Модель политической системы по Д. Истону
Политическую систему можно сравнить со сложным производством, которое перерабатывает требования и поддержку в соответствующие решения и действия. Этот процесс называется внутрисистемной конверсией. В современном мире политические системы очень разнообразны. На их функционирование оказывают влияние такие факторы как: исторические традиции, экономическое развитие, уровень развития гражданского общества и др. Поэтому в зависимости от критериев предлагаются разные классификации: - в соответствии с цивилизационным подходом выделяют традиционные, модернизированные и тоталитарные политические системы. - по характеру взаимодействия с окружающей средой – открытые и закрытые. - по типам легитимного господства – традиционные, харизматические и рационально-легальные. - по доминирующему типу политической культуры (Г. Алмонд) – англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и тоталитарную; - по критерию «стабильность – изменчивость» - консервативные и трансформирующиеся. - по типам политических режимов – тоталитарную, авторитарную и демократическую.
Политический режим Термин «режим» происходит от французского слова regime, означающего «управление, государственный строй, образ правления, а также распорядок жизни, систему правил, мероприятий, необходимых для той или иной цели, условия деятельности». Он появился в политической науке в XIX в., но широкое применение получил в 1950-х гг. Существуют различные подходы к определению «политический режим». Правовой подход - связывает политический режим и политическую систему. Под режимом понимают закрепленные в конституции и законах способ функционирования политической системы, методы управления, степень политической свободы и открытости страны. Однако если политическая система представляет собой довольно устойчивую конструкцию, то политический режим менее стабилен, изменения его могут колебаться в ту или иную сторону в пределах норм, допускаемых конституцией и законами. Порой изменение режима ведет к изменению положения тех или иных институтов и норм в политической системе общества, к преобразованию их функций, а иногда — и к изменению всей политической системы. Характер политического режима определяется историческим периодом, переживаемым страной, сложившейся политической системой, ходом политического процесса, расстановкой политических сил. На него оказывают влияние политические традиции и нормы, политическая культура, все компоненты политической системы. Социологический подход расширяет область существования режима за счет отношений управляющих и управляемых, взаимоотношений конкурирующих партий и групп. Политический режим – это совокупность способов, методов, средств, с помощью которых осуществляется власть в обществе. Среди ключевых параметров, определяющих политический режим, можно назвать: 1. Степень участия народа в формировании политической власти. 2. Гарантированность прав и свобод граждан. 3. Механизмы осуществления власти и реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями. 4. Положение средств массовой информации. 5. Положение политических партий, общественных организаций и движений. 6. Роль и значение силовых структур. 7. Методы осуществления власти 8. Роль идеологии в обществе. 9. Характер политического лидерства. Согласно наиболее распространенной классификации политические режимы делятся на тоталитарный, авторитарный и демократический. Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в., хотя тоталитарные идеи возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов totalitas (полнота, целостность) и totalis (весь, полный, целый). Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 20-е гг. итальянским философом Джованни Джентиле, а затем был использован лидером итальянских фашистов Бенито Муссолини для характеристики созданного им режима Признаки тоталитарного режима: 1. Официальная идеология претендует на охват всех без исключении сфер общественной и частной жизни. Официально считается, что подавляющее большинство населения признает и разделяет данную идеологию. Тоталитарная идеология отрицает прошлое и настоящее во имя будущего. Ее целью является создание «нового» общества и «нового» человека, причем интересы и тем более свободы личности подчиняются интересам государства. Общество функционирует по принципу «запрещено все, кроме того, что приказано». 2. Монополия на власть одной политической партии, а сама партия под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, генеральный секретарь). Идет процесс сращивания правящей партии с госаппаратом. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции. 3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. 4. Партийный контроль за средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, кино, литературой, телевидением и т.д. 5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами. Сохранение и упрочение всей этой системы монополий невозможно без насилия, следовательно, происходит милитаризация общества, создание обстановки военного лагеря, «осажденной крепости», опускается «железный занавес». 6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью. Утверждается, что плановая экономика наиболее рациональная и эффективная. Тоталитарные политические режимы принято делить на два основных типа: правые (гитлеровский режим в Германии, фашистский режим в Италии) и левые (режим Сталина в СССР). Авторитаризм (от лат. autoritas — власть, влияние) как в прошлом, так и сегодня остается преобладающим типом политического режима во многих регионах мира. Он является политическим режимом, соответствующим классическим представлениям о диктатуре, и его корни уходят в глубь веков. В современной политологии принято выделять следующие основные черты авторитарных политических режимов: 1. политическая власть принадлежит либо одному человеку либо узкой группе лиц, например военной хунте; 2. власть на практике ничем не ограничена и неподконтрольна рядовым гражданам, хотя могут соблюдаться установленные самой же властью законы, то есть формально такой политический режим функционирует на легальной основе; 3. власть опирается на силовые ресурсы и силовые методы управления, причем массовые репрессии могут и не осуществляться систематически, главное, что репрессии возможны, и это постоянно подчеркивается и демонстрируется; 4. отсутствует реальная политическая конкуренция; существование оппозиции в ряде случае допускается, но она не имеет шансов законным путем прийти к власти; политические партии, общественные движения и организации либо вовсе отсутствуют, либо находятся под контролем власти; 5. не осуществляется полный контроль со стороны государственной власти за неполитическими сферами общества и частной жизнью граждан; власть вмешивается в экономику от случая к случаю и не видит в этом своей главной задачи; основную задачу, авторитарный режим видит в обеспечении собственной безопасности и общественного порядка, в реализации других традиционных функций государства в области внутренней и внешней политики; 6. политическая элита рекрутируется преимущественно путем кооптирования при отсутствии реальной конкурентной борьбы. 7. отсутствует активное политическое участие граждан; для авторитарной власти достаточно внешней лояльности или отсутствия открытого сопротивления; однако это не мешает некоторым авторитарным режимам организовывать политическую мобилизацию масс на выполнение стоящих перед ними задач. Разновидностями авторитарных режимов являются: партийные, военные, национальные, корпоративные режимы, режимы личной власти. Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие. Впервые слово «демократия» было использовано Геродотом в V в. до н. э. для характеристики устройства полиса, где правят многие. Демократический политический режим – это государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа источником власти, его праве на участие в решении государственных дел в сочетании с широким спектром гражданских прав и свобод. Демократия отличается следующими признаками: 1. Суверенитет народа. Народ выбирает своих представителей в органы власти и может периодически менять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. 2. Выборность и периодическая сменяемость высших должностных лиц. Законно установленные процедуры смены власти. 3. Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Сочетание правления большинства и защиты прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства. 4. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право каждого гражданина на информацию и на участие в конкурентной борьбе за руководящие посты в государстве. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную. При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решений путем консенсуса или большинством голосов. Так, в Древних Афинах – самом первом в мире демократическом государстве – прямая демократия осуществлялась с помощью собраний, в которых участвовало 5–6 тыс. чел. Наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы при принятии политических решений, принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они ни были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях. В современной политологии выделяют такие модели демократии, как демократия участия, плюралистическая, элитарная, электронная, со-общественная и др.
Модуль 2.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |