Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовое и организационное обеспечение деятельности мировых судей



2015-11-10 2236 Обсуждений (0)
Финансовое и организационное обеспечение деятельности мировых судей 4.83 из 5.00 6 оценок




Финансовое обеспечение в части обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для них федеральными законами, осуществляется территориальными органами Судебного департамента при Верховном Суде России. В остальной части финансовое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта федерации.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта. Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (статья 37 Закона о судах общей юрисдикции).

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (обеспечение помещениями, мебелью, канцелярскими принадлежностями, компьютерами и оргтехникой, информационно-правовыми базами и юридической литературой) осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта федерации в порядке, установленном законом этого субъекта.

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти субъектов федерации в лице специально созданных органов (служб, управлений, департаментов) или структурных подразделений администраций (правительств) субъектов федерации. В Свердловской области создан и успешно функционирует Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области (официальный сайт — svd.mirsudrf.ru).

Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде России и его органами. Возмещение процессуальных издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется также через органы Судебного департамента при Верховном Суде России.

 

Мировой судья имеет свой аппарат, который состоит, как правило, из секретаря судебного заседания, секретаря судебного участка[100] (или заведующего канцелярией мирового судьи). На один или несколько участков создаются должности помощника мирового судьи, архивариуса, администратора судебных участков. Порядок определения структуры и штатного расписания аппаратов мировых судей определяется и финансируется соответствующим субъектом федерации. Положение об аппарате мирового судьи утверждается в порядке, установленном законом соответствующего субъекта.

Аппарат мирового судьи: принимает и выдает документы; производит вручение документов, уведомлений и вызовов; удостоверяет копии судебных документов; контролирует уплату государственной пошлины и сборов; осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию; обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний; ведет учет движения судебных дел и сроков их рассмотрения и разрешения; обеспечивает обращение к исполнению судебных решений; осуществляет хранение дел и документов; участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству России и иную работу; осуществляет прием граждан.

Работники органов исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющих обеспечение деятельности мировых судей, и аппаратов мировых судей состоят на государственной гражданской службе соответствующих субъектов, и, соответственно, расходы на их заработную плату финансируются из бюджетов субъектов.

 

6.2. Районный суд

Организация районных судов, городских судов, межрайонных судов (далее — районных судов) предусмотрена ст. 21 Закона о судебной системе и гл. 4 Закона о судах общей юрисдикции.

Районные суды образуются и действуют в соответствующих судебных районах, территория которых охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.

Районный суд в пределах своей компетенции разрешает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Районный суд является вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Районные суды обладают самой широкой компетен­цией в разрешении дел по существу. Они рассматривают все уголовные, гражданские, а также административные дела, кроме дел, отнесенных законом к подсудности мировых судей, вышестоящих и военных судов (например, уголовные дела об умышленном причинении смерти другому человеку, причинении смерти по неосторожности, преступлениях против собственности (грабежи, разбои и т.д.), незаконном изготовлении, приобретении, хранении сбыте наркотических средств или психотропных веществ, гражданские дела о восстановлении на работе, лишении родительских прав, об установлении отцовства, жилищные споры и др.).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются районными судами, если по ним необходимо производство административного расследования, т.е. проведение экспертизы или других действий, требующих значительных затрат времени, по обращениям на действия органов государственного управления (например, Государственной противопожарной службы, Роспотребнадзора и др.), по апелляционным жалобам и протестам на решения мировых судей по делам об административных правонарушениях, относящихся к их компетенции.

В соответствии со ст. 128 Конституции РФ и п. 8 ст. 6 Закона о статусе судей судьи районных судов, в том числе председатели районных судов и их заместители, назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на положительном заключении соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов РФ. Кандидаты в судьи районного суда до их назначения должны сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Председателем районного суда, его заместителем, а также судьей районного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершавший порочащих его поступков.

Предельный возраст пребывания судьи районного суда в должности — 70 лет.

Правосудие в районном суде в первой инстанции осуществляется судьями единолично или коллегиально в составе трех профессиональных судей. Коллегиально рассматриваются, например, дела об умышленном причинении смерти.

По второй (апелляционной) инстанции дела в районном суде рассматриваются судьей единолично.

Работу районного суда организует его председатель, который наряду с осуществлением полномочий судьи данного суда выполняет следующие функции: распределяет обязанности между своими заместителями и судьями районного суда; устанавливает правила внутреннего распорядка суда, основанные на типовых правилах распорядка суда, и контролирует их выполнение; организует работу по повышению квалификации судей; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, распределяет обязанности между ними; принимает решения о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности; организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда; регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда.

Заместители председателя районного суда наряду с осуществлением правосудия в качестве судьи реализуют полномочия по организации работы суда в соответствии с обязанностями, распределенными председателем суда.

Председатели районных судов и их заместители назначаются на должность сроком на шесть лет, одно и то же лицо не может быть назначено на данную должность более двух раз подряд.

Деятельность районного суда организационно обеспечивает администратор суда, который подчиняется председателю суда и выполняет его поручения.

Организация работы в районном суде определяется кругом и характером стоящих перед ним задач. Ее формы и методы во многом обусловлены штатной численностью суда, особенностями обслуживаемого им судебного района, деловыми качествами судей, их личными наклонностями, материально-техническими условиями, в которых работает суд, количеством поступающих дел.

Распределение обязанностей между судьями возможно по следующим принципам:

— зональный (территориальный). Территория, на которой действует районный суд, делится на зоны (участки) по количеству судей. Судья рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела, возникшие на закрепленной за ним территории. Участок может состоять из нескольких улиц, группы предприятий и т.д. Для обеспечения постоянного обслуживания за территорией может быть закреплено два и более судей;

— предметный (функциональный). Сущность его заключается в том, что один судья или несколько судей разрешают только уголовные, только гражданские или административные дела в пределах всего района. Например, на основе данного принципа организована работа всех районных судов города Екатеринбурга в Свердловской области, где судьи в районном суде разделены на две коллегии по уголовным и гражданским делам;

— предметно-зональный. Согласно этому принципу судья в границах закрепленной за ним территории специализируется на рассмотрении определенной категории уголовных или гражданских дел;

— беззональный или смешанный. Судья разрешает дела по поручению председателя суда, а также по заявлениям, которые поступили в дни приема граждан.

Каждый принцип имеет свои достоинства и недостатки. Так, специализация в рассмотрении уголовных дел позволяет судье глубоко изучить законодательство и судебную практику по этим делам, но может привести к утрате навыков разрешения других категорий дел (например, гражданских).

В условиях функционального или зонального разделения судейского труда при отсутствии в суде достаточного количества судей (судья находится в отпуске, болеет или отсутствует по иным уважительным причинам) могут возникнуть проблемы с соблюдением сроков рассмотрения дел. Поэтому распределение обязанностей между судьями в подобных случаях обычно производится по беззональному принципу. Вместе с тем и здесь возможна частичная специализация, когда судьи кроме текущих рассматривают дела одной или нескольких категорий (например, все дела об умышленном причинении смерти другому человеку, все дела о восстановлении на работе и т.п.).

Обязанности между работниками аппарата суда распределяются председателем суда в соответствии со штатным расписанием и на основе Инструкции по делопроизводству в районном суде.

В аппарат районного суда входят помощники председателя суда, его заместителей и судей, консультанты, ведущие специалисты, специалисты 1-й и 2-й категорий, секретари суда, секретари судебного заседания и другие работники.

В основном работники аппарата отвечают за движение дел внутри суда, а помощники судей и секретари судебного заседания помогают им в организации судебных процессов. Обычно число секретарей судебного заседания соответствует числу судей, и они закрепляются за определенным судьей.

Консультанты судов ведут справочную работу по учету законодательства и судебной практики, поддерживают в надлежащем состоянии кодексы и другие нормативные акты, вносят в них необходимые изменения и дополнения, своевременно извещают об этом судей, участвуют в обобщении судебной практики.

Основное количество гражданских дел заводится в районных судах по тем заявлениям, с которыми приходят в суд граждане и представители юридических лиц. Если заявление не подлежит рассмотрению в суде, а также в других случаях, предусмотренных законом, судья отказывает в его принятии. Когда заявление подано без соблюдения требований к его форме и содержанию или не оплачено государственной пошлиной, судья оставляет его без движения.

Организация приема посетителей начинается с оформления стендов, а также использования различных электронно-справочных устройств, где размещается информация о порядке приема граждан, требования к форме и содержанию искового заявления, сведения о размерах государственной пошлины, режиме работы суда, расположении его служебных помещений.

Порядок регистрации, учета и рассмотрения поступивших в суд заявлений, жалоб и других письменных обращений регулируется Инструкцией по делопроизводству в районном суде.

Судебным департаментом при Верховном Суде РФ установлена статистическая отчетность и порядок ведения судами судебной статистики. Статистические отчеты районного суда направляются в территориальные органы Судебного департамента два раза в год — за первое полугодие и по состоянию на 31 декабря. Отчеты составляются по утвержденной форме и хранятся вместе с перепиской по ним.

Районные суды также представляют в органы Судебного департамента планы работы на полугодие и на год, отвечают на запросы вышестоящих судов и правоохранительных органов, ведут другую служебную переписку.

Справочная работа по учету законодательства и судебной практики ведется в каждом районном суде. Если в его штатном расписании предусмотрена должность консультанта суда, эти обязанности возлагаются на него, если эта должность отсутствует — на одного из судей.

Учет законодательства и судебной практики позволяет судье знать действующее законодательство, следить за его изменениями, ориентироваться в сложных вопросах практики. Данная работа состоит из ведения контрольных экземпляров нормативных актов, учета и систематизации нормативных актов и судебной практики.

К контрольным экземплярам нормативных актов относят кодексы, официальные издания, в которых публикуется законодательный материал, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и др.

Содержание контрольных экземпляров кодексов должно соответствовать действующему законодательству. Поэтому в них регулярно вносятся отметки обо всех дополнениях и изменениях с указанием нормативного акта, внесшего эти изменения, и источники его официального опубликования. В необходимых случаях в контрольных экземплярах кодексов делаются специальные вклейки.

Справочная работа по учету законодательства и судебной практики ведется систематически, от ее уровня во многом зависит качество рассмотрения дел, поступающих в суд.

6.3. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов

Организация и устройство верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых и областных судов, суда автономной области, судов автономных округов, судов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (далее областные и соответствующие им суды) предусмотрена ст. 20 Закона о судебной системе и гл. 3 Закона о судах общей юрисдикции. Данные суды наделены функциями вышестоящих судебных инстанций по отношению к районным судам и мировым судьям, действующим на территории соответствующего субъекта РФ, а Московский и Санкт-Петербургский городские суды — к районным и приравненным к ним судам и мировым судьям этих городов.

В структуре областных и приравненных к ним судов образуются и действуют президиум суда и две судебные коллегии: коллегия по уголовным делам и коллегия по гражданским делам.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, в составе областного и соответствующего ему суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Областные и соответствующие им суды рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Областному и соответствующему ему суду подсудны уголовные дела о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ (например, дела об умышленных убийствах с квалифицирующими признаками.

Перечень гражданских дел, подсудных непосредственно областному суду, незначителен. Областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, о ликвидации региональных общественных организаций, об усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами и др.

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Коллегиально суд рассматривает дела в следующих составах: судья и 12 присяжных заседателей; три профессиональных судьи.

Как суд второй инстанции областной суд в апелляционном или кассационном порядке рассматривает жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры, решения и иные судебные акты районных судов.

Президиум областных и приравненных к ним судов образуется в составе председателя, заместителя председателя суда, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения соответству­ющей квалификационной коллегии судей.

Президиум суда:

— рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения соответствующего областного или приравненного к нему суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

— утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебных коллегий по уголовным и гражданским делам из числа судей этого суда;

— ежегодно представляет по предложению председателя областного и приравненного к нему суда на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей данного суда, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда первой инстанции, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом о статусе судей;

— рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

— заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц и считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов президиума. Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов, участвующих в его заседании.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам областного и приравненного к нему суда формируются из числа судей соответствующего суда в составе председателя и членов соответствующей коллегии. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда.

Судебные коллегии областного и приравненного к нему суда рассматривают:

— в качестве суда первой инстанции — дела, отнесенные к его подсудности;

— в качестве суда апелляционной инстанции — дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения областного и приравненного к нему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

— в качестве суда кассационной инстанции — дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения данного областного или приравненного к нему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовным делам в качестве суда первой инстанции;

— дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

В состав областных и приравненных к ним судов входят председатель суда, его заместители, судьи, а также аппарат суда.

Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи организует работу суда, распределяет обязанности между своими заместителями и судьями, осуществляет общее руководство работой аппарата суда, устанавливает правила внутреннего распорядка суда, созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб, организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей, регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда, осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместители председателя областного суда в соответствии с распределением обязанностей организуют деятельность соответствующих судебных коллегий и аппарата суда, могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда, осуществляют процессуальные полномочия в качестве судей, в случаях отсутствия председателей соответствующих судебных коллегий могут выполнять их полномочия.

В случаях отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а в случае его отсутствия — один из заместителей председателя. Обычно председатель областного и приравненного к нему суда имеет двух заместителей, но в крупных судах их количество может быть большим. Например, в Свердловском областном суде председатель имеет первого заместителя, а также заместителей председателя по уголовным, гражданским и административным делам.

Председатели судебной коллегии по гражданским и судебной коллегии по уголовным делам областного и приравненного к нему суда наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда: председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий или назначают председательствующих из числа членов судебных коллегий, осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий, формируют судебные составы суда для рассмотрения судебных дел на заседаниях соответствующей судебной коллегии, представляют в президиум суда отчеты о деятельности соответствующих судебных коллегий, вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

Председатели, заместители председателя областных и приравненных к ним судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Срок их пребывания в должности — шесть лет, одно и то же лицо не может быть назначено на данную должность более двух раз подряд.

Судьи областных и приравненных к ним судов назначаются на должность аналогичным способом, однако в отличие от порядка назначения на должность председателей и их заместителей представление Председателя Верховного Суда РФ в отношении судей основывается на положительном заключении квалификационной коллегии судей субъекта РФ.

Председателем, заместителем председателя и судь­ей областного и приравненного к ним суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее семи лет. Предельный возраст пребывания данных лиц в должности — 70 лет.

Деятельность областных и приравненных к ним судов обеспечивается аппаратом данных судов. Руководит аппаратом администратор областного суда. Аппарат суда имеет свою структуру, зависящую от численности суда, в которую могут входить секретариаты председателя суда, президиума суда и судебных коллегий, различные отделы (например, отдел систематизации законодательства и обобщений судебной практики, отдел кадров, отдел правовой информатизации, финансово-экономический отдел и др.). В аппарат суда входят помощники председателя суда, его заместителей и помощники судей, начальники отделов, консультанты, специалисты и старшие специалисты, секретари судебного заседания и другие работники аппарата суда. Исключено последнее предложение.

6.4. Верховный Суд РФ

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом страны в системе судов общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ — непосредственно вышестоящая судебная инстанция по гражданским, уголовным, административным и иным делам по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов и флотов.

Организация Верховного Суда РФ предусмотрена ст. 129 Конституции РФ, ст. 19 Закона о судебной системе, гл. 2 Закона о судах общей юрисдикции.

Положение Верховного Суда в системе судов РФ обусловлено функциями, которые он осуществляет:

— в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

— изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел;

— разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ;

— реализует право законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ по вопросам ведения Верховного Суда;

— публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о его деятельности;

— реализует иные полномочия, предоставленные ему законом.

Полномочия Верховного Суда РФ как суда первой инстанции определяются УПК РФ и ГПК РФ. Например, в соответствии со ст. 31 УПК РФ Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства.

В сфере гражданского судопроизводства Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и др.

Приговоры, решения и другие судебные акты Верховного Суда РФ, вынесенные им при рассмотрении дел по первой инстанции, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в его Апелляционную коллегию.

Верховный Суд РФ является кассационной инстанцией для верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, военных судов военных округов и флотов. Он рассматривает дела по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, решения и другие судебные акты данных судов.

Верховный Суд РФ является высшей и последней надзорной инстанцией в Российской Федерации. Он рассматривает дела в порядке судебного надзора по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, решения, постановления и определения всех судов общей юрисдикции России.

В структуру Верховного Суда РФ входят Пленум, Президиум, Апелляционная коллегия, Военная коллегия, Коллегия по административным делам, Коллегия по гражданским делам, Коллегия по уголовным делам.

Пленум Верховного Суда (особое собрание всех судей) действует в составе председателя Верховного Суда, его заместителей и судей Верховного Суда.

Пленум Верховного Суда дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ в целях обеспечения единства судебной практики.

Кроме того, Пленум Верховного Суда утверждает по представлению председателя Верховного Суда из числа его судей составы судебных коллегий и секретаря Пленума; утверждает Научно-консультативный совет при Верховном Суде; утверждает в связи с представлением Президента РФ состав судебной коллегии судей Верховного Суда, принимающих заключения о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц; ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судей областных и равных им судов, судей арбитражных и военных судов; избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда; рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Федеральное Собрание РФ в порядке законодательной инициативы; заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда и отчеты председателя Апелляционной коллегии о деятельности Апелляционной и других коллегий; осуществляет иные представленные ему полномочия.

Пленум созывается, как правило, не реже одного раза в три или четыре месяца. В его заседаниях принимают участие Генеральный прокурор и министр юстиции РФ. Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Верховного Суда Генеральным прокурором или министром юстиции, рассматриваются по их докладам или докладам уполномоченных лиц. В обсуждении вопросов, вынесенных на заседание Пленума, могут участвовать и другие лица, приглашенные на Пленум.

Заседание Пленума Верховного Суда РФ является правомочным при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвовавших в голосовании. Постановление Пленума Верховного Суда РФ подписывает Председатель Верховного Суда и секретарь Пленума.

В состав Президиума Верховного Суда по должности входят Председатель Верховного Суда и его заместители, а также судьи Верховного Суда. Состав Президиума утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ со сроком на шесть лет. Одно и тоже лицо может быть назначено на должность Председателя Верховного Суда РФ неоднократно и на него не распростряняется установленный пределньный возраст в должности судьи.

Президиум в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым и вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; разрешает вопросы организации работы судебных коллегий, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда; утверждает положение об аппарате Верховного Суда, его структуру и штатное расписание; возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда; осуществляет иные предусмотренные законом полномочия.

Заседания Президиума правомочны при наличии большинства его членов, участвующих в заседании. Заседания Президиума по рассмотрению судебных дел проходят с участием Генерального прокурора РФ.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя и членов, являющихся судьями Верховного Суда. Она утверждается Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении председателя Верховного Суда и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Апелляционная коллегия в качестве суда второй (апелляционной) инстанции рассматривает гражданские и административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебными коллегиями по гражданским, административным делам и Военной коллегией Верховного Суда; рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам; осуществляет иные предусмотренные законом полномочия.

Судебные коллегии по административным, уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия формируются из числа судей Верховного Суда в составе председателя и членов соответствующей коллегии. Составы судебных коллегий утверждаются Пленумом Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда.

Судебные коллегии в пределах своих полномочий: рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику; осуществляют иные предусмотренные законом полномочия.

Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Председатель Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 6 Закона о статусе судей и ст. 21 Закона о судах общей юрисдикции:

— организует работу Верховного Суда РФ и в целом системы судов общей юрисдикции;

— распределяет обязанности между своими заместителями и судьями Верховного Суда;

— руководит организацией работы Апелляционной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда;

— осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда;

— созывает Пленум Верховного Суда и председательствует на его заседаниях;

— созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;

— формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда и назначает председателей данных составов;

— организует текущее и перспективное планирование работы Верховного Суда, осуществляет контроль за реализацией планов;

— организует работу по повышению квалификации судей Верховного Суда и других судов общей юрисдикции;

— организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

— устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

— осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместители председателя Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Заместители председателя Верховного Суда:

— в соответствии с распределением обязанностей между ними организуют деятельность соответствующей судебной коллегии и осуществляют контроль за работой аппарата этой судебной коллегии;

— председательствуют в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ или поручают это судьям Верховного Суда;

— информируют Пленум и Президиум В<



2015-11-10 2236 Обсуждений (0)
Финансовое и организационное обеспечение деятельности мировых судей 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Финансовое и организационное обеспечение деятельности мировых судей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)