Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей 7 страница



2015-11-10 715 Обсуждений (0)
Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




- изменить приговор.

По гражданским делам суд апелляционной инстанции может отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять новое решение.

Апелляционный суд полномочен самостоятельно исправлять любые ошибки, допущенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Итогом рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции является вынесение апелляционного приговора, решения, определения или постановления.

После проверки судебного акта в апелляционной инстанции вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции.

Под судом кассационной инстанции понимается суд, осуществляющий преимущественно документальную проверку законности, обоснованности, а по уголовным делам — и справедливости судебных актов, вынесенных судом первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу.

Основанием для рассмотрения дела в суде кассационной инстанции является кассационная жалоба участника судебного процесса или кассационное представление прокурора.

Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции — верховные суды республик, краевые, областные и соответствующие (президиумы); окружные (флотские) военные суды (президиумы); Верховный Суд РФ — Судебную коллегию по административным делам, Судебную коллегию по уголовным делам и Военную коллегию; федеральные арбитражные суды округов — Судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений, Судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Кассационная инстанция в целом осуществляет документальную проверку правильности принятого нижестоящим судом постановления, а не непосредственно исследование доказательств. Новые доказательства судом, как правило, не принимаются.

Для суда кассационной инстанции по уголовным делам характерен принцип недопустимости поворота к худшему в отношении осужденного. Это выражается в том, что в результате пересмотра дела в кассационной инстанции не может быть усилено наказание либо применен закон о более тяжком преступлении.

Кассационная жалоба, представление, рассматриваемые в кассационном порядке в президиуме соответствующего суда, докладываются председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо другим судьей этого суда, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу ранее, а также доводы кассационной жалобы или представления.

В результате рассмотрения дела суд кассационной инстанции принимает одно из следующих решений:

- оставить судебное постановление по уголовному или гражданскому делу без изменения, а кассационную жалобу или представление без удовлетворения;

- отменить судебное постановление и передать дело на судебное рассмотрение в суд первой, апелляционной или нижестоящей кассационной инстанции, а в уголовном судопроизводстве – возвратить дело прокурору;

- внести изменения в приговор, постановление или определение по уголовному делу;

- принять новое судебное постановление по гражданскому делу, не передавая дело на новое рассмотрение, если была допущена ошибка в применении или токовании норм материального права;

- отменить судебное постановление и прекратить производство по делу.

По уголовному делу суд кассационной инстанции может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении.

Суд не связан доводами кассационной жалобы или представления и вправе проверить производство по делу в полном объеме.

По гражданскому делу в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами ранее рассматривавшими дело, в пределах доводов жалобы или представления.

В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы жалобы или представления.

Следует заметить, что в настоящее время в судах общей юрисдикции существует два уровня проверки судебных актов в кассационной инстанции – в Президиумах областных и соответствующих судов и военных судов округов (флотов) и в судебных коллегиях Верховного суда РФ.

Судебные акты суда кассационной инстанции вступают в законную силу с момента провозглашения и могут быть проверены в суде надзорной инстанции.

Под судом надзорной инстанции понимается суд, осуществляющий пересмотр вступивших в законную силу приговоров, решений, определений и постановлений нижестоящих судебных инстанций.

В настоящее время судом надзорной инстанции в судах общей юрисдикции является только Президиум Верховного Суда РФ, а в арбитражных судах — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

В Президиум Верховного Суда РФ могут быть обжалованы в порядке судебного надзора:

1) вступившие в законную силу судебные постановления верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих судов, окружных (флотских) судов, принятые ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

2) вступившие в законную силу судебные постановления Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения;

3) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;

4) определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, вынесенные в апелляционном и кассационном порядке.

В Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ рассматриваются жалобы на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов.

Основанием для рассмотрения дела в суде надзорной инстанции является надзорная жалоба, поданная участниками процесса или иными лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений имеют Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. Судья Верховного Суда РФ изучает надзорную жалобу, представление и выносит определение об отказе в передаче их на рассмотрение Президиума Верховного Суда РФ либо о передаче для рассмотрения в порядке судебного надзора.

Как и в суде кассационной инстанции, дело рассматривается преимущественно на основании представленных документов. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда РФ, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорной жалобы, представления.

По результатам рассмотрения Президиум Верховного Суда РФ принимает постановление.

При рассмотрении надзорной жалобы, как и при рассмотрении кассационной жалобы, Президиум принимает решение большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорная жалоба, представление считаются отклоненными.

Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев надзорную жалобу, представление в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, а надзорную жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд;

3) отменить судебное постановление и прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых судебных постановлений;

5) принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

В интересах законности Президиум Верховного Суда РФ вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы, представления, но не может проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не были обжалованы.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты другими судебными инстанциями.

Постановления Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ вступают в законную силу со дня принятия и обжалованию не подлежат.

5.3. Основные этапы развития современной
российской судебной системы

Как известно, на рубеже 90-х гг. ХХ в. Россия вступила на путь коренных преобразований в политической, экономической и правовой сферах жизни государства и общества.

С момента принятия Конституции СССР 1936 г. система судов общей юрисдикции была практически неизменна и состояла из общесоюзных судов и судов союзных респуб­лик.

К общесоюзным судам относились Верховный Суд СССР и военные трибуналы. Судами союзных республик были районные (городские) народные суды, верховные суды автономных республик, суды автономных областей, автономных округов, городов Москвы, Ленинграда, верховные суды союзных республик.

Фактически современная российская судебная система эволюционировала из советской организации суда, сохранив некоторые виды и звенья судов.

В 1990-е гг. в российской юридической науке развернулась широкая дискуссия о путях реформирования судебной системы, которая должна была соответствовать потребностям нового государства.

Вопросам судоустройства в каждом государстве всегда придается большое значение. Некоторыми авторами судебная власть как раз и понимается как совокупность нижестоящих и вышестоящих судов, выносящих судебные решения. Еще И. Я. Фойницкий писал, что судебную власть в узком смысле образует система подчиненных закону органов, призванных к применению закона в порядке судебного производства[97].

Все известные судебные реформы начинались именно с изменений, вносимых в устройство суда, систему его органов, в организацию судебного управления, правовое положение суда и т.д.

24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была утверждена «Концепция судебной реформы в РСФСР», которая являлась фундаментом для преобразований судебных органов.

Основными положениями Концепции судебной реформы являлись, в частности, следующие:

1) учреждение в России на основе принципа разделения властей самостоятельной и независимой судебной власти;

2) введение несменяемости судей как гарантии их реальной независимости;

3) повышение престижа судебной деятельности и существенное улучшение ее материально-технического обеспечения;

4) учреждение судебного контроля за конституционностью нормативных актов законодательной и исполнительной властей и создание с этой целью Конституционного Суда РФ;

5) передача всех споров о праве на рассмотрение судебной власти;

6) предоставление гражданину, обвиняемому в совершении преступления, права на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей;

7) упразднение системы внесудебного разрешения гражданско-правовых споров государственными арбитражами и создание арбитражных судов в качестве самостоятельной ветви судебной власти и др.

Впоследствии многие из данных положений нашли отражение в Конституции РФ 1993 г.

Реформа судебной системы началась в 1991—1992 гг., когда наряду с судами общей юрисдикции, возглавляемыми Верховным Судом РФ, были образованы Конституционный Суд РФ и арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

В судебной системе образовались три самостоятельные ветви — конституционная юстиция, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, что представлялось спорным, нарушающим принцип единства судебной системы.

Конституция РФ 1993 г. в отличие от Конституции РСФСР 1978 г. не устанавливает исчерпывающего перечня судов. Кроме того, в гл. 7 не содержится никаких упоминаний о разграничении судебной системы на федеральную и местную. Это привело к попыткам некоторых региональных законодателей в одностороннем порядке изменить существующую судебную систему и создать собственные судебные органы.

Конституционный Суд РФ признал не соответству­ющими Конституции РФ подобные нормы основных законов отдельных субъектов РФ, ссылаясь на п. «о» ст. 71, где говорится, что к ведению Российской Федерации относятся вопросы судоустройства, и лишь вопросы кадров судебных и правоохранительных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Принятие Конституции РФ, в которой вопросы организации судебной системы регулировались лишь в общем виде, потребовало разработки целого пакета нормативных актов, в совокупности фактически составляющих судо­устройственный кодекс РФ.

В развитие положений ст. 125 Конституции РФ, посвященной Конституционному Суду РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ 23 июля 1994 г. принимает Закон о Конституционном Суде[98].

Продолжает совершенствоваться система арбитражных судов, созданная в соответствии с Законом РСФСР «Об Арбитражном суде» от 4 июля 1991 г. для рассмотрения споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности, а также вытекающих из гражданских правоотношений или правоотношений в сфере управления.

В Конституции РФ (ст. 127) был закреплен статус Высшего Арбитражного Суда РФ как высшего органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. 28 апреля 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которым система арбитражных судов стала трехзвенной (арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ).

Система судов общей юрисдикции продолжала действовать на основе Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», а также в соответствии со ст. 126 Конституции РФ, закрепившей положение Верховного Суда РФ как высшего органа по рассмотрению гражданских, уголовных и административных дел на территории РФ.

В развитие ст. 118 Конституции РФ 31 декабря 1996 г. был принят Закон о судебной системе, который представлял собой следующий этап совершенствования российского суда.

Именно данным Законом устанавливалось деление судебной системы на федеральные суды и суды субъектов РФ, к которым относились мировые судьи и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Осуществляемая в стране судебная реформа затронула и органы военной юстиции. В 1992 г. военные трибуналы были переименованы в военные суды и включены в судебную систему РФ, с 1996 г. в соответствии с Законом о судебной системе они стали частью системы судов общей юрисдикции.

Дальнейшее совершенствование судебной системы РФ связано с возрождением института мировых судей. Одна из основных задач создания мировой юстиции, суда общей юрисдикции субъекта РФ, состояла в снижении нагрузки районных судов. Кроме того, мировые судьи, действовавшие на территории судебного участка, должны были максимально приблизить судебную власть к населению, обеспечивая доступность судебной защиты.

В настоящее время судебная реформа продолжает развиваться. Существенные изменения внесены в Закон о статусе судей. Разрабатывается новый Кодекс судейской этики.

Серьезным шагом на пути реализации судебной реформы является принятие Закона о судах общей юрисдикции. Данным Законом устанавливаются система судов общей юрисдикции, порядок их создания и упразднения, компетенция, принципы деятельности, структура отдельных звеньев, финансовое и материальное обеспечение деятельности. Главная новелла Закона — введение апелляционного порядка проверки судебных актов в верховных судах республик, краев, областей и соответствующих судах, военных судах округов (флотов) и Верховном Суде РФ.

Таким образом, следует констатировать, что современное российское судоустройственное законодательство в целом отвечает целям и задачам Концепции судебной реформы 1991 г., но продолжает совершенствоваться в соответствии с требованиями и запросами государства и общества.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение судебной системы РФ.

2. Какие виды судов образуют судебную систему РФ?

3. Какие судоустройственные принципы вы знаете?

4. Каково понятие звена судебной системы?

5. Назовите звенья, образующие систему судов общей юрисдикции.

6. Назовите звенья, образующие систему арбитражных судов.

7. Дайте характеристику Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам в судебной системе РФ.

8. Что понимается под термином «судебная инстанция»?

9. В чем отличие суда первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций?

10. Назовите правовые основы судебной системы РФ.

Рекомендуемая литература

1. Абросимова, Е. Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. — М., 2002.

2. Александров, С. В. Оптимизация системы районных судов в Российской Федерации: историко-теоретические и практические акценты / С. В. Александров, Е. В. Бурдина // Российское правосудие. — 2009. — № 8.

3. Анишин, В. И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации : курс лекций. — М., 2008.

4. Бойков, А. Д. Третья власть в России: очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990—1996 гг. — М., 1997.

5. Власенко, Н. А. Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации : краткий курс лекций / Н. А. Власенко, А. Н. Власенко. — М., 2007.

6. Ершов, В. В. Суд в системе органов государственной власти // Российское правосудие. — 2006. — № 1.

7. Колоколов, Н. А. Судебная власть: некоторые проблемы реформирования. — Курск, 2002.

8. Колоколов, Н. А. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и судебной деятельности в федеративном государстве / Н. А. Колоколов, С. Г. Павлинов. — М., 2007.

9. Комаров, А. А. Социальная сущность суда // Вестник Арбитражного суда г. Москвы. — 2009. — № 2.

10. Кутафин, О. Е. Судебная власть в России: История. До­кументы : в 6 т. / О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семигин. — М., 2003.

11. Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. — М., 2001.

12. Михайловская, И. Б. Процессы управления в судебной системе : учеб. пособие. — М., 2011.

13. Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. — М., 2008.

Глава 6
Суды общей юрисдикции

После изучения настоящей главы студент должен:

знать: систему судов общей юрисдикции, включая систему военных судов, систему и полномочия Судебного департамента РФ;

уметь: оперировать юридическими категориям: «суд первой и второй инстанции», «апелляционная и кассационная инстанции», «рассмотрение дел в порядке судебного надзора, по новым и вновь открывшимся обстоятельствам», «организационное обеспечение работы судов»;

владеть: навыками сравнения и сопоставления компетенций судов общей юрисдикции.

6.1. Мировые судьи в Российской Федерации

Мировые судьи в Российской Федерации

Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей

Статья 28 Федерального конституционного закона О судебной системе в Российской Федерации». Статьи 1-3, 6-7, 34, 37-40, 42 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Федеральный закон от 17.12.1998 №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29.12.1999 № 218-ФЗ. Закон РФ «О статусе судей в РФ».

Для того чтобы мировые судьи были созданы и приступили к работе, каждый субъект федерации обязан принять нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы организации деятельности мировых судей. Сейчас такое законодательство создано и действует практически повсеместно. Например, Закон Свердловской области от 19.02.2001 № 22-ОЗ «О мировых судьях Свердловской области».



2015-11-10 715 Обсуждений (0)
Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей 7 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)