Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Демократическое государство



2015-11-27 497 Обсуждений (0)
Демократическое государство 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Отказ от социалистической модели организации жизни российского общества, от социалистического устройства государственной власти и способа производства, означал формирование рыночной экономики, основанной на многообразии форм собственности и свободе предпринимательства. Вместе с тем, РФ изначально приступила к строительству не капитализма классического образца, который исчерпал себя на Западе к 80-м гг. 20в., а постиндустриального общества. Неизбежным следствием производимого социально-экономического скачка стал переходный характер современной государственности в России.

Среди специфических черт переходного периода, в котором находится современное российское общество, следует назвать наличие элементов тоталитарного прошлого (отдельные сферы старой административной практики, стремление к возврату старых порядков, высокий уровень коррупции) и одновременного ряда демократических институтов, таких, к примеру, как многопартийность, гласность, разделение властей на три ветви, институт референдума.

Сочетание элементов старого и нового, накладывает отпечаток на организацию государственной власти, на государственно-правовой режим РФ, взаимоотношения центра и регионов. С учетом специфики российского общества, в переходный период к рынку сохраняется ведущая роль государства. Эта тенденция обусловливается следующими обстоятельствами:

1.только государство как официальный представитель общества, способно вырабатывать и реализовывать конкретную экономическую политику в масштабе всей страны.

2.посредством законодательства государство может регулировать отношения собственности, устанавливать правовые основы функционирования рынка.

3.государство располагает специальным аппаратом охраны и защиты прав и свобод личности.

4.через государственный бюджет государство аккумулирует средства обеспечения экономической и любой иной безопасности общества.

В РФ сохраняется смешанная форма правления с сочетанием элементов президентской и парламентарной республик, со значительным перевесом в сторону президентской – Президент РФ является главой государства. Переходное состояние неустойчиво, а потому вызывает ряд трений: например, неразвитость навыков демократического управления, в т.ч. самоорганизации и самоуправления, или стремление руководящих слоев к консервации существующих порядков, характеризующихся высокой криминогенностью, коррупционностью власти и правовым нигилизмом со стороны масс наряду с правовым беспределом властей.

Обострение борьбы за власть привело в ходе октябрьского кризиса 1993г. к ликвидации института Советов, как одного из осколков старой государственности, и заменой их новой формы правления в России, что законодательно было оформлено Конституцией 12 декабря 1993г. Согласно Основному Закону РФ, главой государства является Президент РФ, пост которого последовательно занимали Б. Н. Ельцин (1990-2000), В. В. Путин (2000-2008), Д. А. Медведев (2008-2012), В.В. Путин (с 2012г.).

 

Конституция 1993г.

 

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность строя, создает баланс институтов государственной власти. Конституция РФ – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя.

Необходимость подготовки новой Конституции РФ была провозглашена еще 1-м съездом народных депутатов РСФСР (1990г.), на котором была создана Конституционная комиссия во главе с Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным. Судьба проекта напрямую зависела от той политической борьбы, которая разворачивалась в стране. Разработка новой конституции заметно активизировалась после апрельского референдума 1993г. Инициатива исходила от Президента, поскольку Б. Н. Ельцин намеревался принять собственный проект Конституции, согласно которому страна становилась бы президентской республикой. В соответствии с его указом в июне 1993г. для завершения подготовки проекта конституции было созвано Конституционное совещание, в работе которого принимали участие представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры.

После преодоления политического кризиса начала октября 1993г., 12 декабря 1993г. окончательный проект был вынесен на общероссийский референдум, по результатам которого Конституция вступила в силу со дня опубликования – 25 декабря 1993г.

Конституция РФ предусматривает, что государственная власть осуществляется на основе демократического принципа разделения властей на 3 ветви, причем органы каждой из этих ветвей власти самостоятельны и не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией и законодательством. Таким образом, принцип разделения властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и реальное, взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех ветвей власти не может ущемить или подчинить себе другие, и обязывает действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества. Для того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция предусматривает сочетание принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и составляющими ее субъектами.

Приоритет демократических ценностей и верховенства закона сознается высшим руководством страны. В послании Федеральному Собранию 10 мая 2006г. Президент РФ заявил: «авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения». Сохранение единства страны и возвращение ее к состоянию управляемости, пусть с перекосами и чрезмерной ролью федерального центра и раздражением регионов в связи с ограничением их самостоятельности – это весомый плюс.

Проблемы федерации.

Распад СССР подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик в самой России. Осенью 1991г. все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами, а большинство автономных областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области также начали открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. До принятия новой конституции, на путь принятия актов, противоречащих Основному закону РФ, стали субъекты федерации: в их нормативных актах разной юридической силы появились нормы, идущие вразрез не только с конституцией страны, но и с принципами федерализма: право выхода из РФ, введение гражданства и проч.

Угроза распада России оказала воздействие на процесс подготовки новой Конституции, предусматривавшей равенство прав субъектов Федерации. Наиболее тяжелой оказалась ситуация в Чеченской республике, где проблема решалась силовым путем в ходе двух «чеченских» войн. До 2000г. действенный механизм приведения законодательства субъектов федерации в соответствие с федеральным законом, отсутствовал (к осени 2000г. из 89 субъектов договор с федеральным центром имели лишь 68 субъектов федерации). Отсюда – создание новым Президентом РФ В. В. Путиным федеральных округов и института полномочных представителей президента в них.

В августе 2000г. были приняты поправки в закон 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в соответствии с которыми Президент получил право после соответствующего предупреждения, обращения в суд, через принятие закона Государственной Думой распустить законодательный орган субъекта, своим указом отрешить от должности высшее должностное лицо. По существу, этот закон регламентировал процедуру федерального вмешательства в политическую практику субъекта федерации. Закономерным итогом, подводящим разногласия как в правовом, так и в государствообразующем поле, стало изменение практики выборов главы субъекта федерации: с 2004г. правом их назначения обладает Президент РФ, что, безусловно, сыграло громадную роль на пути предотвращения «расползания» федерации к суверенным образованиям

Государственное устройство РФ в настоящий момент характеризуется переходным состоянием. Сегодняшнее конституционное закрепление федеративного устройства России представляет собой политический компромисс различных интересов и подходов к гос. устройству страны. Продолжением этого компромисса стал договорный процесс – заключение договоров между РФ и отдельными ее субъектами. Такая практика девальвирует роль Конституции РФ в жизни общества, поскольку происходит вытеснение конституционного регулирования федеративных отношений договорным, устанавливается неравенство правового статуса субъектов Федерации, что ведет к внутренним конфликтам.

Жесткий курс, проводимый в 2000-е годы, позволил сохранить федерацию и предотвратить вероятный распад страны.

 

Заключение.

 

Современное российское государство строит свою государственность и правовую систему по западным образцам гражданского общества и демократического устройства. Вместе с тем, российская государственность имеет свои особенности, свое своеобразие, что является следствием как русской государственной традиции, выпестованной веками евразийского положения – моста между Европой и Азией, так и советским наследством. Самобытность российской государственности исторически включала в себя такие компоненты:

1.православие как форма коллективного сознания. Это предполагало склонность к мессианству, т.к. долгое время Россия являлась единственной независимой страной в мире, где господствовало православие, а затем – единственной православной великой державой.

2.самодержавие, понимаемое как сильное государство и всемерная централизация государственной власти.

3.общинность как форма жизнедеятельности львиного большинства русской нации. Данная бытовая сторона жизни российского крестьянства, в силу своей институциональной структуры неизменно накладывала отпечаток на гос. организацию.

4.внутренняя колонизация как активное освоение соседних территорий, и включение их в состав метрополии на принципах равноправия.

Наиболее важной составляющей современной российской государственности, имеющей примат в данный момент времени, является государственно-правовое наследство СССР, юридическим преемником которого в системе международных отношений является Российская Федерация.

 



2015-11-27 497 Обсуждений (0)
Демократическое государство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Демократическое государство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (497)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)