Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Шейх Баха ад-Дин Мухаммад ибн Бурхан ад-Дин Мухаммад ал-Бухари Накшбанд



2020-03-19 258 Обсуждений (0)
Шейх Баха ад-Дин Мухаммад ибн Бурхан ад-Дин Мухаммад ал-Бухари Накшбанд 0.00 из 5.00 0 оценок




Научная биография

Имя «Баха ад-Дин» в переводе с арабского означает «Блеск Веры» или «Величие Веры».

Баха ад-Дин Накшбанд родился в 1318 году в селении Каср-и-Хиндуван («Индийская крепость») вблизи Бухары в семье ремесленника-чеканщика и ткача. Баха ад-Дин унаследовал профессию отца и сам с детства занимался чеканкой — от­сюда его прозвище Накшбанд («чеканщик»), давшее название одному из самых известных суфийских братств.

Интерес к суфийскому Пути в нем пробудил дед, имев­ший связи с основанной знаменитым бухарским мистиком ал-Хамадани (умер в 1140 г.) и ал-Гиджувани (умер между 1180 и 1220 годами) суфийской школой ходжаган. Предста­вители этой школы Мухаммад Симаси и Сайид Кулал были первыми наставниками Баха ад-Дина на суфийском Пути. При этом к Кулалу он уже пришел как мистик, постигший ис­тину Пути без наставника. Тем не менее еще двенадцать лет Баха ад-Дин проводит в учениях и совершенствовании своего суфийского мировосприятия и дважды совершает паломничество в Мекку.

Всю свою жизнь, кроме этих путешествий к Святым ме­стам, Баха ад-Дин проводит в Бухаре и ее окрестностях. Сла­ва его растет, и многочисленные его ученики и последовате­ли застают его в добровольной бедности: разбитый кувшин и циновка составляют все его имущество. Беспрекословный духовный авторитет Баха ад-Дина поставил его во главе шко­лы Ходжаган, которая при нем приняла организационные формы, присущие суфийским братствам, и это братство было названо его именем Накшбандийа, хотя он после создателей этой школы ал-Хамадани и ал-Гиджувани был пятым ее руко­водителем.

Баха ад-Дин сформулировал одиннадцать принципов брат­ства Накшбандийа, из которых восемь были разработаны еще ал-Гиджувани, а три — самим Баха ад-Дином.

Эти принципы или правила, а вернее, ступени суфийско­го Пути Накшбандийа выглядят так:

— «Поминовение», или тихая медитация, обращенная к Богу. Цель этой медитации, по словам Баха ад-Дина, до­биться того, чтобы сердце всегда ощущало присутствие Бо­га, так как практика медитации сама по себе исключает не­внимание;

— «стеснение», цель которого — не дать рассеиваться мыслям во время медитации. Баха ад-Дин для достижения этой цели рекомендовал чередовать повторение основной фор­мулы медитации повторением «вспомогательной фразы», на­пример: «Господь мой! Все мои стремления направлены к Тебе!»;

— «бдительность». Ее цель в защите медитации от слу­чайных блуждающих мыслей;

— «воспоминание», или концентрация внимания на при­сутствии Бога, открывающая путь к предвидению и интуи­тивным предчувствиям;

— «контроль дыхания». Баха ад-Дин, следуя, по-видимо­му, индийским влияниям, считал дыхание внешней основой медитации;

— «путешествие по своей стране» — внутреннее стран­ствование от Зла к Добру, содержащимся в собственной ду­ше, самоанализ;

— «наблюдение за шагами» — стремление к тому, чтобы во время любых внешних и внутренних странствий на су­фийском Пути ничто не отвлекало от цели этого движения;

— «одиночество на людях» — преодоление суфийского Пути лишь внешне свершается в мире, а его внутренняя сущ­ность — движение с Богом и к Богу;

— «остановка на времени». Этой и двумя последующи­ми остановками Баха ад-Дин дополнил правила суфийского Пути ходжаган. Суть же этой «остановки» состоит в необхо­димости автоконтроля за тем, как суфий проводит время,— праведно или неправедно, с учетом высокой требовательно­сти, предъявляемой к людям Пути;

— «остановка для исчисления» предназначена для опре­деления степени сосредоточенности на медитации путем контрольных подсчетов числа повторения медитационных формул;

— «остановка на сердце» — остановка для воспроизве­дения мысленной картины человеческого (собственного) сердца с запечатленным на нем именем Бога.

 

Эти ступени иногда называют «макамами» (множественное число — «макамат», что означает «стоянки»), либо «долинами», в которых отдыхает путник.

Баха ад-Дином была также разработана духовная генеа­логия братства Накшбандийа — так называемая «золотая цепь», в соответствии с которой духовная преемственность в братстве восходит к Пророку духовно через первого пра­ведного халифа Абу Бакра и физически — через четвертого праведного халифа Али, родственника Мухаммада. Благода­ря этому братство Накшбандийа, возникшее как чисто сун­нитское объединение, завоевало высокий авторитет и в шиит­ской среде, и в его структуре возникли даже шиитские груп­пы (в Иране), действующие и поныне.

Лишь одно из положений братства Накшбандийа, выска­занное Баха ад-Дином, а именно — о недопущении контак­тов с властями, было впоследствии скорректировано лиде­ром этого братства в XV в. ходжой Ахраром, и с этого мо­мента Накшбандийа становится активным участником многих политических событий на Ближнем и Среднем Востоке, что автоматически привело к отмене аскетизма в быту членов братства, состоящего из внешне обычных мирян.

Творчество великих суфийских философов и поэтов Хо­расана — ал Газали, Санайи, Аттара и ставшего лидером род­ственного братства Маулавийа Джалал ад-Дина Руми — бы­ло как бы мозаикой суфийских мыслей и образов, из которой шейх Баха ад-Дин сложил свое весьма совершенное и дол­говечное мистическое учение, и это учение, в свою очередь, питало суфийское творчество Джами, Навои и многих дру­гих поэтов и философов.

Умер шейх Баха ад-Дин в 1389 году в родном селении, переименованном в его честь еще при его жизни в Каср-и-Арифан («Крепость познавших Божественную Истину»). По­сле смерти он был признан святым и покровителем Бухары. Он был канонизирован, и его культ был распространен дале­ко за пределами Туркестана, а воздвигнутый в 1544 году над его могилой мавзолей стал популярным местом массового поклонения, и, по преданию, трехкратное посещение могилы Баха ад-Дина заменяло паломничество в Мекку и Медину.

Такова более или менее достоверная биография Баха ад-Дина. Наряду с ней в суфийской традиции существует еще не­сколько полулегендарных жизнеописаний шейха.

 



2020-03-19 258 Обсуждений (0)
Шейх Баха ад-Дин Мухаммад ибн Бурхан ад-Дин Мухаммад ал-Бухари Накшбанд 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Шейх Баха ад-Дин Мухаммад ибн Бурхан ад-Дин Мухаммад ал-Бухари Накшбанд

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)