Инженерные сооружения, дамбы, мосты, подпорные стенки, плотины, откосы
Дамба – это гидротехническое сооружение, представляющее собой барьер для текущей воды или сдерживающий текучую воду. Д. строятся в низких местах долин, в болотах и руслах рек, а также вдоль морских берегов, для проведения полотна дорог над водою, или же для целей гидротехнических. Виды дамб: 1)напорные оградительные – предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления, наводнений; 2)безнапорные – для регулирования русел рек; 3)сопрягающие – для соединения сооружений гидроузла с берегами. Кто возводит: бобры; люди; поток воды – может наносить бревна и устроить затор или вследствие образования во время ледохода. По материалам дамбы бывают: грунтовые; по методу возведения подразделяется на намывные, насыпные и созданные с помощью направленного взрыва; каменные; из каменной кладки; каменно-земляные; бетонные, железобетонные. По конструктивным признакам: гравитационные; контрфорсные; арочные; из металлоконстукций; деревянные; из специальных искусственных материалов. По срокам, на которые возводится: постоянные; временные (например, на время наводнений создают дамбы из мешков с песком; для отведения водного потока на время проведения строительных работ в русле реки). Мост, или переход, создается для сообщения между берегами рек, протоков, каналов, ручьев, оврагов, для обеспечения прохода на острова. В зависимости от назначения мосты могут быть из камня, дерева, реже кирпича или металла. Местоположение моста определяется конкретными условиями и, прежде всего, очертаниями и размерами водоемов, архитектурно-планировочным решением территории, возможностями создания наиболее интересных композиций с гармоничным включением в создаваемый пейзаж сооружения выразительной архитектуры. Конструктивные решения, силуэт и художественное оформление мостов должны находиться в единстве с окружающим ландшафтом. Нередко их применяют для подчеркивания масштаба или логичного завершения дальних перспектив. Строительство моста должно быть функционально оправданно и согласовано с сетью аллей, тропинок и их пропускной способностью. Мост может выполнять функции видовой площадки — с него в сторону водных поверхностей открываются живописные панорамы Подпорные стенки – сооружения, ктр. устраивают на участках со сложным рельефом. По назначению стенки бывают: 1)Укрепительные – удерживают грунтовые массы от сползания. 2)Декоративные – выполняют архитектурно-художественную функцию По высоте: Низкие до 1 м. Средние 1-2м. Высокие более2м. Низкие стенки не нуждаются в фундаменте. Толщина основания рассчитывается в зависимости от высоты и типа грунта. На глиняных грунтах 1:4. На сыпучих 1:2.. Основание стенки больше чем верхняя часть. По типу конструкции: гравитационные и свайные. Гравитационные обеспечивают устойчивость за счет массы стенки и массой грунта находящийся над подошвой конструкцией. Свайные – облегченные конструкции, защемленные в грунтовом основании. Для повышения устойчивости стенок при проектировании предусматривают: 1)Заднюю грань стенки проектируют с наклоном в сторону засыпки; 2)Устраивают дренаж в засыпке; 3)Увеличивают шероховатость задней грани стенки; 4)С лицевой стороны устраивают выступ – консоль (для предотвращения опрокидывания). Основными элементами конструкции подпорной стенки являются фундамент, тело, дренаж и водоотвод. Фундамент – подземная часть несущей конструкции подпорной стенки. Бывает ленточный и свайный. Ленточный представляет собой монолитную или сборную, состоящую из отдельных блоков конструкцию, повторяющую линию подпорной стенки. Свайный более глубокий, чем ленточный, ряды свай заглубляют в грунт на несколько метров. Глубина фундамента принимается в зависимости от конструкции и высоты стенки, глубины промерзания, залегания грунтовых вод, от типа грунтов. Тело подпорной стенки – надземная часть несущей конструкции, ктр. выполняет и декоративные функции. По конструкции тело стенки бывает: 1)Жесткозакрепленные (монолитные конструкции из бетона, кладки из камня, кирпича или бетонных блоков, связанных цементным раствором). 2)Упругие (могут выдерживать небольшие деформации без растрескивания – сухая кладка). Дренаж и водоотвод. Дренаж используют для повышения прочности конструкции за счет снижения давления воды со стороны грунта, предотвращает эрозию, морозное пучение грунта. Для организации поверхностного стока верхнюю часть подпорной стенки планируют с уклоном 200/00 в сторону отводящей канавы, ктр. проектируют вдоль стенки и связывают ливневой сетью. Подпорная стенка в сочетании с цветочными растениями является основой декоративного оформления резкого перепада между террасами, а иногда - основным фоном и ограждающим сооружением отдельных газонных участков и площадок. Возможно применение вертикального озеленения с использованием вьющихся растений. В этом случае заранее в стенку заделывается анкер для укрепления трельяжа или другой опоры, так как вьющиеся растения плохо держатся на гладкой поверхности бетона. В тело подпорной стенки можно вмонтировать конструкции лестниц, скамей, пристенных и питьевых фонтанчиков и другие декоративные элементы. Высокие подпорные стенки иногда заменяют несколькими стенками меньшей высоты для создания более спокойного высотного перехода между террасами. На таких переходных террасах устраивают видовые площадки с газонами и цветниками. Плотина – это гидротехническое сооружение, прегрождающее поток воды или водоем для подъема уровня воды (предназначено для регулирования стока). По отношению к пропуску стока плотины подразделяются на глухие, водосливные и фильтрующие (наподобие бобровы деревянно-веточных плотин). По основным используемым материалам плотины могут быть грунтовые (однородные и неоднородные), каменные, каменно-набросные, габионные, каменно-земляные, намывные, из армированного грунта, деревянные, ряжевые, бетонные, железобетонные и др. По способу возведения земляные плотины можно подразделить на: насыпные с уплотнением, намывные, взрывонабросные и др. Применяется на значительных территориях, а также не территориях с существующей застройкой. Ширина дамбы (b) должна быть в верхней части не менее 4,5м для обеспечения проезда обслуживающего транспорта. Дамба м.б. использована для движения транспорта, может служить местом для отдыха населения. На дамбах иногда устраиваются бермы шириной 1,5 – 2м. Откосы укрепляются дерновкой, мощением, камнем, бетоном, облицовкой. Откосы – искусственно созданная наклонная поверхность, ограничивающая естественный или насыпной массив грунта, расположенный между горизонтальными участками, различающимися по высоте. Также откосы проектируют для укрепления береговых линий и при необходимости преобразования склонов с помощью террасирования. Откос хар-ся высотой и длиной горизонтального заложения и крутизной. Высота откосов не более 2,3 – 3м. Для повышения устойчивости высоких откосов и предотвращения возможного сползания грунта в середине откоса размещают горизонтальную площадку – берму, при этом нижнюю часть откоса проектируют более пологой чем верхнюю. Откосы можно устраивать как путем выемки грунта, так и путем насыпи. В зависимости от расположения откосы могут быть сухими и влажными (открытые русла водоемов). Укрепление откосов может выполняться с помощью посева трав или посадки кустарников, ктр. своими корнями способны удерживать слой грунта, предотвращая его размывание. Также используют габионные конструкции, георешетки, геотекстильные материалы, газонные решетки. Для устойчивых грунтов уклон применяется 1:1; 1:0,5 (45-600). Для грунтов средней устойчивости до 1:1,5 (супеси, суглинки). Для сыпучих грунтов крутизна 1:1,5 и менее.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4481)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |