Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 3. Советско-польская война 1919-1920 гг. и ее итоги



2016-01-05 793 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Советско-польская война 1919-1920 гг. и ее итоги 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучая международное положение накануне войны, подчеркните, что белорусские земли в очередной раз оказалась в сфере геополитических интересов России и Польши. Объясните позицию мировых держав на Парижской конференции (январь 1919 г.) по вопросу о независимости Беларуси. Кто поставил такой вопрос? 28 июня 1919 г. Германия подписала Версальский договор. Подчеркните, что великие державы, прежде всего Франция, потворствовали политическим амбициям Польши с надеждой, что эта страна может противостоять и Германии, и советской России.

Вспомните, что польское государство возродилось после капитуляции Германии в ноябре 1918 г. На какие территории оно претендовало? Охарактеризуйте пропагандистские обещания Ю. Пилсудского и реакцию жителей Беларуси на них. Почему Советская Россия была заинтересована в белорусских землях?

14 февраля 1919 г. стычка польских войск и Красной Армии положила начало войне. Расскажите о ходе военных действий. Назовите причины отступления Красной Армии. Очертите линию фронта, державшуюся с июля 1919 г. до марта 1920 г. (Любань–Борисов–Полоцк–Двинск).

Рассмотрите деятельность польских властей на оккупированной территории Беларуси. Подчеркните, что здесь был установлен жесткий оккупационный режим: восстанавливалось помещичье землевладение, проводились реквизиции, многие деятели белорусского национального движения оказались в тюрьмах. Вновь началась полонизация. Польская оккупация вызвала сопротивление белорусского народа и создала благоприятную почву для распространения большевистской пропаганды.

Расскажите о белорусском движении на оккупированных территориях, о возобновлении деятельности Рады БНР (ноябрь 1919 г.). Обозначьте две позиции Рады по отношению к польским властям и объясните ее раскол на антипольскую Народную Раду БНР и пропольскую Наивысшую раду БНР. Остановитесь на позиции партии белорусских эсеров, поясните, почему они обратились за помощью к большевикам. Расскажите о деятельности большевистского подполья.

Подчеркните, что с декабря 1919 г. существовало смоленское эсеро-большевистское соглашение о совместных действиях против польских оккупантов. Партизанской борьбой руководил созданный в Минске Белорусский повстанческий комитет. Определите, с какой целью ленинское правительство, разворачивая подполье и отряды «красных партизан», использовало белорусское движение. Левые эсеры надеялись вместе с белорусскими коммунистами получить власть в созданном после изгнания поляков белорусском советском государстве. Бывшие эсеры создали в январе 1920 г. Белорусскую коммунистическую организацию (БКО), которая стремилась развернуть партизанскую борьбу против поляков и направить белорусское движение в «красное» русло. Объясните, почему большевистское движение в Беларуси в условиях войны превращалось в одно из основных идейно-политических течений в белорусском обществе.

Разберите материал о наступлении Красной Армии в мае-июле 1920 г. и его итогах, о попытках большевиков превратить эту войну в средство экспорта революции (наступление на Варшаву и его провал). Подчеркните, что большевики устанавливали границы между государствами без учета интересов белорусского населения. Остановитесь на условиях подписания в июле 1920 г. мирного договора с Литовской республикой (признание независимости, передача Литве Виленской и Гродненской губерний с городами Гродно, Щучин, Лида, Ошмяны, Сморгонь, Браслав). Этот договор означал прекращение существования ЛитБел. Дополните, что по договору с Латвией, заключенному в августе 1920 г., Россия передала ей пограничную полосу белорусских земель Витебской губернии вместе с Двинском.

Рассмотрите действия советского правительства по восстановлению белорусской государственности. Расскажите о втором провозглашении ССРБ (Советская Социалистическая Республика Белоруссия) 31 июля 1920 г. Подчеркните, что территория республики не имела четких границ и состояла из 18 уездов преимущественно Минской губернии. Функции правительства выполнял Военно-революционный комитет во главе с А. Червяковым.

Отметьте, что ситуацию на белорусских землях осложнило активизировавшееся антисоветское вооруженное движение. На Полесье в октябре-декабре 1920 г. действовал отряд генерала С. Булак-Булаховича. В ноябре 1920 г. произошло Слуцкое вооруженное восстание, его участники высказались за признание власти БНР. Выступления были также в Койдановском, Игуменском и др. уездах.

Отметьте, что в условиях польского контрнаступления и усиления антисоветского движения на территории Беларуси осенью 1920 г. советское правительство вынуждено было пойти на мирные переговоры с Польшей. В октябре 1920 г. в Риге советская Россия и Украина с одной стороны, и Польша – с другой, заключили перемирие и предварительные условия мирного договора. Признавалась независимость не только советской Украины, но и советской Беларуси. Подчеркните, что после подписания советско-польского перемирия за ССРБ осталось всего шесть уездов бывшей Минской губернии – Минский, Борисовский, Бобруйский, Игуменский, Мозырьский и Слуцкий (52,3 тыс. км 2), где проживали чуть более 1,5 млн. человек. Польше отходила территория Западной Беларуси с населением 4,6 млн. чел. Советско-польская граница находилась всего в 30 км от Минска. Мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 г. без участия белорусской делегации. Он подтвердил предыдущую договоренность России и Польши о разделе Беларуси и Украины.

Подводя итоги, сделайте вывод о влиянии советско-польской войны 1919-1920 гг. на судьбы белорусского народа.



2016-01-05 793 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Советско-польская война 1919-1920 гг. и ее итоги 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 3. Советско-польская война 1919-1920 гг. и ее итоги

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (793)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)