Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Количество аудиторных часов



2020-03-19 196 Обсуждений (0)
Количество аудиторных часов 0.00 из 5.00 0 оценок




Всего Лекции Практические (семинарские) занятия
Модуль 0. Введение в обязательный модуль «Политология» 2 2  
Модуль 1. Теория политики, история и методология политической науки 4 2 2
Модуль 2. Политические институты в Республике Беларусь и современном мире 4 2 2
Модуль 3. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире 4 2 2
Модуль 4. Международные политические отношения и внешняя политика государств 4 2 2
Модуль 5. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества 8 4 4
Модуль 6. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства 4 2 2
Модуль 7. Политическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства 4 2 2
Всего: 34 18 16

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Модуль 0. Введение в обязательный модуль «Политология»

Определения политологии. Актуальность изучения политологии и основ идеологии белорусского государства. Роль политологии и основ идеологии белорусского государства в формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников вуза, в жизни человека и общества. Цели изучения обязательного модуля «Политология».

Требования к компетентности:

знать основные подходы к определению политологии;

знать актуальные проблемы современной политологии и основ идеологии белорусского государства;

уметь обосновывать значимость политологии и основ идеологии белорусского государства в жизни человека и общества.

Модуль 1. Теория политики, история и методология политической науки

Политология как отрасль научного знания и учебная дисциплина. Объект и предмет, основные категории политической науки. История политической мысли и стадии становления политической науки. Развитие политологии в Республике Беларусь. Структура, функции и методы современной политологии.

Основные трактовки сущности политики. Политика как сфера общественного и государственного управления. Политика как особый вид деятельности. Субъекты политики. Политические отношения и их институционализация.

Виды и уровни политики. Формальное, содержательное и процессуальное измерения политики. Функции политики.

Политическая власть: понятие, структура, функции. Субъекты и объекты политической власти. Ресурсы и механизмы реализации власти. Государственная власть. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства. Функционирование политической власти в Республике Беларусь.

Понятие, структура и функции политической системы общества. Классификация политических систем.

Политический режим. Сравнительный анализ типов политических режимов.

Основные направления формирования развития политической системы Республики Беларусь.

Требования к компетентности:

знать объект и предмет, основные категории и методы политологии; уметь раскрывать сущность политики, характеризовать ее виды, уровни и функции;

знать ведущие идеи и концепции в истории политической мысли, характеризовать стадии становления политологии в мире и в Республике Беларусь;

уметь раскрыть понятия политической власти и государственной власти;

характеризовать субъекты и объекты политической власти, ресурсы и механизмы ее реализации;

знать понятие, структуру и функции политической системы общества; уметь классифицировать политические системы;

знать основные направления развития политической системы Республики Беларусь;

уметь провести сравнительный анализ типов политических режимов.

Модуль 2. Политические институты в Республике Беларусь и современном мире

Политические институты. Государство как основной институт политической системы общества. Подходы к исследованию сущности и происхождения государства. Формы правления и государственного устройства в современном мире: сравнительный анализ. Гражданские и правовые основы современного государства.

Институт главы государства: сравнительный анализ.

Законодательная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов законодательной власти в современном мире.

Исполнительная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов исполнительной власти в современном мире. Правительство и государственный аппарат. Органы исполнительной власти на местном уровне.

Институты государственной власти в Республике Беларусь.

Требования к компетентности:

уметь раскрыть суть политических институтов, характеризовать происхождение и сущность государства;

уметь характеризовать формы правления и государственного устройства в современном мире и в Республике Беларусь;

уметь характеризовать институт главы государства в современном мире и в Республике Беларусь;

знать и уметь анализировать полномочия институтов законодательной и исполнительной власти в современном мире и в Республике Беларусь.

Модуль 3. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире

Понятие политического процесса. Структура и стадии политического процесса. Виды политических процессов: внутри- и внешнеполитические; открытые и скрытые; эволюционные и революционные. Политическая деятельность. Принятие политических решений в структуре политического процесса. Государственная политика и управление. Цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь.

Институты и формы представительства интересов граждан в политической системе общества. Каналы выявления и выражения интересов в различных типах политических систем. Типология и сравнительный анализ партийных систем. Политические партии в Республике Беларусь.

Политико-электоральный цикл. Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Основные этапы и динамика избирательных кампаний. Референдум. Электоральное поведение. Абсентеизм и его причины.

Избирательная система Республики Беларусь.

Требования к компетентности:

знать и уметь раскрыть понятия политического процесса, государственной политики и управления;

знать и понимать сущность и значение политической деятельности и принятия политических решений в структуре политического процесса;

знать и понимать цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь;

уметь проводить типологию и сравнивать партийные системы; знать основные принципы избирательного права;

знать и уметь охарактеризовать виды избирательных систем, основные этапы и динамику избирательных кампаний; уметь выявить причины абсентеизма.

Модуль 4. Международные политические отношения и внешняя политика государств

Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений. Субъекты и формы международных политических отношений. Теоретическое осмысление международных политических отношений. Характеристика современного международного политического процесса.

Внешнеполитический курс государства: обусловленность геополитическими факторами и соотношением сил субъектов международных отношений. Место Республики Беларусь в системе международных политических отношений. Приоритеты, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь.

Требования к компетентности:

знать субъекты и формы международных политических отношений;

знать ведущие идеи в теоретическом осмыслении международных политических отношений;

уметь характеризовать современные международные политические отношения;

знать и понимать цели и задачи внешней политики Республики Беларусь, приоритеты внешней политики Республики Беларусь.

Модуль 5. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Предмет идеологии белорусского государства и задачи ее изучения. Теория идеологии как методологическое основание анализа феномена государственной идеологии. Источники идеологии белорусского государства.

Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение. Соотношение понятий «идеология» и «политическая идеология». Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований. Идеология и наука. Идеология и политика. Основные функции идеологии. Идеология и утопия. «Теории» деидеологизации и реидеологизации. Субъекты и процесс формирования идеологии, ее носители, формы проявления и уровни функционирования. Классификации политических идеологий.

Традиционные идеологии: либерализм классический и современный или социальный, консерватизм и неоконсерватизм, социализм. Особенности понимания современных течений либерализма, консерватизма и социализма в контексте идеологии белорусского государства.

Национализм и его основные виды. Фашизм как крайняя форма эскспансионистского национализма. Базовые социально-политические идеи анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.

Идеология - атрибутивный признак государства. Национальная идея как базовое положение идеологии государства. Понятие государственной идеологии, ее элементы (составляющие), уровни и механизм функционирования. Определение понятия «идеология белорусского государства». Идеологическая работа, ее организационное и кадровое обеспечение в Республике Беларусь.

Требования к компетентности:

знать предмет идеологии белорусского государства и задачи ее изучения;

знать и уметь давать характеристику политическим идеям либерализма, консерватизма, социализма;

знать и уметь давать характеристику политическим идеям анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма;

уметь выделить и охарактеризовать основные функции идеологии; провести классификацию политических идеологий;

иметь представление о содержании идеологической работы, ее организационном и кадровом обеспечении в Республике Беларусь.

Модуль 6. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства

Концепция государственности — составная часть национально-государственной идеологии. Формирование белорусской этнической общности, ее самосознания и национальной идеи. Государственность на белорусских землях. Становление белорусской национальной государственности. Провозглашение Республики Беларусь - начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности. Сильная и процветающая Беларусь - национально-государственный идеал белорусского народа. Государственные герб, флаг и гимн Республики Беларусь - символы государственного суверенитета Беларуси.

Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусской общности. Роль духовно-культурного наследия отечественных мыслителей и общественных деятелей различных исторических периодов в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа. Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусов. Приверженность белорусов идеалу социального равенства и справедливости. Свободолюбие, патриотизм и солидарность, чувство национального достоинства - важнейшие эмоционально-психологические составляющие самосознания белорусов. Родина, Отечество (Бацькаўшчына), семья, государство - фундаментальные ценности белорусского народа.

Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере. Влияние национальных особенностей белорусов на политическую жизнь общества.

Требования к компетентности:

знать основные этапы становления белорусской национальной государственности;

знать символы государственного суверенитета Беларуси; знать содержание гуманистических идеалов и ценностей белорусского народа;

уметь раскрыть роль духовно-культурного наследия в формировании идеалов и ценностей белорусского народа;

уметь охарактеризовать социокультурную самобытность белорусов, основные черты их национального характера.

Модуль 7. Политическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства

Конституция Республики Беларусь - форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии.

Идея республики как формы организации государственной власти (формы правления). Приверженность белорусов традициям республиканизма. Особенности формы правления современного белорусского государства. Идея унитаризма и ее реализация в государственном устройстве Республики Беларусь. Реализация принципов и институтов демократии в политической системе Республики Беларусь. Идея правового государства (верховенства права) и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Идея союзного государства. Проект создания Евразийского союза.

Закрепление в Конституции и законодательстве Республики Беларусь гуманистического идеала. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации - высшая ценность и цель белорусского общества и государства.

Конституция Республики Беларусь об основных правах и свободах граждан. Идея социального государства и ее реализация в законодательстве и практической политике Республики Беларусь. Идея светского государства и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений.

Тенденции эволюции современного мира и отечественный опыт общественного развития. Индустриальное общество - итог развития Беларуси в советский период. Общество постиндустриального типа - стратегическая цель развития Беларуси в современных условиях. Устойчивое и инновационное развитие - способ движения Беларуси к своей стратегической цели.

Национальная консолидация, согласие различных социально-политических сил по основным приоритетам общественного развития -важнейшие внутри- и внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества.

Всебелорусское народное собрание как один из основных политико-идеологических и демократических институтов в Республике Беларусь.

Требования к компетентности:

знать содержание Конституции Республики Беларусь как документа, юридически закрепляющего базовые положения идеологии белорусского государства;

знать форму правления и форму государственного устройства Республики Беларусь;

знать принципы правового государства и основные направления их практической реализации в Республике Беларусь;

знать права, свободы, обязанности граждан, закрепленные в Конституции Республики Беларусь;

уметь выделять основные черты постиндустриального общества;

знать основные условия и способы решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества.

 



2020-03-19 196 Обсуждений (0)
Количество аудиторных часов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Количество аудиторных часов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)