Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей 6 страница



2015-11-10 629 Обсуждений (0)
Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Принципу гласности судопроизводства посвящены ст. 31 Закона о Конституционном Суде, ст. 10 ГПК РФ, ст. 241 УПК РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 243 КоАП РФ. Проще говоря, принцип гласности правосудия является общим правилом при разрешении всеми судами РФ любых правовых споров. Вместе с тем из этого правила есть исключения, допускающие возможность закрытия судебных заседаний в случаях, предусмотренных федеральным законом. Такое исключение базируется как на международном, так и на российском законодательстве. Например, ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что «судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушила бы интересы правосудия».

Применительно к России обстоятельства, в силу которых возможны исключения из принципа гласности правосудия, конкретизированы в отраслевом законодательстве.

В соответствии с ч. 2 ст. 241 УПК РФ закрытое судебное разбирательство допускается в случаях, когда:

— открытое судебное заседание может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

— рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет;

— рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлений может привести к разглашению сведений, унижающих их честь и достоинство;

— этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц[80].

Кроме того, в уголовном судопроизводстве закрытые судебные заседания проводятся при рассмотрении судами ходатайств о даче согласия на проведение оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, ущемляющих конституционные права и свободы граждан (обыск, прослушивание телефонных переговоров и т.д.)[81]. Это обусловлено необходимостью обеспечения внезапности и конфиденциальным характером их проведения. При гласном рассмотрении таких ходатайств названные следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия потеряли бы всякий смысл[82].

Некоторое ограничение принципа гласности законом предусмотрено и при обстоятельствах, связанных с запретом допуска свидетелей или иных лиц (не являющихся стороной в процессе) в силу недостижения ими возраста 16 лет. На время их допроса удаляются из зала судебного заседания свидетели.

Согласно ст. 258 УПК РФ могут быть удалены из зала суда граждане, нарушающие порядок судебного заседания. Доступу в судебное заседание всем желающим может препятствовать и недостаточная вместимость зала судебного заседания. В такой ситуации гласность правосудия может быть обеспечена применением современных видеотрансляционных технологий.

В арбитражном производстве закрытое судебное разбирательство дел согласно ст. 11 АПК РФ возможно в следующих случаях:

— если открытое разбирательство дел может привести к разглашению государственной тайны;

— в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

— при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

В гражданском судопроизводстве закрытые судебные заседания допускаются по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка (ст. 9, ч. 3 ст. 263 ГПК РФ), а также в ситуациях, требующих сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенности частной жизни, граждан или иных обстоятельств, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дел, по делам о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции.

Закрытые судебные заседания допустимы только по мотивированному решению суда. Такие решения возможны в отношении как всего судебного разбирательства, так и его части (например, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля). В определении или постановлении суда о проведении закрытого судебного разбирательства должны быть перечислены конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для принятия этого решения.

Приговор и иные решения суда во всех случаях оглашаются публично за исключением вопросов усыновления (удочерения). При рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании можно по мотивированному определению суда (постановлению судьи) огласить приговор только в резолютивной части.

Процессуальная форма судопроизводства при рассмотрении дел в закрытом разбирательстве такая же, как и в обычном судебном заседании.

Гласность правосудия — правовой принцип, а поэтому его несоблюдение рассматривается как нарушение закона, влекущее отмену судебного решения[83].

4.15. Принцип доступности правосудия

Согласно ст. 46 Конституции РФ доступность правосудия означает, что любому лицу (вне зависимости от гражданства), полагающему, что его интересы подлежат судебной защите, государство должно обеспечить доступ к правосудию[84]. Это означает, что механизмы обращения в суд, участия в судебной процедуре и самого судопроизводства должны обеспечивать реализацию права граждан на судебную защиту. Таким образом, доступность правосудия, будучи гарантией реализации права на судебную защиту, представляет собой самостоятельный правовой принцип, поскольку основывается на широкой нормативной базе[85]. Например, в ст. 4 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, принятой в 1985 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, прямо подчеркнуто, что жертвы названных деяний имеют право на доступ к механизмам правосудия[86]. Если не прямо, то косвенно о доступности правосудия упоминается и в ряде других международно-правовых актов, в частности во Всеобщей декларации прав человека (ст. 8), а также в Международном пакте о гражданских и политических правах (ч. 3 ст. 2). Эти положения получили развитие в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. (ст. 33), а затем и в Конституции РФ (ст. 2 и 52), а также в решениях Европейского Суда по правам человека.

Доступность правосудия обеспечивается законодательством судоустройственного, судопроизводственного и организационно-обеспечительного характера (Федеральными конституционными законами «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Законом о судоустройстве, Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ). В соответствии с законодательством содержание принципа доступности правосудия обусловило построение судебной системы таким образом, чтобы каждый, нуждающийся в судебной защите своих прав, мог беспрепятственно явиться или обратиться в суд любой инстанции. С этой целью в судебной системе постсоветской России произведены существенные реорганизации: учрежден Конституционный Суд РФ, созданы арбитражные суды, действует институт мировых судей, введено апелляционное судопроизводство; в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда, и т.д.

Численность судов определяется решением законодательных органов власти. Порядок обращения граждан в суды и их участия в судопроизводстве регламентирован процессуальным законодательством. Вопросы, связанные с принятием заявлений в суд, осуществлением приема граждан и распорядком работы судов, детализированы в соответствующих регламентах и инструкциях. В тех случаях, когда исчерпаны внутригосударственные средства судебной защиты, лица, полагающие, что их права и свободы нарушены решениями государственных органов власти, могут в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод обратиться с жалобой в Европейский Суд по правам человека[87].

Перечисленные меры по обеспечению доступности граждан к правосудию еще не полностью исчерпали проблему: доступу к судебной защите препятствует недостаточная правовая осведомленность граждан; нуждается в оптимизации нагрузка на судей, чтобы обращения граждан рассматривались в разумные сроки[88]; ограничивает доступ к правосудию и чрезмерно формальный характер поводов для отказа в принятии судами заявлений и жалоб граждан; излишне завышен для российских условий размер гос­пошлин; без учета реальных условий составлен перечень оснований для оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи, указанных в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[89]; попытка создания государственных юридических бюро, финансируемых государством, ожидаемых результатов не дала и т.д.[90] Для решения указанных проблем необходимы безотлагательные меры, поскольку, как правильно заметила профессор Л. А. Воскобитова, «судебная власть может оказаться беспомощной, если государство не обеспечит субъектам нарушенного права доступ к правосудию»[91].

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение принципам правосудия.

2. Перечислите принципы правосудия.

3. Каково предназначение принципов правосудия?

4. Назовите правовые основы принципов правосудия.

5. В чем отличие принципов правосудия от признаков и свойств правосудия?

6. Назовите органы, уполномоченные осуществлять правосудие.

7. Каковы критерии принципа разумности сроков правосудия?

8. Что означает реализация принципа законности в сфере правосудия?

9. Объясните смысл принципа осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом.

10. Охарактеризуйте суть принципа независимости судей.

11. В чем смысл презумпции невиновности?

12. Дайте характеристику принципу состязательности и равноправия сторон.

13. В чем заключается обеспечение права граждан на судебную защиту?

14. Назовите средства обеспечения доступности правосудия.

15. Объясните сущность гласности в правосудии как принципа правосудия. В чем ее отличие от публичности?

16. Что означает непосредственное исследование доказательств?

17. В каких судах и в какой форме участвуют представители общественности в отправлении правосудия?

18. Что означает коллегиальность в правосудии?

19. В чем выражается реализация права обвиняемого, подозреваемого и подсудимого на защиту?

20. На каком языке осуществляется правосудие и как обеспечиваются права граждан, не владеющих языком судопроизводства?

21. На основании анализа сущности и предназначения принципов правосудия объясните их взаимную обусловленность.

Рекомендуемая литература

1. Анишина, В. И. Конституционно-правовая доктрина самостоятельности судебной власти в современной России: проблемы теории и практики реализации. — М., 2008.

2. Анишина, В. И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации : курс лекций. — М., 2008.

3. Балашов, А. Н. Этические основы судейской деятельности / А. Н. Балашов, Н. Н. Сенякин. — Саратов, 2009.

4. Гаджиев, Г. А. Общие принципы судебного нормоконтроля. — М., 2007.

5. Демократические основы советского социалистического правосудия / под ред. М. С. Строговича. — Л., 1965.

6. Ермошин, Г. Т. Гарантии независимости судьи — носителя государственной власти. Социально-правовые аспекты // Российский судья. — 2005. — № 5—7.

7. Ершов, В. В. Основополагающие принципы российского права // Российское правосудие. — 2008. — № 11.

8. Зименко, Б. Л. Право на разумные сроки судебного разбирательства по гражданским и уголовным делам. Практика Европейского Суда по правам человека в отношении Российской Федерации // Государство и право. — 2011. — № 1. — С. 31—40.

9. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / под ред. В. П. Кошепова. — М., 2011.

10. Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.

11. Право на справедливое судебное разбирательство. — М., 2001.

12. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации : монография / под ред. В. В. Ершова. — М., 2006.

13. Фойницкий, И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. — СПб. — С. 246.

14. Ярославцева, С. В. Состояние информационно-правового обеспечения судебной деятельности как один из основных показателей открытости судебной власти // Государство и право. — 2011. — № 2. — С. 14—22.

Глава 5
Судебная система
Российской Федерации

После изучения настоящей главы студент должен:

знать: понятия судебной системы РФ, звена судебной системы и судебной инстанции, цель и особенности рассмотрения дел в судебных инстанциях; построение системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов; место Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ в судебной системе РФ; основные этапы развития законодательства о судебной системе в России;

уметь: показать различие и взаимосвязь понятий «звено судебной системы» и «судебная инстанция», различия между судебными инстанциями; разграничивать компетенцию Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

владеть: юридической терминологией в сфере судоустройства и судопроизводства («судебная система», «звено судебной системы», «судебная инстанция», «судебный участок», «судебный район», «судебный округ», «состав суда», «структура суда», «судебный состав», «подведомственность и подсудность дел»); навыками работы с нормативными правовыми актами, касающимися построения судебной системы РФ и компетенции отдельных видов судов.

5.1. Понятие судебной системы РФ. Конституционные основы построения судебной системы

Судебная система РФ — это единая совокупность различных видов судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства нашей страны, осуществляющих судебную власть в форме конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Построение судебной системы в целом регулируется Конституцией РФ, Законом о судебной системе, а организация отдельных видов судов — рядом судоустройственных нормативных актов[92].

В соответствии со ст. 4 Закона о судебной системе правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим законом, не допускается.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный Суд РФ;

— Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов, районные, городские и межрайонные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

— Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

Кроме того, к федеральным судам относятся Дисциплинарное судебное присутствие и Суд по интеллектуальным правам (специализированный судебный орган в системе арбитражных судов).

 

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, явля­ющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Таким образом, единая судебная система РФ состоит из федеральных судов и судов субъектов РФ, что определяется федеративным государственным устройством нашей страны, а также из конституционной юстиции, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, что связано с их компетенцией, особенностями отдельных форм судопроизводства.

К системе конституционной юстиции относятся Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Особенностью судопроизводства, осуществляемого данными судами, является то, что они не разрешают гражданские, уголовные, административные дела по существу, а рассматривают вопросы соответствия конституции или уставу нормативных актов, дают толкование конституции и решают другие правовые вопросы. Судебные постановления конституционных (уставных) судов не обжалуются в Конституционный Суд РФ, т.е. данные суды не связаны отношениями звеньев и инстанций[93].

Как и в любом государстве, наиболее многочисленной является подсистема судов общей юрисдикции, к которой относятся мировые судьи, районные, областные и соответствующие[94] суды и Верховный Суд РФ. Данные суды в пределах своей компетенции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, в соответствии со ст. 26 Закона о судебной системе могут быть образованы специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. В широком значении они также относятся к судам общей юрисдикции.

Подсистема арбитражных судов, созданная для разрешения экономических споров и иных дел, сторонами в которых являются юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, состоит из ранее названных арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, арбитражных кассационных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Судебная система РФ построена на основе принципов единства; учета федеративного и административно-территориального устройства при организации судов; сочетания организационных и функциональных связей между судами.

Единство судебной системы обеспечивается:

— путем установления судебной системы Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

— соблюдения всеми судами и мировыми судьями установленных федеральным законом правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

— признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Принцип учета федеративного и административно-территориального устройства РФ при построении судебной системы вытекает из особенностей государственного устройства нашей страны.

Россия является федеративным государством, обеспечивает сочетание интересов единого государства и субъектов, в том числе в сфере организации судебной власти и построения судебной системы.

Как было указано выше, большинство судов нашей страны являются федеральными судами. Исключение составляют конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Конституционные (уставные) суды могут создаваться субъектами РФ за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ и рассматривать вопросы, отнесенные к его компетенции, в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решения конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

В настоящее время конституционные (уставные) суды субъектов РФ не являются обязательным звеном судебной системы, а создаются лишь по инициативе конкретного субъекта.

Мировые судьи, отнесенные законом также к судам субъектов РФ, являются первым звеном системы судов общей юрисдикции, образуются на всей территории РФ. Их полномочия, порядок образования и деятельность устанавливаются как федеральным законом, так и законами субъектов РФ. Мировые судьи осуществляют правосудие на основе федеральных законов, а вынесенные ими постановления могут быть обжалованы в установленном законом порядке в вышестоящие федеральные суды.

Наименования судов в большинстве случаев соответствуют наименованию субъекта РФ или административно-территориального образования, на территории которых действует суд (районный суд, областной суд, суд города федерального значения).

Военные суды, относящиеся к подсистеме судов общей юрисдикции, образуются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба (военные суды гарнизонов, округов (флотов).

Особенностью построения подсистемы арбитражных судов является то, что в наименовании суда отражаются виды судебных полномочий в сочетании с территорией деятельности (арбитражные суды первой инстанции в субъектах РФ, федеральные арбитражные суды округов — арбитражные кассационные суды).

Территорией деятельности судов могут являться судебный участок, судебный район, судебный округ.

Под судебным участком понимается территория деятельности мирового судьи с численностью населения от 15 тыс. до 23 тыс. человек.

Судебный район — территория деятельности федерального районного суда. Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.

Судебный округ — территория деятельности федеральных арбитражных судов округов, объединяющая несколько субъектов РФ[95].

Территорией деятельности так называемых областных и соответствующих судов является территория субъекта РФ. Следует заметить, что, будучи созданными на уровне субъекта РФ, данные судебные органы не относятся к судам субъектов РФ, а являются отдельным звеном федеральной судебной системы. Субъекты РФ не могут образовывать самостоятельные судебные системы. В соответствии с п. «г» и «о» ст. 71, ч. 3 ст. 118 и ч. 3 ст. 128 Конституции РФ вопросы судоустройства относятся к исключительной компетенции Российской Федерации.

5.2. Судебное звено и судебная инстанция

Действуя в рамках единой судебной системы, суды связаны между собой организационно и функционально.

Организационные связи проявляются в понятии звена судебной системы. Это часть судебной системы, в которую входят суды равнозначных территориальных образований, обладающие равной компетенцией. Понятие звена является судоустройственным, характеризующим однотипность определенной части судов, ее место в судебной системе.

Однотипность однозвенных судов состоит в равнозначной территориальной дислокации, составе, структуре и компетенции. Под компетенцией здесь понимаются как территориальная подсудность (категории дел, которые рассматривает суд именно этого звена), так и судебные инстанции (судебные полномочия).

По общему правилу, чем выше «расположен» суд на судебной «лестнице», тем более сложные категории дел он рассматривает (так, мировым судьям подсудны уголовные дела, по которым наказание не превышает трех лет лишения свободы; районным судам — дела о преступлениях средней степени тяжести; областным и соответствующим — дела о тяжких и особо тяжких преступлениях).

Судебная система любого государства состоит из нескольких звеньев, что позволяет оспорить решение нижестоящих судов в вышестоящем суде.

Суды в отличие от других органов государства не связаны отношениями подчинения. Мировой судья не подчиняется районному суду, а тот, в свою очередь, не подчиняется верховному суду республики, областному, краевому или соответствующему.

Функциональные (процессуальные) связи между судами проявляются во взаимодействии судебных инстанций.

Суть функциональных связей между судами состоит в том, что судебные постановления нижестоящих судов могут быть обжалованы в установленном законом порядке, как правило, в вышестоящий суд.

Под судебной инстанцией принято понимать суд, осуществляющий определенный вид судебной деятельности или судебное полномочие.

Понятие судебной инстанции является судопроизводственным, характеризующим процессуальные взаимоотношения между судами.

В настоящее время в Российской Федерации, существуют суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Суды могут выполнять функцию одной судебной инстанции (так, суды первого звена — мировые судьи, военные суды гарнизонов и арбитражные суды субъектов РФ являются судами только первой инстанции) или нескольких (районные суды являются первой и апелляционной инстанциями, областные и соответствующие суды — первой, апелляционной и кассационной инстанциями, а Верховный Суд РФ — первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциями)[96].

Судебные инстанции имеют свои особенности, каса­ющиеся круга судебных органов, наделенных данными судебными полномочиями, судебных составов компетенции, процедуры рассмотрения дел.

Суд первой инстанции — судебный орган, рассматривающий дело по существу с целью наказания лица, виновного в совершении преступления, оправдания (реабилитации) невиновного, а по гражданскому делу — с целью разрешения гражданско-правового спора.

Судами первой инстанции являются все суды общей юрисдикции, арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды округов РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Рассмотрение дела в первой инстанции в уголовном и гражданском процессе имеет свои особенности.

Так, в уголовном деле суд должен установить:

1) доказано ли, что деяние имело место;

2) доказано ли, что подсудимый совершил данное деяние;

3) виновен ли подсудимый.

Рассматривая уголовное дело по существу, суд заслушивает доводы сторон обвинения и защиты, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь при этом законом и совестью.

Исследовав и оценив все доказательства по делу, суд может вынести оправдательный приговор; обвинительный приговор с назначением наказания или без такового; прекратить дело по основаниям, указанным в законе.

В гражданском процессе суд устанавливает фактические обстоятельства, заслушивает позиции сторон (истца и ответчика) и выносит решение об удовлетворении иска частично или полностью или об отказе в удовлетворении иска.

Суд первой инстанции рассматривает дела в следующем составе: мировым судьей или судьей федерального суда единолично; судьей федерального суда и коллегией из 12 присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого по делам о тяжких преступлениях; коллегией из трех судей федерального суда; коллегией в составе судьи и двух арбитражных заседателей в арбитражных судах субъектов РФ по ходатайству сторон.

Жалоба или представление на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение 10 суток, а на решение по гражданским делам в суде общей юрисдикции и на судебные постановления арбитражного суда субъекта РФ — в течение одного месяца со дня их принятия.

Таким образом, судебные акты суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции — это суд, проверя­ющий законность, обоснованность, а по уголовным делам — и справедливость не вступивших в законную силу судебных постановлений суда первой инстанции путем повторного рассмотрения дела по существу.

Основанием для рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции является апелляционная жалоба участника судебного процесса или апелляционное представление прокурора, которые подаются через суд, принявший решение.

До недавнего времени в Российской Федерации апелляционный порядок проверки судебных актов был возможен лишь на приговоры, решения и иные судебные акты мировых судей, а в подсистеме арбитражных судов — на судебные акты арбитражных судов субъектов.

С 1 января 2012 г. по гражданским делам и с 1 января 2013 г. по уголовным делам судами, рассматривающими апелляционные жалобы и представления, являются:

1) районные суды — на решения и приговоры мировых судей;

2) верховные суды республик, краев, областные и соответствующие — на решения и приговоры районных судов;

3) окружные (флотские) военные суды — на решения и приговоры гарнизонных военных судов;

4) судебные коллегии Верховного Суда РФ — на судебные акты верховных судов республик, краев, областей и соответствующих судов, принятые ими по первой инстанции;

5) Военная коллегия Верховного Суда РФ — на судебные акты окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;

6) Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ — на решения Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции.

По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции может, в частности:

- оставить приговор без изменения, а жалобы или представления без удовлетворения;

- отменить обвинительный приговор и вынести оправдательный приговор;

- отменить оправдательный приговор и вынести обвинительный приговор;

- отменить приговор и передать дело на новое разбирательство в суд первой инстанции или возвратить дело прокурору;

- отменить приговор и прекратить уголовное дело;



2015-11-10 629 Обсуждений (0)
Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей 6 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)