Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей 2 страница



2015-11-10 867 Обсуждений (0)
Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Необходимо отметить взаимосвязь курсов «Теория государства и права» и «Правоохранительные органы Российской Федерации». В учебных заведениях данные дисциплины изучаются одновременно, взаимно дополняя друг друга. При изучении курса теории государства и права студенты получают знания о системе и функциях органов государства, правовой системе и системе права, формах государственного устройства, теории разделения властей, институтах и отраслях права и других категориях. Учебный курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» дает представление о независимости и самостоятельности судебной власти и правосудия, особенностях построения судебной и правоохранительной систем, принципах правосудия, подзаконности судебной и правоохранительной деятельности. Общие теоретические понятия источников права, нормативных актов находят здесь выражение в ­изучении законодательных источников, регулирующих организацию и деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия, внутренних дел, государственной безопасности, адвокатуры и иных правоохранительных органов и организаций.

Конституционные основы судебной власти изучаются как в курсе «Конституционное право Российской Федерации», так и в дисциплине «Правоохранительные органы Российской Федерации».

Многие положения об организации судебных органов отражены непосредственно в Конституции РФ. В гл. 7 «Судебная власть» закреплены основополагающие принципы судоустройства и судопроизводства; организации высших судебных органов — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; правового статуса судей — носителей судебной власти, а также принципы построения и система органов прокуратуры. По мнению ряда авторов, судоустройство является подотраслью конституционного права, так как регулирует особенности построения судебных органов в общей системе органов государства.

Государственное устройство России подробно изучается в курсе «Конституционное право Российской Федерации», тогда как организация судебной власти в федеративном государстве является предметом рассмотрения в дисциплине «Правоохранительные органы в Российской Федерации» (например, вопросы организации федеральных судов и судов субъектов РФ).

Кроме того, конституционные основы (принципы) правосудия (равенство граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; осуществление правосудия только судом и на основе закона; состязательность и равноправие сторон в судебном процессе; гласность судопроизводства и др.) изучается в качестве отдельных разделов в обеих учебных дисциплинах.

Если в курсе «Конституционное право Российской Федерации» изучаются конституционные основы статуса судей в целом, то дисциплина «Правоохранительные органы» данные положения рассматривает достаточно детально (понятие правового статуса судей, требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, особый порядок приостановления и прекращения полномочий судей, неприкосновенность судей и др.). Особое значение для лиц, получающих юридическое образование, имеют разделы курса, в которых ­изучаются организационные и инстанционные связи между судами.

В полном объеме характеристики каждого судебного полномочия даны в курсах уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права. Вместе с тем в общем виде основные положения о суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций даются уже в предмете «Правоохранительные органы».

Необходимо выделить и отдельные правовые институты, изучаемые в различных дисциплинах с точки зрения судоустройства и судопроизводства. Так, институт присяжных заседателей является частью уголовно-процессуального права как совокупность норм, регулирующих особенности данного вида судопроизводства по уголовным делам (оценка доказательств, разграничение функции председательствующего и присяжных заседателей и др.).

В аспекте судоустройства институт присяжных заседателей изучается с точки зрения требований, которые к ним предъявляются, формирования списков возможных кандидатов, оснований освобождения от данной деятельности.

В курсах «Правоохранительные органы Российской Федерации» и «Уголовный процесс» рассматриваются понятие предварительного расследования, его виды, система органов, его осуществляющих. Данные положения изучаются в развитии — от построения следственного аппарата СК РФ, органов внутренних дел, ФСБ России и ФСКН России до порядка проведения дознания и предварительного следствия, подследственности, полномочий дознавателей и следователей.

Понятие административного правонарушения, системы органов, рассматривающих административные дела, видов административной ответственности являются предметом административного права. В курсе «Правоохранительные органы» изучается административное правосудие как один из способов осуществления судебной власти, а также некоторые вопросы подсудности дел об административных правонарушениях судам общей юрисдикции, а споров, вытекающих из административных правоотношений, — арбитражным судам.

Кроме того, в разделе «Правовой статус судей в Российской Федерации» изучаются положения об особом порядке привлечения судей к административной ответственности.

В курсе «Правоохранительные органы Российской Федерации» значительное внимание уделяется российской прокуратуре. Рассматриваются такие вопросы, как место органов прокуратуры в системе государства, общее понятие прокурорского надзора, принципы организации и деятельности прокуратуры, система ее органов, функции и основные направления деятельности, правовой статус прокурорских работников. В более полном объеме, с точки зрения прокурорской деятельности, данные положения изучаются в учебной дисциплине «Прокурорский надзор».

В меньшей степени данный курс связан с материальными отраслями права и соответствующими учебными дисциплинами. Вместе с тем в разделах, посвященных организации судебной системы, затрагиваются вопросы компетенции судов различных видов и звеньев. Так, рассматривается подсудность мировых судей, районных судов, областных и соответствующих судов, к которой, в частности, относятся уголовные, гражданские и административные дела, указанные в законе. Таким образом, составы преступлений и административных правонарушений, а также категории гражданско-правовых споров, рассматриваемых судами, в некоторой степени изучаются и в данном курсе. При рассмотрении же одного из главных теоретических вопросов курса — понятие и признаки правосудия — дается представление о содержании и особенностях уголовного, гражданского и административного правосудия.

В целом учебная дисциплина «Правоохранительные органы Российской Федерации» является комплексным курсом, изучающим судебные и правоохранительные органы в системе разделения властей в наиболее общем виде, создавая тем самым возможность для перехода к освоению специальных юридических дисциплин.

Контрольные вопросы и задания

1. Что составляет предмет курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»?

2. Какие трактовки термина «правоохранительные органы» вы знаете?

3. Назовите основные признаки правоохранительной деятельности.

4. Перечислите виды правоохранительной деятельности, ­изучаемые в данном курсе.

5. Как соотносится курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами?

Рекомендуемая литература

1. Анишина, В. И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации : курс лекций. — М., 2008.

2. Бойков, А. Д. Третья власть в России: очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990—1996 гг. — М., 1997.

3. Власенко, Н. А. Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации : краткий курс лекций / Н. А. Власенко, А. Н. Власенко. — М., 2005.

4. Ершов, В. В. Судебная система России : учеб. пособие / В. В. Ершов, Н. В. Радутная. — М., 2001.

5. Колоколов, Н. А. Судебная власть: некоторые проблемы реформирования. — Курск, 2002.

6. Колоколов, Н. А. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и судебной деятельности в федеративном государстве / Н. А. Колоколов, С. Г. Павлинов. — М., 2007.

7. Колоколов, Н. А. О суде и судьях. Избранное. — М., 2010.

8. Кутафин, О. Е. Судебная власть в России: История. Документы : в 6 т. / О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семигин. — М., 2003.

9. Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. — М., 2001.

10. Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. — М., 2008.

Глава 2
Нормативные источники курса «Правоохранительные органы
Российской Федерации»

После изучения настоящей главы студент должен:

знать: понятие нормативных источников и их классификацию;

уметь: ориентироваться в системе нормативных источников курса «Правоохранительные органы»;

владеть: юридической терминологией, касающейся предмета, системы, нормативных источников курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»; навыками работы с нормативными актами, их текстом.

2.1. Общая характеристика нормативных источников,
их классификация

Предметом изучения учебного курса «Правоохранительные органы России» являются акты законодательства, регламентирующие организацию судебной власти и правоохранительных органов, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям.

1. В зависимости от юридической силы нормативного акта они подразделяются на Конституцию РФ, законы, подзаконные нормативные акты, общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией.

2. По относимости регулируемых вопросов к ведению Российской Федерации или ее субъектов нормативные акты можно подразделить на федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов РФ. Сферы ведения, в том числе совместного, Российской Федерации и ее субъектов регламентированы ст. 71—73 Конституции РФ.

3. В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты можно подразделить:

— на акты органов законодательной власти;

— акты федеральных органов исполнительной власти;

— акты органов судебной власти.

4. В зависимости от вида субъекта правоотношений акты можно подразделить на следующие группы:

— о суде и судебной власти;

— о прокуратуре;

— об органах, осуществляющих деятельность по раскрытию и расследованию преступлений;

— об органах юстиции;

— о нотариате;

— об адвокатуре и адвокатской деятельности и т.д.

2.2. Конституция РФ
в системе нормативных источников

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст. 15 Конституции РФ). Она является основой для построения и деятельности всего государственного механизма, в том числе системы судебной власти и правоохранительных органов. Конституция РФ предполагает принятие федеральных конституционных законов о судебной системе РФ, полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов; федеральных законов, регламентирующих деятельность прокуратуры, дополнительные требования к судьям судов РФ, порядок и основания прекращения и приостановления полномочий судьи, порядок привлечения к уголовной ответственности судей, финансирование судов, порядок назначения судей, деятельность суда присяжных и т.д.

Помимо этого, Конституция РФ содержит большое число норм, затрагивающих деятельность судов и правоохранительных органов и имеющих прямое действие. Так, в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержатся нормы о судебном контроле за правомерностью ограничения неприкосновенности личности, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, о равноправии граждан перед законом и судом, об обеспечении прав и свобод человека путем доступа к правосудию, о праве на квалифицированную юридическую помощь, на судебное обжалование решений и действий всех государственных органов и должностных лиц, о презумпции невиновности, о праве не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников, об обязанности государства возмещать ущерб, причиненный жертвам преступлений или злоупотреблений властью. В гл. 7 «Судебная власть» устанавливаются основные принципы осуществления правосудия: правосудие осуществляется только судами, созданными в соответствии с федеральным конституционным законом, судьи независимы и подчиняются только закону, разбирательство судебных дел должно быть открытым, судопроизводство должно осуществляться на основе состязательности и равноправия сторон и т.д.

2.3. Законы и иные нормативные акты
о судебной власти и правоохранительных органах

Законы РФ представляют собой основу формирования судебной и правоохранительной систем России. К ним относятся федеральные конституционные и федеральные законы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Вопросам организации судебной власти и построения судебной системы посвящены: Федеральные конституционные законы от 9 ноября 2009 г. № 4-ФКЗ
«О Дисциплинарном судебном присутствии»; от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; Федеральные законы от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и др.

Организацию и деятельность нотариата и адвокатуры регламентируют Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1994 г. № 4462-1 и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Особое место в системе нормативных актов занимают кодифицированные нормативные акты: АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, в которых содержатся положения об организации суда и правоохранительных органов. Это, в частности, нормы, закрепляющие принципы правосудия, подведомственность и подсудность споров и дел, компетенцию судов различных инстанций. Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит нормы, посвященные органам дознания и предварительного следствия и их компетенции.

Некоторые вопросы организации судебной власти и правоохранительных органов разрешаются законами субъектов РФ. В частности, все субъекты РФ приняли законы о мировых судьях, многие регионы имеют законы о порядке согласования при назначении на должность прокурора субъекта РФ.

Подзаконные нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ и законам РФ (ст. 90 и 115 Конституции РФ). К их числу можно отнести: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ; 3) ведомственные нормативные акты.

Указами Президента РФ регулируется значительный круг отношений, возникающих в связи с организацией и деятельностью правоохранительных органов (например, Указы Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного Комитета Российской Федерации» и от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»).

Постановлениями Правительства РФ, осуществляющего руководство подчиненными органами исполнительной власти, также решаются отдельные вопросы организации и деятельности государственных органов.

Отдельную группу актов органов исполнительной власти составляют ведомственные нормативные акты, которые издаются Генеральным прокурором РФ, руководителями федеральных министерств и служб в форме приказов, распоряжений, инструкций, правил, положений. Если эти акты касаются прав и интересов граждан, они приобретают силу только после регистрации их в Минюсте России и открытого опубликования в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Такие нормативные акты публикуются также в ведомственных журналах (например, «Законность» — орган Генеральной прокуратуры РФ, «Российская юстиция» — орган Минюста России и Верховного Суда РФ и др.).

К источникам, на которых базируется данный курс, можно отнести акты (постановления, заключения, определения) Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, решения Всероссийского съезда судей и постановления Совета судей РФ. Их тексты публикуются в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» или «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», журнале «Российская юстиция».

Особую группу в системе нормативной базы курса составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Для России важнейшими из них являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. и ратифицированная Россией 30 марта 1998 г., Всеобщая Декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основания классификации нормативных актов о суде и правоохранительных органах.

2. Какое значение имеет Конституция РФ в регламентации организации и деятельности суда и правоохранительных органов?

3. Классифицируйте нормативные акты в зависимости от их юридической силы.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев, С. С. Проблемы теории права. — Свердловск, 1972.

2. Алексеев, С. С. Государство и право : научный курс. — М. : Юрид. лит., 1993.

3. Марченко, М. Н. Теория государства и права. — М. : Проспект, 2004.

4. Морозова, Л. А. Теория государства и права. — М. : Юристъ, 2002.

5. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства. — М. : Норма, 1999.

6. Сабо, И. Основы теории права. — М., 1974.

7. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М. : Юристь, 2004.

8. Четвернин, В. А. Введение в курс общей теории права и государства : учеб. пособие. — М. : Институт государства и права РАН, 2003.

Глава 3
Судебная власть и правосудие

После изучения настоящей главы студент должен:

знать: сущность судебной власти и правосудия, исторические, теоретические и правовые основы этих явлений, их взаимообусловленность и предназначение;

уметь: ориентироваться в проблемных вопросах темы и вести на данном уровне научную дискуссию;

владеть: юридической терминологией по теме и навыками работы с нормативно-правовыми материалами применительно к анализируемой проблеме.

3.1. Понятие и признаки судебной власти

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Однако, будучи составляющими (ветвями) государственной власти, они реализуются в полном взаимодействии, уравновешивая друг друга.

Идея разделения властей в государстве возникла в древние времена, однако накал дискуссии относительно ее истоков не угасает и до наших дней. При этом никто из исследователей данной проблемы не опровергает того, что эта идея в той или иной плоскости выдвигалась еще Платоном, Аристотелем, Полибием, Эпикуром и их последователями. Заметную роль в развитие теории разделения государственной власти сыграл английский публицист и общественный деятель Д. Лильберн (1614—1657), который в числе первых высказал идею возможного разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Целесообразность дифференциации государственной власти Д. Лильберн рассматривал как гарантию обеспечения законности деятельности должностных лиц, уничтожения произвола и обеспечения прочности управления[1].

И все же доминирующей в юридической литературе является точка зрения, согласно которой основоположниками теории разделения властей считаются Дж. Локк (1632—1709), Ш. Л. Монтескье (1689—1775), Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). Здесь уместно подчеркнуть, что Локк не видел в судах потенциала для формирования самостоятельной ветви власти, полагая, что слабые руки правосудия не смогут карать влиятельных преступников, обладающих большими возможностями. В двух трактатах о государственном правлении (во втором трактате в гл. XI—XIV) он представляет систему государственной власти в виде двух ветвей: исполнительной и законодательной. Что же касается суда и судей, то Локк отводил им роль проводников закона, поскольку, как он считал, законодатель не может брать на себя право повелевать посредством деспотических законов. В этом смысле теоретические взгляды на государственное устройство Ш. Л. Монтескье, изложенные в работе «О духе законов», вполне конкретны. В каждом государстве, утверждал он, есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, власть, ведающая вопросами гражданского права[2].

Суд как институт и как непрерывный процесс взаимодействия людей сейчас никак иначе, как третьей властью, не называют. Такая оценка, по мнению ряда ученых, исторически неверна. С их точки зрения, судебная власть — это первая, самая ранняя форма власти, предшествовавшая законодательной и исполнительной. Тем самым суд исторически ставится на более почетное место. Следовательно, полагают они, судебная власть имеет приоритет перед остальными ветвями власти[3].

Не менее эмоциональны и те авторы, по мнению которых Монтескье перечислил ветви власти в зависимости от их регулятивной роли в обществе[4].

Представляется, что дискуссия по данному поводу лишена практической значимости, поскольку сама по себе идея дифференциации государственной власти заключается в их взаимном уравновешении ветвей власти, и от того, в какой последовательности мы их назовем, вряд ли изменится функциональное предназначение каждой из них.

И все же с момента своего зарождения концепция разделения властей воспринималась неоднозначно. В результате она нашла практическую реализацию в государственном устройстве не всех стран, включая дореволюционную Россию. До 1917 г., как известно, верховная власть принадлежала царю, который ее ни с кем не делил, в том числе и с судами. Придя к власти, большевики провозгласили лозунг: «Вся власть Советам!» По сути, этот лозунг стал политико-правовой доктриной и для СССР. Лишь в начале 1922 г. концепция разделения властей была закреплена на конституционном уровне (ст. 3 Конституции РСФСР 1922 г.). Дальнейшее законодательное развитие теория разделения властей получила в ст. 10 Конституции РФ 1993 г., в которой сказано, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии с этим конституционным положением в Российской Федерации законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (ст. 94 Конституции РФ), исполнительную — Правительство РФ (ст. 110 Конституции РФ), судебную — суды (ст. 118 Конституции РФ). Президент РФ как глава государства обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяя основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ).

Таким образом, можно констатировать, что в современной России судебная власть как самостоятельная ветвь государственной власти реализуется судами. В то же время в силу отсутствия официального толкования судебной власти в юридической науке сложился многоголосый хор различных точек зрения ученых относительно определения этого феномена.

Термин «власть» имеет широкий диапазон употребления. Большинство отечественных ученых главный акцент делают на ее способности подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей. Например, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой под властью понимается право и возможность распоряжения кем-чем-либо, повелевать, управлять кем-чем-либо, господство, сила[5]. Аналогичное толкование мы встретим в Словаре русского языка под редакцией С. Г. Бархударова и др.[6] В. Даль определяет власть как право, силу и волю над чем-либо, свободу действий и распоряжений, начальствование[7]. В зарубежной литературе власть определяется через способность контролировать поведение людей[8]. В свою очередь, философы рассматривают категорию власти как особые волевые отношения между людьми[9]. Так или иначе, содержание и сущность власти сводится к праву повелевать и принуждать. Что же касается термина «судебная власть», то и в науке и на практике можно встретить его применение в различных значениях. Например, одни ученые полагают допустимым говорить, что судебная власть — это суд, т.е. система соответствующих учреждений. При этом подчеркивают, что власть — это не только те или иные учреждения, но и функции, которые им принадлежат, а также их осуществление, реализация[10]. Противоположную позицию занимают другие авторы, утверждая, что власть — это не какое-то лицо, орган, объединение, учреждение. Они действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют предоставленную возможность делать что-то, влиять на чьи-то поступки, достигать какой-то цели[11].

И это верно, поскольку семантика слова «власть» не позволяет свести судебную власть к учреждению или системе учреждений, наделенных этой властью[12]. Как правильно заметил профессор К. Ф. Гуценко, судебная власть — роль, но не актер, это полномочия, функция, но не ее исполнитель. То есть судебной властью следует считать не суд, не судей или судебных приставов, а предоставленные им полномочия (возможности) властного (распорядительного) характера[13].

Порой судебная власть и его принципы отождествляются с правосудием и судопроизводством[14]. Причем такой знак равенства допускает иногда и законодатель. Между тем подобное отождествление явно ошибочно, поскольку власть реализуется через правосудие, посредством судопроизводства.

Судопроизводство, как и правосудие, является средством, процессуальной формой реализации судебной власти. Для употребления предоставленной власти у суда другой возможности нет.

Итак, судебная власть — это самостоятельный вид государственной власти, осуществляемый судьями (судом) в форме правосудия посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства.

В юридической литературе есть и другие определения судебной власти[15]. Например, некоторые авторы полагают, что судебная власть осуществляется в форме не только правосудия, но и конституционного контроля, судебного контроля за законностью нормативных актов, законностью и обоснованностью решений и действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное расследование, а также в форме обеспечения исполнения судебных решений, разъяснения действующего законодательства по вопросам судебной практики, участия в формировании судейского корпуса и содействия органам судейского сообщества, контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов[16].

Мы полагаем, что судебная власть как особый вид государственной деятельности предназначена только для разрешения споров о праве, а поэтому реализуется посредством единственно возможной, предусмотренной ст. 118 Конституции РФ, формы — осуществления правосудия[17]. Вся остальная деятельность должностных лиц органов судебной власти основана на компетенции.

Подчеркивая это обстоятельство, мы исходим из того, что указанная конституционная норма настолько точно определяет форму реализации судебной власти, что аргументация ошибочности любой иной ее интерпретации в силу явной очевидности теряет смысл. Это во-первых. Во-вторых, если в полномочия судьи Конституционного Суда не входит отправление правосудия, то по логике вещей он не должен обладать и статусом судьи[18]. То же самое можно сказать и в отношении всякой процессуальной деятельности любого другого судьи, также облаченного в мантию и также принявшего присягу судьи. В противном случае теряется особое предназначение судебной власти, нивелируются ее сущность и содержание. Что же касается непроцессуальной деятельности судей и аппарата судов, то она по отношению к правосудию носит субсидиарный, обеспечительный характер и определяется не властными полномочиями, а компетенцией[19]. Наряду с общими родовыми признаками, характеризующими любую другую ветвь государственной власти, судебная власть обладает следующими свойственными только ей признаками[20].

1. Судебная власть как вид государственной власти выражает волю государства. Будучи разновидностью государственной власти, судебная власть обладает всеми присущими любой другой социальной власти родовыми признаками и чертами. В то же время суды имеют существенное отличие от других государственных органов, исполняющих законодательные и исполнительные функции. Однако сказанное не означает, что судебная власть полностью изолирована от законодательной и исполнительной властей и их органов. Все три ветви власти представляют собой единую систему государственной власти и являются ее проводниками. Поэтому в своей деятельности они взаимодействуют между собой, уравновешивая друг друга.

2. Судебная власть осуществляется только государственными органами, именуемыми судами и состоящими из профессиональных судей, в состав которых могут входить представители народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Это реальная власть, динамично проявляющаяся в процессе судопроизводства.

3. Судебная власть реализуется в форме правосудия посредством конституционного, административного, уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства. Заметим, что в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ в перечне видов судопроизводств, посредством которых реализуется судебная власть, отсутствует арбитражное судопроизводство. Однако это обстоятельство не является основанием для исключения названного вида судопроизводства из средств реализации судебной власти, поскольку ст. 127 Конституции РФ, восполняя упомянутый пробел, относит к компетенции арбитражных судов разрешение экономических и иных дел, что возможно только посредством судопроизводства. К тому же арбитражное судопроизводство по сути своей тоже относится к гражданскому судопроизводству.Таким образом, регулятивная функция судебной власти распространяется на все сферы жизнедеятельности общества.



2015-11-10 867 Обсуждений (0)
Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (867)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)