамках которой изучаются конкретные политические проблемы и ситуации, осуществляется выработка практических рекомендаций. Основные усилия исследователей в области прикладной политологии направлены на разработку и применение методов политического анализа для исследования конкретных политических ситуаций, изучение процессов принятия решений, выработку и применение технологий политического воздействия. Прикладная политология непосредственно связана с практикой политического управления, выработкой политической стратегии и тактики политических партий, урегулированием политических конфликтов, проведением избирательных кампаний.

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются.

Метод (от греч. букв. – хождение вдоль пути, выбор правильного пути) – система правил и приемов исследования каких-либо объектов с целью отыскания объективной истины. Ни одна наука не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». «Ученый, – отмечал В. Гейзенберг, – никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией». Поэтому каждая наука использует целый комплекс исследовательских методов, различных по степени общности и широте применения.

К классификации методов политических исследований различные ученые подходят неодинаково. Некоторыми исследователями наиболее важные и часто используемые в политологии методы принято делить на три группы.

К первой группе относятся общие методы исследования политических объектов. К этой группе относятся социологический метод, функциональный метод, системный подход, институциональный метод, бихевиористский метод, антропологический метод, деятельностный метод, субстанциональный, онтологический метод, исторический метод и некоторые другие.

Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений.

Функциональный метод требует изучения зависимостей между политическими явлениями.

Специфическим развитием функционального метода является структурно-функциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, каждый элемент которой выполняет специфические функции.

Суть системного подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Институциональный метод ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность.

Бихевиористский метод требует применения к политике приемов исследования, используемых в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп.

Антропологический метод требует изучения обусловленности политики природой человека как родового существа, имеющего неизменяющийся набор основополагающих потребностей.

Деятельностный метод дает динамическую картину политики. Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные этапы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений с целью нахождения их общих черт и специфики, поиска наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

Исторический метод требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связей прошлого, настоящего и будущего.

Среди других часто используемых в политологии методов надо назвать ценностный (аксиологический), предполагающий выяснение значимости тех или иных политических явлений для личности, группы, общества, всего человечества и психологический метод, представленный, в частности, в политическом психоанализе и ориентирующий на изучение субъективных мотивов политического поведения.

Ко второй группе методовпричисляются общелогические методы; они принадлежат не только политологии, а науке в целом. В данную группу методов входят анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование и переход от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, математические, кибернетические и другие методы.

Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Самым простым и доступным способом сбора информации является наблюдение. Под наблюдением понимается прямая регистрация социальных явлений и процессов их очевидцем. Включенное наблюдение предполагает участие исследователя в деятельности какой-либо группы как ее участника.

Анализ документов – метод, широко используемый для сбора первичной информации. Ученые считают документом любую зафиксированную информацию. Исходя из источника информации, документы подразделяются на первичные, в которых непосредственно фиксируются события (записи, результаты наблюдений), и вторичные, представляющие собой обобщение данных, полученных из первичных документов (отчеты, заключения, статистические сведения и др.).

В политической науке, как и в других социальных науках, используется такой метод анализа документов, как контент-анализ. В широком смысле контент-анализ – это количественная и качественная характеристика единиц текста (слов, смысловых символов, выражений и т. п.), определение зависимостей между ними, выделение схожих по смыслу фрагментов.

К распространенным методам прикладных исследований относится метод экспертной оценки. Его суть заключается в выявлении мнений наиболее авторитетных специалистов в конкретной области о той или иной ситуации, причинах ее происхождения или прогнозе развития событий.

Большой популярностью среди политологов пользуется метод опроса. Он позволяет исследовать как объективные, так и субъективные характеристики изучаемого объекта. Опрос как метод социальных и политических исследований начал широко использоваться в 30-е гг. ХХ в.

Знания, добываемые исследователями и складывающиеся в систе­му наук об окружающем мире и самом человеке, выполняют различ­ные социальные функции. Перечислим важнейшие функции политологии.

Познавательная функция политической науки реализуется в исследовании мира реальной политики, его описании и выявлении особенностей, тенденций, закономерностей, действующих в сфере политики и власти.

Методологическая функция политологии проявляется; во-первых, в использовании знаний, накопленных этой наукой для дальнейших исследований мира политики; во-вторых, в использовании политологических знаний в качестве теоретической основы конкретными политическими науками (например, электоральной политологией, сравнительной политологией).

Прогностически - управленческая функция политологии проявляется в возможности, опираясь на ее научный багаж, прогнозировать ход событий, понимать их и принимать эффективные управленческие решения.

Оценочная функция политологии проявляется в способности общест­венных субъектов, опираясь на науку, выносить суждения о значимости, приемлемости или неприемлемости тех или иных политических фактов.

Социализирующая функция политической науки проявляется в том, что изучение политической науки способствует приобретению навыков анализа политической жизни и рационально-критической оценки власт­вующих, формированию современной политической культуры, выра­ботке норм консенсусных отношений в условиях политического плюра­лизма, умению понимать и реализовывать свои политические интересы, гражданские права и обязанности.

 

Политическая власть

«Власть» является одним из центральных понятий современной политологии. Одним из самых распространенных определений «власти» является определение Макса Вебера: способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению других индивидов.

Для возникновения и существования властных отношений необходимы следующие элементы: субъект власти (им может быть как один индивид, так и группы лиц), приказ субъекта (т.е. выражение им своей воли), подчинение.

Выделяют несколько концепций власти:

 - реляционистские (П. Блау, Д. Картрайт, Д. Ронг) – (от англ. relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение между, субъектом и объектом. Характерной чертой такого взаимоотношения является оказание влияния одним субъектом на другого.

Так один из представителей этого подхода – П. Блау считал, властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. Другой представитель реляционистского подхода Д. Ронг указывал, что власть является функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти.

 - бихевиористические (поведенческие) (Г. Лассуэл, Ч. Мерриам) – трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие вынуждены им подчиняться. Так Г. Лассуэл считал, что первоначальным импульсом властных отношений является «воля к власти» и обладание «политической энергией». Человек стремится к власти в надежде на улучшение своей жизни через получение престижа и богатства.

 - структурно-функциональная (Г. Алмонд), характеризует власть как, основанный на разделении функций управления и исполнения, способ самоорганизации. Власть и властные отношенияэто объективно необходимый фактор, без которого невозможно существование общества

 - системная (Т. Парсонс), определяет власть, как атрибут социальной системы. Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ее роль в политике подобна той, которую играют деньги в экономике. «Мы можем определить власть, – подчеркивал американский социолог, – как реальную способность… осуществлять влияние на различные процессы в системе».

 - коммуникационная (Х. Арендт, М. Фуко, Э. Гидденс), рассматривает власть как ключевой элемент коммуникационной системы общества. Например, если регулировщик может контролировать действия водителей, а участники дорожного движения подчиняются его указаниям, то это является результатом обмена информацией между ними (т.е. результатом коммуникационных процессов).

Способность субъекта обеспечить подчинение объекта принимает разнообразные формы.

Классифицировать их можно по разным основаниям.

По субъекту власти различаются индивидуальная и коллективная власть;

по сфере проявления — эконо­мическая власть, политическая власть, власть в семье, в бюрократи­ческой организации и т.д.;

по уровню существования - власть на мегауровне (между обществами и крупными социальными общностями), макроуровне (центральные властные институты общества), мезоуровне (органы власти, подчиненные центральным институтам), микроуровне (межличностные отношения и отношения между небольшими группами людей);

по последствиям осуществления — деструктивная, продуктивная и интегративная; и т.д.

Наиболее распространенной классификацией форм власти является классификация по источнику (источникам) подчинения, отражающая наиболее существенные различия между способами и механизмами воздействия субъекта на объект. По данному основанию различаются следующие формы власти: сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция и авторитет.

Элементами структуры власти являются ее ресурсы и основания. Основания власти – это фундамент, на котором базируются источники власти. Можно сказать, что это причины подчинения. Ресурсы власти – это конкретные средства, с помощью которых субъект воздействует на объект для достижения своих целей.

 

Основания власти

Ресурсы власти
Экономические основания господствующая форма собственности, объем валового национального продукта на душу населения, стратегически важные природные ресурсы, золотой запас, степень устойчивости национальной валюты, масштабы внедрения в экономику страны достижений научно-технической революции. активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, внешнеэкономическая деятельность в части укрепления независимости страны.
Социальные основания социальные группы и слои, на которые опирается власть. Их состав определяется общественным строем страны, ее политическими и культурно-историческими традициями, уровнем развития науки и техники. мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности (образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д. ).
Юридические основания совокупность законов, на которых власть сформирована и опирается в практической деятельности. инструкции, мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, указы президента, постановления правительства и др.
Административно-силовые основания совокупность властных учреждений, обеспечивающих функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства (структуры исполнительной и законодательной власти, органы безопасности, разведки и внутренних дел). система подбора кадров, обладающих особыми профессиональными качествами, оснащение властных учреждений техникой по мировым стандартам, профилактика коррупции.
Культурно-информационные основания система организаций, сохраняющих культурный потенциал страны, СМИ, и др. духовные ценности, знания, информация.

Одину из ключевых позиций в вопросе власти занимает соотношение политической и государственной власти. Политическая власть – это реальная способность определенного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Нужно отметить, что политическая власть шире понятия государственная власть, т.к. она реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своего рода ядро политической власти, она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население страны. В нормальных условиях государственная власть монопольно занимает свое место в обществе. Но, могут быть случаи, когда монополию государственной власти оспаривают нелегальные структуры (например, рэкет оспаривает монополию на сбор налогов).

Власть – это феномен необходимый для существования отдельных подсистем и общества в целом. Она выполняет ряд важнейших функций:

 - обеспечивает целостность общества, разделенного на классы, группы и слои. Политическая власть живет социальной гетерогенностью общества, даже если внутри его она пытается создать некоторое единообразие;

 - подчиняет определенному порядку общественные отношения с целью предотвращения и минимизации социальной конфликтности. Политическая власть устанавливает не справедливость, а порядок;

 - осуществляет авторитарное распределение ценностей (материальных благ и социальных преимуществ);

 - обеспечивает управляемость общества и определяет приоритетные цели его развития;

 - организует массы и мобилизует ресурсы для осуществления определенных целей и защиты общества от внешних угроз.

В современной политологии и политической практике широко применяется термин «легитимность».

Легитимность – это признание большинством общества или его социально значимой частью необходимости, обоснованности и законности данной политической власти, выраженное в общественном согласии подчиняться ей и установленному ею порядку добровольно.

 Понятие «легитимность» не следует отожествлять или путать с понятием «легальность» означающим юридическую законность, соответствие ей.

 Понятие «легитимность» в широкий оборот ввел М. Вебер, и он же по критерию мотивов подчинения выделил три основных «чистых» типа легитимности политической власти (господства):

 - традиционная (патриархальная) легитимность. Здесь политическая власть основывается на религиозной вере в священность издревле существующих порядков, в божественное происхождение власти и по традиционной привычке подчиняться. Для данного типа легитимности характерны отношения: монарх – подданные; господин – слуги; т.е. отношения, присущие докапиталистическим (доиндустриальным) обществам аграрного типа, феодальным монархиям.

 - харизматическая легитимность политической власти. Здесь политическая власть основывается на эмоционально - воодушевляющей вере в необыкновенные способности и качества личности правителя, дарованные ему природой, судьбой или Богом. К харизматическим качествам М. Вебер относит сверхъестественные способности, пророческий дар, выдающуюся силу ума, духа и слова. Харизматической властью обладают: пророки, основатели мировых религий – Будда, Иисус Христос, Магомет; великие полководцы – Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон; политические вожди – Ленин, Троцкий, Сталин, Гитлер и др. Для данного типа легитимности характерны отношения: пророк апостолы – последователи; герой – полководец – солдаты; вождь-демагог – масса, толпа, т.е. отношения, которым присущи большое напряжение, требующее подвигов, свершений, повседневного героизма, энтузиазма.

Харизматическая власть чрезвычайно эффективна особенно в функции организации или мобилизации масс, но относительно кратковременна, исчерпываясь периодом жизни носителя харизмы. Она также обладает огромным революционно-преобразующим потенциалом и, как правило, отвечает потребностям эпохи великих перемен.

 - рационально-легальный тип легитимности политической власти. Здесь отношения господства и подчинения основываются на рациональном интересе и понимании необходимости политической власти, действующей на основе и в рамках правовых законов. Особенность данной легитимности в том, что политическая власть формируется посредством демократических процедур и подчинение адресовано не личности, а законам. Им подчиняются и управляемые, и управляющие. Рационально-легальная легитимность 9по М. Веберу) связана со становлением политики как профессионального вида деятельности.

Процесс обретения властью легитимности называют легитимацией. Политический анализ показывает, что легитимация власти напрямую связана с ее эффективностью: доверие граждан к власти являются основой ее эффективности, а последняя обеспечивает ее легитимность

 

Политическая система

Теория политических систем была создана в 50-е гг., прежде всего, усилиями американских политологов Д. Истона, Г. Алмонда, Р. Даля, К. Дойча и др.

В основу концепции были положены, заимствованные из экономики, социологии и кибернетики идеи системного подхода. Он требует рассматривать любой объект не как механическое соединение его частей. А как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых между собой элементов, приобретающих в своем единстве новые качества.

Основными признаками системы являются:

1) система состоит из элементов (простая система) или компонентов
(сложная система), которые, в свою очередь, состоят из элементов или
компонентов;

2) все элементы системы взаимосвязаны (отношениями, коммуникациями, другими видами соединений) и каждый обладает собственным статусом и ролью в данной системе, включен в иерархию;

3) система обладает собственными системными свойствами, несводимыми к свойствам составляющих ее элементов,

4) система взаимодействует с окружающей средой (открытая система). Не взаимодействующая со средой система (закрытая система) представляет собой крайний случай, и теоретически системой считаться уже не может.

Политическая сфера имеет эти качества.

Политическая система — конкретно-практическое отраже­ние политики, ее институционально-властный механизм в дей­ствии. Это совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и дей­ ствий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечиваю­щих управление обществом Политическая система взаимодействует с обществом и ре­шает конкретные задачи:

 - определяет и реализует стратегический курс государства
и общества;

 - формирует институты власти и обеспечивает их функционирование;

 - мобилизует и распределяет коллективные ресурсы, необ­ходимые для удовлетворения потребностей граждан;

 - интегрирует и регулирует поведение субъектов политики.

Ключевым свойством политической системы является ее способность к гибкому реагированию на тре­ бования общества, удовлетворению его интересов. От этого свой­ства зависит ее самосохранение, стабильность, обновление и качественное переустройство.

Политическая система изучается, исходя двух подходов: системного и институционального.

Политическая система часто определяется через перечис­ление совокупности составляющих ее государственных и негосу­дарственных институтов. Такое определение политической сис­темы называют институциональным. Предметом исследования здесь являются организационно оформленные центры власти.



2020-03-19 188 Обсуждений (0)
Методы и функции политологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и функции политологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)