Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 1 страница



2015-11-20 568 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




КИТАЙ

ИСТОРИЯ СТРАНЫ


ИСТОРИЯ СТРАНЫ


Глубока вера китайцев в то, что вселен­ная — природа и человек — постоянно стремится к равновесию и гармонии, так что если зло нарушает баланс, то для ис­правления ситуации необходимо добро, и таким образом Инь и Ян уравновешивают друг друга. Именно этот принцип красной нитью проходит через всю историю этой огромной страны с ее огромным населени­ем и величественной цивилизацией — ис­торию, которую мы попытались кратко очертить в этой книге.

Рейн Крюгер

Китай — это не просто другая страна, это другая планета, на которой обитают су­щества совершен но другой расы, мотивы слов и поступков которых подчиняются же­лезной многотысячелетней логике, для обычного человека не имеющей разумного объяснения.

Рональд Рейган

94(510) ББК 63.3(5Кит) К 78


<$£Щ^З&4-

Rayne Kruger

ALL UNDER HEAVEN.

A COMPLETE HISTORY OF CHINA

£> 2003 The estate of Rayne Kruger. All Rights Reserved. Authorised translation from the English language edition published by John Wiley & Sons, Ltd.

Перевод с английского Дмитрия Воронина, Юлия Гольдберга

Оформление серии А. Старикова

Крюгер Р.

К 78 Китай. История страны / Рейн Крюгер [пер. Д. Воронина,

Ю. Гольдберга; предисл. К. Королева]. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. - 544 с: ил.— (Биография Великих Стран).

ISBN 978-5-699-29936-2

Многовековое китайское государство — одна из величайших империй, когда-либо существовавших на Земле, которая завоевала огромные терри­тории, достигла поразительных высот в научном и культурном развитии, породила бессмертные сокровища философской мысли и прикладных ис­кусств. Данная книга содержит полное и подробное описание истории Под­небесной — от раннего палеолита до коммунистического периода XX века. Эта древняя и фанатично традиционная цивилизация, тысячелетиями раз­вивавшаяся в изоляции от Запада, являет нам образцы непревзойденного изящества и фантастической жестокости, утонченной поэзии и изуверских пыток, изысканной кухни и свирепых массовых казней, знаменитых боевых искусств и беспощадных войн до поголовного истребления противника. Увлекательное популярное изложение делает эту книгу интересной для самого широкого круга читателей.

УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит)

© Перевод. Д. Воронин, Ю. Гольдберг, 2008 © Предисловие. К. Королев, 2008 © Издание на русском языке.

ООО «Издательство «Мидгард», 2008
ISBN 978-5-699-29936-2 © Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ

О, Небо! Ты всех истин бескорыстней, Ты видишь все, что скрыто в нашей мгле, Ты помогаешь тем, кто в этой жизни Достойно существует на земле.

Цюй Юань. Лисао]

«Если спрятать лодку в бухте, а холм — в озере, скажут, что они в со­хранности, но в полночь силач унесет все на спине, а невежда ничего не будет знать. В каком бы подходящем месте ни спрятать большое или малое, оно все же исчезнет. Вот если спрятать Поднебесную в Поднебес­ной, ей некуда будет исчезнуть, — таков общий закон для всех вещей».

Китай на протяжении тысячелетий успешно выполнял этот завет своего великого философа Чжуанцзы: страна замыкалась в себе и на себя, оставаясь загадкой для остального мира. Европейцы восприни­мали Китай наряду с Индией — и, позднее, Японией — как страну эк­зотических диковинок; непривычным и непонятным казалось все — от языка и веры до придворного этикета и правил поведения в обществе.

Разумеется, китайская «самоизоляция» существенно отличалась от, к примеру, «великой изоляции» Японии: в конце концов, послед­няя — цепочка островов, до которой еще нужно доплыть, а Китай с его протяженной сухопутной границей, даже несмотря на строитель­ство Великой Китайской стены, физически не мог отгородиться от ино­земного влияния (благодаря которому, в частности, в Поднебесную проник буддизм). Тем не менее, страна многие века оставалась «зак­рытой» — и именно поэтому сумела сохранить самобытность до на­ших дней, вопреки глобальным цивилизационным процессам послед­них столетий. И сегодня, как и несколько веков назад, когда знания европейцев о Китае ограничивались сведениями Марко Поло и со­общениями отцов-иезуитов, первые миссии которых появились в Поднебесной в XVI веке, само слово «Китай» будоражит воображе­ние, олицетворяя собой Восток — загадочный, таинственный и по-прежнему непостижимый.

Согласно конфуцианской традиции, прародителями китайцев были первопредки Фуси и Нюйва, которым наследовал первый земледелец Шэньнун, а ему — основатель китайского государства Хуанди, «пер-

1 Перевод А. И. Гитовича.


6 Предисловие

вый император». С Хуанди, как утверждает традиционная историо­графия, начинается эпоха Пяти императоров: это сам Хуанди, Чжу-аньсюй, Ку, образцовые правители Яо и Шунь. Шунь передал трон усмирителю потопа Юю, а когда последний умер, люди пожелали видеть правителем его сына. Так в Китае появилась первая правя­щая династия — Ся, которой открывается эпоха Трех династий (Ся, Шан-Инь и Чжоу).

Этой эпохе наследовали эпоха Разделенных царств; эпоха Борю­щихся царств; эпоха Цинь, первый правитель которой взял себе ти­тул «хуанди», каковой принято переводить на другие языки как «им­ператор»; эпоха Хань; эпоха раздробленности, или «эпоха перемен», удивительным образом совпавшая со временем проникновения в Китай буддизма (I тысячелетие н. э.); эпоха Тан, вернувшая Подне­бесной ее «золотой век»; период Пяти династий и Десяти царств; эпо­ха правления монголов; эпоха Мин, когда были написаны романы, получившие наименование «классических» и составившие золотой фонд китайской литературы; и, наконец, маньчжурская эпоха Цин, в которую Китай фактически «законсервировался» с точки зрения культуры и идеологии, а завет Чжуанцзы о Поднебесной, которую надлежит спрятать в Поднебесной, превратился в основополагающий принцип государственной политики.

Века XIX и XX обернулись для Китая серьезными социально-эко­номическими потрясениями (колониальные войны, две революции, японская агрессия, режим Мао Цзэдуна), однако религиозно-мифо­логическая традиция продолжала существовать, вновь и вновь дока­зывая свою живучесть. Пожалуй, именно она является той «Подне­бесной в Поднебесной», о которой говорил Чжуанцзы. Сегодня в мире применительно к экономике Китая популярна метафора «Спящий дракон пробуждается»; что касается идеологии (в широком смысле слова), этот дракон в Китае не засыпал никогда.

Китай — безусловный социально-политический и культурный феномен человеческой истории. Нет другой цивилизации, которая отличалась бы такой же устойчивостью ко всем потрясавшим ее кри­зисам и выходила бы из них, говоря словами современного китай­ского поэта, «обновленной, но прежней». Верность традиции — Тра­диции, как предпочитал писать Рене Генон — проявляется в Китае во всем, в том числе и в идеологии, которая до сих пор определяет китайский взгляд на мир. Перефразируя отечественного синолога В. В. Малявина, который рассуждает о китайской цивилизации, мож­но сказать, что китайская идеология позволяет человеку вновь и вновь возвращаться к истокам человечности в себе, ибо ориентирована на «технику сердца». И в этом — секрет ее поразительного долголетия.

Кирилл Королев

ГЛАВА 1

От раннего палеолита до эпохи Шан

(700 000-1750 гг. до н.э.)

По своим размерам Китай близок к целому континенту — он лишь немного меньше Европы и больше Соединенных Штатов. Северная часть страны, расположенная в полуза­сушливой климатической зоне, характеризуется жарким ле­том и холодными зимами, которые приносят с собою снег. На зеленом, дождливом юге, в зоне субтропиков, даже в са­мые холодные зимы снег выпадает крайне редко. Три основ­ные речные системы, протянувшиеся с запада на восток, от­мечают на карте эти зоны, добавляя к ним еще и централь­ную область: на севере — Хуанхэ (которая уже десятки раз меняла свой курс к морю); в центре — Янцзы и на юге — Сицзян. На этой территории расположены холмы и горные хребты, пустыни и плодородные равнины, леса, джунгли, ущелья, бесчисленные реки и озера. Предки больших чело­векообразных обезьян, предки людей и, как позволяют пред­положить многочисленные доказательства, их общие пред­ки более двух миллионов лет оставляли в этой земле свои кости. На самом деле, на основании находок, сделанных в южном Китае в 1983 году, некоторые ученые выдвинули предположение, что наши первые предки появились имен­но тут, а не в Африке около десяти миллионов лет назад.


10 От раннего палеолита до эпохи Шан

Что касается истории Китая, то здесь существуют две противоречивые тенденции, которые привлекают к себе внимание. С одной стороны, ни один другой народ не про­являл большего усердия в регистрации исторических со­бытий, чем китайцы, которые приступили к ведению своих летописей в начале первого тысячелетия до н. э. и впослед­ствии пунктуально обновляли их династия за династией. С другой стороны, попыткам восстановить события более отдаленного прошлого отнюдь не способствовала суще­ствовавшая среди местных крестьян многовековая тради­ция использовать ископаемые остатки — так называемые «кости дракона» — для лечения всех мыслимых заболе­ваний, поскольку считалось, что драконы приносят здоро­вье и удачу. Эта практика не сулила особого вреда, чего, как заметил один британский ученый, нельзя сказать о большинстве лекарств, используемых в современной бри­танской фармакологии; однако она привела к поглощению большого количества бесценной информации в желудках легковерных крестьян.

Современные теории говорят о том, что четыре с полови­ной миллиарда лет назад Земля появилась из хаоса, шесть­десят миллионов лет назад тщедушные, похожие на земле­роек создания охотились на насекомых среди крон деревьев, а около десяти миллионов лет назад произошло разделение эволюционных ветвей человека и высших человекообразных приматов. При таких масштабах современный человек, ко­торый, как принято считать, появился около ста тысяч лет назад, кажется абсолютно новым продуктом эволюции.

До находок 1983 года считалось, что антропоидные пред­ки человека проникли из Африки на Яву, а оттуда в Китай. Они эволюционировали в древнейших истинных людей, Homo erectus (лат. «человек прямоходящий»), которые ос­тавляли следы своего присутствия на юге и севере централь­ного Китая примерно с 700 000 года до н. э. За этим последо-


От раннего палеолита до эпохи Шан 11

вало равномерное эволюционное развитие, результатом ко­торого стало появление представителя древнейших ископа­емых людей, известного в современных научных кругах как пекинский синантроп1. Это название он получил в честь од­ного из мест своего обитания, поскольку его скелетные остан­ки были впервые обнаружены в пещере, неподалеку от того места, где ныне находится город Пекин, а точенее, в двадцати пяти милях к западу — в горах у железнодорожной станции Чжоукоудянь. К тому времени — примерно около 400 000 го­да до н. э. — уже началось разделение человечества на пять основных расовых групп, одна из которых, монголоидная, как принято считать, получила свои гены от пекинского си­нантропа.

Размер его мозга, составлявший чуть больше 1000 куби­ческих сантиметров, приближался к 1350 см3 современного человека, но внешний облик был не слишком привлекатель­ным. Ростом около пяти футов, с низкими, нависшими бро­вями и скошенным подбородком, несомненно кровожадный и вонючий, он имел лишь три шанса из ста дожить до пяти­десяти лет. Он охотился в основном на оленей, но также и на леопардов, медведей, саблезубых тигров, гиен, слонов, носо­рогов, верблюдов, буйволов, кабанов и лошадей; в его раци­он входили орехи и дикие фрукты; и он поедал плоть, мозги и костный мозг и своих сородичей — людей, убитых удара­ми по черепу. Он готовил пищу, поскольку одним из первых в мире начал добывать и использовать огонь, и собирал ярко окрашенные камешки, возможно для того, чтобы, рассмат­ривая их в свете костра, удовлетворять свое зарождающееся эстетическое чувство. Синантроп оставил после себя боль­шое количество разнообразных каменных орудий.

1 Наряду с пекинским синантропом некоторые ученые выделя­ют другой, чуть более древний вид синантропа — лантьянский. — Примеч. перев.


12 От раннего палеолита до эпохи Шан

На протяжении 200 000-летнего проживания в пещере — есть ли где-нибудь еще жилище, которое бы на протяжении столь длительного непрерывного периода времени служило бы домом для человека? — он и его сородичи-троглодиты во всем Китае добились существенных эволюционных дости­жений. Их итогом стало появление непосредственного на­следника, Homo sapiens (это название — «человек разум­ный» — пишут на латыни, вероятно, потому, что иначе оно звучало бы как насмешка). Интересно, что неандерталец, предшественник Homo sapiens в Европе, по всей видимости, никогда не появлялся в Китае, и это подкрепляет позицию тех ученых, которые считают, что он был эволюционным тупиком, а не прямой дорогой, ведущей к современному че­ловеку. Вызывает интерес также и тот факт, что синантроп и его потомки несли в себе гены не только представителей раз­личных типов монголоидной расы, которых мы называем ки­тайцами, но и большинства дальневосточных рас, а также эскимосов и американских индейцев.

Хотя предки современного человека в Китае впервые до­стигли стадии Homo sapiens в нескольких разрозненных местах, разбросанных по югу и северу страны, примерно за 50 000 лет до н. э. люди, представлявшие разнообразные культуры, уже расселились по всей территории Китая. Наиболее известные останки их сородичей, датируемые XVIII тысячелетием до н. э., были найдены в тех же самых горах у Чжоукоудянь, где когда-то жил пекинский синант­роп, но в более высокой пещере, после этой находки полу­чившей название Верхняя пещера.

Они принадлежали культуре позднего палеолита и мезо­лита, следы которой встречаются во всех частях земного шара. Эта культура проявляла завидную изобретательность, без устали отмечая триумф Homo sapiens все новыми эво­люционными вехами. К окончанию последнего ледниково­го периода здешние люди стали «профессиональными» охот-


От раннего палеолита до эпохи Шан 13

никами и собирателями. Те из них, которые жили в Верхней пещере, охотились на тигров, леопардов, кабанов, волков, оленей и газелей в лесах и степях, а также ловили огромных рыб в близлежащих озерах. Они использовали не только ка­мень, но также кости, раковины и дерево, чтобы изготовлять копья и гарпуны со съемными наконечниками, луки и стре­лы и разнообразные специализированные инструменты с гладко отполированными лезвиями. Они строили времен­ные летние жилища вдали от «зимней» пещеры. Они исполь­зовали иглы с ушком, чтобы шить из кожи одежду и различ­ные емкости для хранения и переноски продуктов. Они усо­вершенствовали топор, изобрели кирку и тесло и, когда количество крупной дичи сократилось, начали изготавливать ловушки для мелких животных, а также крючки и сети для рыбной ловли. Новые инструменты привели к появлению выдолбленных из цельных стволов дерева каноэ, которые позволили людям добавить к освоенным территориям вод­ные просторы.

По всей видимости, это было первобытное клановое об­щество с наследованием по материнской линии, поскольку статус отца просто не мог возникнуть до тех пор, пока не была осознана неочевидная связь между совокуплением и бере­менностью. Путем логических построений ученые пришли к выводу, что древние люди имели тотемы, табу, обряд ини­циации и другие ритуалы, уважали мертвых, боялись духов, верили в женское начало или богиню-мать, а также облада­ли всеми прочими характерными особенностями, до сих пор сохранившимися среди примитивных племен. Очевидно, военные действия начались только в более поздний период: в конце концов, охотничьи угодья были большими, а насе­ление всего земного шара не хватило бы, чтобы заполнить со­временный мегаполис. Люди перемещались маленькими груп­пами, как та, которая оставила свои реликты в горах к западу от Пекина.


14 От раннего палеолита до эпохи Шан

После завершения последнего ледникового периода, ко­торый закончился около X тысячелетия до н. э., установив­шийся на Земле климат и геофизические условия предоста­вили человеку возможность сделать первые шаги от выжи­вания к цивилизации. Примерно к VIII тысячелетию до н. э. жители междуречья Тигра и Евфрата начали заниматься сельским хозяйством. Они засевали почву и одомашнивали животных. И начали изготавливать глиняную посуду, в чем более поздние поколения добьются огромного технологиче­ского прогресса. Но самое главное то, что эти достижения, обеспечив излишки и досуг, приводили к строительству го­родов, из чего вытекало появление науки, торговли, искус­ства и политики.

В послеледниковом Китае, который был более теплым и влажным, чем сегодня, сельскохозяйственная революция произошла позднее. Если взять область, расположенную на севере, проведя ее границы приблизительно в ста пятидеся­ти милях к западу от того места, где река Вэй впадает в Ху­анхэ, в нескольких сотнях миль вниз по течению последней, и в паре сотен миль с каждой из сторон, то перед нами пред­станет колыбель китайской цивилизации. Здесь, в плодород­ных равнинах и долинах, к началу V тысячелетия до н. э. люди достигли финальной стадии усовершенствования ин­струментов каменного века и основали множество сельско­хозяйственных общин.

В отличие от своих товарищей на юге, тоже научившихся делать глиняную посуду, но продолжавших жить в пещерах, они строили маленькие дома, как правило круглые, но иног­да и прямоугольные, от шести до девяти футов в диаметре, с глинобитными полами, обычно ниже уровня земли, а также выкапывали ямы для хранения зерна, которое обрабатыва­ли при помощи ступки и пестика. Они изготовляли копья, гарпуны, стрелы, мотыги, резцы и серпы; среди останков


От раннего палеолита до эпохи Шан 15

Девять девяток и конец зимним холодам. Китайская народная картина из коллекции академика В. М. Алексеева. По преданию, зимние холода в Китае длятся 81 день («девять девя­ток»). По таким календарям отмечали погоду каждого дня (круж­ки на поясах борющихся мальчиков — именно для пометок), чтобы знать, к чему готовиться, — к богатому урожаю или к засухе и т. д.

встречаются костяные вязальные спицы, заколки и бирюзо­вые украшения. В печах, нагревавшихся до девятисот граду­сов по Цельсию, они обжигали грубую глиняную посуду, обычно красного или коричневого цвета, кувшины и чаши без особых декоративных излишеств. Они одомашнили сви­ней и собак, а также экспериментировали с выращиванием различных видов местных растений, среди которых были два вида проса, артишоки, соя, чеснок, просвирник, лук и капус­та, а еще — персики, сливы, абрикосы, хурма и шелковица, не говоря уже о конопле. (На юге почва рождала иной, не менее широкий диапазон растений, включавший рис, таро, ямс, красную фасоль и шпинат, а также апельсины, кумква-ты, мушмулу, маслины - и чай.)


16 От раннего палеолита до эпохи Шан

Первые ясные представления о жизни древних сельско­хозяйственных общин, существовавших на протяжении V-IV тысячелетий до н. э., появлись в результате открытия ар­хеологической культуры Яншао, получившей свое название от деревни на берегу Хуанхэ. Распространение культуры Яншао не ограничивалось средним течением реки Хуанхэ, там, где в нее впадают реки Вэй и Фэнь — например, с реги­ональными вариациями, она отмечена также достаточно да­леко на западе, на северо-востоке, вдоль побережья, и в вер­ховьях Янцзы. Различные фазы ее развития продолжались около двух тысяч лет, оказав определяющее влияние на фор­мирование китайской цивилизации.

Люди продолжали заниматься охотой и рыболовством, а также собирать каштаны и лесные орехи в тогдашних изо­биловавших природными богатствами лесах. Но, по сути, это были сельскохозяйственные общины, как и их предше­ственники, выращивавшие просо (часть перерабатывалась в муку) на севере, рис на юге и разнообразные овощи; содер­жавшие не только одомашненных собак и свиней, но также крупный рогатый скот, овец и коз. И они стали разводить шелковичных червей, положив начало производству про­дукта, который, как ни один другой, отличает китайцев. Их техника сельскохозяйственного производства основалась на подсечно-огневом земледелии, и поэтому время от вре­мени они переносили свои поселения, чтобы оставить обра­батываемые земли под паром.

Эти поселения были большими, до шестнадцати миль в поперечнике. В них могло насчитываться до сотни домов, сгруппированных у центра, окруженного рвом, за которым с одной стороны находилось кладбище (для взрослых; детей хоронили в канавах между домами), а с другой — печи для обжига керамических изделий. Загоны для животных и кла­довые были сосредоточены в середине. Дома имели укреп­ленные огнем полы, расположенные ниже уровня земли,


От раннего палеолита до эпохи Шан 17

обмазанные глиной плетеные стены и соломенные крыши на деревянных столбах; в каждом доме был свой очаг. Дома были организованы группами, перед каждой обычно разме­щался более крупный по размеру дом с внутренними отго­роженными друг от друга помещениями, а иногда вытяну­тый по форме, более шестидесяти пяти футов в длину и двад­цати пяти в ширину. Организация этих поселений навела ученых на мысль о существовании клановой системы, кото­рая была вплетена в ткань будущего государства. Другим предвестником цивилизации стала керамика: изготовленная на гончарном круге, порой достаточно красивая, с тисненым орнаментом в виде циновки или прутьев корзины, либо гла­зурованная, с красными или черными узорами. Огромное значение имеют украшающие ее символы, в которых неко­торые ученые видят источник китайской письменности.

В течение III тысячелетия до н. э. представители культу­ры Яншао из различных регионов общались друг с другом — начался процесс построения нации, — и к концу тысячеле­тия эту культуру сменила более развитая культура Луншань. Наиболее примечательные археологические находки, отно­сящиеся к этой культуре, были обнаружены на всей обшир­ной территории средней части бассейна Хуанхэ, а также вдоль течения Янцзы и далее на восток до самого побере­жья. Дома теперь чаще имели прямоугольную форму и иног­да сооружались на приподнятой над землей платформе, а самой примечательной чертой поселений нового типа стала окружающая их стена. Китайцы начали формировать свою репутацию величайших строителей стен на земле. Например, в одном месте стена высотою двадцать футов и шириною тридцать тянулась вдоль периметра длиною около четырех­сот ярдов: начав свою работу с выкапывания рва шириною более сорока и глубиною пять-шесть футов, строители вы­ложили вдоль одной из его сторон слой лесса — местной оса­дочной горной породы желтого цвета, рожденной сухими


18 От раннего палеолита до эпохи Шан

северными ветрами, дующими со стороны пустынь, — и ут­рамбовали; затем добавили еще один слой лесса, чуть уже предыдущего, тоже утрамбовали и так далее, слой за слоем. В результате получилась стена, от края рва постепенно су­жающаяся кверху.

Эти стены свидетельствуют о потребности в обороне, а большое количество наконечников стрел и копий среди ар­хеологических находок — о периодически вспыхивавших боевых действиях: на самом деле, на одном из участков рас­копок были обнаружены останки скальпированных или обез­главленных людей. Более богатые захоронения, часто с ук­рашениями или предметами личного потребления, говорят о возросшей религиозности, как и появление ритуальных сосудов среди самой высококачественной керамики, изготов­ленной на гончарном круге и обоженной при высокой тем­пературе. (Высокотемпературный обжиг «ответственен» и за появление первых изделий из металла — медных сплавов и даже бронзы.) Интересным аспектом культуры Луншань является появление практики гадания по костям, в ходе ко­торой лопаточные кости животных обжигались до появле­ния на них трещин, затем истолковывавшихся как послания богов — добрых и злых, которые, где бы они ни существова­ли, живут в умах китайцев, по крайней мере умах простых и неискушенных, и по сей день: это не группы богов, как в ан­тичном греко-римском пантеоне, и не единственный бог, как в христианстве или исламе, а целые полчища.

Таким образом, в этот период китайской истории, извест­ный как период культур Яншао и Луншань, длившийся с V по II тысячелетие до н. э., произошли важные изменения: уси­ление дифференциации населения по богатству и полити­ческому могуществу, увеличение роли ритуалов (следует помнить о том, что ритуализованное поведение является одной из самых стойких характерных особенностей китай­ского общества), усиление насилия как во внутренних, так и


От раннего палеолита до эпохи Шан 19

во внешних взаимоотношениях, увеличение обмена товара­ми и идеями между различными центрами, зачатки метал­лургии и, в конце периода, появление искусства и знамени­той письменности. Мы добрались до зарождения китайской цивилизации.

Письменность развивалась на протяжении нескольких тысячелетий, от первых символов на керамических издели­ях V тысячелетия до н. э. до настоящих надписей на бамбу­ковых и деревянных дощечках, относящихся к XXII веку до и. э. Это был век, когда, согласно традиции, появилась пер­вая китайская династия — династия Ся. Сегодня ученые в целом согласны с тем, что династия Ся представляет собою исторический факт. В то время существовало несколько де­сятков маленьких «государств», и, возможно, Ся было сре­ди них самым сильным и развитым. По всей видимости, одна из столиц Ся находилась на берегу реки Ло, неподалеку от места ее слияния с Хуанхэ, в пределах той же самой обшир­ной территории распространения культур Яншао и Луншань. Здесь обнаружены остатки двух больших дворцов, один из них представляет собою в плане почти правильный квадрат со стороною триста пятьдесят футов. Камень, раковины и кости по-прежнему обеспечивали жителей Ся сельскохозяй­ственными орудиями, но в их обиходе присутствовали так­же сосуды и оружие из бронзы, не говоря уже о широком диапазоне гончарных и кожаных изделий.

Разумеется, ускорение прогресса на рубеже III и II тыся­челетий до н. э. происходило не только в Китае. Этот период также отмечен развитием устойчивых городских сообществ на территории Месопотамии, Ливана, Анатолии, Ирана и Центральной Азии, расцветом долины Инда, строительством пирамид, начавшимся с появлением первых египетских ди­настий, и прибытием древних греков (ахейцев) в Пелопон­нес. И здесь мы можем сделать паузу, чтобы подытожить содержание предыдущих страниц: за бессчетные миллионы


20 От раннего палеолита до эпохи Шан

лет в Китае человекообразная обезьяна эволюционировала в древнего человека, а затем в человека современного, кото­рый от обитавшего в пещерах охотника дошел до сопричаст­ности трем величайшим достижениям, сформировавшим наш мир, — практике земледелия, начавшейся на Среднем Востоке около VIII тысячелетия до н. э. и повлекшей за со­бой основание деревень и городов; развитию металлургии, также открытой на Среднем Востоке, после того как какой-то гончар, возможно, еще до начала III тысячелетия до н. э., впервые заметил, какое воздействие оказывает жар его печи на медь и другие минералы; и, наконец, регистрации собы­тий и общению при помощи письменности, по всей видимо­сти зародившейся в III тысячелетии до н. э. в храмах Шуме­ра, где местные жрецы вели с ее помощью учет подношений. Китайцы, особенно в центральной области, вокруг которой Хуанхэ по пути к морю описывает восточную часть своей гигантской, вытянутой на юг петли, откликнулись эхом на эти достижения, добавив к ним некоторые собственные от­личительные черты, такие как производство шелка. Но были ли эти достижения на самом деле всего лишь эхом того, что происходило на Западе, или же они явились спонтанными? Поиск ответа на этот вопрос, который давно является пред­метом ожесточенных споров, ставит перед нами новый воп­рос: как в те далекие времена культурные связи могли рас­пространяться на столь обширные и труднопреодолимые территории — преодолевать тысячи миль высочайших гор­ных хребтов и бескрайних пустынь?

Что касается земледелия, то возделыванию злаков на пло­дородных лессовых террасах, вытянувшихся вдоль реки Ху­анхэ, можно было научиться у самой природы, которая рас­пространяла и выращивала семена, в то время как содержа­ние в загонах послушных животных могло показаться более надежным способом обеспечения едой, чем охота. Китайская письменность имела длительный период местного созрева-


От раннего палеолита до эпохи Шан 21

ния, и она не содержит никаких признаков внешнего влия­ния. Таким образом, остается только металлургия. Китайцы начали выплавлять медную руду к III тысячелетию до н. э. Области, где это впервые произошло, имели собственные богатые запасы руды, и в то время как египтянам пришлось потратить целое тысячелетие на то, чтобы научиться полу­чать бронзу из собственной меди, китайцы открыли для себя бронзу очень рано (около 2200 г. до н. э.). Из-за того, что их медная руда обычно содержала примеси, в том числе и оло­ва, они могли наткнуться на процесс смешения меди и олова для получения бронзы по счастливому стечению обстоя­тельств.

Как бы то ни было, к 2200 году до н. э. из тумана истории проявилась первая китайская династия верховных правите­лей, династия Ся, смутное представление о которой долгое время позволяли составить только мифы и легенды, прежде чем археология сумела неуверенно подтвердить факт ее су­ществования.



2015-11-20 568 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (568)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)